Рабочая программа Внеурочной деятельности "Выбираем профессию"
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа Внеурочной деятельности 14-15 лет "Выбираем профессию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybiraem_professiyu_9_klass_-_kopiya.docx | 39.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Выбираем профессию» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе образовательной программы ГБОУ школы № 582 Приморского района Санкт-Петербурга.
В соответствии с ФГОС ООО, основная образовательная программа соответствующего уровня образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы. Она позволяет учесть индивидуальные особенности и потребности обучающихся, обеспечить достижение ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) за счёт расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность.
Основой для разработки программы внеурочной деятельности служит: «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. — 223 с.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьника, позволяет развивать его личность в рамках: социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях.
Комплексная программа включает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками и занятия крупными блоками — «интенсивами». Интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.
Цель: создать систему мер, способствующих формированию у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному определению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в стране и регионе.
Задачи:
- способствовать всестороннему раскрытию личности учащегося как необходимому условию выбора будущей профессиональной деятельности;
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомить их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, профпригодности и компенсации способностей; раскрыть риски ошибок в выборе профессии;
- сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
- сформировать умения планировать профессиональную карьеру.
Общая характеристика курса
Программа «Выбираем профессию» нацелена на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, воспитание человека гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти свое место в нем, общаться с окружающими, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить и нести ответственность за свои действия.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками в том числе в каникулярное время по нелинейному расписанию.
Данная программа внеурочной деятельности разработана для учащихся средней школы. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов одной параллели.
Программа внеурочной деятельности «Выбираем профессию» основывается на следующих принципах:
Принцип общественной направленности воспитания – содержание программы социальной направленности должно соответствовать потребностям страны, гуманистическим нормам общества.
Принцип субъективности – деятельность в рамках реализации программы должна развивать способность ребенка осознавать собственное «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром.
Принцип учета индивидуальных, возрастных, половых, личностных характеристик и интеллектуальных возможностей школьников способствует учету внеучебных интересов, которые ученик раскрывает, участвуя в различных проектах, конкурсах, соревнованиях.
Принцип стимулирования активности личности, ее участия в социально-полезной деятельности осуществляется за счет вовлечения школьников в общественно-полезную работу, которая может включать в себя социальные проекты различной направленности.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.
Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Во внеурочной деятельности используются разнообразные формы организации деятельности обучающихся:
- Беседа;
- Диспут;
- Игра;
- Клубное мероприятие;
- Конференция;
- Круглый стол;
- Проектная деятельность;
- Теоретические занятия;
- Экскурсии и др.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Выбираем профессию»
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Реализация программы в основной школе должна обеспечить следующие личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к своим поступками, самостоятельному выбору
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Метапредметные результаты:
- умение осознанно выбирать направления и формы любительских занятий, увлечений, хобби;
- адекватная оценка своих возможностей.
Предметные результаты:
- знание мира профессий;
- профессиональное самоопределение
- опыт презентации профессии.
Воспитательный результат программы внеурочной деятельности
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Место курса в плане внеурочной деятельности ГБОУ школа №582
Приморского района Санкт-Петербурга
Программа «Выбираем профессию» предназначена для использования в ГБОУ школа 582 Приморского района Санкт-Петербурга в 9-ых классах и рассчитана на 34 часа в параллели (из расчёта 1 час в неделю, 34 учебные недели).
Оценка результатов освоения курса внеурочной деятельности
«Выбираем профессию»
Формами подведения итогов освоения программы внеурочной деятельности являются:
промежуточный контроль;
учет активного участия;
проекты / презентации по различным темам;
портфель (личные достижения)
Важным показателем успешности достижения результатов является участие в различных формах культурно-досуговой деятельности объединения, класса, школы.
• Педагогическое наблюдение.
• Ролевые игры.
• Участие в массовых мероприятиях.
• Беседы с родителями.
• Анкетирование и тестирование.
• Тренинги.
• Диагностика.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Форма проведения занятия |
1. | «Что изучает профориентация» Вводное занятие Цели и задачи Планирование будущей деятельности. | 1 | теоретическое занятие |
1 | Беседа | ||
2. | Рынок образовательных услуг и рынок труда «Кто Я или что Я думаю о себе» Образовательная карта «Классификация профессий» | 1 | беседа |
1 | игра | ||
1 | теоретическое занятие | ||
1 | круглый стол | ||
3. | «Формула профессии. Анализ профессии» «Практическая работа по анализу профессии» «Роль темперамента в выборе профессии» | 1 | теоретическое занятие |
1 | проектная деятельность | ||
1 | проектная деятельность | ||
1 | проектная деятельность | ||
4. | «Здоровье и выбор профессии» «Роль темперамента в выборе профессии» «Характер и моя будущая карьера» «Практическая работа по самоанализу своих способностей» | 1 | теоретическое занятие |
1 | беседа | ||
1 | игра | ||
1 | игра | ||
5. | «Интересы и выбор профессии» «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность быть внимательным. Способности к запоминанию» «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность оперировать пространственными представлениями» «Я – концепция или «теория самого себя» | 1 | теоретическое занятие |
1 | беседа | ||
1 | проектная деятельность | ||
1 | проектная деятельность | ||
6. | Деловая игра «Кадровый вопрос» «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности» Диагностика коммуникативных и организаторских способностей. Методика КОС. «Стратегия выбора профессии» «Человеческие возможности при выборе профессии. Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы интеллектуальной деятельности» «Твой профильный класс «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения» «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения» | 1 | игра |
1 | теоретическое занятие | ||
1 | беседа | ||
1 | теоретическое занятие | ||
1 | беседа | ||
1 | проектная деятельность | ||
1 | проектная деятельность | ||
7. | Диагностика склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация» «Лестница карьеры» Практическая работа по написанию резюме «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля обучения» | 1 | теоретическое занятие |
1 | беседа | ||
1 | теоретическое занятие | ||
1 | круглый стол | ||
1 | беседа | ||
8. | Тренинг «Перекресток» «О трудностях в выборе будущей профессии, профиля обучения» Итоговый урок. Дискуссия. | 1 | теоретическое занятие |
1 | проектная деятельность | ||
1 | проектная деятельность | ||
1 | клубное мероприятие |
Методическое и материально-техническое обеспечение
К реализации данной программы должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы:
- учебный кабинет;
- диагностики, сборники игр и сценариев;
- дидактический материал;
- наглядный и раздаточный материал для игр;
- MP 3 проигрыватель, мультимедийный проектор, компьютер;
- аудио и видеозаписи.
Список литературы
Для учителя:
- Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Под ред. /Чистяковой С.Н., Журкина А.Я.- М., 1997.
- Климов В.А. развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М., 1986.
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.- М., 1984.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, № 4, 1997, с. 28-30.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М., 1991.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера,- М., 1991.
- Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.- М., 1993.
- Психологические аспекты профессиональной ориентации учащихся.- Киев, 1998.
- Психологическое сопровождение выбора профессии.- М., 1998.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М., 2004.
- Ярошенко В.В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. Киев 1993.
Для учащихся:
- Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А., Щегорцев В.А. Справочник начинающего профконсультанта.- М., 1998.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М., 1990.
- Мир профессий.- М., 1988.
- Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и А.Ф. Малышевского.- М., 1993
- Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся). -М., 1993.
- Пекелис В.Д. Как найти себя.- М., 1989.
- Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу в новой России.- М., 1995.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий"
Текстовый документ, содержащий рабочую программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-6 классов "Информатика в мире профессий".Рабочая программа содержит: краткую пояснительную записк...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Курс «Азбука профессий» реализует познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5-6 класс "Азбука профессий"
Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасн...
рабочая программа внеурочная деятельность 5 класс Введение в мир профессий
Пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематический план...
рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"
Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС, заняла 2 место в XIII Международном педаг...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Правильный выбор профессии» для обучающихся 9 класса, 2020-2021 год
На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оцен...
Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"
Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"...