В помощь классному руководителю - профилактика аутоагрессивного поведения
статья по психологии

Усманова Светлана Александровна

АУТОАГРЕССИВНОЕ (суицидальное) поведение – это следствие социально – психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликт Чаще всего причина суицидального поведения подростков кроется в наличие неблагоприятного социального окружения. Наиболее значимой средой развития ребенка является семья. Анализ причин суицида у детей и подростков указывает на то, что большинство из них совершают суцидальные попытки и завершенные суициды из-за плохих взаимоотношений с родителями, недостаточной степени понимания со стороны родителей и эмоциональной холодности в семье. Итак, плохие взаимоотношения в семье – толчок к суициду. Если ребенок испытывает чувство одиночества, если в трудную минуту ему не у кого попросить защиты и поддержки, то это может стать предпосылкой возникновения суицидальных намерений. Как ваше общение с ребенком сделать более эффективным? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_pomoshch_klassnomu_rukovoditelyu.docx208.42 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика аутоагрессивного поведения подростков В помощь классному руководителю для проведения родительского собранию ( 7-11 кл) АУТОАГРЕССИВНОЕ (суицидальное) поведение – это следствие социально – психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликт Чаще всего причина суицидального поведения подростков кроется в наличие неблагоприятного социального окружения. Наиболее значимой средой развития ребенка является семья. Анализ причин суицида у детей и подростков указывает на то, что большинство из них совершают суцидальные попытки и завершенные суициды из-за плохих взаимоотношений с родителями, недостаточной степени понимания со стороны родителей и эмоциональной холодности в семье. Итак, плохие взаимоотношения в семье – толчок к суициду. Если ребенок испытывает чувство одиночества, если в трудную минуту ему не у кого попросить защиты и поддержки, то это может стать предпосылкой возникновения суицидальных намерений. Как ваше общение с ребенком сделать более эффективным? В общении есть важные правила, которые становятся простыми, если входят в привычку. Дорогие родители, постарайтесь следовать этим правилам, ведь напряженные взаимоотношения в семье чаще всего являются причиной стресса, как взрослых, так и детей! нужно: - принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему. - стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе. - внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать. - понимать, что в любых поступках ребенка следует винить, прежде всего, себя. - не пытаться «лепить» ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания. - чаще вспоминать какими вы были в возрасте вашего ребенка. - помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример. нельзя: - рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным, он не лучше и не хуже других, он такой, какой он есть, он особенный. - относиться к ребенку, как к сбербанку, в который вы вкладываете свою любовь и заботу, а потом получите ее обратно с процентами. - ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и вскормили – он вас об этом не просил. - использовать ребенка как средство для достижения своих (пусть самых благородных) целей. - рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они не передаются генетически). - относиться к ребенку как к некоему неполноценному существу, ребенок это, прежде всего человек, со своими правами. 2 - перекладывать ответственность за воспитание ребенка на воспитателей, учителей, методические рекомендации… Разговаривайте с ребенком, если общение не происходит, вы отдаляетесь друг от друга. Рассказывайте детям о себе, пусть ваши дети знают, что вы открыты для откровенного разговора, кроме того, таким образом вы подаете пример искренности и открытости. Умейте поставить себя на их место. Детям часто кажется, что с теми проблемами, с которыми пришлось столкнуться им не сталкивался раньше никто. Хорошо если у вашего ребенка не будет сомнений в том, что вы его понимаете. Будьте рядом, детям важно знать, что дверь к вам всегда открыта, что всегда есть возможность поговорить с вами. Будьте тверды и последовательны, не давайте обещаний, которые не можете выполнить – будьте предсказуемы для своего ребенка. Старайтесь все делать вместе с ребенком. Планируйте вместе с ним интересные дела, участвуйте в его жизни. Подростки часто тем или иным образом находятся под влиянием окружения. Убедитесь в том, что вы знаете с кем дружит ваш ребенок, общайтесь с его друзьями – это позволит избежать многих проблем. Помните, что каждый ребенок особенный, у каждого есть сильные и слабые стороны, помогите своему ребенку поверит в себя если у него что то не получается. Показывайте пример – это самый эффективный способ воспитания. Выслушивайте ребенка, способность слушать – ключ к нормальному общению. Разговаривая с вами, рассказывая о себе ребенок не ждет оценок или критики. Учитесь просто слушать, не перебивая, не настаивая на своем. Ребенку порой необходимо чтобы его просто выслушали. Помимо внешних причин суицидального поведения, существуют и внутренние причины – личностные особенности человека. АГРЕССИВНОСТЬ – направленность на деструктивное поведение, разрушение, чаще всего объективно не мотивированная; суицидальное поведение возникает тогда, когда агрессивность человека направлена на самого себя (аутоагрессия). Повышенный уровень агрессивности – всегда предпосылка к возникновению суицидального поведения, т.к. агрессивность направленная во вне может в любой момент, под действием каких либо обстоятельств, поменять направление (на самого человека). Агрессия — это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. Чаще всего причиной агрессии отрочества является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей. Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей. Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации. Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает  тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно изде- ваться над ребенком и необдуманно его наказывать. Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков. Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка. Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им. Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.

Дорогие родители!

Напряженные взаимоотношения в семье чаще всего являются причиной стресса, как взрослых, так и детей! Для понимания и теплоты отношений в семье

Нужно:

- принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

 - стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

- внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать.

 - понимать, что в любых поступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

- не пытаться «лепить» ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

- чаще вспоминать какими вы были в возрасте вашего ребенка.

 - помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Дорогие родители!

Напряженные взаимоотношения в семье чаще всего являются причиной стресса, как взрослых, так и детей! Для понимания и теплоты отношений в семье

Нужно:

- принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

 - стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

- внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя, и будет работать.

 - понимать, что в любых поступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

- не пытаться «лепить» ребенка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.

- чаще вспоминать какими вы были в возрасте вашего ребенка.

 - помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Разговаривайте с ребенком, если общение не происходит, вы отдаляетесь друг от друга. Рассказывайте детям о себе, пусть ваши дети знают, что вы открыты для откровенного разговора, кроме того, таким образом вы подаете пример искренности и открытости. Умейте поставить себя на их место. Детям часто кажется, что с теми проблемами, с которыми пришлось столкнуться им не сталкивался раньше никто. Хорошо если у вашего ребенка не будет сомнений в том, что вы его понимаете. Будьте рядом, детям важно знать, что дверь к вам всегда открыта, что всегда есть возможность поговорить с вами. Будьте тверды и последовательны, не давайте обещаний, которые не можете выполнить – будьте предсказуемы для своего ребенка. Старайтесь все делать вместе с ребенком. Планируйте вместе с ним интересные дела, участвуйте в его жизни. Подростки часто тем или иным образом находятся под влиянием окружения. Убедитесь в том, что вы знаете с кем дружит ваш ребенок, общайтесь с его друзьями – это позволит избежать многих проблем. Помните, что каждый ребенок особенный, у каждого есть сильные и слабые стороны, помогите своему ребенку поверит в себя если у него что то не получается. Показывайте пример – это самый эффективный способ воспитания. Выслушивайте ребенка, способность слушать – ключ к нормальному общению. Разговаривая с вами, рассказывая о себе ребенок не ждет оценок или критики. Учитесь просто слушать, не перебивая, не настаивая на своем. Ребенку порой необходимо чтобы его просто выслушали.

Помимо внешних причин суицидального поведения, существуют и внутренние причины – личностные особенности человека. АГРЕССИВНОСТЬ – направленность на деструктивное поведение, разрушение, чаще всего объективно не мотивированная; суицидальное поведение возникает тогда, когда агрессивность человека направлена на самого себя (аутоагрессия). Повышенный уровень агрессивности – всегда предпосылка к возникновению суицидального поведения, т.к. агрессивность направленная во вне может в любой момент, под действием каких либо обстоятельств, поменять направление (на самого человека). Агрессия — это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. Чаще всего причиной агрессии отрочества является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей. Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей. Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации. Однако родители должны помнить, что требовательность — это не тирания. Тирания порождает 3 тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно изде- ваться над ребенком и необдуманно его наказывать. Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков. Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка. Требовательность оправдана тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый — открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг другу в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им. Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессивности.

Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности
1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

 2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

 3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

 4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

 9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

 10. Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Памятка № 2 Уважаемые папы и мамы! Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо 4 своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Агрессивность ребенка проявляется, если: • ребенка бьют; • над ребенком издеваются; • над ребенком зло шутят; • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда; • родители заведомо лгут; • родители пьют и устраивают дебоши; • родители воспитывают ребенка двойной моралью; • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка; • родители не умеют любить одинаково своих детей; • родители ребенку не доверяют; • родители настраивают детей друг против друга; • родители не общаются со своим ребенком; • вход в дом закрыт для друзей ребенка; • родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу; • родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку; • ребенок чувствует, что его не любят. Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь. Признаки, которые свидетельствуют о возникновении стресса у ребенка. Для младшего школьного возраста: - заметное ухудшение школьной успеваемости - увеличение времени занятий, при ухудшении результатов - выраженное расстройство и волнение: нежелание идти в школу, вечером ложиться спать, утром – вставать - нежелание участвовать в совместных занятиях - гиперактивность, нервные тики или постоянные движения, или наоборот апатия и общее снижение активности - постоянные ночные кошмары - провокационное поведение: непослушание, неподчинение взрослым, агрессия (дольше одного месяца) - частые смены настроения Для детей среднего и старшего подросткового возраста: - изменение школьной успеваемости - употребление алкоголя, наркотиков, курение - изменения в режиме сна и питания - частые жалобы на различные боли и общее недомогание - одержимость вопросом своего веса (особенно у девочек) 5 - противопоставление себя власти других людей, выражающееся в актах воровства, вандализма - пессимизм, депрессивность, плохой аппетит - частые проявления жестокости, агрессивности Чтобы точно установить проблему и получить консультацию, вы можете обратиться к школьному или районному психологу. Продолжительная «терапевтическая» помощь может быть оказана вами, вашими друзьями, родственниками. Помните ваша поддержка и понимание – лучшее лекарство для вашего ребенка, но иногда этого не достаточно и нужно обратиться к специалисту. Помните, что просьба о помощи – первый шаг к ее получению.

Описание слайда:

Вселяйте надежду, что из любой ситуации можно найти выход Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей Помогайте строить реальные цели в жизни Не применяйте физических наказаний При необходимости обратиться к специалистам Научитесь принимать и любить своих детей такими, какие они есть

Тревожность . Причины и последствия

Понятие: Тревожность — это склонность ребёнка к переживанию тревоги.

Психотравмирующая ситуация

Причины повышения тревожности: особенности нервной системы повышенная чувствител

Признаки: на физиологическом уровне усилении сердцебиения учащении дыхания наруш

Рекомендации для родителей: Ежедневно отмечать успехи в присутствии других члено

Завести домашних животных Не подрывать авторитет других значимых для него людей

Общаться с ребёнком Контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятел


Никогда не говорите, что если он будет плохо учиться, то Вы … Консультации с пси

Описание слайда:

Никогда не говорите, что если он будет плохо учиться, то Вы … Консультации с психологом Посещение групповых психокоррекционных занятий Помните, главный путь преодоления страха и тревоги – это тёплая доверительная атмосфера в семье, уверенность школьника в Вашей любви и защите.

последствия

Проблемы: отношения с родителями трудности со школой взаимоотношения с друзьями


Основные причины: школьные проблемы, связанные с успеваемостью тяжелая семейная

Описание слайда:

Основные причины: школьные проблемы, связанные с успеваемостью тяжелая семейная обстановка конфликтные отношения с родителями, с учителями конфликтные отношения с сверстниками «несчастная любовь» низкая самооценка употребление спиртных напитков, наркотиков влияние интернета влияние религиозных сект влияние молодёжных направлений

Признаки печальное настроение чувство усталости нарушение сна соматические жалоб

Признаки печальное настроение чувство усталости нарушение сна соматические жалобы неусидчивость, беспокойство чрезмерная эмоциональность замкнутость рассеянное внимание агрессивное поведение употребление алкоголя или наркотиков плохая успеваемость прогулы школы неряшливый внешний вид отдаление от семьи и друзей открытые заявления: Ненавижу жизнь; Не могу больше этого выносить; Жить не хочется; Никому я не нужен


Рекомендации: Разговаривайте с ребёнком спокойно Установите заботливые взаимоотн

Описание слайда:

Рекомендации: Разговаривайте с ребёнком спокойно Установите заботливые взаимоотношения с ребёнком Внимательно выслушивайте Будьте искренними в общении Помогите определить источник тревоги


Вселяйте надежду, что из любой ситуации можно найти выход Открыто обсуждайте сем

Описание слайда:

Вселяйте надежду, что из любой ситуации можно найти выход Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей Помогайте строить реальные цели в жизни Не применяйте физических наказаний При необходимости обратиться к специалистам Научитесь принимать и любить своих детей такими, какие они есть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для классных руководителей "Профилактика отклоняющегося поведения обучающихся"

Данное занятие предназначено для классных руководителей с целью создания условий для повышения эффективности профилактической работы педагогов с обучающимися отклоняющегося поведения.Основные задачи:1...

Семья и школа вместе в вопросах профилактики зависимого поведения.В помощь классным руководителям при подготовке к родительскому собранию.

В статье раскрывается понятие "Зависимое поведение" и  "Профилактика зависимостей" , подробно рассматривается роль семьи в деле профилактики зависимостей....

Помощь классного руководителя в профессиональной ориентации воспитанников с девиантным поведением.

Профессиональное самоопределение - это одна из главных проблем в воспитании подростков с девиантным поведением. У них чаще, чем у других ребят, возникают проблемы профессионального выбора. В школе, пу...

Профилактика аутоагрессивного поведения у подростков

Профилактика аутоагрессивного поведения у подростков...

Выступление на педсовете по теме «Профилактика аутоагрессивного поведения подростка»

Групповая консультаци для педагогов по аутоагрессивному поведению подростков, с приведенныи примкрами основных мотивов суцицидального поведения....

Программа индивидуальных коррекционных занятий по профилактике аутоагрессивного поведения "Мой мир"

Программа предусматривает нетрадиционные приемы и методы проведения занятий и многообразие их использования: лекции, дискуссии, мозговые штурмы, сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, занят...

Разработка семинара для педагогов Профилактика аутоагрессивного поведения

Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», &laq...