Рабочая программа «Школа лидера»
рабочая программа по психологии (10 класс)

Удникова Ольга Ивановна

Лидерство - это загадочное, ускользающее качество.
Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать
на практике и уже невозможно создать это качество в других.
Д. Кэмбелл

Проблема развития человека и проблема развития общества - это две стороны одного процесса. Жизнь, благополучие и возможность самореализации каждого из нас зависят от потенциала развития современного детства. А для того, чтобы детство стало путеводной звездой, необходим правильный ориентир в безбрежном море различных влияний.

Детство – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Инициатива (франц. initiative, от лат. initium – начало) – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. Инициатива представляет собой разновидность социальной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. В моральном смысле инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общепринятых норм.

Изучение вопроса о сущности лидерства в подростковой среде привело к необходимости рассмотрения социальной активности как фактора развития ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_lidera.docx53.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА–ИНТЕРНАТ

С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ

ИМЕНИ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.И. ПОКРЫШКИНА

Рассмотрено

на заседании МО школы

___________________

«____»__________2020 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР

__________Л.Е. Севлюк

«___»___________2020 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ МО КШИ с ПЛП

______________Я.А.Долинчук

« ___ »______________2020 г.

                                                             

Рабочая программа

««Школа лидера»»

10 класс

Педагог-психолог

Удникова Ольга Ивановна

2020-2021 учебный год

Лидерство - это загадочное, ускользающее качество.
Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать
на практике и уже невозможно создать это качество в других.
Д. Кэмбелл

Проблема развития человека и проблема развития общества - это две стороны одного процесса. Жизнь, благополучие и возможность самореализации каждого из нас зависят от потенциала развития современного детства. А для того, чтобы детство стало путеводной звездой, необходим правильный ориентир в безбрежном море различных влияний.

Детство – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

Инициатива (франц. initiative, от лат. initium – начало) – почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях; предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям. Инициатива представляет собой разновидность социальной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. В моральном смысле инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общепринятых норм.

Изучение вопроса о сущности лидерства в подростковой среде привело к необходимости рассмотрения социальной активности как фактора развития ребенка.

Социальная активность – интегративное понятие. Она проявляется как состояние деятельности, актуальная потребность, преобразующая способность и качество личности. Как особое состояние деятельности социальная активность характеризуется позитивно выраженной субъективностью; как актуальная потребность она реализуется в системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность. В качестве преобразующей способности социальная активность проявляется в специальных знаниях, умениях и навыках и как устойчивое качество личности – в целеустремленности, самостоятельности и других соответствующих качествах.

Социальная инициатива является формой проявления социальной активности субъектов социальных отношений в интересах и на благо личности, общества и государства, направленной на конструирование новой социальной реальности.

Способность личности к инициативе, самостоятельным общественным начинаниям, активности, предприимчивости образует личностное качество – инициативность.

Именно в подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. В подростковом возрасте инициативность как личностное качество развивается в большей степени. С подросткового возраста ребенок, по законодательству Российской Федерации (Федеральный закон “Об общественных объединениях”), может “самостоятельно принимать решение о вхождении в инициативную группу (общественное объединение)”.

Социальная инициатива иногда рассматривается, как устойчивое свойство личности, отражающее отношение человека к труду, обществу, общественно-полезной деятельности. Чаще всего социальная инициатива определяется как двигатель, побудитель деятельности, как потребность, желание, обращающее энергию личности на общественно-значимые, активные действия.

Таким образом, социальная инициатива – это инициатива решения некой социально значимой проблемы. Но следует отдавать отчет в том, что чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива – это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. И ничего, что бы умаляло значение и роль детской социальной активности, в этом тезисе нет. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют. Именно помощь, а не тотальная опека, поддерживает собственную активность тех, кому предназначена, и расширяет сферу этой собственной активности; опека, наоборот, подменяет и подавляет, отменяет, делает просто ненужной собственную активность опекаемых.

Процесс воспитания активности управляем, он должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

В ГКОУ МО КШИ с ПЛП существует ученическое самоуправление. Для его создания необходимы инициативные, творческие, активные подростки, которые помогают развитию коллегиальных, демократических форм управления школы и тем самым создают основу для реализации организаторских функций в своей будущей жизни.

Органом, осуществляющим текущие права и обязанности самоуправления является  Школьный Совет. В него выбирают лидеров классов, которые занимаются созданием радиоинформационной сети школы, проводят социологические опросы, организуют и проводят благотворительные акции. проводят творческие мероприятия, занимаются разработкой сценариев.

Актуальность.

Актуальность программы для школы  состоит в построении системы психолого-педагогических условий, способствующих развитию установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций, формирования гражданской позиции, самоорганизации и самоопределения подростков в многообразии реалий жизни.

Цель программы. Развитие лидерских качеств у старшеклассников в различных видах общественной и личностно значимой деятельности.

Задачи программы.

  1. Развитие организаторских коммуникативных способностей в информационной и коммуникативной сферах.
  2. Провести подготовку группы подростков - лидеров, способных реализовывать программу развития сотрудничества в разных возрастных группах.
  3. создать условия для самореализации подростков и повышения их социальной активности.
  4. Развитие жизненного целеполагания в условиях социально-значимой деятельности.
  5. Развитие самоконтроля.
  6. Создание условий для прохождения подростками всех этапов проектной деятельности.

Методы: беседы, игры, тренинговые упражнения, деловые игры, решение кейсов, СПТ.

Средства: использование наглядных пособий, раздаточного материала, аудио и видео материалов.

Этапы программы

I. Подготовительный этап (диагностико-мотивирующий).

Задача: выявить учащихся, обладающих лидерскими способностями.

Для реализации поставленных задач используются следующие диагностический инструментарий. (Приложение 1)

  • Методика изучения лидерских качеств
  • Опросник. Лидерские характеристики.
  • Методика выявления “коммуникативных и организаторских способностей” (КОС-2)
  • Тест “Хозяин своей судьбы”
  • Тест-опросник “Способен ли ты быть лидером?”
  • Тест “Психологический тип в общении

II. Основной этап.

Цель: формирование и обучение группы молодежных лидеров

III. Этап самостоятельной деятельности.

Цель: разработка и реализация социального проекта группой подростков-лидеров с привлечением всего подростково-молодежного коллектива данного учреждения.

Содержание основного этапа программы

Данный этап программы направлен на обучение способам эффективного лидерского поведения:

  • развитие лидерских качеств и способностей;
  • обучение приемам делового общения;
  • обучение методам эффективного решения проблем;
  • обучение приемам командообразования и взаимодействию в команде;
  • обучение способам саморегуляции.

Ожидаемый результат.

В результате реализации данной программы подростки приобретают:

  • опыт совместной деятельности по реализации возрастных интересов и решению социальных проблем;
  • возможность самоутверждения в активной социальной роли, проявление ее в ходе реализации программы;
  • возможность получения собственного опыта в социально-значимой деятельности и его рефлексия;
  • развития лидерских качеств;
  • навыки коммуникации в разновозрастной группе как одного из средств поддержки собственной активности;
  • опыт самостоятельной проектной деятельности по решению значимых для школы задач.

Результативность данной программы оценивается при проведении начального и повторного диагностического среза. (Приложение 1) Некоторые материалы-разработки представлены в Приложении 2.

Учебно-тематический план

развернуть таблицу свернуть таблицу

Раздел или тема

Теория

Практика

Всего часов

1 этап

1

Знакомимся и становимся группой. Мир вокруг нас

5

13

18

2

Взаимодействуем в группе и становимся увереннее в себе

5

7

12

2 этап

3

Знакомство с невербальным языком тела. Основы социальной перцепции

2

2

4

4

Согласие и сотрудничество

4

6

10

5

Я и мой внутренний мир

4

10

14

6

Творческий подход к решению проблем

1

1

2

3 этап

7

Социальное проектирование

2

4

6

8

Итоговое занятие

 

2

2

 

Итого

 

 

68

Содержание программы

Тема 1. Знакомимся и становимся группой. Мир вокруг нас

  1. Знакомство
  2. Становимся группой и вводим правила. Начинаем разговор о чувствах.
  3. Сплочение группы
  4. Владеем эмоциями, выражаем чувства.
  5. Поддерживаем друг друга.

Тема 2. Взаимодействуем в группе и становимся увереннее в себе

  1. Я во взаимодействии.
  2. Когда взаимодействовать непросто.
  3. Уверенное поведение.
  4. Работаем над уверенностью в себе.
  5. Уверенность в повседневной жизни.

Тема 3. Знакомство с невербальным языком тела. Основы социальной перцепции

  1. Освобождение от мышечных зажимов.
  2. Проработка невербальных средств общения.

Тема 4. Согласие и сотрудничество

  1. Общаемся с разными группами людей.
  2. Развитие и отработка навыков межличностного общения.
  3. Умение слушать.
  4. Установление позитивной обратной связи.

Тема 5. Я и мой внутренний мир

  1. Я - как я себя вижу и я глазами других.
  2. Какой Я.
  3. Юноши и девушки.
  4. Изучаем себя.

Тема 6. Творческий подход к решению проблем

  1. Использование метафор в общении.

Тема 7. Социальное проектирование

  1. Отработка навыков работы с информацией.
  2. Подтверждение ценности самообразования и самообучения.

Обобщение (итоговое занятие). Для ее проведения используем материал из Приложения 3.

Приложение 1

Опросник. Лидерские характеристики

Дата________Школа_____Класс___Возраст_______ФИО_________

 (заполняющий анкету)

В таблице под номером от 1 до 10 отмечены характеристики, связанные с лидерскими способностями. Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными лидерскими характеристиками.

Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

№ п/п

Ф. И. О.

Номера лидерских характеристик

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

Лист ответов. Оценка родителей

Дата________Школа_____Класс___Возраст_______ФИО________________

 (заполняющий анкету)

В таблицах указаны номера характеристик, связанных с лидерскими способностями. Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени Ваш ребенок обладает этими характеристиками.

Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно; 3 — часто; 2 — иногда; 1 — редко.

Шкала лидерских характеристик.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма

Баллы

Лист ответов. Самооценка (школьники)

Дата________Школа_____Класс___Возраст_______ФИО________________

 (заполняющий анкету)

В таблицах указаны номера характеристик, связанных с лидерскими способностями. Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени Вы обладает этими характеристиками.

Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно; 3 — часто; 2 — иногда; 1 — редко.

Шкала лидерских характеристик.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма

Баллы

Опросник. Лидерские характеристики

  1. Способен успешно нести бремя ответственности; можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо.
  2. Чувствует себя уверенно с детьми своего возраста — также, как со взрослыми; чувствует себя комфортно и спокойно, когда его просят показать свою работу перед классом.
  3. Видно, что к нему хорошо относятся одноклассники.
  4. Сотрудничает с учителем и одноклассниками; стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно.
  5. Вполне способен к самовыражению; речь хорошо развитаи его легко понять.
  6. Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях, не выглядит обескураженным, когда привычный уклад меняется.
  7. Воодушевлен, когда находится среди людей; любит общаться и не любит одиночества.
  8. Стремится быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие.
  9. Принимает активное участие в общественной жизни школы, можно рассчитывать, что если кто и будет участвовать в различных мероприятиях, то именно он и никто другой.
  10. Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается всеми видами атлетических игр.

Таблица 1

Обобщенные нормативные данные

Опросник лидерство

Категория оценивающего

Очень низкий

низкий

Средний -норма

высокий

Очень высокий

Эксперт

<11

12-17

18-25-31

32-38

>39

Самооценка

<15

16-21

22-28-32

33-38

>39

Взаимооценка

<14

15-19

20-24-27

28-31

>32

Родители

<17

18-22

23-29-33

34-39

>40

После подсчета суммы сырых баллов мы можем, используя данные табл. 1, оценить место каждого ученика по способностям к лидерству относительно нормы.

Способ проведения.

Опросник. Лидерские характеристики.

Опросник включает 10 пунктов, в каждом из которых отмечены характеристики, связанные с лидерскими способностями. Максимальная оценка — 40 баллов.

Возможные оценочные баллы:

4 - постоянно;

3 - часто;

2 - иногда;

1 -редко.

Каждый пункт следует оценивать безотносительно к другим пунктам.

Экспертами могут быть педагоги, психологи или социальные работники, знающие детей. Также в качестве экспертов могут выступать одноклассники, которые оценивают сами себя (желательно свою строчку-самооценку в листе ответов выделить цветным маркером), а также всех остальных школьников. Оценку со стороны взрослых мы назвали экспертной оценкой, оценку одноклассниками друг друга - взаимооценкой. Наконец, оценку самих себя называем самооценкой. Рекомендуем проводить взаимооценку и самооценку, начиная с 8 класса ..

Перед заполнением опросников мы в свободной форме даем вводную инструкцию и просим оценить степень выраженности лидерских способностей у детей.

Заполнение опросников (экспертное оценивание) можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. То есть оценку могут проводить либо несколько экспертов в одно и то же время, либо один. Аналогично вы можете оценивать либо целую группу детей, либо только одного. Это зависит от ваших потребностей и возможностей. Время заполнения опросников не ограничено.

Респонденту предлагается текст опросника, а также лист ответов с инструкцией для каждого опросника. Все ответы следует помещать только на листе ответов. Нами разработаны разные варианты листов ответов: листы ответов для экспертов-педагогов, для родителей и для самооценки.

Следует оценить каждую характеристику с помощью четырехбалльной шкалы, а затем просуммировать выставленные баллы по всем характеристикам каждой шкалы для каждого оцениваемого. Все инструкции по заполнению опросников даны на листах ответов.

О количестве и видах экспертов, оценивающих детей. Сколько и каких экспертов вы сможете привлечь к работе, также зависит от ваших целей и возможностей. В практической работе мы рекомендуем использовать оценки 2—3 экспертов-педагогов, психологов или социальных работников, хорошо знающих детей. Оценки родителей и самооценки менее точны, а получение взаимооценок — процесс достаточно трудоемкий.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ «КОММУНИКАТИВНЫХ

И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СКЛОННОСТЕЙ»

(КОС-2)

Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).

Инструкция к тесту

 Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики 10-15 минут.

Тестовый материал

 1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?

2. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-нибудь другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться того, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь доказать свою правоту?

29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40.  Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Ключ к тесту

Коммуникативные склонности

 Ответы

 (+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

 (-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

 Организаторские склонности

 (+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

 (-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

 Обработка результатов теста

Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим параметрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру – 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуникативным и отдельно по организаторским склонностям с помощью ключа для обработки данных «КОС-2».

 За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.

Уровни коммуникативных и организаторских склонностей

Уровень

Сумма баллов

1

Очень низкий

1-4

2

Низкий

5-8

3

Средний

9-12

4

Высокий

13-16

5

Высший

17-20

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое , однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?» [20]

Инструкция:

Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ “Да” или “Нет”. Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.

  1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
  2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение, чем Вы?
  3. Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?
  4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?
  5. Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?
  6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?
  7. Согласны ли Вы с утверждением: “Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей”?
  8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить на Вашу активность?
  9. Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
  10. Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?
  11. Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п. ) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
  12. Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?
  13. Считаете ли Вы себя мечтателем?
  14. Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?
  15. Случалось ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
  16. Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,

б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

  1. Какое из двух мнений Вам ближе:

а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

  1. С кем Вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

  1. Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?
  2. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?
  3. Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?
  4. Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

  1. Есть такая пословица: “Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе”. Справедлива ли она?
  2. Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
  3. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?
  4. Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек,

б) тот, у кого самый сильный характер.

  1. Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
  2. Уважаете ли Вы дисциплину?
  3. Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:

а) тот, который все решает сам,

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

  1. Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?

а) коллегиальный

б) авторитарный

  1. Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
  2. Какой из следующих “портретов” больше напоминает Вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?

а) промолчите,

б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за важное дело?

36. Что бы Вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека,

б) работать самостоятельно без руководителя.

37. Как Вы относитесь к утверждению: “Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов”?

а) согласен

б) не согласен

38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?

40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) опускаете руки,

б) появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?

а) введу нужные изменения немедленно,

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

45. Согласны ли Вы в утверждением: “Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно”?

46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

47. Кем Вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым,

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку Вам приятнее слушать?

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?

Оценка результатов тестирования:

Где не указаны варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а,12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а,27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а,42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

 За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1балл, в другом случае – 0 баллов.

Интерпретация:

Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Тест «Психологический тип в общении»

Инструкция:

Если вы хотите определить свой психологический тип по отношению к окружающим, то оцените приведенные высказывания в баллах от 0до 4, затем подсчитайте сумму.

1. Я легко сближаюсь с людьми.

2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.

3. Я разговорчивый человек.

4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.

5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.

6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.

7. Мне удается оживить скучную компанию.

8. Я говорю быстро.

9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

Интерпретация:

1-12 баллов. Интроверт

. Обращенный в себя,он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор.

13-24 балла. Амбаверт.

Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми.

25-36 баллов Экстраверт. Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Не сдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства. –

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 [3]

Природа лидерства. Типология лидеров. Личность лидера детских и молодежных групп

Содержание учебно-педагогической работы. Психологическая культура общения преднамеренного влияния на людей. Конструктивный деловой настрой как ведущая характеристика лидерской деятельности. Теории лидерства. Отличие лидера от руководите, средства удержания лидерской позиции. Классификация лидеров по различным основаниям. Взаимосвязь структуры коммуникаций в группе с типом лидера.

Основы и закономерности организаторской работы лидера в группе. Лидер как член группы. Предписания и рекомендации по организации деятельности лидера.

История вожатского движения в России, знакомство с проверенными временем традиция» и заповедями. Творческая направленность деятельности лидера детских и молодежных групп,

Задание. «Ростки лидерства»

Цель: осознать диапазон возможного стихийного влияния на людей различных социальных групп и уяснить для себя свои намерения в желании обучаться в группе лидеров детских и молодежных групп.

Инструкция: ответь, пожалуйста, на предложенные вопросы сначала сам. Затем попроси другого человек в группе, которому ты доверяешь, ответить на эти же вопросы о тебе. После этого напиши о том, что ты узнал о себе из полученного сравнения ответов.

Вопросы

Мой ответ обо мне

Ответ другого обо мне

1. На каких людей ты производишь благоприятное впечатление?1

2. Какими навыками лидерства ты уже успешно владеешь?

3. Кто ценит дружбу с тобой и почему? Кто никогда не будет в числе твоих друзей и почему?

4. Каким лидерским навыкам тебе необходимо обучиться для работы с группой? Чему ты можешь

научить других?

Результат сравнения ответов:

Задание. «Кто такой лидер?»

Цель: на основе сравнения различных трактовок явления лидерства сформулировать и сновать собственное видение задач лидера во взаимодействии с группой.

Инструкция: в различные времена у разных народов существовали точки зрения на то, и человек может быть лидером в группе людей. Позже ученые пытались дать формулировку того, кто такой лидер. На основе анализа предложенных мнений сформулируй свою позицию в определении того, кто такой лидер и будь готов публично защитить свою точку и. Среди выполнивших эту работу будет проведен конкурс на самую убедительную трактовку сущности лидерства.

В Древней Греции лидером признавался человек, имеющий красивое телосложение,

физически развитый, культурный, красноречивый, гражданин и семьянин, достойно защищающий ценности современной ему цивилизации.

В древних восточных культурах лидер обладал широкими познаниями, граничащими с мудростью, был открыт и доброжелателен по отношению к людям. При этом он не навязывал другим своего общества и был несколько ироничен по отношению к себе и своим достоинствам.

В индейской культуре на роль лидера мог претендовать удачливый охотник и отличный |воин, обладающий физической выносливостью, защищающий женщин, детей и стариков своего племени.

В современной американской культуре основные приметы лидерства выражаются в конкурентной напористости, целеустремленности в достижении своих целей, подчеркивании своих достоинств, что порой граничит с бахвальством.

Философ Н. К. Михайловский на роль лидера прочил героя: «Героем мы будем называть человека, увлекающего своим примером массу на хорошее или дурное, благороднейшее или подлейшее, разумное или бессмысленное дело».

С. Паркинсон в своей знаменитой работе «Законы Паркинсона» обратил внимание на эмоциональную сторону организаторской деятельности лидера. «Хорошо организовать дело,-утверждал он, — это, в конце концов, упражнение в эстетике».

А в одной научной дискуссии о природе лидерства было высказано даже такое мнение: Лидерство — это как гиперсексуальность: трудно имитировать, еще труднее скрыть».

 Мое собственное определение сущности лидерства:

Аргументы в защиту позиции на презентации своей точки зрения:

Задание. «Лидер на все времена»

Цель: поиск универсальных характеристик человека-лидера, приемлемого для различных времен и культур.

Инструкция: среди многих попыток научно обосновать лидерство как социально-психологическое явление существует три самых известных. Определи достоинства и недостатки каждой из них и попытайся предложить основные положения теории лидерства, созданной тобой.

Название и сущность

Достоинства

Недостатки

1. Теория черт («харизматическая» теория): лидером становится человек, обладающий определенным набором качеств

2. Ситуационная теория
лидерства: лидером становится человек, превосходящий группу по каким-либо параметрам    

3. Синтетическая теория лидерства: лидер выполняет функцию группы по организации внутренних отношений

4. Моя теория (название и сущность)

        Итоговый ответ на вопрос: лидер на все времена — какими универсальными характеристиками должен обладать лидер, чтобы он был принят различными группами. Обоснуй свою точку зрения.

Задание. «Лидер среди людей» (по материалам работ А. Маслоу)

Цель: определение соотношения имеющихся в наличии способностей с максимальными требованиями, которые могут быть предъявлены к лидеру в человеческих сообществах гуманистического типа.

Инструкция: внимательно прочитай характеристики человека, реализующего лидерское предназначение. В графе «наличие» поставь «+» или «-», в графе «комментарий» сделай пометки, отражающие твое отношение к характеристике вообще или ее наличию у тебя.

Характеристики

Наличие

Комментарий

1. Деятельность управляется высшими мотивами, а не желанием удовлетворить личные потребности во власти, принадлежности к привлекательной группе людей, улучшении материального положения

2. Выполняемая работа настолько «по плечу» человеку, что он роднится с ней, живет в ней, переживает, если лишен возможности выполнять ее так хорошо и правильно, как может только он

3. Человек преодолел противоречие «работа - хобби», выполняемая им работа совмещает в себе то и другое, он принадлежит своему призванию и воспринимает его как часть своей личности

4. Выполняемая работа олицетворяет ценности, она желаема и значима не сама по себе, а возможностью эти ценности реализовать

5. Он трезво смотрит на добро и зло, что помогает ему бороться с ложью и лицемерием, получая радость от достижения справедливости

6. Он равнодушен к лести, аплодисментам, популярности, статусу, престижу, деньгам, почестям, но умеет чувствовать благодарность судьбе за удачу

7. Он ненавидит коррупцию, жестокость, злобу, нечестность, напыщенность, фальшь, мошенничество и борется с ними

8. Ему присуща ответственность хозяина, который понимает больше остальных, им нравится привносить закон и порядок в хаос или в суету, он ненавидит ситуации утраты моральных ориентиров

9. Ему нравится направлять или отдавать деньги на дела, которые признаются важными, полезными, стоящими, им нравится помогать достойным людям

10. Он получает большое удовольствие от знакомства и общения с отважными, честными, креативными людьми; ему нравится смотреть на счастливого человека и способствовать его счастью

Выводы по итогам выполнения задания:

Задание. «Какой ты лидер?»

Цель: на основе знания типологии лидерства создать целостный автопортрет, составленный из различных классификационных характеристик.

Инструкция: тебе предстоит написать небольшое сочинение о том, каким по типу лидером ты являешься с позиций различных типологий:

по содержанию деятельности: а) вдохновитель; б) исполнитель; в) вдохнови-тель +исполнитель;

по характеру деятельности: а) универсальный, удерживающий за собой лидерские порти в любой обстановке; б) ситуативный, выдвигающийся на лидерскую позицию в конной деятельности;

по характеру внутригрупповой роли: а) организатор; б) инициатор; в) эрудит; г) генератор-д) эмоциональный регулятор; е) умелец;

по внутриколлективным функциям: а) инструментальный, ориентированный на дело-сторону жизни группы; б) эмоциональный, создающий благожелательные взаимоотношения; в) смешанный, реализующий обе функции;

по сфере взаимодействия: а) формальный, назначенный на лидерские позиции; б) ормальный, обладающий общепризнанным авторитетом; в) одновременно формальный и неформальный;

по стилю взаимодействия: а) авторитарный; б) демократический; в) совмещающий и то и другое;

по направленности взаимодействия: а) положительный; б) отрицательный.

Сочинение-эссе на тему «Какой я лидер?»

• Вопрос для размышления и обсуждения: как, по-твоему, следует относиться к наличию нескольких лидеров в группе?

Литература

Для педагога:

  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь / Под ред. Е.Г. Трошихиной. - СПб.: Речь, 2003.
  2. Искусство вести за собой…Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств /Под ред. д.п.н. С.В. Тетерского. - М.: АРКТИ, 2007.
  3. Личностное портфолио старшеклассников: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, В.Т. Черникова, - 3-е изд., стереотипное, М.: Глобус, 2008.
  4. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. –М.: ЭКСМО, 2004.
  5. Микляева А. “Я – подросток. Встречи с самим собой”, ч.1-3. – СПб.: Речь, 2003.
  6. Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. - СПб.: Речь, 2006.
  7. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие/ Авт.-сост. Г.А. Шалимова. - М.: АРКТИ, 2006.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. 2001.
  9. Рязанова Д.В., Тренинг с подростками. С чего начать? - М.: Генезис, 2003.
  10. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб,: Питер, 2003.
  11. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997.
  12. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. – СПб.: Речь, 2007.
  13. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб.: ИК “Комплект”, 1997.
  14. Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников.- СПб.: Речь, 2005.
  15. Федосеенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  16. Шалагинова Л.В. Психология лидерства. – СПб.: Речь, 2007.
  17. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Программа занятий для старшеклассников. – СПб.: Речь, 2007.
  18. Шевченко М.Ф. Тренинг “Профориентация для старшеклассников”. – СПб.: Речь, 2007.
  19. Шурухт С.М. Подростковый возраст. СПб.: Речь, 2006.
  20. http://festival.1september.ru/articles/310804/

Для учащихся: 

  1. Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников. СПб.: Питер, 2009.
  2. Добровольская И.Л. технология успеха. 1001 совет школьнику./ И.Л. Добровольский.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  3. Личностное портфолио старшеклассников: учеб.-метод. пособие/ З.М. Молчанова, А.А. Тимченко, В.Т. Черникова, - 3-е изд., стереотипное, М.: Глобус, 2008.
  4. Микляева А. “Я – подросток. Встречи с самим собой”, ч.1-3. – СПб.: Речь, 2003.
  5. Микляева А. “Я – подросток. Я среди других людей”, ч.3. – СПб.: Речь, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Школа юного дизайнера для 5-9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ Методического пособия «Занятия в школе дизайнера» 5-9 классы/ авт. -сост. Е.Г. Верешинникова. Р.В. Игнатьева. –Изд.2-е – Волгоград : Учитель,20011 -151. с. Допол...

Рабочая программа "Школа туризма" 1 год обучения

"Школа туризма" срок реализации программы 1 год обучения. Занятия 1 час в неделю...

Рабочие программы школы VIII вида

Рабочие программы по русскому языку школы VIII вида...

Рабочая программа "Школа безопасности"

Рабочая программа внеурочных занятий для 1 и 2 класса (34 занятия в год)...

Рабочая программа «Школа безопасности» (внеурочная деятельность)

Программа курса «Школа безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, на основе программы внеурочной деят...

Рабочая программа "Школа первоклассника" (Английский язык, подготовка к школе)

В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Школа самоуправления «Лидеры школьной республики «БудуШел»

Дополнительная общеразвивающая программа "Лидеры республики БудуШел" адресована обучающимся, входящим в состав ученического самоуправления школы, которые хотят сделать жизнь школы, города, р...