Методическая разработка: программа предмета «Проект профессиональных проб» для 10 класса
методическая разработка по психологии (10 класс)
Целью курса внеурочной деятельности «Проект профессиональных проб» является формирование у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими желаниями, способностями, возможностями, и с учетом требований рынка труда. Достижению этой цели служат следующие задачи:
- расширить знания обучающихся в области профориентации (современный рынок труда, средние и высшие учебные заведения, способы поиска работы и трудоустройства);
- сформировать умение выстраивать профессиональную траекторию в соответствии с интересами, способностями, прогнозируемым спросом на рынке труда.
Курс рассчитан на 1 час в неделю (аудиторные и внеаудиторные часы) 35 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_2020-2021.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проект профессиональных проб» для 10 класса МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я.Поварова» на 2020-2021 учебный год
построена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 и Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Программа внеурочной деятельности «Моя профориентация» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы и предназначена для работы с обучающимися 10-11 классов в рамках социального направления. Образование для современного школьника – это не только овладение базовыми предметными знаниями, но и возможность его дальнейшего самоопределения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования данный курс внеурочной деятельности направлен на становление личностных характеристик выпускника - человека, «осознающего свою сопричастность судьбе Отечества, креативного и критически мыслящего, осознающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать, подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни».
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям, формирования у детей потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Школа является основным звеном в цепи профориентации, поскольку на её долю выпадает функция помощи обучающимся в навигации во взрослой жизни, их социализации и самоопределении. Таким образом, возникла необходимость курса внеурочной деятельности, который позволил бы реализовать направления Стратегии развития воспитания и ФГОС СОО в области профессиональной самоидентификации школьников.
Целью курса внеурочной деятельности «Проект профессиональных проб» является формирование у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими желаниями, способностями, возможностями, и с учетом требований рынка труда. Достижению этой цели служат следующие задачи:
- расширить знания обучающихся в области профориентации (современный рынок труда, средние и высшие учебные заведения, способы поиска работы и трудоустройства);
- сформировать умение выстраивать профессиональную траекторию в соответствии с интересами, способностями, прогнозируемым спросом на рынке труда.
Курс рассчитан на 1 час в неделю (аудиторные и внеаудиторные часы) 35 часов.
Методическое сопровождение курса представлено данной рабочей программой.
Курс рекомендуется для организации внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования. На групповых занятиях возможно использование разнообразных видов деятельности: защита мини-проектов, изучение ситуации рынка профессий по вакансиям, Атласу профессий, решение кейсов, составление резюме, экскурсии на предприятия, встреча с людьми разных профессий, посещение «Ярмарки вакансий», Дней открытых дверей профессиональных учебных заведений и т.д.
Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности «Проект профессиональных проб»
Личностные результаты:
- приобретение социальных знаний;
- самостоятельность и личная ответственность за выбор дальнейшей профессии;
- получение опыта самостоятельного общественного и профессионального действия.
- наличие мотивации к самобразованию и саморазвитию.
Метaпредметные результаты:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей общения;
-владение основами самоконтроля и адекватной самооценки;
- умение самопрезентации;
-умение оценивать правильность выбора, соотнесение его с собственными возможностями;
-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность в коллективе, работать индивидуально;
-умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию;
-развитие компетентности в области применения информационно-коммуникационных технологий.
Оценка результaтивности реализации прогрaммы предусмaривает следующие покaзaтели: повышение мотивaции обучaющихся к профориентaции, рост личностных достижений обучающихся, а также фиксируемые в портфолио школьников результаты повышения активности обучающихся в олимпиадной и конкурсной деятельности и рост количества школьников - участников профессиональных проб.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Раздел 1. Определение профессиональных интересов. 2 часа. Тестирование и анкетирование на выявление профессиональных приоритетов.
Раздел 2. Профессиональное образование и рынок труда. 4 часа. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Профессия. Должность. Квалификация. Специальность. Специализация. Компетенция. Компетентность. Профессии будущего. Исчезающие профессии.
Раздел 3. Человек – природа. 10 часов. Профессии, имеющие дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования: ботаник, ветеринар, агроном, плодоовощевод, биоинженер, и т.д. Особенности профессий типа «человек - природа» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).
Виды деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек - природа» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) . Мини-проект «Составление каталога профессий типа «человек – природа»» по Атласу профессий. Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции.
Раздел 4. Человек – техника. 10 часов. Профессии, имеющие дело с техническими объектами труда: слесaрь-сборщик, водитель, техник, мехaник, техник-технолог общественного питaния, инженер, изобретaтель и т.д. Особенности профессий типa «человек - техникa» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).
Виды деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек - техника» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) .Практическая работа «Составление перечня профессий типа «человек – техника»». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Участие в конкурсах и чемпионатах юных профессионалов.
Раздел 5. Человек - знaковая система. 10 часов. Профессии, имеющие дело с языкaми, условными знaкaми и символaми, формулaми и цифрaми: матемaтик, редактор, программист, переводчик и т.д. Особенности профессий типа «человек - знaковая система» (уровни образовaния, требовaния к профессионaлу, условия трудa).
Виды деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек – знаковая система» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) . Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Мини-проект «Каталог профессий будущего по типу «человек – знаковая система»» (составление с использованием по Атласу профессий.) Участие в конкурсах и чемпионатах юных профессионалов.
Раздел 6. Человек - художественный образ. 10 часов. Предстaвители этих профессий стремятся найти прекрасное в окружающей их действительности. Тaкого человекa мир интересует, как сферa, которую можно преобрaзовать, внести крaсоту и удобство: дизaйнер, aртист балетa, актер театра и кино, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, литературный критик и т.д. Особенности профессий типа «человек - художественный образ» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).
Виды деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек – художественный образ» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) . Дискуссия на тему «Сходства и различия областей профессиональной деятельности киноиндустрия, телевидение, театр». Практическая работа «Сходства и различия, особенности областей профессиональной деятельности: изобразительное искусство, фотография»». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Участие в конкурсах и чемпионатах юных профессионалов.
Раздел 7. Человек – человек. 10 часов. Областью интересов этих профессий являются социальные системы и сообщества, группы населения, люди разного возраста: врач, учитель, психолог, продавец, парикмахер и т.д. Особенности профессий типа «человек - человек» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).
Виды деятельности. Лекция с элементами эвристической беседы на тему «Особенности профессий сферы обслуживания. Требования к специалисту, уровень образования, режим и оплата работы. Определение черт личности, присущих специалистам сферы обслуживания, рисков и плюсов профессий сферы обслуживания». Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек – человек» ЕТКС (http://bizlog.ru/eks/, http://consultant.ru/) . Лекция с элементами практической работы «Области медицины. Профессии. Требования к уровню образования и качествам личности специалиста». Учебная дискуссия «Востребованность профессий: учитель, врач, учёный». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии. Лекции. Участие в конкурсах и чемпионатах юных профессионалов.
Раздел 8. Погружение в профессию. 8 часов. Посещение организаций населённого пункта (фельдшерско-акушерский пункт, дом культуры, сельская библиотека, животноводческая ферма, предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.). Посещение организаций районного центра (центр занятости населения, коммунальные службы, почта, мировой суд, Ростелеком, подразделение МЧС, ЦРБ, РЭС, ХПП, предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.). Посещение учебных профессиональных заведений в Дни открытых дверей. Встреча с представителями разных профессий.
Раздел 9. Профессиональные пробы. 4 часа. Участие в конкурсах юных профессионалов.
Раздел 10. Самопрезентация. 1 час. Правила составления резюме. Поиск вакансий. Собеседование с работодателем. Соискатель – работодатель.
Виды деятельности. Деловая игра «Моделирование ситуации «Собеседование с работодателем»».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | № занятия в теме | Дата занятия по плану | Дата занятия по факту | Тема раздела, занятия | Коли-чество часов | примечание |
Введение в курс. Определение профессиональных интересов. | 1 | |||||
Профессиональное образование. | 1 | |||||
Человек – природа. Профессии, связанные с животными. | 1 | |||||
Посещение «Ярмарки вакансий» | 1 | |||||
Профессии, связанные с растениями. | 1 | |||||
Атлас профессий «Человек – природа». | 1 | |||||
Генетика и биоинженерия. | 1 | |||||
Погружение в профессию | 1 | |||||
Человек – техника. Профессии, связанные с техническими объектами труда. | 1 | |||||
Работа с техникой, управление техникой | 1 | |||||
Профессии, связанные с промышленностью, производством | 1 | |||||
Электротехнические и электронные устройства | 1 | |||||
Инженерное дело | 1 | |||||
Профессиональные пробы | 1 | |||||
Человек – знаковая система. Графолог. Языковед. Переводчик. Архивариус. Делопроизводитель. | 1 | |||||
Экономика и финансы | 1 | |||||
IT – специальности. | 1 | |||||
Профессии будущего | 1 | |||||
Определение профессиональных интересов. | 1 | |||||
Самопрезентация | 1 | |||||
Экскурсии на производства | 1 | |||||
Человек – человек. | 1 | |||||
Сфера обслуживания. | 1 | |||||
Медицина. | 1 | |||||
Наука и образование. | 1 | |||||
Погружение в профессию. | 1 | |||||
Вечные профессии (учитель, врач, учёный) | 1 | |||||
Профессиональные пробы. | 1 | |||||
Человек – художественный образ. Человек и искусство. | 1 | |||||
Киноиндустрия, телевидение, театр | 1 | |||||
Изобразительное искусство, фотография | 1 | |||||
Архитектура, скульптура, дизайн | 1 | |||||
Красота и внешность человека | 1 | |||||
Погружение в профессию | 1 | |||||
Профессиональная проба. Рынок труда | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой. Методическая разработка по предмету живопись, 1 класс (10-12 лет) Корчагина Елена Владимировна преподаватель художественного отделения
натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие ц...
Методическая разработка программы по физической культуре для 5 классов
Программа по физической культуре для 5 классов...
Методическая разработка по предмету Физическая культура Рабочая программа по спортивным играм (баскетбол) для учащихся 6 класса
С V класса начинается систематическое обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве одной из базовых игр рекомендуется баскетбол.По своему воздействию спортивная игр...
Программа создания системы профессиональных проб МАОУ "СОШ №64" г. Перми "Профмаяк"
Программамразработана с целью систематизации учебного процесса, связанного с организацией работы по формированию у учащихся 1 - 11 классов готовности к профессиональному самоопределению, для рас...
Методическая разработка "Программа по внеурочной деятельности для 6 класса"
Эта методическая разработка содержит материал по внеурочной деятельности на тему "Хочу все знать ",...
Методическая разработка по предмету "Человек"для обучающихся 1 класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема : "Мои глаза".
Цель: умение ориентироваться в собственном телеЗадачи:Образовательные: учить находить на картинках и на себе части лица (глаза)Воспитательные: создать положительный эмоциональный настрой на заня...
Методическая разработка по предмету "Окружающий природный мир" 5 класс, тема: "Природное явление. Дождь"
ПРЕДМЕТОкружающий природный мир (ФГОС) КЛАСС5 класс, индивидуальное обучение (на дому) ТЕМА«Природное явление. Дождь.».ТИП УРОКАзакрепление знанийЦЕЛЬПродолжать форми...