Разработка семинара для педагогов Профилактика аутоагрессивного поведения
материал по психологии
- Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.
- Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.
- Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет). Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.
- Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_autoag.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
- Разминка, мотивация
Упражнение «Меняются местами те, кто...»
Предлагаю всем встать в круг и вспомнить своё детство, юность. Я – ведущая, называю качество, характеристику, отличающую детство нашего поколения. Задача всех участников, к кому относится данная характеристика поменяться местами.
Меняются местами те, кто:
- был пионером
- играл в «Зарницу»
- был тимуровцем
- играл в спортивной команде за честь школы
- любил прыгать с крыши в сугроб
- жевал гудрон
- был отличником хотя бы 1 четверть
- ездил летом в пионерский лагерь
- слушал «Ласковый май»
- был командиром звездочки
- сидел у костра в походе
- писал стихи
- вел тетради-песенники, альбомы.
Спасибо, прошу занять места за столами.
Обсуждение:
- Какими эмоциями было наполнено наше детство, юность?
- А были ли ситуации неприятные, конфликтные, трудные? Что помогало справиться с ними?
- Что общего и различного в детстве, юности нашего поколения и сегодняшнем?
- Изменились ли эмоции, события, поведение?
Вывод: трудные ситуации, отрицательные эмоции были всегда и раньше, и сейчас. Но современные подростки не всегда адекватно реагируют на возникшие трудности. Последнее время особо актуальной становится проблема подростковой агрессивности, которая выражается в повышении преступности, совершении противоправных действия.
Одной из разновидностей агрессивного поведения является аутоагрессия, которая проявляется в демонстративных суицидальных попытках и истинном суициде. Считается, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.
Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей личности, таких как личностная тревожность, негативного восприятия окружающего, отсутствия осознанного стремления к жизни; неблагоприятного социального окружения.
- Все это усугубляется во время самого подростково-юношеского возраста, на долю которого приходится большая часть самоубийств несовершеннолетних.
- Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура страны, ее обычаи, традиции, законы, уровень экономического развития и т.д. Эти и другие условия воздействуют на личность подростка и во многом предопределяют его представления о жизни и смерти.
МОТИВЫ САМОУБИЙСТВА:
- Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства подростки и эксперты-психологи указывают различные способы влияния на других людей: "дать понять человеку в каком ты отчаянии" - 40% случаев; "заставить пожалеть о плохом отношении" - 30% случаев; "показать, как ты любишь другого" или выяснить, "любят ли тебя" - 25% и, наконец, 18% случаев - это "призыв, крик о помощи".
- Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключения из тяжелой жизненной ситуации.
- Признаки суицидального поведения:
- можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.
- Словесные признаки.
- ∙ Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
- ∙ Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше», «Я не могу так дальше жить».
- ∙ Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня», «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
- ∙ Много шутить на тему самоубийства. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
- Поведенческие признаки.
- 1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить дела, мириться с давними врагами.
- 2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении такие, как:
- - в еде – есть слишком мало или слишком много;
- - во сне – спать слишком мало или слишком много;
- - во внешнем виде – стать неряшливым;
- - в школьных привычках – пропускать занятия;
- - замкнуться от семьи и друзей и т.д.
- 3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
- Ситуационные признаки.
- Человек может решиться на самоубийство, если:
- ⮚ Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным;
- ⮚ Живет в нестабильном (серьезный кризис в семье – в отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
- ⮚ Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
- ⮚ Предпринимаемая раньше попытка суицида.
- ⮚ Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем - то из друзей, знакомых или членов семьи.
- ⮚ Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
- ⮚ Слишком критически настроен по отношению к себе.
Что в поведении подростка должно насторожить
Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
- ✔ Пониженное настроение, глубокая печаль.
- ✔ Резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость.
- ✔ Потеря аппетита; переедание.
- ✔ Повышенная сонливость; бессонница.
- ✔ Снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание.
- ✔ Снижение внимания.
- ✔ Нерешительность.
- ✔ Апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес.
- ✔ Социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость.
- ✔ Негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности.
- ✔ Пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого.
- В целях профилактики суицидального поведения, важно способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у ребенка в школе:
- ∙ Предоставлять реальную возможность в достижении успеха;
- ∙ Проявлять постоянный интерес к ребенку, принимать и поддерживать его начинания;
- ∙ Обращать внимание на положительные стороны его характера, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;
- ∙ Постоянно одобрять, ободрять, хвалить ребенка, не быть никогда критичным, циничным по отношению к нему;
- ∙ Предупреждать неуверенность ребенка, боязнь ошибок и неудач, нового дела, выбирая посильные для него задания;
- ∙ Уметь ставить реальные для него цели и давать реальную оценку его достижениям и успехам.
- Взрослые должны желать помочь ребенку в его трудной жизненной ситуации. Сложный период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если ребенок сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитое чувство самооценки и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае. А подростковый период можно считать успешно завершённым, если человек входит в мир взрослых с чувством собственного достоинства, обладая способностью устанавливать близкие отношения с людьми, умением отвечать за свои поступки.
- Памятка для учителей
- Распознавание суицидальной опасности, разговор с суицидентом о его намерениях – это первая помощь.
- Выслушивайте. Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте возможность высказаться.
- Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Одно из важных отличий суицидоопасного состояния – ощущение себя «вне» общества, поскольку тема самоубийства табуирована (табу – запрет). Поэтому важно задавать вопросы о самоубийстве, не избегать этой темы.
- Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
- Выработайте совместные решения о дальнейших действиях. Постарайтесь вместе искать альтернативные варианты решения.
- Проявляйте интерес, но не оценивайте, не обсуждайте и не пытайтесь переубедить собеседника.
Работа в группе. Как помочь аутоагрессивному подростку ?
Выбирается 1 человек из группы, который вместе с написанным письмом переходит в соседнюю группу. В новой группе он читает написанное письмо.
Задание группе: составить план действий педагога, чтобы отреагировать на данное письмо помочь подростку с аутоагрессивным поведением, используя памятку «Как общаться с аутоагрессивным подростком» (Приложение).
Раздать памятки.
Время работы – 7 минут. После чего группы зачитывают письмо, комментируют действия педагога.
В результате этой работы мы должны составить алгоритм действий педагога.
Обсуждение:
- С чего начинаем общение с подростком после того, как заметили следы порезов?
- Какие дальнейшие действия?
Анализ ситуаций – действий педагогов
Не всегда педагоги выбирают правильную тактику действий. Предлагаю зачитать две ситуации и оценить действия педагогов.
- «Я молодой педагог. Однажды на уроке ученик, узнав, о двойке за контрольную, начал вести себя неадекватно: громко ругать себя, бить кулаками, выдергивать волосы. Другие ученики смеялись, а я сказала, что позову психиатра. Наверное, это было неправильно, но я растерялась. Директор сказала, что юноша, по-видимому, психически болен, потому что здоровый человек не будет причинять себе боль. Я так и не поняла, как поступать в таких случаях...»
- «Раньше я могла повредить себя из-за каких-то неприятностей – могла за каких-то неприятностей - могла бить в стену кулаком, разбивая руки, головой тоже о стену билась. Это происходило, когда я сильно злилась и не могла никак иначе выразить свой гнев, гнев и бессилие! Бывало, что я не могла перенести душевную боль и отчаяние, например, когда рассталась с парнем, он меня бросил когда я прижгла руку сигаретой и маленькими ножницами нацарапала на руке его имя. Учитель на уроке заметила забинтованную руку,и я рассказала ей, что произошло. Она сказала, что нельзя так поступать «из-за какой-то ерунды». Мои переживания из-за несчастной любви она назвала ерундой. Было очень обидно».
Обсуждение
- Оцените действия педагогов в данных ситуациях. Что правильно, с вашей точки зрения, а что неправильно сделали педагоги.
- Как можно помочь подростку с аутоагрессивным поведением? Действительно ли его следует лечить в психиатрическом стационаре?
Информация для ведущего
Госпитализация не является обязательным условием, за исключением ситуации серьезной депрессии с суицидальным риском. В этом случае можно посоветовать подростку пройти лечение в «кризисном» психотерапевтическом отделении (разумеется, с согласия его родителей или законных представителей). Сочетание назначенных врачом антидепрессантов и психотерапии (в том числе семейной) поможет ему восстановить контроль над своим состоянием.
Основная проблема людей, склонных к аутоагрессии, - низкая стрессоустойчивость и эмоциональная нестабильность. Аутоагрессивный подросток нуждается не в осуждении и высмеивании, а в понимании и помощи. Хорошо, если рядом с ним окажется друг - ровесник или взрослый, готовый помочь найти новые способы выхода из проблемных ситуаций.
- Некоторым подросткам удаётся справиться со своей проблемой самостоятельно, и они прекращают регулярно наносить себе порезы или как-то иначе травмировать себя. Иногда на фоне серьезных эмоциональных переживаний подросток может продолжать саморазрушение: например, совершать рискованные поступки, употреблять психоактивные вещества или даже совершать суицидальные попытки. В общении с такими подростками педагогам и родителям желательно придерживаться рекомендаций, сформулированных в приведенной выше памятке.
4. Подведение итогов, рефлексия
- Насколько актуальным для вас было то, что мы обсуждали?
- Что полезного вы для себя вынести с сегодняшнего семинара?
- Что было лишним, ненужным?
«Я молодой педагог. Однажды на уроке ученик, узнав, о двойке за контрольную, начал вести себя неадекватно: громко ругать себя, бить кулаками, выдергивать волосы. Другие ученики смеялись, а я сказала, что позову психиатра. Наверное, это было неправильно, но я растерялась. Директор сказала, что юноша, по-видимому, психически болен, потому что здоровый человек не будет причинять себе боль. Я так и не поняла, как поступать в таких случаях...»
«Раньше я могла повредить себя из-за каких-то неприятностей – могла за каких-то неприятностей - могла бить в стену кулаком, разбивая руки, головой тоже о стену билась. Это происходило, когда я сильно злилась и не могла никак иначе выразить свой гнев, гнев и бессилие! Бывало, что я не могла перенести душевную боль и отчаяние, например, когда рассталась с парнем, он меня бросил когда я прижгла руку сигаретой и маленькими ножницами нацарапала на руке его имя. Учитель на уроке заметила забинтованную руку,и я рассказала ей, что произошло. Она сказала, что нельзя так поступать «из-за какой-то ерунды». Мои переживания из-за несчастной любви она назвала ерундой. Было очень обидно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Психология суицидального поведения подростков"
Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно.Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жи...
Семинар для педагогов "Профилактика суицидального поведения подростков"
В современном информационном мире появляется всё больше скрытых угроз наиболее уязвимой части нашей молодежи – детям и подросткам. Все чаще мы замечаем, что подростки находят наиболее опасн...
Профилактика аутоагрессивного поведения у подростков
Профилактика аутоагрессивного поведения у подростков...
В помощь классному руководителю - профилактика аутоагрессивного поведения
АУТОАГРЕССИВНОЕ (суицидальное) поведение – это следствие социально – психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликт Чаще всего причина суицидал...
Выступление на педсовете по теме «Профилактика аутоагрессивного поведения подростка»
Групповая консультаци для педагогов по аутоагрессивному поведению подростков, с приведенныи примкрами основных мотивов суцицидального поведения....
Семинар для педагогов "Профилактика ПАВ и зависимого поведения у учащихся"
Семинар-тренинг для педагогов по теме: ««Профилактика ПАВ и зависимого поведения у учащихся.Формирование ЗОЖ» Цель:-Формирование профилактического и воспитатель...
Программа индивидуальных коррекционных занятий по профилактике аутоагрессивного поведения "Мой мир"
Программа предусматривает нетрадиционные приемы и методы проведения занятий и многообразие их использования: лекции, дискуссии, мозговые штурмы, сюжетно-ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, занят...