Индивидуальное коррекционное занятие для детей с ментальными нарушениями
план-конспект по психологии

Деордиева Инна Александровна

Индивидуальное коррекционное занятие для детей с ментальными нарушениями 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_korrektsionnoe_zanyatie.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных коррекционных занятий

по развитию взаимодействия со сверстниками

для обучающегося 2 «а» класса Сиротинина Павла

                                                                                             Составитель:

                               педагог – психолог

                                                                                                      Деордиева И.А.

г. Железногорск

 2020 -2021 учебный год


1.Пояснительная записка

Программа  разработана с учетом психофизиологических, возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся  данной категории, на основании программы коррекционных занятий педагога-психолога с обучающимися  с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по ФГОС,  c учётом рекомендаций ГПМПК.

ТПМПК рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью и   занятия с психологом по направлению: формирование произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности.

Психолого-педагогические особенности обучающейся

Результаты психологического обследования на начало учебного года (октябрь 2020 г.)

1.Внимание

(произвольность, устойчивость, объем, переключаемость, концентрация)

Внимание устойчивое, произвольное. Переключаемость - достаточный уровень, способна к концентрации внимания. Наблюдается мотивация на выполнение задания. Объем зрительного, слухового восприятия и  объем внимания достаточные. Способна к саморегуляции и организации своей деятельности.

3

2. Память

(слуховая, зрительная, кинестетическая, кратковременная, долговременная)

Преобладает слуховая долговременная память. Припоминание медленное (нужно время). Наблюдается мотивация на запоминание. Зрительная память на среднем уровне.

3

3. Мыслительная деятельность

(наглядно – образная, вербально – логическая)

Мышление наглядно – образное. Устанавливает последовательность событий по 3-м,  4-м картинкам, но причинно-следственные связи не выделяет. Сравнивает в простых случаях, рассуждает.  Инструкцию понимает с первого предъявления, классифицирует и исключает в легких случаях на знакомом материале. Знает и называет обобщающие слова. Пространственное мышление  сформировано  достаточно. Временная ориентировка недостаточно сформирована (по картинке назвала и показала времена года, части суток, не называет месяцы года). Знает цвета,  оттенки и основные геометрические фигуры - квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. При сравнении предметов по величине не называет   высокий - низкий, длинный - короткий. Скорость мыслительных функций средняя. Помощь принимает и использует хорошо.  

2-3

4. Эмоционально волевая сфера

( контакт, интерес, критика, активность)

Поведение ровное, спокойное, адекватное ситуациям, усидчив, предпочитает спокойные виды деятельности. наблюдается учебная мотивация (стремится к успеху в учёбе, старательно выполняет задания). По характеру интраверт.  Похвала и поощрение улучшают  продуктивность деятельности. Присутствуют элементы самоконтроля и рефлексии своих  поступков. Очень любит занятия коррекционно - развивающие, успешна в большинстве заданий. Интерес высокий. Легко идёт на контакт и с детьми и со взрослыми.

3

5. Уровень индивидуальной работоспособности

Темп умеренный, уровень работоспособности - достаточный.

3-4

6. Двигательная сфера (общая, мелкая моторика)

Мелкая моторика  и синхронизация движений –выше  среднего     уровня,  графическая  деятельность сформирована.

3-4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Общий вывод по познавательной деятельности

Уровень актуального развития не соответствует возрастной норме. Стойкое умеренное   нарушение познавательной деятельности.

Цель коррекционной работы: овладение алгоритмами учебной деятельностью.

Задачи коррекционной работы:

1.Формировать   понимание  правил  и  условий  выполнения учебной деятельности.

2.Развивать умение координировать свои учебные действия.

3. Развивать умение выстраивать действия в целостную программу.

3.Формировать навыки самоконтроля

Организация коррекционных занятий

Занятия проводятся в специально оснащённом кабинете педагога- психолога.

Форма занятий: индивидуальная

Продолжительность занятий: 20 минут два раза в неделю.

II. Направления и содержание коррекционной работы

Направления коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

1.Диагностика

Диагностика внимания, памяти, мыслительной деятельности, эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы, работоспособности.

2.Понимание и принятие инструкций, удержание правил действий

Формирование   умения действовать по правилам

Выработка правилв кабинете психолога. «Зеркало», «Балда».

Рисование по точкам. Назови предметы, имеющие

данный признак.

Удержание правила выполнения действий.

Подвижные игры (с проговариванием правил): «Делай как я», «Сад – огород»

Выполнение действий по инструкции взрослого

Закрась по образцу. Закрась по цифрам. Электронная муха. (проговаривание маршрута мухи педагогом, а также учащимися); Узоры по клеточкам (выполнение по инструкции взрослого)

3.Составление программы действий

Установление последовательности

«Соедини цифры» (соединить цифры по порядку или буквы в алфавитном порядке для получения узора); разложи картинки по порядку.

Составление программы действий

Рассказ по картинкам; составление плана действий при помощи графических символов; составление программы действий на учебном материале (решение примеров, задач, выполнение упражнений, состоящих из нескольких действий)

Регуляция движений и поведения

Вступи на счет; ритм стихотворения  (показать движением руки); замена слов в рассказе движениями. Мнемотехника, графические символы

Простраивание деятельности в умственном плане.

Распределение предметов по разным признакам; выполнение заданий, аналогичных образцу; нахождение предметов по заданным признакам (словесным или графическим);  «Кодирование» (графическое); «Математические действия»; пересказ текстов.

Контроль и самоконтроль действий и поведения

Развитие самоконтроля

Составление плана проверки задания. Выполнение задания по аналогии и сравнивание его с образцом по элементам: - узоры; - корректурные пробы с последующей проверкой – шифровки

III. Планируемые результаты.

Наличие у обучающегося следующих знаний и умений:

  • осознает и принимает позицию ученицы, одноклассницы;
  • осуществляет самооценку и самооценку в деятельности;
  • способна адекватно реагировать на внешний контроль и оценку;
  • способна самостоятельно  выполнять   задания, поручения, договоренности;
  • понимает инструкции к заданию в разных видах деятельности;
  • умеет использовать принятые ритуалы социального поведения;
  • умеет изменять своё поведение в спорной ситуации;
  • активно участвует в деятельности, контролирует  и оценивает свои действия и действия одноклассников;
  • умеет соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимает оценку деятельности, может оценить  её;
  • принимает цели и способна произвольно включаться  в деятельность, следовать предложенному плану;
  • умеет обобщать, сравнивать, классифицировать   на наглядном материале;
  • называет сходные объекты, относит  к одной и той же изучаемой группе, выделяет существенные, общие и отличительные признаки изученных объектах;
  • устанавливает  логические, причинно – следственные связи;
  • выделяет  некоторые существенные, общие и  отличительные свойства хорошо знакомых предметов;  
  • пользуется знаками, символами, предметами-заместителями;

Мониторинг усвоения программы  отражается в индивидуальных  психологических аспектах, которые заполняются на начало и конец учебного года,   носят  качественную оценку.

IV. Учебно-методическое обеспечение

Методические и учебные пособия:

  • Авторская программа курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева.
  • Комплект «Развитие самосознания и индивидуальности» (методическое руководство + творческая тетрадь) М.: Прометей, 2003

Электронные пособия:

  • Презентации для физминуток и релаксации: «Осень», «Путешествие», «Улыбнись», «Зайчики», «Зарядка для очей», «Для поднятия настроения», «Эффективная цветотерапия», «Супер Релакс».

Дидактический и раздаточный материал:

  • Сюжетные картинки различной тематики для общения.
  • Набор карточек «Короткие истории».
  • Материал для развития памяти и внимания: пособия (развитие зрительной памяти, развитие внимания, «учимся сравнивать», «обведение заданной цифры, числа, буквы»), модифицированные таблицы Шульте,  компьютерные игры.
  • Материал для развития пространственно – временной ориентировки: пособия («изучаем время», карточки «лево-право»,  демонстрационные карточки «Зима",

«Весна»,   «Лето»,  «Осень», «Части суток»).

  • Материал для развития мыслительных операций: развивающие игры – «Половинки», «Малыш-следопыт», «Схожее и различное», «Для умников и умниц»,   «Ребусы»,   «Ассоциации»),  серии предметных и сюжетных картинок.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

индивидуальных занятий

с Сиротининым Павлом 2  «а»  класс

Количество занятий в неделю:  2 (по 20 минут).

Количество занятий в учебном году: 68

Входящая диагностика с 01.10 по 13.10

Итоговая диагностика с 12.05 по 19.05

№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Примечание

I четверть ( 16 занятий)

1

01.10

Диагностика внимания, памяти.

1

2

02.10

Диагностика мыслительной деятельности.

1

3

05.10

Диагностика эмоционально-волевой сферы

1

4

05.10

Диагностика работоспособности.

1

5

06.10

Выработка правил поведения Знакомство с правилами поведения в кабинете. Умение действовать по правилам

1

6

07.10

Закрепление правил в кабинете психолога. Умение действовать по правилам

1

7

08.10

Умение действовать по правилам. Игровое упражнение  «Зеркало».

1

8

09.10

Умение действовать по правилам. Игровое упражнение «Балда»

1

9

12.10

Умение действовать по правилам. Рисование по точкам.

1

10

13.10

Умение действовать по правилам. Игровое упражнение «Продолжи ряд»

1

11

14.10

Умение действовать по правилам. Игровое упражнение «Назови предметы, имеющие

данный признак»

1

12

16.10

Умение действовать по правилам. Игровое упражнение «Чем отличаются? Чем похожи?»

1

13

20.10

Удержание правила выполнения действий. Подвижная игра (с проговариванием правил): «Делай как я»

1

14

21.10

Удержание правила выполнения действий. Подвижная игра (с проговариванием правил): «Сад – огород».

1

15

22.10

Удержание правила выполнения действий. Конструирование по образцу.

1

16

23.10

Релаксационные упражнения в сенсорной комнате.

1

II четверть (15 занятий1)

17

611

Выполнение действий по инструкции взрослого. Закрашивание по образцу.

1

18

11.11

Выполнение действий по инструкции взрослого. «Электронная муха»

1

19

13.11

Выполнение действий по инструкции взрослого. Игра «Найди клад».

1

20

18.11

Выполнение действий по инструкции взрослого.  Графический диктант.

1

21

20.11

Выполнение действий по инструкции взрослого Графический диктант.

1

22

25.11

Установление последовательности. Соединение цифр.

1

23

27.11

Установление последовательности. Конструирование.

1

24

02.12

Установление последовательности. Соединение букв.

1

25

04.12

Установление последовательности. Лепка по инструкции.

1

26

09.12

Установление последовательности. Разложи картинку по порядку, составь рассказ.

1

27

11.12

Составление программы действий. Графические символы.

1

28

16.12

Составление программы действий. Графические символы, знакомство с техникой.

1

29

18.12

Диктант, графические символы. Составление программы действий.

1

30

23.12

Составление плана действий при помощи графических символов. Составление программы действий

1

31

25.12

Релаксационные упражнения в сенсорной комнате.

1

IIIчетверть ( 20 занятий)

32

11.01

Составление плана действий на примере учебных задач.

1

33

12.01

Составление плана действий на примере учебных задач.

1

34

13.01

Регуляция движений и поведения. «Вступи на счет, ритм стихотворения».

1

35

16.01

Регуляция движений и поведения. «Нарисуй руками, ногами.. цифры, буквы».

1

36

20.01

Регуляция движений и поведения. Мнемотехника, графические символы.

1

37

22.01

Регуляция движений и поведения Мнемотехника, графические символы.

1

38

27.01

Регуляция движений и поведения Замена слов в рассказе движениями.

1

39

29.01

Регуляция движений и поведения Замена слов в рассказе движениями

1

40

03.02

Регуляция движений и поведения Самостоятельное составление рассказа с заменой слов движениями.

1

41

05.02

Регуляция движений и поведения. Подвижная игра  «Улитка»

1

42

10.02

Распределение предметов по разным признакам.

1

43

12.02

Лепка с предварительным обсуждением плана действия.

1

44

17.02

Нахождение предметов по заданным признакам (словесным или графическим)

1

45

19.02

Развитие самоконтроля Корректурные пробы.

1

46

26.02

Развитие самоконтроля Составление плана проверки задания.

1

47

02.03

Развитие самоконтроля. Графический диктант.

1

48

05.03

Развитие самоконтроля. Графический диктант.

1

49

12.03

Развитие самоконтроля. Графический диктант.

1

50

16.03

Релаксационные упражнения в сенсорной комнате.

1

51

19.03

Релаксационные упражнения в сенсорной комнате.

1

IVчетверть ( 17 занятий)

52

30.03

Нахождение предметов с одинаковым признаком. Игра «Зеркало», «Назови предметы».

1

53

02.04

Нахождение предметов с одинаковым признаком. Игра  «Зеркало».

1

54

05.04

Закрепление умения действовать по правилам. «Соедини цифры, раскрась по образцу»

1

55

09.04

Закрепление умения действовать по правилам. «Соедини цифры, раскрась по образцу»

1

56

12.04

Установление последовательности. «Разложи картинки в правильном порядке, составь рассказ».

1

57

16.04

Установление последовательности. «Разложи картинки в правильном порядке, составь рассказ».

1

58

19.04

Распредели предметы по разным признакам. Установление последовательности

1

59

23.04

Установление последовательности. «Распредели предметы по разным признакам».

1

60

26.04

Рисование с натуры. Закрепление умения планировать действия.

1

61

30.04

Регуляция движений и поведения. Замена слов в рассказе движениями.

1

62

07.05

Закрепление умения действовать по правилам. Игра «Найди по описанию».

1

63

14.05

Диагностика

1

64

17.05

Диагностика

1

65

21.05

Диагностика

1

66

24.05

Диагностика

1

67

25.05

Диагностика

1

68

27.05

Закрепление умения действовать по правилам. «Составь план нашего занятия».

Итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...

Развитие диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на индивидуальных коррекционных занятиях

Развитие диалогической речи в образовательном процессе является актуальной задачей для современной системы образования. На данном этапе новые технологические подходы ориентируют педагога и обучающегос...

Обучение детей с ментальными нарушениями.

Выступление на городском семинаре содержит краткий обзор методов работы с детьми с ОВЗ....

Групповое коррекционное занятие для детей с ментальными нарушениями "Эбру и психолог"

Групповое коррекционное занятие для детей с ментальными нарушениями "Эбру и психолог"...

Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья "У Золушки"

Конспект можно применять для детей с проблемами в развитии мелкой моторики...

Выступление: « Коррекционные упражнения на уроках русского языка для детей с ментальными нарушениями»

Урок русского языка является одним из самых сложных в школе, особенно для детей с интеллектуальными нарушениями. У таких детей очень слабо развиты высшие психические функции - мышление, память, вниман...

Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития «Я развиваюсь, я могу»

Описание практикиНаименование практики: «Я развиваюсь, я могу» практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развит...