методическая разработка программы внеурочной деятельности по профессиональному и личностному самоопределению учащихся 8 классов «Твой выбор»
рабочая программа (8 класс)
Реализация программы внеурочной деятельности по профессиональному и личностному самоопределению учащихся 8 классов «Твой выбор» является третьим этапом, в рамках комплексной профориентационной программы «Школа осознанного выбора» (1-9 класс).
Практическая значимость программы «Твой выбор», обусловлена тем, что сопровождение профессионального самоопределения в школе реализуется за счет создания среды самоопределения и персонализированного сопровождения учащихся. Где среда профессионального самоопределения рассматривается как пространство возможностей, проб и ошибок, необходимое для обретения осмысленного опыта самоопределения, которая способна принести плоды не только в виде правильного выбора профессии: главным ее результатом может быть последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессионально-образовательному выбору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_a_klass_programma_tvoy_vybor_rout_o.a.docx | 101.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 595
______________________________________________________________________________
Разработано и принято Утверждаю
Педагогическим Советом Директор ГБОУ школы №595
Протокол№4 п.3 от 19.06.2019 ____________________Р.И.Мохов
Приказ №52 от 19.06.2022
Программа по внеурочной деятельности «Твой выбор»
для обучающихся 8 класса
1 час в неделю (34 часа в год)
Срок реализации 1 год
Программу составила
учитель внеурочной деятельности
Роут Олеся Анатольевна
Санкт-Петербург
2021-2022 учебный год
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 595 ____________________________________________________________________
1.Пояснительная записка
В современном обществе происходят глобальные изменения, меняются представления о профессионализме как пожизненной приверженности к той или иной профессиональной сфере, конкретной профессии, в которой постепенно накапливались знания, опыт, мастерство - приходит на смену мультипрофессионализм, предполагающий возможность и необходимость овладения человеком трудовыми функциями из нескольких видов профессиональной деятельности, в том числе из различных профессиональных областей.
С развитием общества меняется и система образования. Особая роль в сопровождении профессионального самоопределения отводится школе, которая может помочь подрастающему поколению проектировать индивидуально-образовательный и профессиональный маршрут и обеспечить качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Реализация программы внеурочной деятельности по профессиональному и личностному самоопределению учащихся 8 классов «Твой выбор» является третьим этапом, в рамках комплексной профориентационной программы «Школа осознанного выбора» (1-9 класс).
Практическая значимость программы «Твой выбор», обусловлена тем, что сопровождение профессионального самоопределения в школе реализуется за счет создания среды самоопределения и персонализированного сопровождения учащихся. Где среда профессионального самоопределения рассматривается как пространство возможностей, проб и ошибок, необходимое для обретения осмысленного опыта самоопределения, которая способна принести плоды не только в виде правильного выбора профессии: главным ее результатом может быть последовательное формирование профориентационных компетенций, обеспечивающих готовность к успешному профессионально-образовательному выбору.
1.2. Цели задачи программы:
Цель создания среды самоопределения и персонализированного сопровождения учащихся
Задачи программы:
Обучающие:
обеспечение учащихся информацией, необходимой для обоснованного профессионального выбора, осознанного самоопределения и грамотного построения личного профессионального плана:
- обеспечение знания основ профессионального выбора и самоопределения;
- познакомить учащихся с профессиями;
- познакомить с миром профессионального труда, роли современного производства в жизни человека и общества;
- учить учащихся способам определения психологических особенностей своей личности, своих профессиональных возможностей и интересов;
- познакомить учащихся с профессиональными требованиями к личности;
- учить навыкам конструктивного взаимодействия в коллективе;
- учить способам приобретения желаемой профессии;
- учить принципам построения профессиональной карьеры;
- создание условий для формирования духовно-нравственных основ и этики ответственного профессионального самоопределения и творческой самореализации в интересах личности, государства и общества.
Развивающие:
формирование и развитие у детей, подростков компетенций профессионального самоопределения («профориентационно-значимых компетенций» - по Н.Ф. Родичеву), представляющих собой готовность самостоятельно:
- ориентироваться в мире профессиональной информации;
- проектировать и планировать собственный профессиональнообразовательный маршрут;
- оценивать степень успешности прохождения профессиональных проб;
- совершать обоснованный выбор на основе перебора альтернатив;
- принимать решение и воплощать его в жизнь, преодолевая возможные трудности;
- продвигаться в собственном профессиональном развитии и т.д.
- формировать устойчивой мотивации учащихся к «испытанию себя», своих возможностей и их границ в среде самоопределения.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к людям труда;
- формировать целеустремленность, предприимчивость, самостоятельность;
- формировать у учащихся внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельномупостроению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития.
- формировать уровень ориентационных (профориентационных) компетенций, обучающихся за счет формирования и накопления папки индивидуальных достижений (портфолио).
- формировать у учащихся представлений о собственном пути достижения целей, повысить их способность к целеполаганию в целом и мотивации к обучению, в частности;
- формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
1.3.Общая характеристика программы.
Научно-методическую основу программы составляют работы Е.А. Климова, Н.С. Пряжников, Г.В. Резапкина, Н.Ф. Родичев, Е.О.Черкашин,И.С.Сергеев,В.И.Блинов др.
Методической основой программы являются учебное издание Информационно-методического центра Приморского района Санкт-Петербурга:
-Внеурочная деятельность: сборник инструктивно-методических материалов. Вып.1.-2-изд.перераб.и доп./Автор-сост. Л.В. Владимирова, Е.В. Краснопевцева-СПб, Собственное издание, 2019г.-38с. (серия практика внедрения ФГОС)
Нормативно-правовую базу программы составляют:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (часть 5 статья12),
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г, регистрационный номер 15785) с изменениями (утвержден приказом Минобрнауки России от 26.10.2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707),
ИЛИ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
3.СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер19993);
СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требованиям к условиям и организации обучения и воспитания в организациях , осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.072015, №26);
4. Инстуктивно-методическое письмо КО №03-20-2057/15-08 от 25 мая 2015г. Об уровневой системе оценивания воспитательных результатов
5. Основная образовательная программа НОО и основная образовательная программа ООО ГБОУ школы №595, составленные в соответствии с Примерными образовательными программами НОО и ООО
6. Устав ГБОУ школы №595 Приморского района Санкт-Петербурга, утвержден распоряжением КО № 2315-р от 26 мая2014г
7. Положение о внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в ГБОУ школе № 595 от 31.08.2016 приказ№45/2.
8. Положение о проектной деятельности
9.Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев.- М.: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. – 38 с.
10. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с. 16
11.Ключевые тезисы концепции профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи.-М.:Издательство «Перо», 2019.-20с.
Информационно-методическую основу программы составляют информационно-аналитические материалы, содержащие описание и анализ лучших практик профориентационной работы с учащимися 8 классов Резапкиной Г.В.
1.4. Курс изучения программы
Программа внеурочной деятельности «Твой выбор» рассчитан на 3года обучения. Количество часов отведенные на реализацию программы 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю. На изучение курса «Твой выбор » в 8 классе в этом учебном году отводится 34 часа.
1.5. Реализация программы
Программа «Твой выбор» является третей ступенью комплексной программы «Школа осознанного выбора профессии» (для учащихся 1-9 класса). Программа предназначена для учащихся 8 классов. Группы формируются с учетом возрастной категории. Обучение по данной программе не требует от учащихся обладания какими-либо специальными способностями, умениями или навыками в количестве не менее 8 человек. Группы второго года обучения формируются из учащихся, обладающих знаниями и умениями в объеме программы предыдущего года обучения. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне.
1.6. Адресат программы:
Программа предназначена для учащихся в возрасте 14 лет, занимающихся в системе внеурочной деятельности, и желающие сделать осознанный профессионально- образовательный выбор для эффективной самореализации.
1.7. Специфика программы
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что в процессе обучения учащийся испытывают себя в разных сферах деятельности (профплгоужение), определяя свои возможности и их границы в среде самоопределения, а так же учатся осознанию полученного опыта через ведения индивидуального профориентационного портфолио. Портфолио служит для сбора информации о пробах своих возможностей, интересов, склонностей и способностей, уровня осознания своих целей, а также развитие самоанализа к собственным целям и планам на будущее. Портфолио включает результаты прохождения самонавигации: «испытания себя», психологической диагностики, информации, помогающей ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.
Форма проведения занятий: профориентационные упражнения, игры, тестирование, анкетирование, встречи с интересными людьми, дискуссии, экскурсии, профессиональные пробы, творческие конкурсы практической направленности, кейс-технологии, мастер-классы, проектная и исследовательская деятельность.
1.8. Организация процесса обучения
(Социальное партнёрство школы, нетворинг)
Программа реализуется в условиях взаимодействия общеобразовательного учреждения с другими субъектами: семьей, предприятиями, учреждениями профессионального образования.
Одним из средств достижения поставленных целей и задач программы «Твой выбор» нам представляется в системе профориентационного нетворкинга, который заключается в формировании трёх типов педагогически управляемого профориентационного взаимодействия: «родители–учащиеся», «работодатели–учащиеся», «работодатели–родители», а так же в диверсификация контактов с внешними организациями и представление о системном, многоуровневом концентрическом характере образовательного пространства, включающем внутреннюю и внешнюю составляющую образовательного пространства: школу, район, город и т.д., а также глобальное информационное пространство. Социальное партнёрство школы реализуется на основе договоров о сотрудничестве в сфере профессиональной ориентации.
Структурные компоненты занятий
В данной программе представлены структурные компоненты каждого занятия. Особенности их применения (проведения) могут меняться с учетом целей и задач каждого занятия, подготовленности и осведомленности группы. Также следует отметить, что ведущий может самостоятельно подбирать игровые упражнения для проведения занятий.
1. Ознакомительный компонент.
Предполагает краткое ознакомление учащихся с той сферой деятельности, которая выбрана для занятия.
2. Конструктивно-практический компонент.
Позволяет в игровой форме ознакомиться с профессиями, предметом и орудиями труда, а также условиями трудовой деятельности.
3. Завершающий компонент.
Назначение компонента – создание эмоционально положительного впечатления от занятий, стимулирование учащихся к самопознанию и осознанному профессиональному выбору.
Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 мин. Данный курс построен с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. В ходе усвоения программы учитывается темп развития специальных умений и навыков и может корректироваться в процессе работы с учетом способностей учащихся усваивать материал. Теория закрепляется одновременно на практике.
Занятия проводятся в группе, но возможны индивидуально - групповые занятия первом году обучения занятия проводятся с целой группой. Второй и третий год обучения рекомендуется больше внимания уделять индивидуально-групповым и выездным (экскурсии, мастер-классы, Дни открытых дверей) формам работы.
Организация и проведение учебного процесса строится с учетом индивидуальных способностей учащихся. В ходе усвоения программы учитываются темп развития специальных умений и навыков. Теория закрепляется одновременно на практике. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом способностей учащихся усваивать материал.
Материально-техническое оснащение программы: помещения для занятий: учебный кабинет, актовый зал, конференц-зал; оборудование учебного помещения: столы, стулья для обучающихся и педагога, классная доска; технические средства обучения: ноутбук, экран, мультимедиа-проектор; договоры с организациями и предприятиями. Раздаточный материал: портфолио достижений, бумага для рисования, наборы цветных карандашей, фломастеров или красок; клей, ножницы по количеству обучающихся.
1.9. Прогнозируемые результаты программы:
Личностные:
- развитие целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности;
- овладение навыками успешного взаимодействия в коллективе;
- овладение способами изучения психологических особенностей своей личности, своих профессиональных интересов и возможностей.
Метапредметные:
- воспитание любви и уважения к труду;
- приобретение знаний о собственных возможностях и развитие интересов, склонностей, способностей, самооценки учащихся.
Предметные:
- расширение знаний, связанных с современным миром профессий,значение труда в жизни человека и общества;
- знания правил и ошибок выбора профессии;
- умение составлять личный профессиональный план и, при необходимости, мобильно изменять его;
- уметь пользоваться интернет ресурсами в профессиональном самоопределении;
- формировать и пополнять индивидуальное портфолио, представлять и самостоятельно оценивать в нем текущие работы, достижения и неудачи, уметь планировать собственную образовательную траекторию по выбору профессии.
2. Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности «Твой выбор»
1 год обучения (8 класс)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Способы выявления образовательных результатов | ||
Всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0.5 | 0.5. | беседа |
2 | Личность и профессия | 7 | 3 | 4 | диагностика |
3 | Способности общие и специальные | 4 | 2 | 2 | диагностика |
4 | Погружение в профессии. | 5 | 1 | 4 | мультимедийная презентация |
5 | Профессия и карьера | 3 | 1 | 2 | мультимедийная презентация |
6 | Как достичь своих целей? | 6 | 3 | 3 | игра |
7 | Профессии прошлого, настоящего и будущего | 2 | 1 | 1 | кроссворд |
8 | Слагаемые выбора профессии. | 3 | 1 | 2 | игра |
9 | Мастерская профессий | 3 | 3 | фотоколлаж | |
Итого | 34 | 12.5 | 21.5 |
3.Содержание программы
Раздел 1.Вводное занятие (1 час)
Теория. Правила поведения на занятии. Правила техники безопасности. Представление
учащимся содержания курса и основных форм работы на занятиях. Ознакомление с целями и задачами программы.
Практика. Анкета Профессионального выбора.
Раздел 2. Личность и профессия (7 часов)
Теория. Информирование учащихся о сферах деятельности, профессиях; Информирование о значении гибких или мягких навыков (англ. soft skills), важных для карьеры, надпрофессиональных навыков. Информирование о слагаемых выбора профессии: самопознание, самодиагностика, эмоционально-волевая сфера, эмоциональный интеллект, человеческий фактор, направленность личности.
Практика. Игра «Аукцион профессии», «Собери пословицу», «Цепочка гибких или мягких навыков», игра «Автопортрет», игра «Ассоциация»
Раздел 3. Способности общие и специальные (5 часов)
Теория. Информирование учащихся о понятии способности. Образ «Я» как система представлений о себе. Виды способностей. Способности и склонности. Задатки человека. Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к офисным видам деятельности. Способности к профессиям социального типа. Способности к предпринимательским видам деятельности. Развитие способностей.
Практика. Упражнение «Кто я?», «Девиз», «Какой Я», Упражнения на выявления способностей. Методики на выявления коммуникативных и организаторских способностей. Методики для оценки логического, творческого мышления. Опросник профессиональных склонностей.
Раздел 4. Погружение в профессии. (4 часа)
Теория. Информирование учащихся о профессиях секретарь, бизнесмен, артист.
Практика. Моделирование основных элементов разных видов профессиональной деятельности. Профпогружение в профессию секретарь, бизнесмен, артист и др.
Деловая игра «Свой бизнес». Упражнение «Необитаемый остров», методика «Мой личный герб». Тест «Бизнесмен»
Раздел 5. Профессия и карьера (3 часа)
Теория. Информирование учащихся о понятии профессиональная пригодность. Профессия и карьера. Оптимисты и скептики.
Практика. Упражнение « Я другой, Карьера – Дело» (Резапкина Г.В.) профориентационная игра «Оптимисты и скептики».
Раздел 6. Как достичь своих целей? (6 часа)
Теория. Информирование учащихся о понятии, что такое цель и целеполагания. Диалог «Мечта и цель». Планирование профессионального будущего. Опасности на моем пути. то такое поглотители времени. Хронометраж. Куда уходит время? Интернет-ресурсы по вопросу выбора профессии. Востребованные профессии.
Практика. Упражнение» « Пять шагов к своей цели», Творческое задание « План планирования дня».
Раздел 7. Профессии прошлого, настоящего и будущего (2 часа).
Теория. Информирование учащихся о понятии профессии устаревшие. Русские старинные профессии (косари, коробейники, скоморохи и т.д) Информирование учащихся с понятиями профессии будущего, востребованные профессии.
Практика. Творческое задание «Я в будущем», коллаж «Современные профессии», Игра «Атлас профессий будущего»
Раздел 8. Слагаемые выбора профессии (2 часа).
Теория. Информирование учащихся о понятии профессия и здоровье: требования и ограничения. Пути продолжения образования и приобретения профессии. Профессии и специальности. Дополнительное образования. Интернет-ресурсы по подбору ПОУ и ВУЗов. Современный рынок труда.
Практика. Творческое задание «Востребованные профессии», упражнение «Цепочка колледжей»
Раздел 9. Мастерская профессий (3 часов)
Теория. Правила поведения на экскурсии. Правила техники безопасности. Вступительная беседа, заключительная беседа, обмен впечатлениями, ответы на вопросы.
Практика. Практический показ с пояснением, вручение памяток, обращений, приглашений, буклетов; выявление эффективности проведения экскурсии путем анкетирования. Оформление итогов экскурсии. Коллаж «Мои путешествия».
2.Учебно-тематический план программы
внеурочной деятельности
«Твой выбор»
1 год обучения 8 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Даты проведения занятия | ||
по плану | дано фактический | по плану | дано фактически | ||
Вводное занятие | |||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
Личность и профессия | |||||
2 | Слагаемые выбора профессии | 1 | 1 | ||
3 | Самопознание.Самодиагностика | 1 | 1 | ||
4 | Направленность личности | 1 | 1 | ||
5 | Ролевая игра «Акулы и дельфины» | 1 | 1 | ||
6 | Эмоционально-волевая сфера | 1 | 1 | ||
7 | Эмоциональный интеллект | 1 | 1 | ||
8 | Человеческий фактор | 1 | 1 | ||
Способности общие и специальные | |||||
9 | Способности общие и специальные | 1 | 1 | ||
10 | Способности к интеллектуальным видам деятельности | 1 | 1 | ||
11 | Способности к профессиям социального типа | 1 | 1 | ||
12 | Способности к офисным видам деятельности | 1 | 1 | ||
Погружение в профессии. | |||||
13 | Профпогружение в профессию секретарь | 1 | 1 | ||
14 | Способности к предпринимательским видам деятельности | 1 | 1 | ||
15 | Деловая игра « Свой бизнес» | 1 | 1 | ||
16 | Артистические способности | 1 | 1 | ||
17 | Профпогружение в профессию артист | 1 | 1 | ||
Профессия и карьера | |||||
18 | Профессиональная пригодность | 1 | 1 | ||
19 | Профессия и карьера | 1 | 1 | ||
20 | Оптимисты и скептики | 1 | 1 | ||
Как достичь своих целей? | |||||
21 | Цели и целеполагания | 1 | 1 | ||
22 | Куда уходит время? | 1 | 1 | ||
23 | Поглотители времени. Хронометраж | 1 | 1 | ||
24 | Интернет-ресурсы по вопросу выбора профессии | 1 | 1 | ||
25 | Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда | 1 | 1 | ||
26 | Востребованные профессии | 1 | 1 | ||
27 | Экскурсия | 1 | 1 | ||
Профессии прошлого, настоящего и будущего | |||||
28 | Атлас новых профессий | 1 | 1 | ||
29 | Профессии пенсионеры | 1 | 1 | ||
Слагаемые выбора профессии | |||||
30 | Профессия и здоровье: требования и ограничения | 1 | 1 | ||
31 | Современный рынок труда и его требования. | 1 | 1 | ||
32 | Экскурсия | 1 | 1 | ||
33 | Пути продолжения образования и приобретения профессии | 1 | 1 | ||
Мастерская профессий | |||||
34 | Экскурсия | 1 | 1 |
4. Методическое и информационное обеспечение Список литературы используемый при написании программы
1.Агеева, И. Д. Парад профессий: весѐлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.
2.Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и твое место в нѐм" / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 11- 12.
3.Биссенек, Н. Дню строителя посвящается: [акция, приуроченная ко Дню строителя: опыт работы] / Н. Биссенек // Дошкольное воспитание.- 2008.- №8.- С. 117-118. 4.Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56.
4.Пряжников Н.С.Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники . - М.: ВАКО, 2005 - 288 с- (Педагогика. Психология. Управление).
5.Резапкина, Г. Уроки самоопределения: профориентационные занятия в 5-9-х классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.).- 2008.- № 3.- С. 42-48.
6.Резапкина, Г. Холланд+Климов=? / Т. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 5.- С. 22-24. О методиках определения профессионального типа личности
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценочные материалы
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей.
Формы:
Педагогическое наблюдение;
Выполнение практических заданий педагога.
Диагностика проводится с каждым ребенком в виде устного опроса, о знании выбора профессии.
Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь, май) с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Форма:
Игровые формы: защита рисунков, защита проекта, профориентационная викторина. Результаты участия учащихся в творческих мероприятиях заносятся в Карту учета творческих достижений, используя следующую шкалу:
Начальный уровень: 1бал
Средний уровень: 2-4 баллов
Высокий уровень 5-6 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
К разделу №1 тема: «Вводное занятие»
Анкета профессионального выбора
1. Выбрал (а) ли ты профессию? Если да, то какую?
__________________________________________________________________
2. Если выбрал(а), то почему?
1) высокая зарплата
2) престижно
3) мне это интересно
4) посоветовали родители
3. Если не выбрал(а), то почему?
1) плохо знаю мир профессий
2) плохо знаю свои возможности
3) не могу сделать выбор из разных вариантов
4) не знаю, как выбирать профессию
4. Что ты знаешь о своей будущей профессии?
1) предмет, содержание, условия труда
2) профессионально важные качества.
3) где можно получить профессию
4) спрос на профессию на рынке труда
5. Знаешь ли ты средний размер заработной платы в стране? Когда ты будешь работать, ты рассчитываешь зарабатывать
1) примерно столько
2) в два раза больше
3) в три раза больше
4) намного больше
6.Ты предпочитаешь
1) небольшой, но стабильный доход
2) много работать и много получать
3) мало работать и мало получать
4) возможность высокой прибыли с риском всё потерять
7. Желательный для тебя профиль обучения?
8. Какой предмет труда тебя привлекает (поставь цифру “1.” рядом с основным выбором и цифру “2” рядом с запасным выбором)?
1) человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники)
2) информация (тексты, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования)
3) финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
4) техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)
5) искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т. д.)
6) животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т. д.)
7) изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясомолочные продукты, овощи, фрукты и т.д.)
8) природные ресурсы (земли, водоёмы, леса. Горы, месторождения угля, нефти. Газа, полезных ископаемых и т.д.)
9. Какой вид деятельности тебя привлекает (поставь цифру “1” рядом с основным выбором и цифру “2” рядом с запасным выбором)?
1) управление (руководство чьей-то деятельностью)
2) обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
3) образование (воспитание, обучение, формирование личности)
4) производство (изготовление продукции)
5) конструирование (проектирование деталей и объектов)
6) исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
7) защита (охрана от болезней и враждебных действий)
8) контроль (проверка и наблюдение).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к разделу №2 тема: «Личность и профессия»
Игра «Автопортрет»
Цель игры – в шутливой форме повысить у игроков способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.
Игровое упражнение проводится в круге (число участников от 7 – 10 до 15 человек). Время – от 20 минут. Процедура методики следующая:
- Все участники достают чистый с двух сторон листок бумаги.
- Задание: «Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы "на одном дыхании". Подписывать листок не надо». Если кто-то из игроков заявит, что он не умеет рисовать, можно сказать, что рисунок любого человека, особенно ребенка или подростка – гениален (так говорят великие художники...). Если кто-то наотрез откажется рисовать себя, то насильно заставлять его не следует, но если окажется, что таких окажется много (больше двух-трех человек), то игру лучше не проводить...
- Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему не важно кто именно на них нарисован.
- Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.
- Новое задание: «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной (чистой) стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если Вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию... Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться».
- Далее ведущий быстро собирает листочки, перемешивает их и начинает подведение итогов. Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии соответствующие данному автопортрету. Опыт покаывает, что упражнение проходит достаточно весело, а игроки слушают ведущего достаточно заинтересованно.
Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его автору, т.к. обычно над изображениями смеются и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты и взять их себе на память.
Будет лучше, если ведущий сам нарисует свой автопортрет и поиграет вместе со школьниками. Это даст ему возможность при подведении итогов начать со своего собственного изображения, ведь лучше, когда начнут смеяться над рисунком и соответствующими рисунку профессиями сначала над самим психологом, даже если такой смех бывает очень добрым и дружеским.
Конечно, данное игровое упражнение является скорее разминочным и в немалой степени развлекательным, но ведь известно, что во многих шутках часто заложен очень даже глубокий смысл. Например, в данной игре каждый рисунок – это своеобразная проекция участников своего представления о себе, а шутливое соотнесение рисунков с профессиями – это еще один шаг к пониманию образа профессионала.
Игра «Ассоциация»
Цель игры: выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и, по возможности, подкорректировать это отношение.
Условия проведения игры. Участвует весь класс Время на первое проигрывание – 15 минут, последующие проигрывания – по 5-7 минут. Для игры необходима классная доска.
Процедура проведения игры. Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первых 2-х этапах).
1 этап. Объявляется название игры и по желанию выбираются 3 главных игрока.
2 этап. Объявляются условие игры:
Инструкция: Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-либо профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют угадать ее с помощью ассоциативных вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «На какую мебель похожа?» и т.д.
Целесообразно потренироваться на одном примере. Взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах – что-то связанное со спиртом, мебель – стеклянный шкаф или кушетка.
3 этап. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать только по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течении 2-3 минут продумаете свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке угадать профессию».
4 этап. 2-3 человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.
5 этап. Ведущий приглашает отгадывающих, которые по очереди задают вопросы классу. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы – ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, следит за динамикой игры.
6 этап. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске) ведущий предлагает в течение одной минуты обдумать трем отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает классу посмотреть на доску и молча подумать, чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачными.
7 этап. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией, например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, «военный летчик» и «космонавт» довольно близки. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть предоставлено классу. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.
Обсуждение игры. Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение: нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер», на вопрос «какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл. При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии; участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления учеников о профессии. У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл.
Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку роль этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных учащихся, так как за один урок в игре могут принять активное участие многие школьники.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Раздел №3 тема: «Способности общие и специальные»
Упражнение «Какой Я»
На листе бумаги выпишите приведенные ниже вопросы и ответьте на них:
- Мой жизненный путь: мои основные успехи и неудачи.
- Мои дружеские связи: с кем я дружен и почему.
- Мои стимулы: что или кто контролирует мою жизненную активность.
- Мои проблемы: что мне мешает жить и что я хочу в связи с этим изменить.
Упражнение «Девиз»
Цель. Отражение с помощью девиза жизненных установок.
Задание. Сформулировать свой девиз.
Инструкция. В старину у средневековых рыцарей был обычай – на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе – ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед другими участниками группы.
Упражнение «Принятие себя»
Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ.
Задание. Определение своих достоинств и недостатков.
Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостатки» и «Мои достоинства», предельно откровенно запишите в них все, что считаете нужным.
Упражнение «Рисунок Я»
Цель. Создание собственного образа с помощью изобразительных средств.
Задание. Нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме.
Инструкция. Возьмите цветные фломастеры и листы формата А-4, постарайтесь нарисовать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция – в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисовать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
к разделу №4 тема «Погружение в профессии»
Деловая игра с элементами тренинга "Сделай свой бизнес"
Цель и задачи занятия: формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов у подростков
— знакомство с новыми профессиями на рынке труда;
— развитие навыков целеполагания и планирования;
— формирование информационного пространства;
— формирование умения работать в команде.
Методическое обеспечение:
карточки с заданиями, список-карточки с информацией по профессиям, тест, анкета,), анкета-рефлексия, электронная презентация.
цветные маркеры, альбомные листы (для оформление реклам).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
(учащиеся садятся на стулья, заранее поставленные в круг (элемент тренинга).
Педагог: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас, у нас сегодня много интересной и творческой работы.
1. Введение в атмосферу тренинга.
Педагог: Все немного напряжены, кто-то переживает за исход сегодняшнего мероприятия, кто-то думает: зачем я здесь вообще, кто-то пришёл проанализировать и покритиковать, возможно, а кто-то просто поприсутствовать. Возможно, не все чувствуют себя уютно и комфортно в данный момент. Давайте немножко расслабимся и почувствуем удовольствие от того, что мы все просто здесь собрались.
(Все воспитанники встают и задают по очереди друг другу
Вопрос: “Как поживаешь? ”Ответ: “Спасибо, хорошо. А ты? ”)
2. Мотивация к действию.
1) Вступление.
Педагог: Ни для кого не секрет, что в жизни очень важно, чтобы рядом были люди, которым можно доверять, которые помогут в трудную минуту, не бросят, не предадут. Один человек — это одна умная голова, а если несколько людей, то?
Ответ детей. Несколько умных голов.
Педагог: Поэтому очень важно работать именно в команде, где каждый знает свою задачу. Но не менее важно, когда эта команда умеет четко организовать свою работу, когда она конкретно знает свою цель, знает, ради чего и как достичь этой цели. Как показывает практика, многие люди не добиваются в жизни того, чего хотят, не потому, что у них нет ума или способностей, а потому, что они не смогли правильно поставить цель и четко спланировать траекторию ее достижения. Поэтому очень важно уметь правильно ставить цель, задачи по ее достижению и распределять свои возможности.
2. Аналитическая беседа (5 минут).
1) Педагог: Сегодня вашему вниманию предлагается деловая игра «Сделай свой бизнес».
Речь пойдет о создании своего бизнеса. Чтобы создавать свой бизнес, нужно не только учитывать все, о чем мы говорили ранее, но и подумать о том, что создается именно сейчас и имеет большую ценность. Естественно предположить, что если создаются новые способы действий, то нужны и люди, которые смогли бы осваивать эти способы. Таким образом, появляются новые профессии.
Например, что вы знаете о профессии брокер!
Ответ детей.
Педагог: А кто такой витражист'?
Ответ детей.
Скорей всего, ребята затруднятся правильно ответить на вопросы.
Педагог: Я вообще – то так и предполагала, что не всё так хорошо обстоит со знанием специфики профессий.
Педагог: Чтобы почувствовать себя совсем уже комфортно, проведём небольшую игру в “Экономические загадки-добавлялки”, чтобы выяснить, что же вы знаете об экономики.
Весёлая экономика
Материалы для познавательных игр по экономике.
Экономические загадки-добавлялки
1. На товаре быть должна
Обязательно... (цена).
2. Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким... (доход).
3. Журчат ручьи, промокли ноги -
Весной пора платить... (налоги).
4. Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без... (рекламы).
5. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно... (весы).
6. Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в... (банке).
7. Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой... (вклад).
8. Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся... (залог).
9. В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет... (бизнесмен).
10. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь... (товар).
11. В банке для всех вас висит прокламация:
“Деньги в кубышках съедает... (инфляция)”.
12. И врачу, и акробату
Выдают за труд... (зарплату).
13. Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы... (ссуду).
14. Стал владельцем, братцы, я –
Вот завода... (акция).
15. Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них... (договоры).
16. Очень вкусная витрина
У овощного... (магазина).
17. На рубль - копейки, на доллары - центы,
Бегут-набегают в банке... (проценты).
18. Приносить доходы стал
В банке папин... (капитал).
19. Чуть оплошаешь - так в тот же момент
Весь рынок захватит твой... (конкурент).
Педагог: Мы сейчас немного расширим свой кругозор в области новых профессий.
(Участникам раздается список профессий.)
А теперь поделимся на две команды, которые будут создавать свой бизнес по продаже компьютеров.
(Разделить детей на две группы. Они садятся за заранее поставленные столы, и только после этого можно продолжать разговор о задании.)
Каждый из вас сейчас представит, сообразуясь со списком профессий, какая ему ближе. Каждой команде дана инструкция, в которой прописаны все этапы становления вашей фирмы.
Инструкции:
1) Педагог: каждой команде даются этапы ваших действий. Для начала выработайте порядок вашей работы, что за чем вы будете делать. (Карточки)
Порядок действий:
- Поставь цель.
- Подумай, какими путями её можно достичь.
- Посоветуйся с опытными людьми.
4. Составь план работы.
5. Найди тех, кто будет выполнять эту работу.
- Разбей всю работу на части.
- Распредели обязанности.
- Объясни исполнителям, что от них требуется.
- Контролируй ход работы.
- Подведи итоги.
2) Из списка предложенных профессий нужно выбрать те, которые относятся к компьютерному бизнесу и необходимы для решения задач бизнеса. Ваш бизнес: компьютерное производство и продажа компьютеров.
Подсказка: задача выбора упрощается, если вы для начала ознакомитесь с информацией о профессиях, а затем выстроите схему “движения товара”. (“Движение товара” идет от производителя к потребителю.
Помните, вы реализуете товар!)
3) Придумайте “бренд” (торговую марку и кредо) своей компании.
4) Вакансии выбранных вами профессий должны быть заполнены конкретными людьми. Это ваши одноклассники. Профессий должно быть столько, сколько человек в вашей команде. (Список профессий)
5) Помните об “информационном поле” – вашему делу нужна раскрутка! Разработайте программу рекламной акции.
6) Защита проектов (реклама и представление выбранных профессий).
Педагог: Я прошу вас обратить особое внимание на пункт № 4 в ваших инструкциях. Постарайтесь быть внимательными: выбранных вами профессий должно быть столько, сколько человек в вашей команде. Время создания проекта — 10 минут. После окончания работы вам нужно будет защитить проект, а наше компетентное жюри оценит, у какой фирмы они бы купили товар. Время пошло.
(В жюри обязательно следует пригласить несколько педагогов, которые будут выбирать наиболее приемлемый бренд. Такая ситуация стимулирует ребят и приближает их работу к реальной жизни.)
III.Основная часть занятия. Деловая игра (всего 25 минут)
1. Самостоятельная работа в группах (10 минут)
Ребята разрабатывают бренды для своих компаний, рекламу, кадровую политику.
Работа идет в двух группах, в каждой группе четное число участников.
2. Защита проектов (10 минут)
1) Порядок действий – участники сдают жюри свои карточки с расставленными цифрами. С помощью мультимедиа проверяется правильность выполнения. Жюри подводит итоги.
2) Представление проектов.
Ребята представляют свои проекты на суд компетентного жюри. В защиту входит рекламная акция с представлением своих работников.
3. Вопросы и ответы (5 мин)
Выбирается та команда, проект которой окажется наиболее продуманным и логичным. Жюри комментирует свои оценки. Возможна ситуация, когда победителя не будет и обе команды будут признаны успешными.
Ребята высказывают свое мнение: в какой момент им было легче всего, а в какой момент сложнее, какой опыт они получили на занятии (Анкета - рефлексия)
IV. Итог занятия (5 минут)
1) Педагог: Для завершения нашей игры я хотела бы зачитать следующую цитату преуспевающего бизнесмена Н. Хилла из его книги “Думай и богатей”:
“Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, чёрствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесёт успеха”.
2) Свой бизнес – это возможно?
Если да, то при каких условиях?
- Умение работать в команде.
- Команда умеет четко организовать свою работу.
- Команда конкретно знает свою цель, знает, ради чего и как достичь этой цели.
4. Команда умеет ставить задачи по достижению цели и распределять свои возможности.
3) Итоговое упражнение
Обруч” - Все участники берутся за “обруч” (из тесьмы). Нужно натянуть “обруч” и тогда он становится жёстким и упругим, как настоящий обруч. Если кто-то в команде пытается натянуть его на себя, то он хочет перетянуть инициативу на себя и работать не в команде. Тот, кто ослабит натяжение, позволяет другим руководить. Смысл: Работать в команде можно только тогда, когда все работают дружно, не тянут на себя “одеяло” и позволяют кому-то руководить и подчиняются ему.
Педагог: Ребята, спасибо вам за занятие. У вас теперь появился опыт создания собственного бизнеса, я надеюсь, этот опыт вам пригодится в будущем.
Удачи!
(Все троекратно пожимают друг другу руки со словами: “До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!”)
Примечание
Роль ведущего в этом занятии сводится к роли помощника, человека, который только направляет деятельность детей.
Обязательно присутствие педагогов, которые выступают в роли жюри, оценивающего качество групповой работы. Это является дополнительным стимулом для ребят, как показало занятие, которое было проведено в девятых классах. Ребятам очень понравился именно такой вид деятельности — “деловая игра”. Для них ценно было как раз то, что они самостоятельно создавали свой собственный проект.
Анкета- рефлексия
1. Для меня было интересным …
2. Я узнал (а) для себя …
3. Для меня было легко …
4. Для меня было трудным …
5. Для меня было бы лучше, если бы …
6. …
Инструкция по выполнению задания.
1) Изучите этапы ваших действий. Для начала выработайте порядок вашей работы, что за чем вы будете делать.
2) Из списка предложенных профессий нужно выбрать те, которые относятся к компьютерному бизнесу и необходимы для решения задач бизнеса.
Ваш бизнес: компьютерное производство и продажа компьютеров.
Подсказка: задача выбора упрощается, если вы для начала ознакомитесь с информацией о профессиях, а затем выстроите схему “движения товара”. (“Движение товара” идет от производителя к потребителю. Помните, вы реализуете товар!)
3) Придумайте “бренд” (торговую марку и кредо) своей компании.
4) Вакансии выбранных вами профессий должны быть заполнены конкретными людьми. Это ваши одноклассники. Профессий должно быть столько, сколько человек в вашей команде. (Список профессий)
5) Помните об “информационном поле” – вашему делу нужна раскрутка! Разработайте программу рекламной акции.
6) Защита проектов (реклама и представление выбранных профессий).
Постарайтесь быть внимательными: выбранных вами профессий должно быть столько, сколько человек в вашей команде.
Время создания проекта — 10 минут.
После окончания работы вам нужно будет защитить проект, а наше компетентное жюри оценит, у какой фирмы они бы купили товар.
Время пошло.
Карточки
- Найди тех, кто будет выполнять эту работу.
- Объясни исполнителям, что от них требуется.
- Посоветуйся с опытными людьми.
- Распредели обязанности.
- Контролируй ход работы.
- Поставь цель.
- Подумай, какими путями её можно достичь.
- Разбей всю работу на части.
- Составь план работы.
- Подведи итоги.
- Найди тех, кто будет выполнять эту работу.
- Объясни исполнителям, что от них требуется.
- Посоветуйся с опытными людьми.
- Распредели обязанности.
- Контролируй ход работы.
- Поставь цель.
- Подумай, какими путями её можно достичь.
- Разбей всю работу на части.
- Составь план работы.
- Подведи итоги.
Тест «Бизнесмен»
Выберите наиболее подходящий вариант ответа на каждый вопрос. Расшифровка результата приводится в конце теста.
1. Какой, по-вашему, самый легкий способ “делать” деньги:
а) много работать, быть широко информированным, рисковать, вкладывать наличные деньги в дело;
б) ждать наследство от “богатого дяди”, попытаться “отхватить” крупный выигрыш в лотерею или в азартных играх;
в) карьеру делать постепенно, шаг за шагом, не проявляя спешки и не отлучая себя от участия в политике?
2. Какую прибыль, по вашему мнению, получают зарубежные миллионеры от неплохой сделки:
а) около миллиона долларов;
б) до десяти миллионов долларов;
в) свыше десяти миллионов долларов?
3. С какими из перечисленных заключений вы согласны:
а) чем больше удается заработать денег, тем большее удовлетворение получаете от своей работы;
б) деньги - власть;
в) обладание богатством вызывает зависть, и это приятно?
4. Вложите ли вы свои деньги в мероприятие, когда нет никаких гарантий, что эти деньги не потеряете:
а) да;
б) сумму в разумных размерах (не приведет к разорению);
в) нет?
5. Как отнесетесь к вымогательству, сопровождаемому шантажом и угрозами физической расправы:
а) прибегнете к помощи соответствующих органов;
б) постараетесь справиться своими силами;
в) откупитесь?
6. Участвуете ли в азартных играх, в частности в тотализаторе на ипподроме, и готовы ли в пылу азарта сделать крупную ставку:
а) да;
б) да, если есть “свободные” деньги;
в) нет?
7. Как вы считаете, люди какой из перечисленных специальностей имеют самый большой шанс разбогатеть?
а) актер, художник, журналист, инженер, геолог;
б) адвокат, врач, политик, певец, мастер на все руки;
в) руководитель фирмы, издатель, коммерсант.
8. Как вы относитесь к деловым связям с друзьями:
а) могу дать взаймы надежному приятелю: не исключено, ведь, что и он мне ответит взаимностью в нужный момент;
б) дружба дружбой, а денежки врозь;
в) при нужде беру в долг, сам же - никогда, никому и ни под каким видом, таков мой принцип?
9. Если станете миллионером, будете ли наслаждаться сознанием, что принадлежите к элите:
а) несомненно;
б) буду демонстрировать свое наслаждение только тем, кто не верил в меня или относился свысока;
в) нет?
10. Куда бы вы “вложили” свои “свободные” капиталы:
а) в недвижимость, другое имущество, в предметы искусства;
б) в акции и ценные бумаги;
в) сделаю так, как решит моя жена (муж)?
11. Если вы имеете на своем счету тридцать миллионов, будете активно продолжать операции по наращиванию своего состояния?
а) может быть, если только дело окажется надежным;
б) непременно;
в) ну его к черту! С меня хватит.
Оценка результатов тестирования
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
“а” | 6 | 0 | 6 | 0 | 6 | 0 | 0 | 3 | 0 | 3 | 3 |
“б” | 0 | 3 | 3 | 6 | 3 | 3 | 3 | 6 | 3 | 6 | 6 |
“в” | 3 | 6 | 0 | 3 | 0 | 6 | 6 | 0 | 6 | 0 | 0 |
До 21 очка включительно. Здоровая и цепкая хватка бизнесмена вам совершенно чужда. Вы очень поверхностно представляете себе коммерческую и деловую деятельность, далеки от экономики и юриспруденции. Советуем поискать иное поприще.
От 22 до 45 очков. Вы можете стать миллионером, но это потребует от вас неимоверных усилий и адского труда. Избегайте финансовых и прочих спекуляций. Не ищите легких путей в своем деле. Лучшее, что вам “светит” - войти в состав правления фирмы или стать совладельцем. Только со временем, приобретая и не теряя присутствия духа, вы сможете обрести имя в бизнесе.
Свыше 45 очков. Вы имеете, кажется все необходимое, чтобы стать миллионером. Ваши взгляды, способности, деловая хватка дают вам большой шанс. Пусть ваше богатство не лишит вас человеческих качеств и не отгородит каменной стеной от былых друзей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
к разделу № 5 тема: «Профессия и карьера»
Упражнение «Я–Другой, Карьера–Дело» (автор Резапкина Г.В.)
Инструкция. Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Это задание поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что второстепенно. Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы: от нуля – за вариант, который вам безразличен, до трех баллов – за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!
1. Мне нравится
А) иметь много свободного времени
Б) добиваться успеха во всех делах
В) делать подарки своим друзьям
Г) находить красивое решение трудной задачи
2. Мой девиз
А) «Работа не волк, в лес не убежит»
Б) «Хочешь жить — умей вертеться»
В) «Что отдал, то твое»
Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать»
3. Лучшая работа для меня — та, которая
А) не мешает мне жить своей жизнью
Б) дает возможность быстрого продвижения по службе
В) нужна людям
Г) интересна
4. Счастье для меня — это
А) возможность жить в свое удовольствие
Б) высокая должность и хорошая зарплата
В) благополучие моих друзей и близких
Г) возможность заниматься любимым делом
№ | А | Б | В | Г |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка: подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г):
9–12 баллов — ярко выраженная направленность личности;
5–8 баллов — умеренно выраженная направленность;
0–4 баллов — направленность не выражена.
А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.
Б) «Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы рынка. В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании — это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни — карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.
В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.
Г) «Дело». Какую бы деятельность вы ни выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не загораживала от вас смысл жизни, который не сводится к работе.
Для наглядности можно построить график направленности личности, отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки линиями. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
к разделу № 6 тема: Как достичь своих целей?
Упражнение "5 шагов к своей цели"
Смысл упражнения — повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
Игра может проводиться как в круге (для 6—12 участников) , так и при работе с классом. Среднее время на игру — 30—40 минут. Процедура включает следующие этапы:
1. Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное заведение, оформиться на интересную работу, а может даже — совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).
2. Ведущий предлагает группе определить, что за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.
3. Каждый участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.
4. Далее все делятся на микрогруппы по 3—4 человека.
5. В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5—7 минут.
6. Представитель от каждой группы кратко сообщает о наиболее важных пяти этапах, которые выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие поп росы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).
7. При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается значительным). Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.
Вполне возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2—3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант.
В другом случае, можно сразу разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
к разделу № 7 тема: «Профессии прошлого, настоящего и будущего»
Командная игра на основе Атласа новых профессий
«Атлас профессий будущего»
Цель: познакомить учащихся в игровой форме с Атласом профессий
Задачи: формирование у школьников представлений о мире будущих профессий;
способствовать формированию навыков взаимодействия и сотрудничества.
Продолжительность игры: 35-40 мин.
Игра «Профессии будущего» может быть использована в качестве активной формы профессиональной ориентации школьников 10 класса.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку в Power Point, раздаточный материал для учащихся секундомер, гонг, конверты с заданиями, музыка, табло результатов
Форма: деловая игра.
Описание игры
1.Подготовительная работа
Информирование о проведении игры, оформление помещения, подготовка игрового поля для команд, утверждение состава жюри из числа педагогов, родителей, школьников; подготовка конвертов с заданиями; деление учащихся на команды, выбор капитанов.
2. Порядок проведение игры.
Игра начинается со вступительного слова ведущего, который приглашает команд к игровому полю, представляет членов и председателя жюри, объясняет порядок и условия проведения игры. Председатель жюри следит за соблюдением правил игры и точностью подсчета результатов. Каждый раз после озвучивания задания или получения конверта, начинается отчет времени. Перед выполнением каждого задания определяется время на подготовку ответа и может составлять 1-3 мин. После каждого задания на табло вывешивается результат.
3.Подведение итогов
В конце игры жюри подводит окончательные итоги. Команда-победительница определяется по наибольшему количеству набранных баллов.
План проведения мероприятия:
1.Организационный момент.
2.Информационный блок (с элементами беседы, с показом видео).
3. Практический блок (работа команд)
4. Подведение итогов.
Ход игры
-Добрый день. Ребята, мы живем в такое время, когда постоянно происходят изменения в обществе. В связи с этим исчезают и появляются новые профессии. Скажите, какие профессии исчезнувшие из повседневной жизни вы знаете? А какие новые, современные, профессии появились?
Вы сегодня ученики, пройдет немного времени и вам всерьез надо будет задуматься о выборе профессии. Выбор профессии – это очень важный шаг в жизни каждого из вас. Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем сложнее определиться с выбором. Прежде, чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них. Эксперты-практики утверждают, что пройдет немного времени и насовсем могут исчезнуть из жизни некоторые профессии и появятся новые. А чтобы, не растеряться в мире профессии, специалисты разработали «Атлас профессии». «Атлас новых профессий» создан в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». «Атлас новых профессий» включает: Профессии, которые будут актуальны в среднесрочной и долгосрочной перспективах в быстрорастущих и новых отраслях российской экономики. Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться к высококонкурентной среде. Рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего. Перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки. «Профессии-пенсионеры», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году, как не соответствующие потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики.
Просмотр видео «Атлас профессии»
Слайд 1
-Мы с Вами просмотрели видео и узнали, для чего был создан Атлас профессий, какую информацию можно в ней найти. Как вы поняли, наша игровая программа будет посвящена профессиям будущего, а сейчас команды займите места. Игра будет состоят из 5 заданий. Оценивать будет вашу работу жюри. На каждое задание дается определенное время. Кто первый справится с заданием, тот поднимает руку. Каждая команда получает карточки- задания.
1 задание. «Сложи цитату»
В карточке даны слова, Вам необходимо составить из этих слов высказывание американского писателя-фантаста, популяризатора науки, биохимика Айзека Азимова .Эта цитата начинает Атлас новых профессий. За правильный ответ команда получает 1 балл, а та команда, которая первая принесет карточку с правильным ответом получит дополнительный 1 балл.
в - самое раз когда на прямо будущее наших превращается сейчас глазах настоящее то как время |
Правильный ответ: слайд 2
“Сейчас — как раз то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее”.
2 задание « Умники и умницы»
В карточке даны слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: «профессия», «специальность», «квалификация», «должность», «навыки», «умения» даны толкование этих слов. Вам нужно соотнести данные слова и их толкование.
слайд 3
Правильные ответы:
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Навыки - это знания и умения, необходимые для работы на той или иной должности.
Умения - способность специалиста применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности.
3 задание: «Профессии будущего» слайд 5
Для каждой команды подготовлены разделы из Атласа:
Образование. Авиация Медицина. Сельское хозяйство. Строительство. Туризм и гостеприимство.
Каждая группа получает типы профессий. За 2 минуты команде необходимо выбрать по 3 профессии, относящиеся к каждому типу:
“человек-человек”
“человек-техника”
“человек- знаковая система”
“человек- художественный образ”
“человек-природа”
4 задание. «Профессии 21 века» слайд 6
На одной карточке даны описания самых необычных профессий будущего. Ваша задача выбрать из предложенного списка, соответсвующую описанию профессию:
ИТ-медик, разработчик BIG DATA, организатор интернет –сообществ, сетевой юрист, проектировщик нанотехнологических материалов, цифровой лингвист.
1) Специалист с хорошим знанием ИТ, создает базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования.
2) Специалист, который проектирует систему сбора и обработки больших массивных данных, получаемый через Интернет, разрабатывает интерфейсы сборки и сами аналитические модели.
3) Специалист по организации и модерированию электронных форумов, игровых образовательных площадок в Сети.
4) Специалист ,занимающийся формированием нормативно-правового взаимодействия в Сети ( в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы правовой защиты человека и собственности в Интернете( включая виртуальную собственность).
5) Профессионал, занимающийся моделированием свойств, прогнозированием жизненного цикла нанотехнологических материалов с помощью цифровых техно-логий.. Высокопрофессиональный программист с хорошим знанием по нанофизике и нанохимии.
6) Профессионал, разрабатывающий лингвистические системы сематического перевода ( пе-ревода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации ( в том числе сематический поиск в Интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках.
Слайд 6-11
Правильные ответы:
ИТ-медик | Специалист с хорошим знанием ИТ, создает базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования |
разработчик BIG DATA | Специалист, который проектирует систему сбора и обработки больших массивных данных, получаемый через Интернет, разрабатывает интерфейсы сборки и сами аналитические модели. |
организатор интернет –сообществ | Специалист по организации и модерированию электронных форумов, игровых образовательных площадок в Сети. |
сетевой юрист | Специалист, занимающийся формированием нормативно-правового взаимодействия в Сети( в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы правовой защиты человека и собственности в Интернете( включая виртуальную собственность). |
проектировщик нанотехнологических материалов | Профессионал, занимающийся моделированием свойств, прогнозированием жизненного цикла нанотехнологических материалов с помощью цифровых технологий..Высокопрофессиональный программист с хорошим знанием по нанофизике и нанохимии. |
цифровой лингвист | Профессионал, разрабатывающий лингви-стические системы сематического перевода ( пе-ревода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации ( в том числе сема-тический поиск в Интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках. |
5 задание: «Отраслевые профессии будущего»
Каждой команде выдается конверт. В конверте лист с названием профессии и бланк ответов .Ваша задача правильно распределить эти профессии по отраслям и заполнить бланк.
Профессии: дизайнер эмоций, эксперт по здоровой одежде, тайм-брокер, медиаполицеский, виртуальный адвокат, тренер творческих состязаний, архитектор виртуальности, куратор коллективного творчества, техно-стилист, разработчик медиапрограмм, редактор агрегатов контента.
Слайд 12
Отрасли | Професссии |
Медиа и развлечения | |
Легкая промышленность | |
Культура и искусство | |
менеджмент |
Правильный ответ:
Отрасли | Професссии |
Медиа и развлечения | Редактор агрегатов контента Продюсер смыслового поля Разработчик медиапрограмм Медиаполицеский Архитектор виртуальности Игропрактик Дизайнер эмоций |
Легкая промышленность | Техно-стилист Проектировщик новых тканей Эксперт по здоровой одежде |
Культура и искусство | Куратор коллективного творчества Тренер творческих состояний Арт-оценщик |
Менеджмент | Тайм- брокер Тайм –менеджер Координатор производств Виртуальный адвокат |
- На этом наша игра подходим к концу. Слово для подведения итогов предоставляется жюри. Один из авторов книги «Атлас профессий» ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов сказал «Самое главное «Атлас профессий» - не считать ни догмой, ни фантастической книгой, хотя названия некоторых будущих профессий могут заставить улыбнуться. Атлас - это, прежде всего, хороший повод задуматься о том, какое образование нужно вам кем вы хотите быть. Если Атлас убедит вас, что ваше будущее, ваша карьера могут оказаться гораздо интереснее тех, которые вы себе представляли ранее, и, самое главное, зависят исключительно от вас, то этот труд исследователей был не напрасен. Всем участникам желаем правильного выбора профессии Спасибо всем за активное участие в игре!
Использованные источники:
Интернет ресурсы
http://www.it4youth.ru/page/220/
https://www.youtube.com/watch?v=RDBQkWe8G5E
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка программы внеурочной деятельности "Прогулки по Петербургу", основанной на интерактивных технологиях
Данная программа разработана на основе технологии дополненной реальности....
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности учителя Физической культуры (средняя школа).
Методическая разработка представляет собой программу внеурочной деятельности по Физической культуре для учащихся 7-8 класса. Включает в себя курс подготовки детей к сдаче норм ГТО.Программа расчитана ...
Методическая разработка программа внеурочной деятельности по Истории и культуре Санкт-Петербурга
Методическая разработка программы внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга, направленная на развите творческих способностей у учащихся, формирование исторического сознания и патр...
Методическая разработка мероприятия внеурочной деятельности «Нешкольная история. Петербург Петра Великого», 8 класс
Методическая разработка «Нешкольная история. Петербург Петра Великого» сформирована для внеурочной деятельности по программе «История международных отношений» и предназначена д...
методическая разработка программы внеурочной деятельности "Гитара" КТП
программа расчитана на 1 год , для учащихся 5-7 классов...
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по курсу «Театральная студия с элементами пантомимы «Этюд»»
Программа внеурочной деятельности курса «Театральная студия с элементами пантомимы «Этюд» » для 4-(5) «Б» составлена в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, утверждённым при...
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности «Решение генетических задач»
Программа имеет большое значение для более глубокого понимания учащимися закономерностей наследственности и изменчивости организмов, генетических основ медицины, эволюции, селекции....