Выступление на педсовете по теме «Профилактика аутоагрессивного поведения подростка»
консультация по психологии

Бабич Марина Борисовна

Групповая консультаци для педагогов по аутоагрессивному поведению подростков, с приведенныи примкрами основных мотивов суцицидального поведения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме «Профилактика аутоагрессивного поведения подростка»

Ежегодно в нашей стране от суицида погибают более 28 тысяч россиян. По данным ВОЗ около 20% всех самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст.

Самоубийство подростка – результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.

Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагирует на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида.

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами, часто страдают психическими болезнями, в особенности, депрессией, и смотрят в будущее без надежды. Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения.

В детском возрасте суицидальное поведение имеет характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано с желанием избежать наказания или стрессовых ситуаций.

Среди подростков самоубийства часто носят демонстративный характер, в том числе – шантаж. Большинство эксцессов совершаются после ссор с родителями и сверстниками. Более 49% суицидальных действий совершаются на фоне аффективных реакций или психических расстройств.

Психическая организация подростка неустойчива, причем на всех уровнях: интеллекта, чувств, эмоций. Подростки крайне нестабильны в самооценке и при этом – большие максималисты; они всегда сомневаются в своих знаниях и способностях, для них характерна частая смена настроения, тревожность. У них легко возникают страхи. Порой небольшой конфликт в семье или в школе может послужить толчком для того, чтобы ребёнок вошёл в депрессивное состояние.

Большинство самоубийц, как правило, вовсе не хотели умереть, а только достучаться до кого-то, позвать на помощь, обратить внимание на свои проблемы. У подростков, также как и у взрослых, основной причиной суицида выступает социально-психологическая дезадаптация, но для них это не тотальные нарушения (крах смысла жизни, профессиональный кризис и др.), а нарушения в общении с близкими. Хотя среди подростков часты попытки самоубийства, только единицы из них достигают своей цели. Тем не менее, процент самоубийств в этой группе достаточно высок.

Наиболее предрасположены к суициду подростки, склонные к депрессиям (пониженному настроению), злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими и токсическими веществами, видевшие самоубийство или гибель кого-то из близких, плохо успевающие в школе, девочки после изнасилования или во время беременности, а также талантливые, неординарные подростки, не вписывающиеся в общество. Входящие в эту группу подростки в любой момент могут оказаться в ситуации, которая станет толчком к суициду. Для них характерны повышенная ранимость и ощущение себя изгоем в обществе – именно это и толкает их на самоубийство.

Рассмотрим возможные мотивы суицидального поведения. Зачастую при суицидальном поведении могут сочетаться одновременно несколько мотивов.

Основные мотивы суицидального поведения несовершеннолетних можно разделить на следующие группы:

  1. Лично - семейные конфликты
  • оскорбления, обвинения, унижения со стороны родственников и окружающих;
  • потеря «значимого» другого, развод родителей, смерть близких;
  • неудовлетворенность поведением и личными качествами значимых людей;
  • препятствия к удовлетворению возникшей актуальной потребности;
  • одиночество, изменение привычного стереотипа жизни, социальная изоляция;
  • неудачная любовь, раннее начало половой жизни, беременность;
  • недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;
  • нарушенные детско-родительские отношения.

2.Состояние физического здоровья

  • соматические заболевания;
  • физические страдания;
  • неизлечимость заболевания;
  • уродства врожденные и приобретенные.

Удельный вес этого мотива самоубийств невелик, хотя наличие той или иной соматической патологии обнаруживается у значительной части суицидентов. Так, онкологические заболевания, ВИЧ-инфекция, потеря органа или телесной функции приносят массу страданий и социальных ограничений и часто сочетаются с депрессией.

3. Состояние психического здоровья

  • депрессивное состояние;
  • патологические мотивировки;
  • постановка психиатрического диагноза;
  • зависимость от алкоголя, наркотиков.

4.Антисоциальное поведение

  • опасение уголовной ответственности;
  • боязнь наказания или позора;
  • переживания раскаяния, стыда за совершенный проступок.

При боязни уголовной ответственности суицидальные действия людей более серьезны, чем при опасениях иного наказания за правонарушение.

5.Материально - бытовые трудности

  • неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
  • денежный долг, проигрыш в карты.

6. Конфликты в образовательной организации

  • конфликты с педагогами;
  • конфликты с обучающимися, изоляция в коллективе
  • буллинг (травля в классе и вне учебного заведения).

Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

  • Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смысле жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.
  • Частые смены настроения. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
  • Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.
  • Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно бывают связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.
  • Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды или коллекции постеров и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
  • Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
  • Перемены в поведении. Необычное, нехарактерное для данного человека поведение. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни, снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение  домашних заданий, наведение несвойственного порядка во всём, примирение с давними врагами.
  • Открытые и косвенные высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Мне нельзя помочь» и т.п. Косвенные намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку и установка соответствующего прощального статуса в социальных сетях, появление среди сверстников с петлей на шее из подручных средств. Если подросток открыто или косвенно высказывает намерение уйти их жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях со стороны педагога-психолога недопустимо невнимание к суициденту. Подобные реакции только подтолкнут его к исполнению угрозы. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска (затем действовать в соответствии со схемой сопровождения в рамках каждой степени риска), проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).
  • Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: фиксация на теме смерти в литературе и живописи, собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или Интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни, написание предсмертных записок и т.п.
  • Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

Учитывая, что развитие суицидальных тенденций часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы:

  • Часто грустное настроение, периодический плач.
  • Безнадежность и беспомощность.
  • Снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась.
  • Поглощенность темой смерти.
  • Постоянная скука.
  • Социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях.
  • Пропуски уроков или плохая успеваемость.
  • Деструктивное поведение.
  • Низкая самооценка и чувство вины.
  • Повышенная чувствительность к отвержению и неудачам.
  • Повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.
  • Жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную боль.
  • Сложности концентрации внимания.
  • Значительные изменения сна и аппетита.

На протяжении всех периодов обучения необходимо осуществлять работу по профилактике суицидов. Это совместная деятельность классных руководителей, социальных педагогов, психологов и медиков. Важно сформировать у обучающихся высокую нравственность, чуткость, ценностные ориентации, взгляды, привычки. Одна из главных задач – создание у них уверенности в своей социально-правовой защищенности, возможности преодолеть жизненные невзгоды. Немаловажное значение имеет правовое воспитание, разъяснение им прав и обязанностей по защите личных интересов, оказание помощи в решении семейно-бытовых проблем.

Поскольку 45% попыток и завершенных самоубийств совершается на почве лично-семейных конфликтов, необходимо:

  • знать и анализировать обстановку в семьях обучающихся;
  • деликатно проводить работу по стабилизации отношений в неблагополучных семьях;
  • организовать проведение цикла бесед о культуре семейно-бытовых отношений, консультации психологов.


Педагог-психолог                                                                                                    Бабич М.Б.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педсовете по теме "О мерах по профилактике суицидального поведения воспитанников в условиях детского дома-школы"

Данная презентация была разработана в процессе подготовке к педсовету. Она основана на статистических материалах и нормативных документах. Содержание включает в себе не только причины и описание суици...

Профилактика аутоагрессивного поведения у подростков

Профилактика аутоагрессивного поведения у подростков...

Выступление на тему: «Профилактика суицидального поведения у подростков».

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Уровень подросткового суицида - один из самых высоких в мире. Каковы его причины и как предотвратить появление суици...

Презентация выступления на педсовете на тему: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Презентация содержит ответ на вопрос: "Каким же образом педагоги могут помочь себе избежать  эмоционального выгорания?"...

Презентация на тему: "Профилактика суицидального поведения подростков"

Материал по теме направлен для доведения информации до педагогического коллектива школы по профилактике суицидального поведения подростков. Даются следующие понятия: подростковый возраст, суицидальное...