Рабочая программа "Школа туризма" 1 год обучения
рабочая программа по теме
"Школа туризма" срок реализации программы 1 год обучения. Занятия 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_turizma_1_chas.rar | 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
программы «Школа туризма»
Настоящая Программа носит образовательно – развивающий характер. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся. Овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.
Самодеятельный туристический поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Данная Программа является логическим продолжением программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений и предназначена для обучения школьников действиям в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. Решение проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшение их социально – экономических, экологических последствий невозможно без качественной подготовки подрастающего поколения к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации. Актуальность проведения такой работы вызвана ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера.
Обучение большинства обучающихся общеобразовательных учреждений по программе курса ОБЖ в настоящее время осуществляется в учебное время. Но этого недостаточно для успешного получения практических навыков и умений по действиям в ЧС природного характера. Занимаясь в туристско – спортивном объединении, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Всё это позволит обучающимся умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.
Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой. Критической ситуации. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других. Программа является типовой, так как она разработана на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым, и положений об организации и условиях проведения соревнований «Школа выживания»
Целью Программы являются:
- пропаганда и популяризация основ безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни
- повышение технического и тактического мастерства, при прохождении дистанций, имитирующих и воссоздающих экстремальные ситуации пребывания человека (группы) в естественных условиях.
Задачи Программы:
Обучающие:
- научить ориентироваться на незнакомой местности
- научить составлять простейшие схемы маршрутов
- осваивать методы наблюдения, следопытства и прослушивания, для определения своего местонахождения
- овладению умений по оказанию само – и взаимопомощи
- научить технике пешего туризма
- научить навыкам спортивного ориентирования, с целью дальнейшей профориентации
Равивающие:
- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих
- развивать память и внимание
- развивать деловую и познавательную активность
- развивать физическую и психическую выносливость
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм
- воспитывать привычку рационально использовать свободное время
- воспитывать чувство коллективизма.
Состав группы комплектуется из ребят 10 – 17 лет.
Занимаются в кружке хорошо физически развитые мальчики и девочки, не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям туризмом. Поэтому, ведя запись желающих заниматься пешеходным туризмом, консультируется с врачом, а также с родителями по вопросу допуска обучающихся к походам. Получаем письменное согласие родителей на посещение ребёнком занятий группы и его участие во всех походах.
Следует включать в состав группу детей с отклонениями в поведении.
Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего на каждом уроке и представляет собой основную форму
контроля. Используются такие методы, как наблюдение, вызов – опрос, контрольные испытания, учебно – тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде однодневных походов. Цель: выявление результатов обучения, определение качества приобретённых знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачётных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д.
Программа рассчитана на 2 года обучения 1 час в неделю. Учебный план и Программа первого года обучения предусматривают обучение ребят «азбуке» туризма – сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов; основных сведений о своём крае; элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах, преодоление препятствий с помощью и без помощи специального снаряжения.
Зачётный поход – завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь уделяется специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристических палаток, в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, преодоление препятствий с помощью специального снаряжения, ориентирование по карте, определение сторон горизонта по местным признакам и солнцу. За время похода обучающимися должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту походного бивачного быта, правильная укладка рюкзака, приготовления пищи на костре, мытьё посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т.д.
Практические занятия и учебно – тренировочные походы строятся так, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.
Программа первого года занятий учебной группы рассчитана на 72 часа, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности, подготовку походов, проведение походов и подведение их итогов.
В Программу внесены некоторые изменения, которые предусматривают 36 часов (1 час в неделю для каждой возрастной группы)) из – за того, что многие ребята записались в «Школу туризма», где были сформированы две группы по 15 человек. Для данных групп составлен один учебно – тематический и учебно – календарный план, объединив темы.
Задачи первого года обучения:
Знать:
- требования техники безопасности в походе
- общие подходы к организации и проведению походов
- способы профилактики типичных заболеваний и основные приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним
- правила приготовления пищи
- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе
Уметь:
- применять указанные знания на практике
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса
- пользоваться примусами
- выполнять общие обязанности участника похода.
Работа с родителями. Перед походами проводятся родительские собрания, на которых руководитель сообщает родителям о целях и задачах похода. Если необходимо, даёт необходимые разъяснения. Кроме того, вполне возможно непосредственное участие родителей в самом походе. Это создаёт, с одной стороны, дополнительные возможности воспитания детей, налаживания семейных отношений. С другой стороны. Руководитель группы, имеющий перед собой определенные задачи образовательного плана , может получить помощь со стороны родителей в организационном плане при подготовке и проведении похода. Основная же трудность при привлечении родителей к туристической и походной деятельности с учащимися заключается в том, что:
- родителей тоже иногда приходится обучать
- не каждый родитель способен корректно вести себя как со своим ребёнком, так и с другими детьми.
Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности
Определяется результатом участия в соревнованиях, а также личными зачётными соревнованиями по ориентированию, технике туризма, быту и др.
Вопросам содержания Программы.
Кроме того, руководитель должен отслеживать результаты индивидуального роста.
После прохождения занятий, походов и соревнований важным стимулом для ребят должен стать получение грамот, памятных призов и значков «Юный турист».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по трудовому обучению 4 класс школа 8 вида
календарно-тематическое планирование по трудовому обучению...
рабочая программа по трудовому обучению 3 класс
Рабочая программа по трудовому обучению составлена для детей с умственной отсталостью VIII вида...
Рабочая программа по трудовому обучению 4 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа...
Рабочая программа учебно-практического обучения профессионального модуля "Выполнение стрижек и укладок волос".
Рабочая программа разработана согласна стандарта....
Рабочая программа "Профессионально-трудовое обучение"
Рабочая программа "Профессионально-трудовое обучение" разработана для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Рабочая программа по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство» 5 класс специального (коррекционного) обучения
Миссией школы-интерната VIII вида является обеспечение права на получение доступного образования всем детям и подросткам, независимо от степени выраженности...
Рабочая программа по трудовому обучению «Цветоводство и декоративное садоводство» 6 класс специального (коррекционного) обучения
Тип программы: программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Статус программы: рабочая программа учебного курса. Назначение программ...