Рабочая программа «Школа безопасности» (внеурочная деятельность)
рабочая программа
Программа курса «Школа безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, на основе программы внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир», автор Я.Ф. Виноградова. Программа составлена и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников правилам дорожного движения. Основная идея курса - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13-14_vd_rup_shkola_bezopasnosti_vedernikova_nn_chistovik.docx | 105.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» Г. УСИНСКА
Принято Педагогическим советом школы 30.08.2013 г. Протокол №1 | Утверждаю Директор школы Т.И. Каракчиева Приказ от 30.08.2013 г. № 664 |
Рабочая программа
«Школа безопасности»
(внеурочная деятельность)
Социальное направление
для обучающихся 6,5 - 11 лет
4 года обучения
Составитель: Гусев Н.В.,
педагог дополнительного образования
г. Усинск
2013 год
- Пояснительная записка.
Программа курса «Школа безопасности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, на основе программы внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир», автор Я.Ф. Виноградова. Программа составлена и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании в Российской Федерации», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников правилам дорожного движения. Основная идея курса - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Курс введен в часть учебного плана внеурочной деятельности, формируемого образовательным учреждением в рамках социального направления.
Программа данного курса представляет систему социальных занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Первый год обучения - 33 часа (1 час в неделю), второй, третий, четвертый года обучения – 34 часа (1 час в неделю). Программа первого, второго, третьего, четвертого года обучения реализована в рамках программы «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию безопасности жизнедеятельности ребёнка, способных решать современные задачи в целях своей безопасности.
В системе воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит познанию себя и познанию окружающего мира. Умение видеть и понимать опасность, которая исходит из вне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранённости, развитию возможности защитится самому и оказать помощь другим, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия по этому курсу являются эффективным средством приобщения детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Цель: создание условий для воспитания у обучающихся соответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Основные задачи:
- обучать умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
- раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
- прививать навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
- формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Ценностные ориентиры содержания курса способствуют:
- умственному развитию – обучающиеся получают и закрепляют знания по ПДД, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у обучающихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения ПДД, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Обучающиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – обучающиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Особенности организации учебного процесса.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по сохранению жизни обучающихся.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами жизнедеятельности, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
При обучении школьников начальных классов наиболее целесообразны следующие формы проведений занятий (тематические занятия; игровые тренинги; разбор дорожных ситуаций на настольных играх; конкурсы, соревнования, КВН, викторины; изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения; выпуск стенгазет; разработка проектов по ПДД; встреча с работниками ГИБДД; просмотр видеофильмов), устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями).
К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить обучающимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Например, исторические справки по дорожной, пожарной или бытовой тематике. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебнике или рабочей тетради, записью новых слов.
Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимости между изучаемым объектом и явлениями в окружающей среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора, между природным явлением и особенностями поведения человека при нём и т, д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.
Так, наблюдая происходящее на улице, в природе, в месте скопления людей ребенок должен уметь выделить все основные признаки предметов (а не только их цвет, величину), т.е. представить всю картину, событие целиком. Целостное восприятие закрепляется в памяти в виде образов и способствует работе воображения и мышления.
Проблемный диалог (подводящий или побуждающий). Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.
Если педагог умело ставит вопросы, он побуждает обучающихся вспоминать известные им знания о действиях в различных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. На основе диалога он активизирует их мышление.
Беседа может строиться дедуктивно (от известных общих правил к частным заключениям) или индуктивно (от отдельных фактов, понятий к общим выводам). Беседа помогает объединить изучение нового материала с закреплением и проверкой пройденного.
При подводящем диалоге важно продумывать вопросы. Один из них может быть направлен на факты, примеры опасного поведения, а другой — актуализирует знания и личный опыт обучающихся. Вопросы необходимы и для выявления новых связей между понятиями, явлениями в окружающей среде.
В диалоге педагог должен поддерживать постоянный контакт с обучающимися. Для этого их ответы и вопросы следует внимательно выслушивать. Правильные ответы одобрять похвалой, неправильные, неполные — исправлять с помощью правильных ответов сильных обучающихся так, чтобы ребенок понял в чем ошибся. Можно предложить каждому обучающемуся самому найти неточности и ошибки в ответе. И лишь когда тот не сумеет этого сделать, надо призвать на помощь других учеников. Так, если ребенка спросить, что нарисовано на картинке, он перечислит изображенные предметы. Но можно задать вопрос иначе: «Что делают пешеходы и водители на картинке?» Мысль ребенка направляется на установление связей, действий между ними. Если попросить школьника придумать название для картинки, задача усложнится. Обучающийся сопоставляет предметы и их признаки между собой, определяет главное в сюжете и придумывает название.
Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. Это самостоятельная работа обучающихся. Они записывают новые слова и термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и отдельные рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. Если ребенок самостоятельно рисует, раскрашивает, отгадывает, он лучше запоминает и осмысливает материал.
Рассматривая иллюстрации и слушая рассказ педагога, дети расширяют личные наблюдения за реальными картинами жизни. Это достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира; пожарного, спасателя, медицинского работника. Педагог просит обучающихся объяснить, почему они поступают именно так, а не иначе. Ставится вопрос о взаимосвязи между предметами, объектами, явлениями в рассматриваемой обстановке. То есть младших школьников необходимо постепенно учить оперировать отвлеченными понятиями.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения. Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Индивидуальные упражнения применяют для отработки двигательных навыков у малоподвижных детей.
Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий после показа педагогом. Сначала с каждым обучающимся отрабатывают элементы действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравнивают с образцом (эталоном).
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков. Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение обучающихся на улицах, дорогах и в быту.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира, пожарного, спасателя) у обучающихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью. Важно наблюдать за отношением ребенка к роли. В ней поведение ребенка существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с эталоном. Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому ребенку нужна постоянная поддержка педагога и участников игры. В 3 классе в игру можно вводить моделирование различных нестандартных ситуаций для самостоятельного поиска выхода из опасных условий, анализа и оценки ошибочных, неправильных и, наоборот, правильных и безопасных действий.
Экскурсия. Она проводится для ознакомления с окружающей средой и закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на маршрутном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание обучающихся на опасные места по маршруту движения в школу, вокруг школы, объекты, представляющие опасность, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, указательные знаки, светофоры и т.д. Педагог просит детей прислушаться к звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов; где нельзя гулять, играть, находиться длительное время и т.д. На экскурсиях дети приобщаются к природной, техногенной и социальной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.
Формирование у младших школьников навыков безопасного поведения изо дня в день возможно как в образовательном процессе, реализуемом в форме традиционного урока, так и в других формах дидактических занятий с применением инноваций. В этом плане рекомендуется методика проведения экскурсии как одной из наиболее эффективных форм дидактических занятий.
Экскурсия может быть вводной, ознакомительной, обзорной. Цель ознакомительной экскурсии: сформировать у обучающихся целостное представление об окружающей их среде, взаимосвязи в ней объектов и субъектов жизнедеятельности, постоянно возникающих различных нестандартных ситуаций и т.д. Обратить внимание детей на особенности опасного поведения участников дорожного движения, окружения людей в плане пожарной безопасности, электробезопасности, правил поведения на природе, у воды и нарушения правил безопасности жизнедеятельности. Научить детей видеть и предвидеть опасности. Рассказать о типичных ошибках в поведении детей, не умеющих предвидеть опасность. Объяснить новые для детей понятия по тематике безопасности. Полученные в процессе экскурсии наглядные образы являются основой для дальнейшего обучения и воспитания младших школьников в процессе классных занятий по тематике ОБЖ, формирования и развития у них: воображения, мышления, внимания, наблюдательности, речи и других познавательных способностей, необходимых для правильной и безопасной ориентации в чрезвычайных, опасных и экстремальных ситуациях.
2.Учебно – тематический план
Первый год
обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | ||
теория | практика | ||||
Введение | |||||
Введение. | 1 | 1 | - | ||
Ориентировка в окружающем мире | |||||
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). | 1 | 1 | - | ||
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, название, классификация). | 1 | 1 | - | ||
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше). | 1 | 1 | - | ||
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). | 2 | - | 2 | ||
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Рисуем дорожные знаки. | 2 | - | 2 | ||
Экскурсия «Мы идем по улице». | 1 | - | 1 | ||
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного маршрута движения детей в школу и домой. | 3 | 3 | - | ||
Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы». | 1 | - | 1 | ||
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный. | 1 | 1 | - | ||
Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). | 2 | 2 | - | ||
Игра «Дорожный калейдоскоп». | 1 | - | 1 | ||
Ты – пешеход | |||||
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого Общие правила перехода улиц и дорог. Составление памятки. | 3 | 3 | - | ||
Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов». | 1 | 1 | |||
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). | 2 | 2 | - | ||
Проектная работа «День дорожного знака». | 1 | - | 1 | ||
Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). | 1 | 1 | |||
Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. | 1 | 1 | - | ||
Творческая работа. Изготовление макета светофора. | 1 | - | 1 | ||
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». | 1 | - | 1 | ||
Ты – пассажир | |||||
Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно | 2 | 2 | - | ||
Игра «Какой ты пассажир?» | 1 | - | 1 | ||
Экскурсия по городу. | 1 | - | 1 | ||
Тест «Знаешь ли ты ПДД ?» | 1 | - | 1 | ||
Всего | 33 | 19 | 14 |
Второй год
обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Ориентировка в окружающем мире | ||||
Повторение ПДД по материалам 1 класса. | 1 | 1 | - | |
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). | 3 | 3 | - | |
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). | 3 | 3 | - | |
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. | 1 | 1 | - | |
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. | 3 | - | 3 | |
Сочинение «Автомобиль – друг или враг?» | 1 | - | 1 | |
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. | 2 | 2 | - | |
Творческая работа «Улицы моего города». | 1 | - | 1 | |
Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. | 2 | - | 2 | |
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей? | 3 | 2 | 1 | |
Целевая прогулка «Правила юного пешехода». | 1 | - | 1 | |
Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям) Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. Блиц-опрос. | 2 | - | 2 | |
Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | 1 | - | 1 | |
Ты – пешеход | ||||
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». | 1 | 1 | - | |
Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Рисуем дорожные знаки. | 2 | - | 2 | |
Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | 1 | 1 | ||
Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства | 1 | 1 | - | |
Целевая прогулка «Остановки транспортного средства». | 1 | - | 1 | |
Ты – пассажир | ||||
Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. | 2 | 2 | - | |
Проектная работа «Безопасность на дорогах». | 1 | - | 1 | |
Тест «Какой ты пассажир?» | 1 | - | 1 | |
Всего | 34 | 16 | 18 |
Третий год
обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Повторение ПДД по материалам 2 класса. | 1 | 1 | - | |
Ориентировка в окружающем мире | ||||
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение). | 2 | 2 | - | |
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). | 2 | 2 | - | |
Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски). | 1 | 1 | - | |
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход, обгон, разворот), правила поведения пешехода в соответствии с ними. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала. | 2 | 2 | - | |
Встреча с инспектором ГИБДД. | 1 | - | 1 | |
Игра «Аукцион знаний». | 1 | - | 1 | |
Ты – пешеход | ||||
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). | 2 | 2 | - | |
Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги. | 2 | - | 2 | |
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила. | 1 | 1 | - | |
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). | 1 | 1 | - | |
Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки» | 1 | - | 1 | |
Проектная работа «Виды перекрёстков». | 1 | - | 1 | |
Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров. | 2 | 2 | - | |
Викторина «В гостях у Светофорчика». | 1 | 1 | ||
Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика. | 2 | 2 | - | |
Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям». | 2 | - | 2 | |
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). | 1 | 1 | - | |
Правила движения в темное время суток. | 1 | 1 | - | |
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». | 1 | 1 | - | |
Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». | 1 | 1 | - | |
Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны». | 1 | 1 | - | |
Праздник «Дорожный переполох». | 1 | - | 1 | |
Ты – пассажир | ||||
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников. | 1 | 1 | - | |
Экскурсия в Автогородок | 1 | - | 1 | |
Тест «Дорожная азбука». | 1 | - | 1 | |
Всего | 34 | 22 | 12 |
Четвёртый год
обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
Введение | ||||
Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?» | 1 | 1 | - | |
Ориентировка в окружающем мире | ||||
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. | 2 | 2 | - | |
Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и опознавательные знаки. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. | 2 | 2 | - | |
Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Возрастные ограничения. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения. Движение велосипедистов группами. | 2 | 2 | - | |
Творческая работа «Мой друг велосипед» | 1 | - | 1 | |
Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого». | 1 | - | 1 | |
Проект «Транспорт будущего». | 2 | 1 | ||
Ты – пешеход | ||||
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). | 2 | 2 | - | |
Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной | 1 | 1 | - | |
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». | 1 | 1 | - | |
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». | 1 | 1 | - | |
Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». | 1 | 1 | - | |
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». | 1 | 1 | - | |
Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков». | 1 | - | 1 | |
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). | 1 | 1 | - | |
Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы. | 2 | 2 | - | |
КВН «Азбука безопасности». | 1 | - | 1 | |
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Целевая прогулка. | 2 | 1 | 1 | |
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта). | 1 | 1 | - | |
Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь». | 1 | - | 1 | |
Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения». | 1 | - | 1 | |
Ты – пассажир | ||||
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов. | 1 | 1 | - | |
Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий. | 1 | - | 1 | |
Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении. | 1 | 1 | - | |
«Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП». | 1 | 1 | - | |
Викторина «У дорожных правил каникул нет». | 1 | - | 1 | |
Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность». | 1 | - | 1 | |
Всего | 34 | 23 | 11 |
3. Содержание программы.
Первый год
обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия | Универсальные учебные действия |
Введение. |
| ||
Ориентировка в окружающем мире | |||
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). | |||
Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, название, классификация). | |||
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше). | |||
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). | |||
Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). | |||
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Рисуем дорожные знаки. | |||
Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». Рисуем дорожные знаки. | |||
Экскурсия «Мы идем по улице». | |||
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного маршрута движения детей в школу и домой. | |||
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного маршрута движения детей в школу и домой. | |||
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного маршрута движения детей в школу и домой. | |||
Практикум «Моя безопасная дорога от дома до школы». | |||
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный. | |||
Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). | |||
Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). | |||
Игра «Дорожный калейдоскоп». | |||
Ты – пешеход | |||
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. | |||
Дорога. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Общие правила перехода улиц и дорог. | |||
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Составление памятки. | |||
Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов» | |||
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). | |||
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). | |||
Проектная работа «День дорожного знака». | |||
Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). | |||
Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. | |||
Творческая работа. Изготовление макета светофора | |||
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный» | |||
Ты – пассажир | |||
Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров. | |||
Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно. | |||
Игра «Какой ты пассажир?» | |||
Экскурсия по городу. | |||
Тест «Знаешь ли ты ПДД?» |
Второй год
обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия | Универсальные учебные действия |
Ориентировка в окружающем мире |
| ||
1 | Повторение ПДД по материалам 1 класса. | ||
2 | Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). | ||
3 | Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). | ||
4 | Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). | ||
5 | Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). | ||
6 | Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). | ||
7 | Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). | ||
8 | Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. | ||
9 | Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). | ||
10 | Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. | ||
11 | Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. | ||
12 | Сочинение «Автомобиль – друг или враг?» | ||
13 | Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. | ||
14 | Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. | ||
15 | Творческая работа «Улицы моего города» | ||
16 | Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. | ||
17 | Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. | ||
18 | Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? | ||
19 | Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей? | ||
20 | Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей? | ||
21 | Целевая прогулка «Правила юного пешехода». | ||
22 | Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям) Разбор маршрутов следования обучающихся по улицам с интенсивным движением. Блиц-опрос | ||
23 | Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям) Разбор маршрутов следования обучающихся по улицам с интенсивным движением. Блиц-опрос | ||
24 | Праздник «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | ||
Ты – пешеход | |||
25 | Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». | ||
26 | Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). | ||
27 | Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Рисуем дорожные знаки. | ||
28 | Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах». | ||
29 | Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства | ||
30 | Целевая прогулка «Остановки транспортного средства». | ||
Ты – пассажир | |||
31 | Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. | ||
32 | Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. | ||
33 | Проектная работа «Безопасность на дорогах». | ||
34 | Тест «Какой ты пассажир?» |
Третий год
обучения
№ п/п | Тема занятия | Универсальные учебные действия |
Повторение правил ДД по материалам 2 класса |
| |
Ориентировка в окружающем мире | ||
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение). | ||
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение). | ||
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). | ||
Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). | ||
Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски). | ||
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход, обгон, разворот), правила поведения пешехода в соответствии с ними. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала. | ||
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход, обгон, разворот), правила поведения пешехода в соответствии с ними. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала. | ||
Встреча с инспектором ГИБДД | ||
Игра «Аукцион знаний» | ||
Ты – пешеход | ||
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). | ||
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). | ||
Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги. | ||
Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги. | ||
Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила. | ||
Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). | ||
Целевая прогулка «Регулируемые перекрёстки» | ||
Проектная работа «Виды перекрёстков» | ||
Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров. | ||
Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров. | ||
Викторина «В гостях у Светофорчика». | ||
Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика. | ||
Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика. | ||
Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям». | ||
Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям». | ||
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). | ||
Правила движения в темное время суток. | ||
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». | ||
Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». | ||
Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны». | ||
Праздник «Дорожный переполох» | ||
Ты – пассажир | ||
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников | ||
Экскурсия в Автогородок | ||
Тест «Дорожная азбука» |
Четвёртый год
обучения
№ п/п | Дата | Тема занятия | Универсальные учебные действия |
Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?» |
| ||
Ориентировка в окружающем мире | |||
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. | |||
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. | |||
Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и опознавательные знаки. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. | |||
Разнообразие транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и опознавательные знаки. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. | |||
Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Возрастные ограничения. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения. Движение велосипедистов группами. | |||
Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Возрастные ограничения. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения. Движение велосипедистов группами. | |||
Творческая работа «Мой друг велосипед» | |||
Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого». | |||
Проект «Транспорт будущего». | |||
Проект «Транспорт будущего». | |||
Ты - пешеход | |||
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). | |||
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). | |||
Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной | |||
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». | |||
Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». | |||
Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». | |||
Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». | |||
Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков». | |||
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). | |||
Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы. | |||
Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы. | |||
КВН «Азбука безопасности». | |||
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Целевая прогулка. | |||
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Целевая прогулка. | |||
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта). | |||
Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь». | |||
Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения». | |||
Ты - пассажир | |||
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов. | |||
Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий. | |||
Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении. | |||
«Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП». | |||
Викторина «У дорожных правил каникул нет». | |||
Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная безопасность». |
4. Планируемые результаты реализации программы
Первый год обучения
Личностными результатами изучения курса на первом году обучения является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса на первом году обучения являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса на первом году обучения являются формирование следующих умений:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
- объяснять свой путь от дома до школы;
- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять из многообразия объектов транспортное средство;
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
- различать цвет и форму запрещающих знаков;
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
- различать сигналы светофора и объяснять их значение;
- группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
Второй год обучения
Личностными результатами изучения курса на втором году обучения является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса на втором году обучения являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса на втором году обучения являются формирование следующих умений:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- сравнивать предметы по их положению в пространстве;
- определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
- соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
- различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
- различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
- в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
- объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
- различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
- оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
- группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
Третий год обучения
Личностными результатами изучения курса на третьем году обучения является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса на третьем году обучения являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса на третьем году обучения являются формирование следующих умений:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
- определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
- определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
- находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
- объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
Четвертый год обучения
Личностными результатами изучения курса на четвертом году обучения является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса на четвертом году обучения являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса на четвертом году обучения являются формирование следующих умений:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
- характеризовать слова «опасность», «опасный»;
- объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»;
- предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
- представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
- осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- объяснять значение правил дорожного движения;
- группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
- соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
- анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
- анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления;
- выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.
Предполагаемые результаты.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
5.Формы и виды контроля:
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах:
- организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
- проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
- организация игр-тренингов на базе «городка безопасности».
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы обучающихся;
- участие в олимпиадах;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль: определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
- развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
| Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 55с. : ил. | 1 |
| «Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу», 1–4 класс, автор: В. И. Ковалько. Москва. «Вако», 2008 г. | 1 |
| Методическое пособие «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом «Третий Рим», 2007 г. | 1 |
| Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006 | 20 |
| Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 кл./под ред. Н. Ф. Виноградовой – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа безопасности"
Рабочая программа внеурочных занятий для 1 и 2 класса (34 занятия в год)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа безопасности»
Рабочая программа первого года обучения составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Школа безопасности», созданной под общей редакцией Константинова Юрия Сергее...
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениям
Общее количество часов по Учебному плану 2-а класса составляет 34 часа, из расчета по 1 ч. в неделю.Направление: социальное. Программа построена с учетом возможностей учащихся начальной шко...
Анализ реализации рабочей программы "Школа безопасности"
Анализ реализации рабочей программы" Школа безопасности"...
Рабочая программа "Школа безопасности " для 8-9 классов
Рабочая программа"Школа безопасности" о сохранении здоровья школьников...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Азбука безопасности» 5-9 классы ФГОС 1 вариант 2020г
Поурочное планирование...
Рабочая программа межпредметного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет»
Программа межпредметного курса внеурочной деятельности «Безопасность в сети Интернет» адресована учащимся 7-9 классов. Актуально...