Помощь классного руководителя в профессиональной ориентации воспитанников с девиантным поведением.
статья
Профессиональное самоопределение - это одна из главных проблем в воспитании подростков с девиантным поведением. У них чаще, чем у других ребят, возникают проблемы профессионального выбора. В школе, пусть и закрытого типа, классный руководитель является центральной фигурой в системе профориентационной работы.В статье знакомлю читателя с своей работой в этом направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_proforient._rykovoy_m.a.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа “Республиканская специальная общеобразовательная школа имени Н.А. Галлямова”
Помощь классного руководителя в профессиональной ориентации воспитанников с девиантным поведением.
Рыкова М. А., учитель физики и информатики |
Профессиональное самоопределение - это одна из главных проблем в воспитании подростков с девиантным поведением. У них чаще, чем у других ребят, возникают проблемы профессионального выбора. Это объяснимо, ведь, прежде всего такие дети не могут опираться на опыт профессионального становления родителей, так как большинство из таких мам и пап либо ведут асоциальный образ жизни, либо сами не имеют профессионального образования. В связи с этим подросток слабо ориентируется в мире профессий. А если профессиональное самоопределение происходит стихийно (или не происходит вовсе), это выливается в неустроенность судьбы ребенка. У многих воспитанников нашей школы проявляются:
- низкие познавательные способности;
- нежелание учиться;
- незаинтересованность в получении профессии;
- незнание современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм работника.
Поэтому важным направлением работы педагогов школы я считаю деятельность по профессиональной ориентации воспитанников. Эта работа направлена на поиск подростком своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Не секрет, что многие выпускники школы склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому так важно готовить их к реальной борьбе за свое место в жизни через будущую профессиональную деятельность, где они будут чувствовать себя
значимым и востребованным человеком.
В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе. Являясь классным руководителем 9 класса, наблюдаю следующую картину - выбор профессии у подростков превращается в случайное действие, в немотивированный поступок. Их ничего не интересует, либо интересует то, чем они не могут овладеть: «Хочу иметь высокооплачиваемую работу и много свободного времени», — и все это без какой-либо готовности к труду и трудовой морали. Часто наши воспитанники выбирают профессию «за компанию», под влиянием товарищей.
Моя программа по профориентационной работе рассчитана на 4 года с 01.09.2017 по 31.05. 2021 г. В 8,10,11 классах занятия проводятся один раз в месяц, в 9 классе два раза в неделю.
В 8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа, на этом этапе, направлена на первичный анализ профессии. В 9-м классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами. В 10-11-х классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора. Цель работы в 8-9-х классах - формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий. Цель работы в 10-11-х классах - формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Темы блоков профориентационной работы:
8-й класс- «Мир профессий».
9 -10-й классы - «Я и самопознание».
11-й класс - «Твой выбор».
«Мир профессий» - для учащихся 8-х классов раскрываются темы мира труда и мира профессий, психологическая классификация профессий, принципы выбора профессии, пути получения профессионального образования.
«Я и самопознание» - помогает учащимся 9-х классов узнать об особенностях своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется пониманию учениками профессионального самоопре-деления как процесса активного поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом. Профориентационные уроки призваны помочь юношам и девушкам 10-х классов в определении жизненных профессиональных планов, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.
Система занятий «Твой выбор», рассчитанная на учащихся 11-го класса, включает в себя ознакомление учащихся с ситуацией на рынке труда республики, где они проживают, информирование о возможности получения профессионального образования, обучение основам поиска работы.
Учитывая особенности наших воспитанников, я постаралась использовать разные формы работы для достижения цели. Например, ежедневное выполнение общественно-трудовых поручений, которые возлагаются на ребят, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Одной из основных форм профессионального просвещения и пропаганды являются классные часы, на которых я стараюсь в доступной форме знакомить учеников с определённой профессией, её социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, условиями труда и приёма в учебные заведения. («Профессии моих родителей», «Азбука профессий», «Хочу. Могу. Надо» и т.д.). Другой формой профориентационной работы в специальной общеобразовательной школе закрытого типа является беседа. Ее цель - более полно и глубоко рассказать об изучаемой профессии или проблеме, о профессиональных требованиях, о людях данной профессии, о возможностях рынка труда, профессиональных перспективах. Беседа позволяет педагогу, при изложении материала, опираться на жизненный опыт воспитанников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. В ходе бесед можно использовать средства наглядности: схемы, плакаты, фотографии рабочих мест, фрагменты из кино и видеофильмов, компьютерные средства. Очень важно в ходе беседы ставить проблемные вопросы, при решении их воспитанники самостоятельно приходят к выводу, переносят имеющиеся знания в новые ситуации. Беседа дает возможность выяснить знания воспитанников, проанализировать примеры из жизненных наблюдений и литературных источников, дать новые знания о предмете труда. Я считаю этот вид работы самым эффективным. Профориентационная игра — одно из наиболее интересных занятий для воспитанников. Игра формирует у подростков умение ориентироваться в мире профессий. С помощью игр ребята вводятся в контекст реальной сложной профессиональной деятельности, где создаются условия внутренней активности личности, ее профессиональных способностей и умений, творческих задатков и потенциала. Каждый из участников в процессе игры и подготовки к ней получает возможность на практике испробовать свои силы, сравнить свои результаты с теми, которые получили товарищи. Это пробуждает стремление совершенствоваться в соответствующей деятельности, развивать свои способности. Игра обладает богатыми диагностическими возможностями (определение знаний и умений, сплоченности группы, определение лидеров и т.д.), кроме того, она позволяет определить некоторую готовность к социальной активности. Одним из условий, способствующих совершенствованию профориентационной работы, является сотрудничество семьи и школы. К сожалению, большинство родителей наших воспитанников не проявляют интереса к будущим профессиям своих детей. Для исправления ситуации, были проведены индивидуальные беседы с родителями и общее родительское собрание. Мной были выбраны два направления: подготовка родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии и привлечение родителей как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях. С другими видами профориентационной работы – экскурсии, практикумы, встречи со специалистами, диагностика, профконсультации, профессиональные пробы, ребята знакомятся на занятиях с социальными педагогами, мастерами производственного отношения, психологами нашего учреждения.
Заключение
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Задача же классного руководителя в работе по профориентации помочь учащимся понять, какие качества потребуются для той или иной профессии, какие качества у ребенка уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.
Три слагаемых правильного выбора профессии.
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
В-третьих, это профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
Хотелось бы отметить что, несмотря на большую проделанную работу, многие из учащихся 9 класса так и не определились с будущей профессией. Очень надеюсь на то, что в 10 классе, мы с ними достигнем поставленной цели – ребята определят для себя профессии по душе и будут готовы строить свое счастливое будущее. В любой сфере деятельности происходит закономерная смена занятий, специальностей, должностей, мест работы по мере роста квалификации человека и наш выпускник должен быть к этому готов.
Таким образом, профессиональное самоопределение учащихся - это приоритетная задача работы классного руководителя в 9 классе.
Список использованной литературы
- Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2007.
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.
- Шмидт В.Р. Профориентация в условиях несвободы. Москва: Академия, 2007.
2019 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь классному руководителю и воспитателю. Характеристика обучающегося, воспитанника
Если у Вас возникают трудности с написанием характеристики, воспользуйтесь этим планом!...
Презентация "Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника"
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св...
Статья "Профессиональная ориентация воспитанников с девиантным поведением"
В статье речь идет о проблемах и путях их решения, связанных с проблемами профессионального самоопределения "трудных" подростков. Также рассказывается о формах работы по профессиональной ориентации во...
Доклад на тему «Роль классного руководителя в профессиональной ориентации учащихся»
Роль классного руководителя в выборе профессии учащихся....
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКА.
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают св...
Семья и школа вместе в вопросах профилактики зависимого поведения.В помощь классным руководителям при подготовке к родительскому собранию.
В статье раскрывается понятие "Зависимое поведение" и "Профилактика зависимостей" , подробно рассматривается роль семьи в деле профилактики зависимостей....
В помощь классному руководителю - профилактика аутоагрессивного поведения
АУТОАГРЕССИВНОЕ (суицидальное) поведение – это следствие социально – психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликт Чаще всего причина суицидал...