Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
рабочая программа по психологии
Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни.
Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_professiy_5-6_klass.docx | 26.44 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2» г.Тарко-Сале Пуровского района
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43, тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru
Рабочая программа внеурочной деятельности
"Азбука профессий"
для учащихся 5 и 6 классов,
срок реализации – один учебный год, 34 часа,
направление – общеинтеллектуальное
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни.
Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.
Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда.
У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа курса «Мир профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса «Мир профессий» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Отличительными особенностями программы курса «Мир профессий» являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
Цели, задачи и принципы программы
Цель Программы – оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения.
Основные задачи реализации Программы:
∙ формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;
∙ обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
∙ формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе;
∙ приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- психологическая комфортность.
На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования.
Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности.
Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.
Программа курса «Мир профессий» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Программа курса «Мир профессий» рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей.
Объем: Программа курса «Азбука профессий» рассчитана на 70 часов: 5 класс – 34 ч, 6 класс – 34 ч и предполагает проведение 1 занятия в неделю в каждом классе.
Срок реализации – 2 года.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
«Азбука профессий»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «Азбука профессий», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее:
∙ овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
∙ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
∙ формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей.
Формы учета знаний, умений
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений «Профессии моих родителей», «Почему мне нравится профессия». По окончании курса предусмотрено:
∙ составление презентации;
∙ проведение занятия в игровой форме «Экскурс в мир профессий» (5 кл.), КТД «Все работы хороши, выбирай на вкус» (6 кл.).
Календарно-тематический план
5 класс
№ п/п | Темы | Кол.часов | Виды деятельности |
1 | Вводное занятие | 1 | Дискуссия |
2 | Многообразие мира профессий | 1 | Просмотр презентации, отгадывание загадок |
3 | Редкие профессии | 1 | Просмотр презентации, беседа |
4 | Мужские профессии | 1 | Круглый стол, беседа |
5 | Профессии моих родителей | 1 | Написание сочинения-рассуждения |
6 | Профессии нашей школы | 1 | Составляем список профессий в школе, выбираем профессии, составляем вопросы для интервью |
7 | Профессия «повар». Экскурсия в столовую | 1 | Знакомство с содержанием профессии. Интервью (профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж. |
8 | Профессии «учитель», «воспитатель» | 1 | Проблемная ситуация: какими должны быть учитель, воспитатель? |
9 | Профессии «психолог», «социальный педагог» | 1 | Встреча с работниками социально-психологической службы. Интервью, фоторепортаж |
10 | Профессия «библиотекарь» | 1 | Экскурсия в библиотеку, интервью, фоторепортаж |
11 | Профессия «логопед» | 1 | Встреча с логопедом |
12 | Редкие профессии | 1 | Круглый стол. Дискуссия. Краткая характеристика профессий |
13 | «Что мы узнали» | 1 | Викторина, презентация |
14 | Профессии сферы услуг | 1 | Просмотр презентации, беседа |
15 | Экскурсия в музей Хлеба | 1 | Встреча с работниками музея, интервью, фоторепортаж |
16 | «Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель», «пожарный» | 1 | История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии |
17 | Экскурсия в пожарную часть | 1 | Фоторепортаж, интервью |
18 | Мир интересных профессий | 1 | Необычные профессии. Просмотр презентации, беседа |
19 | «Почему мне нравится эта профессия …» | 1 | Написание сочинения-рассуждения |
20 | Профессия «художник» | 1 | Встреча с художником. |
21 | Игротека «Угадай профессию» | 1 | Анаграммы, ребусы, викторина |
22 | Встреча с родителями | 1 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна ваша профессия?» |
23 | Экскурсия в музей истории телефона | 1 | Люди каких специальностей связаны с разработкой телефонов и т.п, чем они занимаются? Интервью, фоторепортаж. |
24 | Профессия «врач» | 1 | Пресс-конференция со школьной медсестрой. Профессионально-важные качества, риск профессии. Оказание I медицинской помощи |
25 | Экскурсия в магазин. Профессия «продавец» | 1 | Интервью. Краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества. Фоторепортаж. |
26 | Профессия «полицейский» | 1 | Встреча с полицейским; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии. |
27, 28 | Экскурсия в «Кожгалантерейное предприятие „Бебеля“» | 2 | Знакомство с профессиями работников предприятия |
29 | Профессиональный турнир | 1 | Урок-игра |
30, 31 | «Кем я хочу стать?» | 2 | Беседа. Составление плана рассказа, презентации:
|
32-33 | «Экскурс в мир профессий» | 2 | Подготовка к занятию. Проведение игрового занятия |
34 | Заключительное занятие | 1 | Обобщение, систематизация знаний учащихся |
Календарно-тематический план
6 класс
№ п/п | Темы | Кол.часов | Виды деятельности |
1 | Беседа «Мир профессий» | 1 | Дискуссия |
2 | «Смешанные» профессии | 1 | Просмотр презентации, отгадывание загадок |
3 | Профессия «кулинар» | 1 | Круглый стол, беседа |
4 | «Юный кулинар». Пробуем себя в роли кулинара | 1 | Профессиональная проба в роли кулинара |
5 | «Кем быть, каким быть?» | 1 | Написание сочинения-рассуждения |
6 | Конкурс рисунков «Профессии, которые нас окружают» | 1 | Рисование |
7 | Викторина «Экскурсия в мир профессий» | 1 | Презентация. Ответы на вопросы викторины |
8 | Что такое сфера обслуживания? (парикмахер,визажист,маникюрщица, продавец) | 1 | Знакомство с содержанием профессий. |
9 | Экскурсия в парикмахерскую | 1 | Встреча с работниками сферы обслуживания. Интервью(профессионально-важные качества, риски профессии), фоторепортаж |
10 | «Юный парикмахер» | 1 | Профессиональная проба в роли парикмахера |
11 | «Я – маникюрщица» | Профессиональная проба в роли маникюрщицы | |
12 | Экскурсия в магазин | 1 | Экскурсия в магазин, интервью, фоторепортаж |
13 | Профессии моей семьи | 1 | Круглый стол. Дискуссия. Краткая характеристика профессий. Рассматривание фотографий с работы родителей |
14 | Профессии нашего метро. | 1 | Круглый стол, презентация |
15,16 | Выпускники нашей школы и их профессии. | 2 | Презентация, дискуссия |
17 | Музей телевидения. Профессии людей, работающих на телевидении. | 1 | экскурсия |
18, 19 | Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир) | 2 | История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии |
20, 21 | Морское путешествие: матрос, рулевой-моторист, судоводитель, электромеханик | 2 | История профессии; краткая характеристика профессии; профессионально-важные качества, риски профессии |
22 | Мир необычных профессий | 1 | Необычные профессии. Просмотр презентации, беседа |
23 | Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии | 1 | Презентация. Работа с книгой «Выбор профессии» |
24 | Рекламный бизнес | 1 | Работа с книгой «Выбор профессии», презентация |
25 | Логистик | 1 | Работа с книгой «Выбор профессии», презентация |
26 | Мерчендайзер | 1 | Работа с книгой «Выбор профессии», презентация |
27 | Промоутер | 1 | Работа с книгой «Выбор профессии», презентация |
28 | Урок-игра | 1 | Сюжетно-ролевые игры |
29, 30 | «Кем я хочу стать? | 2 | Беседа. Составление плана рассказа, презентации:
Риски профессии |
31 | Профессиональный турнир | 1 | Урок-игра |
32, 33, | КТД «Все работы хороши, выбирай на вкус» | 2 | Подготовка к занятию. Проведение праздника |
34 | Заключительное занятие | 1 | Обобщение, систематизация знаний учащихся |
Литература
- Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально-важных качеств. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
- Бондарев В.П., Кропивянская С.О. Успешный выбор профессии. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 144 с. – (Современная школа: управление и воспитание).
- Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер, 2007. – 160с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса
Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса
Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....
рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"
программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Курс «Азбука профессий» реализует познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»
Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения»
Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Азбука общения» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5 А классов, воспитание личности подростк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Азбука общения» 7 класс Общекультурное направление
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблем...