Методическая разработка: программа предмета «Проект профессиональных проб» для 10 класса
методическая разработка по психологии (10 класс)

Миронец Оксана Михайловна

Целью курса внеурочной деятельности «Проект профессиональных проб»  является   формирование у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими желаниями,  способностями, возможностями, и с учетом требований рынка труда. Достижению этой цели служат следующие задачи:

- расширить знания обучающихся в области профориентации (современный рынок труда, средние  и  высшие учебные заведения,  способы  поиска работы и трудоустройства);

- сформировать умение выстраивать профессиональную траекторию в соответствии с интересами,  способностями,  прогнозируемым спросом на рынке труда.

     Курс рассчитан на 1 час в неделю  (аудиторные и внеаудиторные часы)  35 часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_2020-2021.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Проект профессиональных проб» для 10  класса МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я.Поварова»  на 2020-2021 учебный год

построена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта  среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 и Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

Программа внеурочной деятельности «Моя профориентация» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы и  предназначена для работы с обучающимися 10-11 классов в рамках социального направления.  Образование для современного школьника – это не только овладение базовыми предметными знаниями, но и возможность его дальнейшего самоопределения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования  данный курс внеурочной деятельности направлен на становление личностных характеристик выпускника  -  человека, «осознающего свою сопричастность судьбе Отечества,  креативного и критически мыслящего, осознающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества,  умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать,  подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества, мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни».

     В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений  считается трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое  реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям,  формирования у детей потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий, содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».

    Школа является основным звеном в цепи профориентации, поскольку на её долю выпадает функция помощи обучающимся в навигации во взрослой жизни, их социализации и самоопределении. Таким образом, возникла необходимость курса внеурочной деятельности, который позволил бы реализовать направления Стратегии развития воспитания и ФГОС СОО в области профессиональной самоидентификации школьников.

      Целью курса внеурочной деятельности «Проект профессиональных проб»  является   формирование у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими желаниями,  способностями, возможностями, и с учетом требований рынка труда. Достижению этой цели служат следующие задачи:

- расширить знания обучающихся в области профориентации (современный рынок труда, средние  и  высшие учебные заведения,  способы  поиска работы и трудоустройства);

- сформировать умение выстраивать профессиональную траекторию в соответствии с интересами,  способностями,  прогнозируемым спросом на рынке труда.

     Курс рассчитан на 1 час в неделю  (аудиторные и внеаудиторные часы)  35 часов.

     Методическое сопровождение курса представлено данной  рабочей программой.

     Курс рекомендуется для организации внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования. На групповых  занятиях возможно использование разнообразных видов деятельности: защита мини-проектов, изучение  ситуации рынка профессий по вакансиям, Атласу профессий,  решение кейсов, составление резюме, экскурсии на предприятия, встреча с людьми разных профессий, посещение «Ярмарки вакансий», Дней открытых дверей  профессиональных учебных заведений и т.д.

     

Планируемые результаты

освоения курса внеурочной деятельности «Проект профессиональных проб»

Личностные результаты:

- приобретение социальных знаний;

- самостоятельность и личная ответственность  за выбор дальнейшей профессии;

- получение опыта самостоятельного общественного  и профессионального действия.

- наличие мотивации к самобразованию и саморазвитию.

Метaпредметные результаты:

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей общения;

-владение основами самоконтроля и  адекватной  самооценки;

- умение самопрезентации;

-умение оценивать правильность выбора, соотнесение его с  собственными  возможностями;

-умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность в коллективе, работать индивидуально;

-умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию;

-развитие компетентности в области применения  информационно-коммуникационных технологий.

      Оценка результaтивности  реализации прогрaммы  предусмaривает следующие покaзaтели:  повышение мотивaции обучaющихся к профориентaции, рост личностных достижений обучающихся,  а также  фиксируемые в портфолио школьников результаты  повышения активности обучающихся в олимпиадной и конкурсной деятельности и  рост количества школьников - участников профессиональных проб.  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ  И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

   

     Раздел 1.  Определение профессиональных  интересов.  2 часа.  Тестирование и анкетирование на выявление профессиональных приоритетов.

     Раздел 2. Профессиональное образование и рынок труда. 4 часа. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование.  Профессия. Должность. Квалификация. Специальность. Специализация. Компетенция. Компетентность.  Профессии будущего. Исчезающие профессии.  

       Раздел 3.  Человек – природа. 10 часов. Профессии, имеющие дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования: ботаник, ветеринар, агроном,  плодоовощевод, биоинженер,  и т.д. Особенности профессий типа «человек -  природа» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).

        Виды деятельности.   Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек - природа»  ЕТКС  (http://bizlog.ru/eks/,      http://consultant.ru/) . Мини-проект «Составление каталога профессий типа «человек – природа»»  по Атласу профессий. Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции.        

     Раздел 4.  Человек – техника. 10 часов. Профессии, имеющие   дело с техническими объектами труда: слесaрь-сборщик,  водитель, техник, мехaник, техник-технолог общественного питaния, инженер, изобретaтель и т.д.  Особенности профессий типa «человек -  техникa» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).

     Виды деятельности.   Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек - техника»  ЕТКС  (http://bizlog.ru/eks/,      http://consultant.ru/) .Практическая работа «Составление перечня профессий типа «человек – техника»». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции.        Участие в конкурсах и чемпионатах  юных профессионалов.

     Раздел 5.  Человек - знaковая система. 10 часов. Профессии, имеющие дело с языкaми, условными знaкaми и  символaми, формулaми и цифрaми: матемaтик, редактор, программист, переводчик и т.д. Особенности профессий типа «человек -  знaковая система» (уровни образовaния, требовaния к профессионaлу, условия трудa).

      Виды деятельности.   Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек – знаковая система»  ЕТКС  (http://bizlog.ru/eks/,      http://consultant.ru/) . Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства.  Лекции.        Мини-проект «Каталог профессий будущего по  типу «человек – знаковая система»» (составление с использованием   по Атласу профессий.) Участие в конкурсах и чемпионатах  юных профессионалов.

     Раздел 6.  Человек - художественный образ. 10 часов. Предстaвители этих профессий  стремятся  найти прекрасное в окружающей их действительности. Тaкого человекa мир интересует, как сферa, которую можно преобрaзовать, внести крaсоту и  удобство: дизaйнер,  aртист балетa, актер театра и кино,  художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, литературный критик и т.д. Особенности профессий типа «человек -  художественный образ» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).

      Виды деятельности.   Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек – художественный образ»  ЕТКС  (http://bizlog.ru/eks/,      http://consultant.ru/) . Дискуссия на  тему «Сходства и различия областей  профессиональной деятельности киноиндустрия, телевидение, театр». Практическая работа «Сходства и различия, особенности областей  профессиональной деятельности: изобразительное искусство, фотография»». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства.  Лекции. Участие в конкурсах и чемпионатах  юных профессионалов.

     Раздел 7.  Человек – человек. 10 часов. Областью интересов этих профессий являются социальные системы и  сообщества, группы населения, люди разного возраста: врач, учитель, психолог, продавец, парикмахер и т.д. Особенности профессий типа «человек -  человек» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).

    Виды деятельности.  Лекция с элементами эвристической беседы на тему «Особенности профессий сферы обслуживания. Требования к специалисту, уровень образования, режим и оплата  работы.  Определение черт личности, присущих специалистам сферы обслуживания, рисков и плюсов профессий сферы обслуживания». Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек – человек»  ЕТКС  (http://bizlog.ru/eks/,      http://consultant.ru/) . Лекция с элементами практической работы «Области медицины. Профессии. Требования к уровню образования и качествам личности специалиста». Учебная дискуссия «Востребованность профессий: учитель, врач, учёный». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии.  Лекции. Участие в конкурсах и чемпионатах  юных профессионалов.

     Раздел 8.  Погружение в профессию. 8 часов.  Посещение организаций населённого  пункта (фельдшерско-акушерский пункт, дом культуры, сельская библиотека,  животноводческая ферма, предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.). Посещение организаций районного центра (центр занятости населения, коммунальные службы, почта, мировой суд, Ростелеком, подразделение МЧС, ЦРБ, РЭС, ХПП, предприятия частных и индивидуальных предпринимателей и т.д.).  Посещение учебных профессиональных заведений  в Дни открытых дверей. Встреча с представителями разных профессий.

    Раздел 9.  Профессиональные пробы. 4 часа.  Участие в конкурсах юных профессионалов.

    Раздел 10.  Самопрезентация. 1 час.   Правила составления резюме.  Поиск вакансий. Собеседование с работодателем. Соискатель – работодатель.

    Виды деятельности.  Деловая игра «Моделирование ситуации «Собеседование с работодателем»».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

№ занятия в теме

Дата  занятия по плану

Дата  занятия по факту

Тема раздела,  занятия

Коли-чество часов

примечание

Введение в курс. Определение профессиональных интересов.

1

Профессиональное образование.

1

Человек – природа. Профессии, связанные с животными.

1

Посещение «Ярмарки вакансий»

1

Профессии, связанные с растениями.

1

Атлас профессий «Человек – природа».

1

Генетика и биоинженерия.

1

Погружение в профессию

1

Человек – техника.  Профессии, связанные с техническими объектами труда. 

1

Работа с техникой, управление  техникой

1

Профессии, связанные с промышленностью, производством

1

Электротехнические и электронные устройства

1

Инженерное дело

1

Профессиональные пробы

1

Человек – знаковая система.  Графолог. Языковед.  Переводчик. Архивариус.  Делопроизводитель.

1

Экономика и финансы

1

IT – специальности.

1

Профессии будущего

1

Определение профессиональных интересов.

1

Самопрезентация

1

Экскурсии на производства

1

Человек – человек.  

1

Сфера обслуживания.

1

Медицина.

1

Наука и образование.

1

Погружение в профессию.

1

Вечные профессии (учитель, врач, учёный)

1

Профессиональные пробы.

1

Человек – художественный образ.

Человек и искусство.

1

Киноиндустрия, телевидение, театр

1

Изобразительное искусство, фотография

1

Архитектура, скульптура, дизайн

1

Красота и внешность человека

1

Погружение в профессию

1

Профессиональная проба. Рынок труда

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Натюрморт из двух предметов на светлом фоне и маленькой яркой драпировкой. Методическая разработка по предмету живопись, 1 класс (10-12 лет) Корчагина Елена Владимировна преподаватель художественного отделения

натюрморт является одним из основных заданий в курсе предмета «Живопись». Начиная с простейших постановок «микронатюрмортов», постепенно добавляя и усложняя их в ходе обучения, решаются многие ц...

Методическая разработка программы по физической культуре для 5 классов

Программа по физической культуре для 5 классов...

Методическая разработка по предмету Физическая культура Рабочая программа по спортивным играм (баскетбол) для учащихся 6 класса

С V класса начинается систематическое обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве одной из  базовых игр рекомендуется баскетбол.По своему воздействию спортивная игр...

Программа создания системы профессиональных проб МАОУ "СОШ №64" г. Перми "Профмаяк"

Программамразработана с целью систематизации учебного процесса, связанного с организацией работы по формированию  у учащихся 1 - 11 классов готовности к профессиональному самоопределению, для рас...

Методическая разработка "Программа по внеурочной деятельности для 6 класса"

Эта методическая разработка содержит материал по внеурочной деятельности на тему "Хочу все знать ",...

Методическая разработка по предмету "Человек"для обучающихся 1 класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема : "Мои глаза".

Цель: умение ориентироваться в собственном телеЗадачи:Образовательные: учить  находить на картинках и на себе части лица (глаза)Воспитательные: создать положительный эмоциональный настрой на заня...

Методическая разработка по предмету "Окружающий природный мир" 5 класс, тема: "Природное явление. Дождь"

ПРЕДМЕТОкружающий природный мир (ФГОС)  КЛАСС5 класс, индивидуальное обучение (на дому)  ТЕМА«Природное явление. Дождь.».ТИП УРОКАзакрепление знанийЦЕЛЬПродолжать форми...