Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы
методическая разработка по психологии

Крашакова Наталья Андреевна

«Мастерство - это то, чего можно добиться, и как

может быть известный мастер-токарь, прекрасный

мастер-врач, так должен и может быть известным

мастером  педагог...  И каждый из педагогов, будет

 обязательно мастером, если не бросит нашего дела,

а насколько он овладеет мастерством, — зависит от

собственного напора».

А.С.Макаренко

Актуальность. Целью деятельности образовательной организации в целом является – создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения обучающихся.

Новизна. Инновационные условия образовательной деятельности:

  1. Системный и процессный подходы к организации образовательной программы.
  2. Скоординированная организационная деятельность всех участников, реализующих образовательный проект: учащиеся, педагоги, родители.
  3. Внедрение инновационных технологий практико-ориентированного обучения: игрового моделирования ситуаций, профессионального взаимодействия, метода проектов, метода профессионального погружения.

Инновационный характер педагогической деятельности придает ориентация педагога не только на передачу знаний, но и на формирование личности обучающегося, его социализацию и творческое развитие. Профессиональное развитие педагога предполагает повышение его профессиональной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nov_metodicheskie_rekomendatsii_pedagogam_iom.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

педагогам по составлению индивидуальных

образовательных маршрутов

«Мастерство - это то, чего можно добиться, и как

может быть известный мастер-токарь, прекрасный

мастер-врач, так должен и может быть известным

мастером  педагог...  И каждый из педагогов, будет

 обязательно мастером, если не бросит нашего дела,

а насколько он овладеет мастерством, — зависит от

собственного напора».

А.С.Макаренко

Актуальность. Целью деятельности образовательной организации в целом является – создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения обучающихся.

Новизна. Инновационные условия образовательной деятельности:

  1. Системный и процессный подходы к организации образовательной программы.
  2. Скоординированная организационная деятельность всех участников, реализующих образовательный проект: учащиеся, педагоги, родители.
  3. Внедрение инновационных технологий практико-ориентированного обучения: игрового моделирования ситуаций, профессионального взаимодействия, метода проектов, метода профессионального погружения.

Инновационный характер педагогической деятельности придает ориентация педагога не только на передачу знаний, но и на формирование личности обучающегося, его социализацию и творческое развитие. Профессиональное развитие педагога предполагает повышение его профессиональной компетентности.

В качестве направлений развития профессиональной компетентности современного педагога необходимо выделить:

- овладение инновационными подходами к реализации образовательных областей в соответствии с приоритетами, определенными ФГОС СПО;

- освоение технологии педагогической диагностики индивидуального развития обучающихся;

- развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных условий с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, зоны ближайшего профессионального развития каждого обучающегося;

- развитие умений использования разных форм сотрудничества с родителями.

Ожидаемым результатом реализации данных направлений выступает повышение профессиональной адаптированности педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций.

Одной из технологий профессионального развития профессиональной компетентности педагога служит индивидуальный образовательный маршрут, который:

- создает условия для реализации педагогом непрерывного самообразования;

- позволяет самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.

Что такое «индивидуальный образовательный маршрут педагога»?

Индивидуальный образовательный маршрут - это структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы; это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности.

Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуального образовательного маршрута являются:

- изменения, происходящие в образовании;

- запросы и потребности участников образовательного процесса.

Основополагающими моментами индивидуального образовательного маршрута являются, с одной стороны, мотивационная сфера педагога, а с другой – его индивидуальные образовательные потребности как профессионала.

Содержательную сторону индивидуального образовательного маршрута составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного специалиста, но и для педагогического сообщества ОУ.

Психологическими механизмами реализации индивидуального образовательного маршрута являются самодиагностика и самоменеджмент.

В организационном контексте индивидуальный образовательный маршрут реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях, таких как профессиональное самообразование, деятельность педагога в профессиональном сообществе, участие педагога в методической работе ОУ:

  1. Самообразование педагога предполагает изучение современных научных и методических разработок, инновационного опыта, в том числе регионального, прохождение курсов повышения квалификации.
  2. Деятельность педагога в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе профессиональных сообществ (методических объединений, творческих, рабочих и проблемных групп), на уровне образовательного учреждения, региона.
  3. Участие в методической работе на уровне ОУ предполагает корпоративное обучение. Оно осуществляется в традиционных и интерактивных формах методической работы, организованной методистом для всего коллектива ОУ или определенной адресной группы педагогов.

Кроме того, индивидуально организуется методическая работа педагога в рамках разработки методической темы самообразования.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого педагога, его учащихся и их родителей в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом педагогического коллектива;

- возможностями учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся;

возможностями материально-технической базы образовательного учреждения.

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий:

- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационная поддержка процесса разработками индивидуального образовательного маршрута;

организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Алгоритм разработки ИОМ педагога предусматривает:

1-й этап.  Диагностике и самодиагностике предшествует выявление профессиональных интересов и профессиональных затруднений педагога, типа его профессиональной деятельности.

Педагог на данном этапе включается в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения своих индивидуальных образовательных потребностей с внешними требованиями (прежде всего требованиями ФГОС СПО, а также запросов работодателей и родителей на образовательную деятельность) для определения сфер профессиональной деятельности, раскрывающих профессионально-личностный потенциал педагога.

2-й этап. Составление на основе полученных результатов ИОМ. 

На втором этапе необходимо:

  1. Разработать и фиксировать в карте индивидуального образовательного маршрута программы конкретных действий по реализации задач профессионального развития.
  2. Определить пути решения проблем, развития профессиональных интересов и преодоления профессиональных затруднений, определение содержания деятельности педагога в контексте профессионального развития, планирование собственных действий по реализации цели, определение ожидаемых результатов, собственных достижений отражается в карте индивидуального образовательного маршрута.
  3. Определить условия для достижения результатов:

- курсы повышения квалификации;

- посещение семинаров и открытых мероприятий;

- изучение опыта работы педагогов-мастеров;

- анализ Интернет-ресурсов;

- консультации методистов на уровне ОУ,  районных и городских методических объединений;

- участие в экспериментальной инновационной деятельности, в проблемных, рабочих, творческих группах; наставничество;

- участие в психологических тренингах и т.  д.

Наиболее эффективным является составление индивидуального образовательного маршрута на межаттестационный период с пошаговым планированием на каждый учебный год.

3-й этап. Реализация индивидуального образовательного маршрута предполагает осуществление педагогической деятельности по составленному плану:

- обязательно анализируются, обобщаются и систематизируются промежуточные результаты за каждый учебный год;

- составляются отчеты, данные которых представляются и обсуждаются в педагогическом сообществе ОУ;

- коллегиально принимается решение о трансляции педагогического результатов на уровне образовательного учреждения и других уровнях;

- на основе профессиональной рефлексии педагог при необходимости вносит уточнения и коррективы в карту индивидуального образовательного маршрута.

4-й этап. Оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своей профессиональной компетентности.

Для оценки привлекаются эксперты: коллеги-педагоги, руководители ОУ, социальные партнеры, родители.

Важным моментом выступает самоанализ педагогом своей деятельности.

При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, её научно-теоретическое и практическое значение, степень освещённости данного вопроса в литературе.

Сроки реализации маршрута могут варьироваться  от одного года до пяти лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации в образовательном учреждении и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретных образовательных линий).

Формы самообразования педагога

- индивидуальная форма, инициатором которой является сам педагог;

- групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации.

В ИОМ отражаются следующие направления деятельности:

  1. Профессиональное направление (предмет преподавания):

- изучение ФГОС СПО, профстандартов, уяснение их особенностей;

- изучение нового УМК и учебников, уяснение  их особенностей и требований;

- разработка рабочих программ по своим дисциплинам, ПМ в соответствии с требованиями ФГОС СПО;

- знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет;

- плановое повышение квалификации на курсах;

- плановая аттестация;

- профессиональные публикации;

- участие в конкурсах профессионального мастерства.

2. Психолого-педагогическое направление (ориентированное на обучающихся и родителей);

- изучение и систематизация методической, педагогической и психологической литературы;

- повышение педагогической квалификации, самоанализ и переосмысление содержания своей работы в свете инновационных технологий обучения.

3. Методическое направление:

- периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности;

- создание банка лучших разработок уроков, интересных приёмов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий;

- совершенствование структуры самоанализа урока;

- внедрение в учебный процесс новых форм оценивания знаний обучающихся;

- представление опыта работы через открытые уроки на разных уровнях;

- участие в олимпиадах, конкурсах, вебинарах;

- посещение семинаров;

- обобщение и распространение собственного опыта: выступления перед коллегами на МО, МС, педсоветах, конференциях.

4. Направление информационно-технологических технологий:

- изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс;

- совершенствование навыков работы на компьютере;

- создание собственного сайта, его пополнение;

- создание электронной почты для контакта с единомышленниками;

- освоение новых компьютерных программ и ТСО;

- создание мультимедийных презентаций о работе в качестве преподавателя, классного руководителя.

5. Направление здоровьесберегающих технологий

- внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

По каждому направлению определение показателей, видов деятельности и сроков исполнения.

Педагогический продукт как результат:

  • Модуль учебных занятий;
  • Рабочие программы, КТП.
  • Публикации;
  • Методическая продукция (буклет, листовка, брошюра, УМК);
  • Портфолио;
  • Творческий отчет;
  • Мастер-класс;
  • Сайт преподавателя;
  • Доклад, выступление;
  • Творческая мастерская;
  • Педагогический проект;
  • Проведение семинара;
  • Отчет о результатах инновационной деятельности;
  • Результаты личного участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.д.;
  • Результаты обучающихся;
  • Презентация опыта работы по выявленной в результате самоанализа педагогической проблеме.

Ожидаемые результаты ИОМ:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов образовательных учреждений;
  • положительное изменение качественных показателей деятельности педагогических работников образовательных учреждений, повышение степени ответственности   педагогов за результат деятельности;
  • совершенствование содержания обучения: внедрение современных форм, методов обучения и воспитания, инновационных педагогических технологий, способствующих развитию способностей обучающихся, повышению их образовательного уровня;
  • разработанные и изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии и др.;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;
  • разработка и проведение открытых уроков;
  • участие и проведение семинаров, конференций, мастер-классов;
  • обобщение опыта по исследуемой педагогической проблеме.

Составляющими интегральной удовлетворенности педагога своим трудом являются:

- интерес к работе;

- удовлетворенность достижениями в работе;

- удовлетворенность взаимоотношениями с коллегами;

- удовлетворенность взаимоотношениями с руководством;

- уровень притязаний в профессиональной деятельности;

- удовлетворенность условиями труда;

- профессиональная ответственность.

Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для обучающихся слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога – залог прочных контактов с обучающимися.

Очень важна адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого педагога. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

Психологическая поддержка обучающихся:

  • необходимо уделять достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность помочь в трудной ситуации, но в то же время поощрять самостоятельность, активность по поиску решения стоящих перед ним задач;
  • использовать методы вербального самовнушения и саморегуляции;
  • развивать способность к рефлексии;
  • создавать ситуации успеха.

Методические рекомендации

педагогам по составлению индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

Основными характеристиками понятия «маршрута» педагоги-исследователи полагают следующие: определена цель, элективен, предполагает нормативную степень содержания трудности, заранее прокладывается (определяется), описан в специальном документе, обладает признаками процесса – движение от начала к конечной цели (Лебедева Н.Н.).

Тряпицина А.П. так трактует понятие «маршрут» - это целенаправленный процесс проектирования образовательной программы, в которой обучающийся выступает как субъект выбора, моделирования и реализации своего образовательного пути при педагогической поддержке (тьюторства).

Требования к ИОМ

Образовательный маршрут каждого уровня должен отвечать специфическим требованиям:

  • допускать возможность и необходимость существования маршрутов других уровней;
  • учитывать разброс целей образовательных субъектов другого уровня;
  • предполагать вариативность достижения обозначаемых в маршруте целей и постановку других целей;
  • обеспечивать соответствующий баланс заданности и выбора в каждом из структурных компонентов маршрута.

Условия, необходимые для эффективной разработки ИОМ

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора профилирующего направления дальнейшего обучения;
  • осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ обучающимися;
  • активное включение обучающихся в деятельность по созданию ИОМ;
  • организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом, вся учебная и внеучебная деятельность рассматривается как система взаимосвязанных процессов: основных, обеспечивающих, организационных, мониторинговых.

Реализация проекта в условиях психолого-педагогического сопровождения позволяет выстроить систему взаимодействий всех субъектов образовательного процесса и создать условия для максимально полного удовлетворения потребностей семьи в профессиональной ориентации старшеклассников.

При проектировании индивидуального маршрута ученика важно выявить образовательные запросы семьи и соотнести их с особенностями конкретного ребенка.

Образовательные запросы:

  • образовательные  цели семьи и их совпадение с целями обучающегося;
  • приоритетные области знания, на которые следует направить внимание;
  • желаемый уровень академических и социальных достижений обучающегося;
  • жизненные и профессиональные перспективы обучающегося и их связь с актуальными образовательными запросами;
  • тип, направленность и место нахождения ОУ, в которых будет происходить образовательный процесс ребенка (основное образовательное учреждение и учреждения дополнительного образования, дистанционные образовательные ресурсы и т.д.

Ресурсы семьи:

К ресурсам семьи относится все, что может быть использовано для реализации ИОМ:

  • физиологические ресурсы (здоровье, уровень активности, силы, выносливости);
  • психологические ресурсы (индивидуальные психологические характеристики членов семьи: мотивация, отношение к школе, уровень внутрисемейной поддержки и т.д.);
  • педагогические ресурсы (уровень образования, педагогическая компетентность родителей, педагогическая согласованность членов семьи и др.);
  • социально-материальные ресурсы (материальное положение семьи, социальная активность/ответственность, социальный статус и социально-профессиональные связи членов семьи и т.д.

Методические рекомендации

педагогам по сопровождению индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

  1. Всегда подходите к проведению этой работы творчески.
  2. Учите старшеклассников действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
  3. Не сдерживайте инициативы обучающихся.
  4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
  5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  6. Помогайте обучающимся учиться управлять процессом усвоения знаний.
  7. Ориентируйте обучающихся на собственные наблюдения и эксперименты.
  8. Учите обучающихся прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями.
  9. Помогайте обучающимся формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
  10. Учите старшеклассников анализу, синтезу, классификации информации, поощряйте стремление делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

Рекомендации педагогу при работе с инертными детьми

1. Не требуйте от обучающихся немедленного включения в работу: их активность возрастает постепенно.

2. Помните, что инертные ученики не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в таких условиях.

3. Не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок: ему необходимо время на обдумывание нового ответа.

4. Поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить для них опрос в начале урока.

Информационная справка об авторе ИОМ

Ф. И. О. преподавателя:_____________________________________________

Образование:______________________________________________________

Педагогический стаж:_______________________________________________

Дата прохождения аттестации:________________________________________

Квалификационная категория:________________________________________

Курсы повышения квалификации за последние  3 года:___________________

Тема самообразования:______________________________________________

Цель: систематическое повышение своего профессионального уровня.

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ПЕДАГОГА

Период  реализации:  ____________

Этап работы: подготовительный

Цель этапа:__________________________

Задачи этапа:___________________________

Направления деятельности

Формы
представления

результатов

Педагогический
продукт как результат

Выходные данные документа (протоколы заседания, фотоотчет, ссылка на интернет-ресурс и т.д.)

Профессиональное направление (предмет преподавания)

Психолого-педагогическое направление (ориентированное на обучающихся  и родителей)

Методическое направление (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения)

Направление информационно-компьютерных технологий

Направление здоровьесберегающих технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выполнявших исследовательский проект по теме: "Золотое сечение в математике, природе, архитектуре и живописи"

Актуальность использования исследовательской работы на уроках свидетельствуют те аргументы, что повышается мотивация учащихся к изучению предмета....

Роль психолого-педагогического консилиума в индивидуализации образовательного маршрута обучающихся с нарушением слуха.

Выступление на городском семинаре-совещании по теме: "Организация содержания деятельности психолого-педагогического консилиума"...

План психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в период подготовки к ГИА-9 В МАОУ «Средняя школа №8»

Для подготовки к ГИА необходим четкий план=дорожная карта психоло-педагогического сопровждения учвщихся....

Формирование проектно-образовательного маршрута обучающихся в условиях современной школы

Современная система образования ориентирована на поиск путей реализации вариативности и индивидуализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных целей. На наш взгляд,...

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) обучающейся старшей школы в рамках профильного обучения

Среднее  общее образование  -  третий, завершающий уровень общего образования.  На завершающем этапе образования происходит максимальное развитие устойчивых интересов, склонностей ...