Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Сувениры своими руками" для воспитанников 6-8 классов
материал по теме

Плешкова Светлана Владимировна

  "Сувениры своими руками" программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-интернат»

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«СУВЕНИРЫ СВОИМИ РУКАМИ» для воспитанников 6-8 классов

                                             Составила воспитатель:

                               Плешкова С.В.

Срок реализации: 3 года

Пояснительная записка

      Все, что человек выполняет своими руками, дарит ему новые впечатления. Ведь ничто не дарит такого чувства удовлетворения как самостоятельно выполненный подарок, изделие, украшение.

                     Какой подарок самый лучший? Конечно же, это вещь, сделанная своими руками и подаренная от чистого сердца. Слово «сувенир» произошло от французского «souvenir», что означает «подарок на память». Пришло оно в наш язык еще в петровские времена. Раньше сувениром считался такой подарок, который напоминал о человеке, сделавшем его. История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Древние люди приписывали силам природы сверхъестественный характер и старались задобрить их. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах. Идолы, амулеты, талисманы служили нашим предкам оружием против злых духов. Со временем изображения утрачивали магический смысл, идол переходил в разряд игрушки, а талисман или амулет в разряд украшения. Эти фигурки превратились в сувениры. Сделанные с любовью своими руками, они несут доброту и душевное тепло вашим близким и друзьям.

                        Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и материалы и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом, многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.

                          Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из бумаги, ткани, ниток,  кожи, меха и другого материала выполняются с помощью машин, многие предметы одежды, быта и интерьера не теряют своей прелести, изящества, если они сделаны вручную. В рукодельных работах находят отражение национальные особенности, применяются разнообразные материалы, виды отделок, технологии. В этом и заключается актуальность данной программы. Овладение содержанием дополнительной общеобразовательной программы «Сувениры своими руками» не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из практических результатов изучения программы является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт – сувенир ручной работы.

       Новизна программы заключается в последовательности, системности, дающей возможность организации курса обучения и воспитания в области дополнительного образования детей старшего звена, что позволяет обеспечивать многочисленные формы деятельности, реализовывать творческие возможности детей, учитывая их индивидуальные потребности и желания.

Цель:

Создание условий для развития творческого воображения и эстетического восприятия обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства.

  Задачи:

обучающие

  - обучить конкретным трудовым навыкам нетрадиционной формой    работы с бумагой в технике «пейп – арт», природным материалом,   фоамираном  и другими прикладными материалами;

-  углубить и расширить знания о некоторых видах рукоделия;

- формировать устойчивый интерес к изготовлению сувениров и  подарков с элементами декоративно-прикладного искусства.

воспитательные

- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

-  воспитать аккуратность, усидчивость;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

- воспитать толерантное отношение к окружающим.

развивающие

- развить образное мышление, творческие способности, моторные навыки;

- сформировать эстетический и художественный вкус, фантазию;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности;

 Отличительной особенностью данной программы от уже существующих  является то, что воспитанники развивают способность дарить радость окружающим, учатся отдавать частицу своего творчества в подарке-сувенире. Поэтому планирование и подбор изделий разработан с учётом интересов воспитанников. Программа предлагает познакомить детей с процессами разработки, технологиями изготовления и способами украшения и отделки различных сувениров, подарков, которые дети могут подарить своим родным, близким друзьям на память, день рождения, украсить интерьер своей квартиры. Программа обеспечивает не только обучение, воспитания, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей воспитанников в декоративно-прикладном творчестве с учётом современных условий жизни, дизайна быта, семьи.

       Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 13 – 16 лет, воспитанники  7 класса.

  Срок реализации программы художественно-эстетической направленности «Сувениры своими руками» 3 года.

  Режим занятий: Первый год обучения  – 18 занятий

                                            Второй год обучения   – 18 занятий

                                            Третий год обучения    – 18 занятий

Наполняемость групп составляет 13  человек.

Программа включает в себя различные методы обучения:

-    репродуктивный ( воспроизводящий);

-    иллюстративный (метод наглядности), метод словесной наглядности -    объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-    проблемный (метод сравнения, исследовательские методы – педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- эвристический (метод проектов, модельный метод – проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы её решения).

       Основной формой работы по программе являются учебные занятия. Это занятия: практикумы, импровизации, праздники, творческие мастерские, комбинированные, экскурсии и др.

Теоретическая часть даётся в форме бесед, минилекций, эвристических бесед с просмотром иллюстрированного материала и подкрепляется к практическим освоением темы. В конце каждого занятия подводятся итоги с оценкой деятельности детей. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.

       Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у детей. Переход одного года обучения к другому осуществляется по принципу повторения объёма знаний.

Подведение итогов усвоения программного материала проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.

знать:

Характеристика  ожидаемых результатов.

В результате обучения  в кружке воспитанники должны получить  знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной  гигиены  при обработке различных материалов;
  •  о месте  и роли  декоративно - прикладного  искусства в жизни человека;
  •  о видах декоративно - прикладного искусства   в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  •  о способах  изготовления коллажа (ткань, бумага, природный материал);      
  •  о декупаже;
  •  познакомиться с новой  техникой декоративно-прикладного творчества  «пейп-арт» – «салфеточная пластика»;
  •   о модных тенденциях в рукоделии;
  •   о проектной деятельности;
  • о способах изготовления цветов из нового материала «фоамиран».

 умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  •  последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  •  уметь выполнять работы в различных техниках;
  •  трансформировать бумагу, картон в объемные элементы;
  •  создавать законченное произведение декоративно-прикладного   искусства, отвечающее эстетическим и художественным требованиям;
  • вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов.

 В программу включены следующие разделы:

  • «Пейп – арт»  – «салфеточная пластика»
  • Декупаж;
  • Цветы из фоамирана, ткани, фетра;
  • Топиарии (дерево счастья);
  • Сувенирная мастерская: « пейп-арт», кофейные сувениры;
  • Модные украшения из фоамирана.

Календарно - тематический план

кружка  «Сувениры своими руками»

I год обучения, 18 занятий.

№ п/п

Тема занятия

Техника

Кол-во занятий

I 

Вводное занятие «Мир сувениров –

мир подарков».

Техника безопасности на занятиях

Презентация

1

  II

Работа с природным материалом. Экскурсия по сбору природного материала. Флористика. Фитодизайн

1

  III 

Техника «пейп – арт». Знакомство с новым  видом декоративно-прикладного творчества – пейп-арт – «салфеточная пластика». Фоамиран.

Презентация

1

3.1.

Декор баночки, горшков.

«пейп – арт»

2

3.2.

Декор вазы.

«пейп – арт»

      2

3.3

Украшения шкатулки.

«пейп – арт»

2

3.4.

Декор кофейной баночки.

«пейп – арт»

2

4.

Цветы из фоамирана.

4.1.

Изготовление герберы из фоамирана.

Цветы из фоамирана

2

4.2.

Изготовление пиона из фоамирана.

Цветы из фоамирана.

3

4.3.

Составление композиций из цветов фоамирана.

Композиция

1

4.4.

Брошь  из фоамирана.

Украшение

1

итого

18

Календарно - тематический план

кружка  «Сувениры своими руками»

II год обучения, 18 занятий.

№ п/п

Тема занятия

Техника

Кол-во занятий

I 

История «декупажа». Знакомство с материалами и инструментами. Правила работы с инструментами. 

Презентация

1

  II

Различные техники декупажа: на дереве, на металле, на керамике, на картоне. Виды бумаги, используемой для декупажа. Техника безопасности при работе с инструментами.

Презентация

1

  III 

Подготовка поверхности под «декупаж». Наклеивание аппликации. Нанесение лака.

Практическая работа.

2

4.

Декор стеклянной бутылки.

«Декупаж», «пейп – арт», «яичное кракле»

2

4.1

Декупаж  разделочной доски.

«Декупаж»

       2

4.2

Горшок для топиария.

Декупаж,

«пейп – арт»

2

4.3

Техника декупаж «Новогоднее панно»

Техника

декупаж, «яичное кракле», «пейп – арт»

3

4.4

Часы в технике «декупаж», «пейп – арт»

Декупаж, яичное кракле», «пейп – арт»

3

4.5

Топиарий из кофейных зерен.

 «пейп – арт»

2

итого

18

Календарно - тематический план

кружка  «Сувениры своими руками»

 III год обучения, 18 занятий.

№ п/п

Тема занятия

Техника

Кол-во занятий

 I 

Вводное занятие.

Правила по технике безопасности труда.

История декупажа на керамике.  Материалы и инструменты.

Презентация

1

  2.

Стеклянная тарелка, обратный декупаж

Практическая работа.

1

   3.

Ваза «Розочка», кракелюр.

«Декупаж», «яичное кракле»

2

4.

Декор стеклянной  бутылки  декорированная в технике «Декупаж».

«пейп – арт», «яичное кракле»

2

 5. 

Горшочки в технике декупаж для топиария.

«Декупаж», «пейп – арт»

2

6.

Шкатулка для мамы.

«Декупаж», «пейп – арт»

2

4.1

Рамка для фотографий в технике «пейп –арт», «декупаж».

«Декупаж», «пейп – арт

       2

4.2

Проектные работы

Декупаж,

«пейп – арт»

3

4.3

Панно-картина «Весенний лес», традиционный декупаж.

Техника декупаж, «яичное кракле»

3

итого

18

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры.  - М., 1990.
  2. Брыкина К.К. Творчество детей в работе с различными материалами. - М.., Педагогическое общество России, 2002.
  3. Евладова, Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова, Н. Н. Дополнительное образование детей: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002.
  4. Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., 1999.
  5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  6. Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. - М.: Просвещение, 1990.
  7.  Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации: – Волгоград. Учитель. – 250с.
  8. Горнова Л.В.
  9. Ерденкова Н.В. Свой дом украшаю я сама. Санкт- Петеербург. Лейла Диамат, 1995.
  10. Волков  И.П. Учим творчеству. М., 1989.
  11. Волков  И.П.  Приобщение школьников к творчеству. М., 1982.
  12. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение.– 176 с.

Интернет ресурсы:

     Несиной Ольги Владимировны;

  • http://hobbymama.ru;
  • http://stranamasterov.ru;
  • liveinternet.ru/users/51573...322531423/ 
  • Пейп-арт – это авторская техника Татьяны Сорокиной. Ее название переводится с английского как «бумажное искусство». С помощью бумаги, клея ПВА и подручных материалов она позволяет имитировать различные поверхности –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Мои истоки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностидуховно-нравственного направления«Мои истоки»...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление «Патриот»

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Вн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни"

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Нравственные основы семейной жизни" для 10-11 классов. Срок реализации- 2 года. Программа рассчита на 2 часа в не...

Рабочая программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное направление) «Наше наследие» для 7-8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наше наследие» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа ку...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном»

Для обучающихся с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (I вариант)7 на 2022 – 2023 учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Воспитание сказкой»

Программа внеурочной деятельности «Воспитание сказкой» детализирует и раскрывает содержание Стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с легкой умств...