Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития «Я развиваюсь, я могу»
проект
Описание практики
Наименование практики: «Я развиваюсь, я могу» практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Цель практики: формирование социально адаптированной личности, посредством реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika-ya_razvivayus_programma.docx | 42.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ СЕРАФИМОВСКИЙ
ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Практика
по социальной реабилитации и абилитации
детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития
«Я развиваюсь, я могу»
Составитель:
Юнусова Оксана Николаевна,
воспитатель высшей категории
с. Серафимовский, 2021
Описание практики
Наименование практики: «Я развиваюсь, я могу» практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Цель практики: формирование социально адаптированной личности, посредством реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития.
Задачи практики:
- физическое воспитание;
- сенсорное воспитание;
- формирование общения ребенка с взрослым, со сверстниками;
- формирование представления об окружающей действительности;
- развитие речи;
- формирование мышления;
- предметная и игровая деятельность;
- формирование навыков самообслуживания;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- снижение агрессии и тревожности у детей.
Актуальность
Проблема включения детей с ментальными нарушениями и ТМНР в реальную жизнь общества является актуальной. Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации и реабилитации.
Абилитация – это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания. Факторами, в наибольшей степени влияющими на абилитацию детей с тяжелой умственной отсталостью, являются мотивационная готовность к социально-бытовой социализации и владение навыками повседневной жизни.
Успех абилитации и реабилитации в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной жизни является главной нашей задачей.
Для успешной социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями и ТМНР очень важным является применение индивидуального подхода к личности ребенка, учитывающего его индивидуальные потребности и интересы.
Целевая аудитория: дети с ментальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития, проживающие в Серафимовском детском доме-интернате.
Дети с МН и ТМНР – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к развитию и воспитанию. Это дети с различными нарушениями: психическими, речевыми, физическими отклонениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы. Поражение ЦНС имеет сложную структуру дефекта, в результате чего познавательная деятельность у детей резко снижена. Внимание привлекается с трудом, отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Речь не сформирована. Понимание речи и простейших жестов на узком бытовом уровне. Нарушена эмоционально-волевая сфера, эмоциональные реакции однообразны и недифференцированные.
У ребенка с ментальными нарушениями (МН) и ТМНР, имеется большая вероятность наиболее лучшего варианта развития и улучшение качества жизни, если с ним проводятся комплексные педагогические и коррекционно-воспитательные мероприятия. Работа с такими детьми требует особого подхода, внимания и уважения к личности ребёнка. Решающее значение отводится игровым действиям, упражнениям, приёмам, которые педагог подбирает, согласно психофизическому состоянию ребенка.
Организация практики
Практика охватывает всю деятельность педагога с воспитанниками, начиная с формирования навыков самообслуживания заканчивая культурно-досуговыми мероприятиями. Это вся коррекционно-воспитательная деятельность педагога с детьми – на занятиях, мероприятиях, в режимных моментах. Вся работа строится на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, учитываются его психофизические особенности, соматическое состояние и настроение.
Чтобы достичь намеченной цели и решить поставленные задачи, необходимо четкое планирование, использование разнообразных методов работы с детьми: наглядные (наблюдения, демонстрация картинок, рассматривание иллюстраций и т.п.), словесные (беседы, чтение художественной литературы, стихи и т.п.), практические (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.) Для реализации вышеперечисленных методов создаются различные методические и дидактические пособия.
Срок реализации практики
Практика по социальной реабилитации и абилитации детей с ментальными нарушениями (МН) и ТМНР «Я развиваюсь, я могу» является долгосрочной. Реализация комплекса педагогических и коррекционно-воспитательных мероприятий по формированию социально адаптированной личности началась с 2021г.
Этапы внедрения практики
1 этап – информационно-аналитический
- Диагностирование
- Мониторинг
2 этап – обогащение предметно-пространственной развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Она содержательно насыщена, доступна и безопасна. Имеется разнообразный дидактический материал, модули, игрушки, книги. Все расположено так, чтобы дети самостоятельно могли выбрать себе занятие по душе. Дидактический материал систематически пополняется и обновляется. Своими силами создаются дидактические и наглядные пособия.
На закрепленном участке имеются разнообразные спортивно-игровые конструкции: лабиринт для двигательной активности детей, дорожка здоровья, горка, качалка.
3 этап – внедрение в практику
Использование накопленного материала на занятиях. Участие детей в дистанционных конкурсах.
Педагогические технологии, используемые в работе
Технология «Круг» - альтернативная коммуникация и взаимодействие педагог- ребёнок, ребёнок- ребёнок.
Здоровьесберегающие технологии
Чтобы обеспечить ребёнку (детям) возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и умения по здоровому образу жизни используются здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика;
- физминутки;
- пальчиковая гимнастика;
- самомассаж (Су-Джок).
Педагогические технологии
- игровые технологии – вовлечение в игровую деятельность;
- технология сотрудничества взрослый – ребёнок – это совместная развивающая деятельность;
- технология дифференцированного обучения и воспитания – учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- информационно-коммуникативные технологии – инновационный ресурс, обеспечивающий доступность и вариативность обучения детей;
- личностно-ориентированная технология – осуществляет развитие ребёнка, сохраняет его индивидуальность и творческую самобытность;
- технология развивающего обучения – формирование сенсорных эталонов (для детей с тяжелыми множественными нарушения развития, по рекомендациям А.Л. Битовой).
Допобразование
Кружковая деятельность, по адаптивным общеразвивающим дополнительным программам:
- физкультурной направленности «Спортландия». Цель программы: коррекция физического развития детей с МН и ТМНР, посредством занятий адаптивной физкультурой.
- художественной направленности «Мир волшебных красок». Цель программы: повышение интереса воспитанников к художественной деятельности, развитие творческих способностей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Инновационные технологии, экспериментальная и проектная деятельность
- На базе учреждения апробация инновационного методического пособия для освоения хода времени неговорящими детьми «Ёжедневник. ЧОУ «Странник» г. Санкт-Петербург.
- В учреждении, на каждого воспитанника заводится дневник педагогических наблюдений, где систематически фиксируются наблюдения за уровнем развития и поведением детей (диагностика и мониторинг).
- Коммуникативный паспорт на неговорящих детей – в виде книжки, где описываются интересы ребёнка, его жизнедеятельность.
Коррекционные технологии
Реализация сказкотерапии, арт-терапии, пескотерапии.
Культурно-досуговые мероприятия
Культурно-досуговые мероприятия, развлечения на свежем воздухе. Участие в акциях, флешмобах, в мероприятиях общественных организаций (библиотека, Дом культуры).
Результаты внедрения практики
У воспитанников возможно сформируются:
- навыки самообслуживания: навыки приема пищи, личной гигиены (умывание, чистка зубов), опрятности (посещение туалета), одевания, раздевания;
- навыки познавательной, учебной деятельности: (представление о себе и окружающем мире, ППД, графо-моторные навыки и ориентировка в пространстве, сенсорное развитие и ФЭМП);
- навыки общения со сверстниками, взрослыми.
Возможные личностные результаты:
- обогащение опыта эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности;
- развитие зрительного и других видов восприятия, внимания;
- получение удовольствия от занятий, общения, деятельности;
- развитие интереса к взаимодействию с окружающими;
- умение взаимодействовать с взрослым в процессе совместной деятельности.
Формы аттестации
Об эффективности социальной реабилитации и абилитации можно судить по таким показателям, как приобретение навыков самообслуживания (приема пищи, умывания, чистки зубов, одевания, раздевания, пользования туалетом), развитие познавательной деятельности (представление о себе и окружающем мире, ППД, графо-моторные навыки и ориентировка в пространстве, сенсорное развитие и ФЭМП), расширения круга интересов, развитию коммуникативных способностей, навыков общения.
Достижения детей определяются результатами педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года, а также промежуточным срезом (февраль). Содержание педагогической диагностики обеспечивает оценку готовности детей к самостоятельному осуществлению повседневной деятельности в основных жизненных областях. Для педагога это означает, что в процессе диагностики он изучает сформированность моторных, познавательных, коммуникативных, бытовых, трудовых, социальных, досуговых, регуляторных умений.
Возможности тиражирования практики
Транслирование опыта практических результатов через официальный сайт учреждения и средства массовой информации, на мини-сайтах:
- образовательная социальная сеть nsportal.ru (https://nsportal.ru/yunusova-oksana-nikolaevna),
- всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ» (https://www.maam.ru/users/2629469),
- официальный сайт Серафимовского детского дома (http://su22.mintrudrb.ru).
Распространение практики возможно в детских учреждениях любого региона Российской Федерации без ограничений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....
Формирование социально – бытовых компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством развивающих игр и упражнений с песком
В статье говориться об опыте применения развивающих игр и упражненийс песком, как наиболее эффективного метода по формированиюсоциально-бытовых компетенций у детей с ТМНР. Представлены иописаны упражн...
«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...
«Двигательная активность" для обучающихся с умеренной, тяжелой,глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития
Целью занятий по двигательной активности является укрепление здоровья, коррекция дефектов физического развития и моторики, обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, используя раз...
Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений 8 вида, родителей.Реко...
Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).
Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...
Рекомендации родителям по формированию навыка питья из чашки у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми, множественными нарушениями развития.
Рекомендации родителям и педагогам по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....