Роль психолого-педагогического консилиума в индивидуализации образовательного маршрута обучающихся с нарушением слуха.
опыты и эксперименты по психологии на тему

Виноградова Дарья Владимировна

Выступление на городском семинаре-совещании по теме: "Организация содержания деятельности психолого-педагогического консилиума"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Программа семинара467.13 КБ
Файл Выступление35.82 КБ
Файл Презентация82.08 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Роль психолого-педагогического консилиума в индивидуализации образовательного маршрута обучающихся с нарушением слуха.

Педагог-психолог ГКОУ СКОШИ № 52 Виноградова Д.В.

Представляю опыт работы нашей образовательной организации Государственного казенного образовательного учреждения СКОШИ № 52. В нашей школе обучается 243 учащихся, имеющих различные нарушения слуха из них 34 кохлеарно -имплантированные дети. Коррекционно-развивающий процесс сопровождают 16 учителей-дефектологов, педагогов-психологов. Известно, что отсутствие полноценного слухового ощущения и восприятия затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на процесс формирования жизненно важных компетенций.

В медицине в настоящее время при оценке состояния слуха детей используется Международная классификация нарушений слуха. Средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000, 2000 Гц.

1-я степень тугоухости — снижение слуха не превышает 40 дБ;

2-я степень тугоухости — снижение слуха от 40 до 55 дБ;

3-я степень тугоухости — снижение слуха от 55 до 70 дБ;

4-я степень тугоухости — снижение слуха от 70 до 90 дБ.

Снижение слуха более чем на 90 дБ определяется как глухота. Однако известно, что речевое развитие у ребенка с нарушением слуха во многом зависит от начала и качества специального обучения, направленного на компенсацию имеющихся нарушений.

В этой связи чрезвычайно важным является построение такого процесса обучения и воспитания, адаптации и социализации ребенка, чтобы максимально возможными и доступными способами развить компенсаторные возможности, а также провести  коррекцию имеющихся недостатков. (слайд3)

В нашем учреждении на основании действующих локальных актов функционирует постоянный консилиум, психолого-педагогический консилиум (в дальнейшем – ППк) является важнейшим звеном нашего образовательного учреждения. Деятельность ППк направлена на решение задач, связанных со своевременным выявлением, а в дальнейшем оказанием психолого-педагогической помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями как в освоении АООП, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

В основные направления деятельности консилиума мы включили:

  • анализ и организация исполнения рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации (ИПРА), отдельных специалистов в области медицины, коррекционной педагогики и специальной психологии, обследовавших детей;
  • определение и конкретизация специальных условий, содержания их способов организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
  • выявление актуальных и резервных возможностей обучающихся;
  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
  • разработка учебно-воспитательных мероприятий, программ психолого-педагогической и социальной помощи, а также их корректировка на основе анализа эффективности;
  • консультирование родителей (законных представителей), педагогических, и социальных работников, представляющих интересы ребенка;
  • внесение в администрацию школы предложений по обеспечению доступности и адаптивности образования к уровням и особенностям развития детей;
  • участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической, социальной и правовой культуры педагогов, родителей, детей.

В этой связи,  нами была выявлена необходимость формирования такой модели деятельности консилиума,  чтобы были понятны и объемы помощи, которую необходимо оказывать данному обучающемуся, виды рекомендованной помощи. (Слайд 3) 

Состав школьного ППк может варьироваться в зависимости от характера возникшей проблемы. Постоянные специалисты:

  • заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе;
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • учитель-дефектолог;сурдопедагог;

Участвуют по потребности:

  • классные руководители;
  • педагоги;
  • члены Управляющего совета;
  • дополнительно привлекаемые специалисты.

(Слайд 4)

Обратите внимание на предлагаемую нами форму заключения.

В нем мы отражаем объемы помощи в обязательной части, рекомендованной ПМПК,  условий,  а также необходимые направления и объемы организации  внеурочной деятельности, которые должны быть реализованы в обязательном порядке.  

Как известно, для организации полноценного образовательного процесса для детей с нарушением слуха, родителям (законным представителям) необходимо видеть реальный результат коррекционно-развивающей работы, а для этого необходимо определить специфику образовательного маршрута – интенсивность, сроки, количество коррекционно-развивающих занятий, специалиста, который лучше справится с заданной задачей.  В зависимости от состояния остаточного слуха,  особенностей  речевого развития у обучающихся, реализация  внеурочной деятельности, включающей и коррекционно-развивающие занятия, представлена направлениями в  2-х отделениях.  (Слайд 5)

В  I отделении обучаются дети, которые имеют более высокие показатели слухового восприятия, в том числе и корректированное Индивидуальными Аппаратами, а также состояние речевого развития.  В этом случае мы определяем результат и  программу,  рассчитанную на 4 года обучения для 1 отделения, для II отделения на 5 лет. При этом учитываются многие показатели – время наступления нарушения, состояние познавательной, эмоционально-личностной, поведенческой сфер.

Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на детей. По данным обследования каждым специалистом составляются заключение, определяются рекомендации, которые могут быть изменены после динамического наблюдения, мониторинга учебных достижений. (Слайд 6) Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения. В отдельных случаях рекомендуем в заключении работу с тактильно-вибрационным оборудованием.  

Мы представляем Вашему вниманию форму заключения, в которой отражаются рекомендации для каждого ребенка по режиму проведения коррекционно-развивающей работы, с целью преодоления трудностей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы и формирования индивидуального общеобразовательного маршрута обучающегося. (Вернуть 5 слайд) Например:индивид. Занятия у 1 отделения  с учитель-дефектологом сурдопедагог и педагогом психологом -2 часа в неделю, подгрупповые занятия – учитель дефектолог – 1 час, психолог -30 мин в неделю, тогда как занятия во втором отделении с учителем-дефектологом в индивидуальной форме составляют 3ч. в неделю, в подгрупповой форме второго отделения- 1ч. в неделю. Индивидуальные занятия с педагогом психологом во втором отделении -3ч. в неделю, подгрупповые 1ч. При этом мы понимаем, что в соответствии с нормами санпин 2016 г. одно кор. занятие  с учителем дефектологом не может быть длительнее 25 мин, т.е. в неделю каждый обучающийся имеет 4 или 6 занятий по 20 минут.

Примерное расписание занятий со специалистами указано в таблице.

Специалисты

Кол-во часов (академических) в неделю

I отделение

II отделение

Инд.

Подгрупп.

Инд.

Подгрупп.

Педагог-психолог

2ч.

0,5ч.

4ч.

1ч.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог)

2ч.

1ч.

3 ч.

1 ч.

При этом мы понимаем, что в соответствии с нормами санпин 2016 г. одно кор. занятие не может быть длительнее 25 мин, т.е. в неделю каждый обучающийся имеет 4 занятия по 20 минут или 6 занятий

Подгруппы для работы педагога-психолога формируются из состава обучающихся одной возрастной группы и сходного состояния  той или иной высшей психической функции (речь, память, внимание, мышление и т.д.). Состав групп мобилен.  Потребность в коррекции ВПФ у учащегося определяется путем первичной диагностики, которую проводят специалисты психолого-педагогического сопровождения, направленного на успешное освоение  АООП. (Слайд 6)

Программы внеурочной деятельности, рекомендуются в соответствии с потребностью каждого обучающегося – состояния ВПФ, эмоционально-личностной, поведенческой сфер. (например…..если к нам в 5 класс поступает ребенок двигательно рассторможенный с низким уровнем самостоятельной речи, соответственно мы создаем ему условия адаптации где ему будет комфортно и интересно, например рекомендуем ему спортивную секцию в нашем учреждении, где он будет общаться с ребятами из разных классов). (Слайд 7) Программы внеурочной деятельности определены нами  по 6-ти направлениям: спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, проектно-исследовательское, эстетическое, техническое и коррекционное.

  • Консилиум рекомендует родителям (законным представителям) преобладающее направление, при этом мы определяем дозированность программ
  • Возможность расширения, уточнения, закрепления, коррекции имеющихся знаний в образовательных областях

А также программу  ПсихологоПедагогическогоСопровождения

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание в образовательном учреждении благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала учащихся с нарушением слуха, содействие в освоении содержания АООП.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • раннее выявление и оказание психологической помощи учащимся с ОВЗ, имеющим трудности в обучении и  воспитании;
  •  профилактика школьной и социальной дезадаптации;
  •  консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся с ОВЗ, родителей и педагогов;
  •  повышение мотивации обучения у учащихся с ОВЗ;
  •  создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
  •  формирование у обучающихся с ОВЗ способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  •  формирование у обучающихся с ОВЗ установок на здоровый образ жизни;
  • организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА, ГВЭ и ЕГЭ;
  • разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования. (Слайд 8)

Специалистами службы сформированы 4 блока программ (циклы сопровождения) программа рассчитана на различный объем оказания сопровождения – 18 часов, 36, 72 часа в год

Основные циклы сопровождения:

  • готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
  • переход в среднее звено;
  • подростковый кризис;
  • адаптация и профориентация в старшем звене.
  • Коррекция, развитие ВПФ

Психолого-педагогическое сопровождение реализует работу по 4 основным блокам:

1.Диагностический блок.

2. Развивающий блок.

3. Консультативный блок.

4. Просветительский блок.

Консультативный  и проветительский блоки включают три направления:

          1. Работа с учащимися.

   2. Работа с родителями.

   3. Работа с учителями.

(Слайд 9)

В нашей школе проводится так же психологический мониторинг, который может выполнять три функции:

  • Диагностическую, т.е. измерять параметры объекта;
  • Контрольную, т.е. дать возможность осуществлять контроль отклонений от нормативных параметров;
  • Оценочную.

Мониторинг помогает специалистам и учителям увидеть проблемы обучающихся по усвоению адаптированной  основной общеобразовательной  программы и своевременно помочь им в преодолении  этих трудностей. Мониторинг также показывает результаты развития речи, внимания, мышления, памяти обучающихся, исходя из которых специалисты школьного ПМПк составляют индивидуальный маршрут коррекционных занятий для ребенка.

Таким образом, деятельность консилиума, который действует в нашей образовательной организации, направлена не только на выявление первичных и вторичных нарушений но и на формирование, своевременную корректировку индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося. (Слайд 10)

Спасибо за внимание!

Литература:

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 3-203
  2. Дубровина И.В.  Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
  3. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
  4. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. – (Сердце отдаю детям)
  5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
  6. http://abc.vvsu.ru/books/up_spec_psihologija/page0008.asp

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль психолого-педагогического консилиума в индивидуализации образовательного маршрута обучающихся Педагог-психолог ГКОУ СКОШИ № 52 Виноградова Д.В.

Слайд 2

Направления деятельности психолого-педагогического консилиума анализ и организация исполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) отдельных специалистов в области медицины, коррекционной педагогики и специальной психологии, обследовавших детей; определение и конкретизация специальных условий, содержания их способов организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями; разработка учебно-воспитательных мероприятий, программ психолого-педагогической и социальной помощи, а также их корректировка на основе анализа эффективности; консультирование родителей (законных представителей), педагогических, и социальных работников, представляющих интересы ребенка;

Слайд 3

Состав школьного ППк Постоянный заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе; педагог-психолог; социальный педагог; учитель-дефектолог;сурдопедагог . С приглашением к участию специалистов в зависимости от характера возникшей проблемы: классные руководители; педагоги; члены Управляющего совета; дополнительно привлекаемые специалисты.

Слайд 4

Форма заключения ГКОУ СКОШИ №52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ : на основании проведенного обследования, (учитывая данные полученные в ходе мониторинга)консилиум в составе____________________________________________________________констатирует полное/частичное/фрагментарное освоение/ неосвоение содержания адаптированной основной общеобразовательной программы для слабослышащих, позднооглохших детей С целью преодоления трудностей в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы консилиум и формирования индивидуального общеобразовательного маршрута обучающегося РЕКОМЕНДУЕТ:

Слайд 5

Режим проведения коррекционно-развивающей работы специалист форма проведения, кол-во часов в неделю направление работы инд. групп. учитель-дефектолог (сурдопедагог) педагог-психолог другое

Слайд 6

Реализация внеурочной деятельности включить в реализацию внеурочной деятельности занятия по предметам_________________________________________________________________________________________________________________ на срок до ____________________, до прохождения контрольно-измерительных мероприятий

Слайд 7

Программы внеурочной деятельности 6 направлений: спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, проектно-исследовательское, эстетическое, техническое и коррекционное ; Дозированность программ; Возможность расширения, уточнения, закрепления, коррекции имеющихся знаний в образовательных областях.

Слайд 8

Организация деятельности службы сопровождения 4 блока программ (циклы сопровождения) объем сопровождения – 18 часов, 36, 72 часа в год Основные циклы сопровождения Адаптационные программы в 1, 5 (6), 9 (10) класс; Программа «Подростковый кризис»; адаптация и профориентация в старшем звене. Коррекции, развития ВПФ

Слайд 9

Функции мониторинга: Диагностическая – измерять параметры объекта; Контрольная – даёт возможность осуществлять контроль отклонений от нормативных параметров; Оценочная.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! НАШИ КОНТАКТЫ : г . Москва , улица Расковой, дом 20А, строение 1 Секретарь: + 7(495)612-40-41 Адрес электронной почты: sk52@edu.mos.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.

В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....

Роль письменной речи в овладении родным языком для обучающихся с нарушениями слуха.

Роль письменной речи в овладении родным языком для   обучающихся с нарушением слуха.  Овладеть письменной речью – значит научиться понимать письменный текст и научиться...

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции

Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развив...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы

laquo;Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером  педагог...  И каждый из педагог...

Методические рекомендации "Учет особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха в процессе обучения и воспитания"

В методических рекомендациях представлена классификация детей с нарушением слуха, описаны особенности психофизического развития детей с нарушением слуха, особые образовательные потребности детей с нар...