Индивидуальное коррекционное занятие для детей с ментальными нарушениями
план-конспект по психологии
Индивидуальное коррекционное занятие для детей с ментальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_korrektsionnoe_zanyatie.docx | 46.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных коррекционных занятий
по развитию взаимодействия со сверстниками
для обучающегося 2 «а» класса Сиротинина Павла
Составитель:
педагог – психолог
Деордиева И.А.
г. Железногорск
2020 -2021 учебный год
1.Пояснительная записка
Программа разработана с учетом психофизиологических, возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся данной категории, на основании программы коррекционных занятий педагога-психолога с обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по ФГОС, c учётом рекомендаций ГПМПК.
ТПМПК рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью и занятия с психологом по направлению: формирование произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности.
Психолого-педагогические особенности обучающейся
Результаты психологического обследования на начало учебного года (октябрь 2020 г.)
1.Внимание (произвольность, устойчивость, объем, переключаемость, концентрация) | Внимание устойчивое, произвольное. Переключаемость - достаточный уровень, способна к концентрации внимания. Наблюдается мотивация на выполнение задания. Объем зрительного, слухового восприятия и объем внимания достаточные. Способна к саморегуляции и организации своей деятельности. 3 |
2. Память (слуховая, зрительная, кинестетическая, кратковременная, долговременная) | Преобладает слуховая долговременная память. Припоминание медленное (нужно время). Наблюдается мотивация на запоминание. Зрительная память на среднем уровне. 3 |
3. Мыслительная деятельность (наглядно – образная, вербально – логическая) | Мышление наглядно – образное. Устанавливает последовательность событий по 3-м, 4-м картинкам, но причинно-следственные связи не выделяет. Сравнивает в простых случаях, рассуждает. Инструкцию понимает с первого предъявления, классифицирует и исключает в легких случаях на знакомом материале. Знает и называет обобщающие слова. Пространственное мышление сформировано достаточно. Временная ориентировка недостаточно сформирована (по картинке назвала и показала времена года, части суток, не называет месяцы года). Знает цвета, оттенки и основные геометрические фигуры - квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. При сравнении предметов по величине не называет высокий - низкий, длинный - короткий. Скорость мыслительных функций средняя. Помощь принимает и использует хорошо. 2-3 |
4. Эмоционально волевая сфера ( контакт, интерес, критика, активность) | Поведение ровное, спокойное, адекватное ситуациям, усидчив, предпочитает спокойные виды деятельности. наблюдается учебная мотивация (стремится к успеху в учёбе, старательно выполняет задания). По характеру интраверт. Похвала и поощрение улучшают продуктивность деятельности. Присутствуют элементы самоконтроля и рефлексии своих поступков. Очень любит занятия коррекционно - развивающие, успешна в большинстве заданий. Интерес высокий. Легко идёт на контакт и с детьми и со взрослыми. 3 |
5. Уровень индивидуальной работоспособности | Темп умеренный, уровень работоспособности - достаточный. 3-4 |
6. Двигательная сфера (общая, мелкая моторика) | Мелкая моторика и синхронизация движений –выше среднего уровня, графическая деятельность сформирована. 3-4 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Общий вывод по познавательной деятельности | Уровень актуального развития не соответствует возрастной норме. Стойкое умеренное нарушение познавательной деятельности. |
Цель коррекционной работы: овладение алгоритмами учебной деятельностью.
Задачи коррекционной работы:
1.Формировать понимание правил и условий выполнения учебной деятельности.
2.Развивать умение координировать свои учебные действия.
3. Развивать умение выстраивать действия в целостную программу.
3.Формировать навыки самоконтроля
Организация коррекционных занятий
Занятия проводятся в специально оснащённом кабинете педагога- психолога.
Форма занятий: индивидуальная
Продолжительность занятий: 20 минут два раза в неделю.
II. Направления и содержание коррекционной работы
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
1.Диагностика | Диагностика внимания, памяти, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы, работоспособности. |
2.Понимание и принятие инструкций, удержание правил действий | Формирование умения действовать по правилам Выработка правилв кабинете психолога. «Зеркало», «Балда». Рисование по точкам. Назови предметы, имеющие данный признак. Удержание правила выполнения действий. Подвижные игры (с проговариванием правил): «Делай как я», «Сад – огород» Выполнение действий по инструкции взрослого Закрась по образцу. Закрась по цифрам. Электронная муха. (проговаривание маршрута мухи педагогом, а также учащимися); Узоры по клеточкам (выполнение по инструкции взрослого) |
3.Составление программы действий | Установление последовательности «Соедини цифры» (соединить цифры по порядку или буквы в алфавитном порядке для получения узора); разложи картинки по порядку. Составление программы действий Рассказ по картинкам; составление плана действий при помощи графических символов; составление программы действий на учебном материале (решение примеров, задач, выполнение упражнений, состоящих из нескольких действий) Регуляция движений и поведения Вступи на счет; ритм стихотворения (показать движением руки); замена слов в рассказе движениями. Мнемотехника, графические символы Простраивание деятельности в умственном плане. Распределение предметов по разным признакам; выполнение заданий, аналогичных образцу; нахождение предметов по заданным признакам (словесным или графическим); «Кодирование» (графическое); «Математические действия»; пересказ текстов. |
Контроль и самоконтроль действий и поведения | Развитие самоконтроля Составление плана проверки задания. Выполнение задания по аналогии и сравнивание его с образцом по элементам: - узоры; - корректурные пробы с последующей проверкой – шифровки |
III. Планируемые результаты.
Наличие у обучающегося следующих знаний и умений:
- осознает и принимает позицию ученицы, одноклассницы;
- осуществляет самооценку и самооценку в деятельности;
- способна адекватно реагировать на внешний контроль и оценку;
- способна самостоятельно выполнять задания, поручения, договоренности;
- понимает инструкции к заданию в разных видах деятельности;
- умеет использовать принятые ритуалы социального поведения;
- умеет изменять своё поведение в спорной ситуации;
- активно участвует в деятельности, контролирует и оценивает свои действия и действия одноклассников;
- умеет соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, может оценить её;
- принимает цели и способна произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану;
- умеет обобщать, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- называет сходные объекты, относит к одной и той же изучаемой группе, выделяет существенные, общие и отличительные признаки изученных объектах;
- устанавливает логические, причинно – следственные связи;
- выделяет некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- пользуется знаками, символами, предметами-заместителями;
Мониторинг усвоения программы отражается в индивидуальных психологических аспектах, которые заполняются на начало и конец учебного года, носят качественную оценку.
IV. Учебно-методическое обеспечение
Методические и учебные пособия:
- Авторская программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева.
- Комплект «Развитие самосознания и индивидуальности» (методическое руководство + творческая тетрадь) М.: Прометей, 2003
Электронные пособия:
- Презентации для физминуток и релаксации: «Осень», «Путешествие», «Улыбнись», «Зайчики», «Зарядка для очей», «Для поднятия настроения», «Эффективная цветотерапия», «Супер Релакс».
Дидактический и раздаточный материал:
- Сюжетные картинки различной тематики для общения.
- Набор карточек «Короткие истории».
- Материал для развития памяти и внимания: пособия (развитие зрительной памяти, развитие внимания, «учимся сравнивать», «обведение заданной цифры, числа, буквы»), модифицированные таблицы Шульте, компьютерные игры.
- Материал для развития пространственно – временной ориентировки: пособия («изучаем время», карточки «лево-право», демонстрационные карточки «Зима",
«Весна», «Лето», «Осень», «Части суток»).
- Материал для развития мыслительных операций: развивающие игры – «Половинки», «Малыш-следопыт», «Схожее и различное», «Для умников и умниц», «Ребусы», «Ассоциации»), серии предметных и сюжетных картинок.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
индивидуальных занятий
с Сиротининым Павлом 2 «а» класс
Количество занятий в неделю: 2 (по 20 минут).
Количество занятий в учебном году: 68
Входящая диагностика с 01.10 по 13.10
Итоговая диагностика с 12.05 по 19.05
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Примечание |
I четверть ( 16 занятий) | ||||
1 | 01.10 | Диагностика внимания, памяти. | 1 | |
2 | 02.10 | Диагностика мыслительной деятельности. | 1 | |
3 | 05.10 | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 1 | |
4 | 05.10 | Диагностика работоспособности. | 1 | |
5 | 06.10 | Выработка правил поведения Знакомство с правилами поведения в кабинете. Умение действовать по правилам | 1 | |
6 | 07.10 | Закрепление правил в кабинете психолога. Умение действовать по правилам | 1 | |
7 | 08.10 | Умение действовать по правилам. Игровое упражнение «Зеркало». | 1 | |
8 | 09.10 | Умение действовать по правилам. Игровое упражнение «Балда» | 1 | |
9 | 12.10 | Умение действовать по правилам. Рисование по точкам. | 1 | |
10 | 13.10 | Умение действовать по правилам. Игровое упражнение «Продолжи ряд» | 1 | |
11 | 14.10 | Умение действовать по правилам. Игровое упражнение «Назови предметы, имеющие данный признак» | 1 | |
12 | 16.10 | Умение действовать по правилам. Игровое упражнение «Чем отличаются? Чем похожи?» | 1 | |
13 | 20.10 | Удержание правила выполнения действий. Подвижная игра (с проговариванием правил): «Делай как я» | 1 | |
14 | 21.10 | Удержание правила выполнения действий. Подвижная игра (с проговариванием правил): «Сад – огород». | 1 | |
15 | 22.10 | Удержание правила выполнения действий. Конструирование по образцу. | 1 | |
16 | 23.10 | Релаксационные упражнения в сенсорной комнате. | 1 | |
II четверть (15 занятий1) | ||||
17 | 611 | Выполнение действий по инструкции взрослого. Закрашивание по образцу. | 1 | |
18 | 11.11 | Выполнение действий по инструкции взрослого. «Электронная муха» | 1 | |
19 | 13.11 | Выполнение действий по инструкции взрослого. Игра «Найди клад». | 1 | |
20 | 18.11 | Выполнение действий по инструкции взрослого. Графический диктант. | 1 | |
21 | 20.11 | Выполнение действий по инструкции взрослого Графический диктант. | 1 | |
22 | 25.11 | Установление последовательности. Соединение цифр. | 1 | |
23 | 27.11 | Установление последовательности. Конструирование. | 1 | |
24 | 02.12 | Установление последовательности. Соединение букв. | 1 | |
25 | 04.12 | Установление последовательности. Лепка по инструкции. | 1 | |
26 | 09.12 | Установление последовательности. Разложи картинку по порядку, составь рассказ. | 1 | |
27 | 11.12 | Составление программы действий. Графические символы. | 1 | |
28 | 16.12 | Составление программы действий. Графические символы, знакомство с техникой. | 1 | |
29 | 18.12 | Диктант, графические символы. Составление программы действий. | 1 | |
30 | 23.12 | Составление плана действий при помощи графических символов. Составление программы действий | 1 | |
31 | 25.12 | Релаксационные упражнения в сенсорной комнате. | 1 | |
IIIчетверть ( 20 занятий) | ||||
32 | 11.01 | Составление плана действий на примере учебных задач. | 1 | |
33 | 12.01 | Составление плана действий на примере учебных задач. | 1 | |
34 | 13.01 | Регуляция движений и поведения. «Вступи на счет, ритм стихотворения». | 1 | |
35 | 16.01 | Регуляция движений и поведения. «Нарисуй руками, ногами.. цифры, буквы». | 1 | |
36 | 20.01 | Регуляция движений и поведения. Мнемотехника, графические символы. | 1 | |
37 | 22.01 | Регуляция движений и поведения Мнемотехника, графические символы. | 1 | |
38 | 27.01 | Регуляция движений и поведения Замена слов в рассказе движениями. | 1 | |
39 | 29.01 | Регуляция движений и поведения Замена слов в рассказе движениями | 1 | |
40 | 03.02 | Регуляция движений и поведения Самостоятельное составление рассказа с заменой слов движениями. | 1 | |
41 | 05.02 | Регуляция движений и поведения. Подвижная игра «Улитка» | 1 | |
42 | 10.02 | Распределение предметов по разным признакам. | 1 | |
43 | 12.02 | Лепка с предварительным обсуждением плана действия. | 1 | |
44 | 17.02 | Нахождение предметов по заданным признакам (словесным или графическим) | 1 | |
45 | 19.02 | Развитие самоконтроля Корректурные пробы. | 1 | |
46 | 26.02 | Развитие самоконтроля Составление плана проверки задания. | 1 | |
47 | 02.03 | Развитие самоконтроля. Графический диктант. | 1 | |
48 | 05.03 | Развитие самоконтроля. Графический диктант. | 1 | |
49 | 12.03 | Развитие самоконтроля. Графический диктант. | 1 | |
50 | 16.03 | Релаксационные упражнения в сенсорной комнате. | 1 | |
51 | 19.03 | Релаксационные упражнения в сенсорной комнате. | 1 | |
IVчетверть ( 17 занятий) | ||||
52 | 30.03 | Нахождение предметов с одинаковым признаком. Игра «Зеркало», «Назови предметы». | 1 | |
53 | 02.04 | Нахождение предметов с одинаковым признаком. Игра «Зеркало». | 1 | |
54 | 05.04 | Закрепление умения действовать по правилам. «Соедини цифры, раскрась по образцу» | 1 | |
55 | 09.04 | Закрепление умения действовать по правилам. «Соедини цифры, раскрась по образцу» | 1 | |
56 | 12.04 | Установление последовательности. «Разложи картинки в правильном порядке, составь рассказ». | 1 | |
57 | 16.04 | Установление последовательности. «Разложи картинки в правильном порядке, составь рассказ». | 1 | |
58 | 19.04 | Распредели предметы по разным признакам. Установление последовательности | 1 | |
59 | 23.04 | Установление последовательности. «Распредели предметы по разным признакам». | 1 | |
60 | 26.04 | Рисование с натуры. Закрепление умения планировать действия. | 1 | |
61 | 30.04 | Регуляция движений и поведения. Замена слов в рассказе движениями. | 1 | |
62 | 07.05 | Закрепление умения действовать по правилам. Игра «Найди по описанию». | 1 | |
63 | 14.05 | Диагностика | 1 | |
64 | 17.05 | Диагностика | 1 | |
65 | 21.05 | Диагностика | 1 | |
66 | 24.05 | Диагностика | 1 | |
67 | 25.05 | Диагностика | 1 | |
68 | 27.05 | Закрепление умения действовать по правилам. «Составь план нашего занятия». | ||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях
Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...
Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях
Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...
Обучение детей с ментальными нарушениями.
Выступление на городском семинаре содержит краткий обзор методов работы с детьми с ОВЗ....
Групповое коррекционное занятие для детей с ментальными нарушениями "Эбру и психолог"
Групповое коррекционное занятие для детей с ментальными нарушениями "Эбру и психолог"...
Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья "У Золушки"
Конспект можно применять для детей с проблемами в развитии мелкой моторики...
Выступление: « Коррекционные упражнения на уроках русского языка для детей с ментальными нарушениями»
Урок русского языка является одним из самых сложных в школе, особенно для детей с интеллектуальными нарушениями. У таких детей очень слабо развиты высшие психические функции - мышление, память, вниман...
Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития «Я развиваюсь, я могу»
Описание практикиНаименование практики: «Я развиваюсь, я могу» практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развит...