Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы
план-конспект по психологии
Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
Утверждаю
Директор ГКОУ СКШИ № 65
Перепелкина С.И.
________________________
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы
Педагог-психолог:
Бурякова Н. В.
2019-2020г
Пояснительная записка
Индивидуальные коррекционные занятия строятся с учетом психофизических особенностей обучающегося. Так как ребенок испытывает значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, он обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний.
Цель: подготовить обучающегося с интеллектуальными нарушениями к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Коррекционные занятия носят практическую направленность и тесно связаны с жизнью, учат использовать знания в нестандартных ситуациях.
Задачи:
-Формировать осознанные навыки вычислений, представления о геометрических фигурах.
-Закреплять числа в пределах 100.
-Пробудить у обучающегося интерес к занятиям.
-Корректировать и развивать познавательную деятельность, личностные качества ребенка;
-Воспитывать самостоятельность, терпеливость, воображение, любознательность;
-Формировать умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
-Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие пространственных представлений и ориентации;
-развитие основных мыслительных операций;
-развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Для обучающихся со сложной структурой дефекта характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше испытывают потребность в познании.
Как показывают данные исследований, у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден.
Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, недоразвития речи. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что обучающиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Все операции мышления у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.
Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Для умственно отсталых школьников характерно использование наглядно-действенной формы мышления. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений.
Основные процессы памяти это запоминание, сохранение и воспроизведение у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память слабо развита. У детей с интеллектуальными нарушениями чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.
Школьники с интеллектуальными нарушениями не способны целенаправленно заучивать и припоминать. Стремясь запомнить, они не вникают в суть материала. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью. Механическая память может оказаться сохранной или даже неплохо сформированной.
Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
У детей с интеллектуальной недостаточностью более выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Произвольное внимание не целенаправленно, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью.
Умственные нарушения проявляются и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие и неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).
Все эти особенности психических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью влияют на характер протекания их деятельности, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).
Занятия построены в виде игр, игровых ситуаций, упражнений, бесед, тестовых заданий. В занятия включены упражнения на развитие внимания, требующие длительного сосредоточения. Для улучшения процессов памяти применение приёмов запоминания, анализа, обобщения, классификации. Для развития мыслительных процессов и речи в занятия включены задания на сравнение, нахождение сходств и различий, упражнение детей в построении выводов.
Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход, сделает занятие интересным, для учащихся и будет способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.
Цель программы: развитие психических познавательных процессов у обучающегося с интеллектуальными нарушениями.
Задачи программы:
-создать комфортные коррекционно-развивающие условия, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей у обучающегося;
-способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности;
-создать атмосферу принятия и взаимопонимания.
Формы и методы работы
-практические работы;
-творческие работы;
-двигательные упражнения;
-игровые моменты;
-демонстрации, наблюдения;
-психогимнастика;
-рисунок, графические задания.
Основные принципы содержания программы:
-принцип единства сознания и деятельности;
-принцип наглядности;
-принцип личностной ориентации;
-принцип системности и целостности;
-принцип практической направленности.
Продолжительность одного занятия: 40 минут.
Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Режим и место проведения занятий: кабинет педагога-психолога;
Срок реализации программы – 2019– 2020 учебный год.
Планируемые результаты освоения обучающимся программы коррекционных занятий:
- Овладение представлениями об окружающей действительности;
- коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей;
- сформированность положительной мотивации к учению;
- сформированность речевой активности в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
Положительная динамика в использовании разнообразных моделей общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с окружающими, возможных форм визуального и тактильного контакта, способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения. Формирование коммуникативных навыков, включая использование средств альтернативной коммуникации.
Содержание программы
№ п/п | Наименование раздела учебного курса | Количество часов | Содержание учебного курса |
1. | 1. Диагностика эмоциональной и познавательной сферы | 2 | Определение уровня психического развития ребенка для организации и координации работы. |
2. | Коррекционно-развивающая деятельность | 20 | Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.) Развитие мыслительных процессов: отождествление, сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация. Развитие любознательности, воображения. Развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления, коррекция в пробелах знаний учебного материала. |
3. | Песочная терапия | 6 | Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной терапии. Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. Снижение психофизического напряжения, мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения. |
4. | Игротерапия | 6 | Развитие и коррекция предметной деятельности. Развитие и коррекция речи и психических процессов. Развитие и коррекция коммуникативной, эмоционально-волевой сфер. |
Итого | 34ч |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Примечание | ||
Раздел 1. | 1.Диагностика эмоциональной и познавательной сферы 2.Диагностика эмоциональной и познавательной сферы на предмет динамики (в конце учебного года) | 2 | Экспресс– диагностика психических процессов: Прогрессивные матрицы Равена (мышление). Корректурная проба Бурдона (внимание). 10 слов, методика «Узнавание фигур» Рыбакова (память). «Рисунок человека» Гудинаф-Харриса (интеллект, графические навыки). Тест «Лесенка» (самооценка). Тест Люшера (онлайн). | См.комплект диагностик педагога-психолога | ||
Раздел 2. Коррекционно-развивающая деятельность (20) | ||||||
Занятие 1-2 | 2 | Приветствие. Зачеркни в тексте букву К, обведи букву А. Какой фигуры не хватает? Напиши, что изменилось в каждом рисунке. Шифровка 1. Рефлексия. | Е.В. Языканова Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс, с.10. Л.И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, с. 5. | |||
Занятие 3-4 | 2 | Приветствие. Зачеркни в тексте букву Е, обведи букву И. Шифровка: слова из 3 букв. Массаж ладони катанием карандаша. Выполни по образцу. Шифровка. Пройди по лабиринту. Рефлексия. | См. распечатки. | |||
Занятие 5-6 | 2 | Приветствие. Найди отличия. Запомни-повтори. Глазодвигательное упражнение «Восьмерка». Измени у фигуры: цвет, форму, величину, цвет и величину. Сделай рисунки одинаковыми. Заполни пустые клеточки. Рефлексия. | Л.И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, с.7, 8. См. распечатки. | |||
Занятие 7-8 | 2 | Приветствие. Поручения. Составь слова. Расставь значки. Кулак-ребро-ладонь. Запомни-повтори. Четвертый лишний. Рефлексия. | См. распечатки. | |||
Занятие 9-10 | 2 | Приветствие. Массаж мочек ушей. Запомни движение-повтори. Проведи аналогию. Упражнение «Ухо-нос». Зеркальное рисование обеими руками. Запомни-повтори. Расшифруй знаки и прочитай заклинание. Рефлексия. | Е.В. Языканова Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс, с. 21. См. распечатки. | |||
Занятие 11-12 | 2 | Приветствие. Составь слова, используя ключ. Зачеркни лишнюю букву. Игра «Самый внимательный». Вставь нужные слова по образцу. Составь слова. Реши примеры. Рефлексия. | См. распечатки. Л.И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, с. 12-13. | |||
Занятие 13-14 | 2 | Приветствие. Выполни по образцу. Веселые загадки. Штриховки. Придумай слова с данным первым слогом: ма, ба, па, те, фа, кар. Найди недостающий. Продолжи числовой ряд. Рефлексия. | См. распечатки. Л.И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, с. 18, 20. Е.В. Языканова Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс, с. 26 | |||
Занятие 15-16 | 2 | Приветствие. Зачеркни в тексте букву О, обведи букву У. Расшифруй слова. Каждой букве соответствует арифметический результат. Игра «Веселые ладошки». Вычеркни лишнее слово. Найди слова в таблице. Сосчитай – решение в пределах 100. Игры и упражнения на использование приёмов запоминания. Рефлексия. | См. распечатки. Е.В. Языканова Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс, с. 23. | |||
Занятие 17-18 | 2 | Приветствие. Глазодвигательное упражнение. Что изменилось? Расшифруй. Игра «Ухо-нос». Дополни ряд. Нарисуй еще три фигуры. Сколько отрезков на каждом чертеже? Запиши ответы. Рефлексия. | Е.В. Языканова Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 4 класс, с. 35. Л.И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, с. 21, 23. | |||
Занятие 19-20 | 2 | Приветствие. Дыхательное упражнение «Свеча». Таблица умножения на два. «Сосчитай». Найди пары подходящих слов. Игра «Кубик эмоций». Найди отличие. Найди по порядку все буквы алфавита. Рефлексия. | Л.И. Тигранова. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, с. 27. См. распечатки. Работа в тетради | |||
Раздел 3. Песочная терапия (6) | ||||||
1. | Здравствуй, песок! | 1 | Приветствие. Демонстрация песка и коллекции игрушек Массаж кистей Разгладим песочек Игра с поверхностью песка Игра «Песочный дождь» Печатки на песке | |||
2. | Отпечатки | 1 | Приветствие Игра «Делай отпечатки» Упражнение «Прямые и волнистые линии» «Заборчик» | |||
3. | Песочные прятки | 1 | Приветствие Массаж пальчиков Игра «Ладошка» Игры «Секретики», «Найди в песке игрушки» | |||
4. | Узоры на песке | 1 | Приветствие Массаж пальчиков Рисование пальчиком, ребром Рисование палочкой Игра «Печатки» | |||
5. | Зоопарк на песке | 1 | Приветствие Настрой на игру Свободная игра «Зоопарк для зверей» Расскажи, кто живет в зоопарке | |||
6. | Город, где мы живем | 1 | Приветствие Настрой на игру Строим город Расскажи, где ты живешь | |||
Раздел 4. Игротерапия (6) | ||||||
Занятие 1. | 1 | Приветствие Соедини точки по цифрам, что изображено Замени значки буквами и прочитай слова Задание «Дорисуй» Дидактическая игра «Таблица умножения» | См. распечатки. Дидактические игры | |||
Занятие 2. | 1 | Приветствие Игра «Геометрия на веревочке» Упражнение для глаз «Волчок» Игра «Дорожки кошки» (логические построения) | Дидактические игры | |||
Занятие 3. | 1 | Приветствие Отгадай кроссворд Дидактическая игра «Третий лишний» Отгадай загадки змейки Игра «Парковка» (цвет) | См. распечатки. Дидактические игры | |||
Занятие 4. | 1 | Приветствие Пройди лабиринт Игра «Вопрос ребром» Паззлы на полу Игра «Таблица умножения» | См. распечатки. Дидактические игры | |||
Занятие 5. | 1 | Приветствие Игра «Другие формы» Задание на моторику «Бабочки» Игра «Профессии» Игра «Классификации» | См. распечатки. Дидактические игры | |||
Занятие 6. | 1 | Приветствие Задание «Время» Игра «Ассоциации» Игра «Лево-право» Игра «Геометрические фигуры» | См. распечатки. Дидактические игры | |||
Итого | 34ч |
Используемая литература:
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. //Практикум по креативной терапии// Спб.: 2001.
- Тигранова Л.И. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы, 4 класс.
- Языканова Е.В. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения, 4 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и личностной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-волевой сферы
Программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с ТМНР...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и познавательной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения младшего школьника с нарушением слуха с УО...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы «Уроки психологического развития»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на развитие и коррекцию компетенций когнитивной сферы подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, формирование коммуникативных компетенций
Индивидуальная программа психологичекого сопровождения подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на развитие компетенций познавательной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...