Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса ОГКОУ «Приволжская школа интернат» в период дистанционного обучения
методическая разработка по психологии
Методические рекомендации по организации дистанционной работы педагога- психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihol._soprovozhdenie_protsessa_do.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса ОГКОУ «Приволжская школа интернат» в период дистанционного обучения
В настоящее время в работе педагога - психолога ОГКОУ «Приволжская школа интернат» сложилась обстановка, требующая организации психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса ( детей, педагогов и родителей) в дистанционной форме.
Содержание психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения предполагает несколько направлений работы:
- диагностическое, которое включает изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся, выявление познавательных интересов, определение индивидуального стиля познавательной деятельности и другие аспекты.
- просветительское, которое включает различные мероприятия, направленные на повышение общей психологической грамотности участников образовательного процесса;
- консультативное, направленное на взаимодействие педагога - психолога с различными группами участников дистанционного обучения - детьми, родителями и педагогами. Дистанционное консультирование обеспечивает практически полную анонимность и конфиденциальность. Это важно с точки зрения возникновения чувства защищенности и уверенности, так как многим людям рассказывать о своих проблемах в режиме «невидимки» гораздо проще, они становятся более открытыми в обсуждении проблемных вопросов, связанных с воспитанием и обучением обучающихся.
- методическое, предполагающее взаимодействие педагога - психолога с сетевым учителем. Речь идет об определённых психологических механизмах, обеспечивающих достаточный уровень мотивации учения и индивидуально–дифференцированный подход к обучению. Одной из важных психологических задач является повышение мотивации обучающихся к школьному обучению в целом, поддержка их активности в дистанционном учебном контакте с учителем.
В первую очередь, психолог работает над созданием атмосферы доверия и взаимной поддержки обучающихся и преподавателей, формирует мотивацию активного участия обучающихся в образовательном процессе, разрабатывает рекомендации по вопросам психологического сопровождения участников дистанционного обучения.
Важным моментом является исследование уровня развития и особенностей протекания познавательных процессов в дистанционном обучении, помощь в преодолении трудностей, связанных с восприятием учебного материала в условиях интерактивной образовательной среды.
Психолог также изучает индивидуальные личностные особенности, характер межличностных отношений участников дистанционного обучения, с целью обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода и разработки индивидуальных маршрутов.
Сведения об особенностях личности обучаемых (самооценка, характер мотивации, уровень тревожности, особенности познавательной сферы и др.) позволяют педагогу оперативно определить стиль взаимодействия с каждым из обучаемых, выявить возможные трудности в процессе обучения, подобрать методы оказания поддержки и помощи.
Психолог может помочь сетевому педагогу сформировать состав учебных групп (дать прогноз совместимости и результативности), выбрать оптимальный стиль общения с той или иной группой учащихся, отслеживать групповую динамику, формировать благоприятный климат в образовательной среде.
При необходимости психолог включается в урегулирование спорных ситуаций между участниками образовательного процесса, выступая в роли посредника.
Учитывая сложившуюся ситуацию, возникают два наиболее важных с психологической точки зрения момента – эмоциональное состояние участников дистанционного обучения и проблема повышения мотивации.
Характерный для дистанционного обучения ряд особенностей влияет на психоэмоциональное состояние участников. Когда процесс образования интересен, затрагивает учеников эмоционально, он становится гораздо более эффективным. С одной стороны, отсутствие непосредственного контакта между обучающимися и преподавателем, снижает степень личного влияния педагога на эмоциональное окрашивание получаемых знаний. С другой стороны, при дистанционном обучении основной упор делается на активизацию творческих способностей, инсайты, в этом плане здесь больше возможностей для переживания положительных эмоций от достижений, результатов обучения.
При дистанционном образовании обучающиеся получают меньше положительных эмоций в сфере межличностных отношений, ведь общаясь, мы всегда так или иначе эмоционально реагируем на окружающих. Поэтому желательно создавать объединения обучающихся, включать мероприятия, направленных на командообразование с целью сплочения дистанционной учебной группы, моделировать ситуации командного взаимодействия, что будет обогащать эмоциональные переживания обучающихся, повышать эффективность взаимодействия между ними и усвоение знаний.
Основными методами системы психолого-педагогического сопровождения при дистанционной работе выступают психологическое интернет-тестирование, психологические тренинги (психолог – сетевой учитель, психолог – сетевой ученик, психолог – родитель в режимах on-line и консультирование в режимах on-line.
Одним из возможных каналов взаимодействия в рамках дистанционной работы является видеосвязь в системе Skype.
Возможности Skype для обучающихся, находящихся в настоящее время на домашнем обучении достаточно широки. Это:
- голосовое и видео общение;
- обмен текстовыми сообщениями;
- пересылка файлов;
- использование видеоконференций для группы обучающихся;
- перенаправление вызова.
В течение дня можно проводить:
- дистанционно коррекционно-развивающую работу,
- Skype- консультированию обучающихся и их родителей,
- создать запрос на организацию консультирования для родителей и педагогов.
- провести опрос - анкетирование детей и родителей .
Интернет консультации педагога-психолога по средствам Skype позволяют расширить границы общения, коммуникации, позволяют познавать нормы и правила существующие в современном мире, выражать словами свои мысли и чувства, организовать профилактику замкнутость, состояния уныния, дипрессии.
Для дистанционного консультирования с использованием Skype всегда можно выбирать удобное время, место, темп, характер общения с каждым обучающимся.
К основным достоинствам применения Skype можно отнести:
- технологичность – консультации с использованием Skype делает коррекционно-развивающую работу педагога-психолога с детьми более эффективной. Это позволяет общаться с ребенком, взрослым лично здесь и сейчас.
- доступность и открытость обучения – возможность удалённой работы со всеми участниками образовательного процесса. Обучение в любое время, в любом месте позволяет выработать индивидуальный график работы с обучающимися, педагогами и родителями.
- индивидуальность систем дистанционного обучения. Обучающийся сам определяет темп занятия, может возвращаться по несколько раз к отдельным заинтересовавшим его темам. В основе дистанционного консультирования заложены психолого-педагогические технологии разнотемпного обучения, самостоятельность, сочетание различных форм и методов коррекционно-развивающего воздействия педагога-психолога на обучающегося.
В дистанционной работе педагог-психолог использует возможности Интернет - ресурсов, которые позволяют знакомиться с нормативно - правовыми документами, новостями психологической науки и исследований, находить в Интернете электронные учебники, книги, статьи, участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций, семинаров, участвовать в конкурсах, олимпиадах, мастер-классах и обучаться на дистанционных курсах повышения квалификации.
Эффективным средством связи с педагогами, обучающимися и их родителями является персональный интернет-сайт. Это и реклама деятельности педагога-психолога, и информационное обеспечение новостей психологической службы, объявлений, акций, мероприятий, фотоальбомов и т.д. На сайте создана база данных методических материалов с целью оказания методической помощи педагогам, педагогам-психологам в овладении новыми теоретическими знаниями, методиками и психолого-педагогическими технологиями.
Педагог- психолог
Н.А.Соловьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Охват психолого-педагогическим сопровождением участников образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение в школе осуществляется в системе «психолог -педагоги - ученики - родители», которая включает в себя фронтальную и индивидуальную диагностику обучающихся с послед...
Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
На современном этапе развития системы образования возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС в среднем и старшем з...
Сопровождение участников образовательного процесса в условиях интегрированного обучения
Как показывает практика, есть целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с особыми образовательными потребностями в школьное пространство....
Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
Представлена блок-схема системы взаимодействия педагога-психолога с участникками образовательного процесса....
Доклад «Развитие коррекционно-развивающей воспитывающей среды для формирования социально-интегрированной личности в свете организации комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса».
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды....
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»
Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...