Коррекционно-развивающее занятие "Волшебная осень" (индивидуальное) с использованием прозрачного мольберта для обучающихся 2 класса
методическая разработка по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Участие в педагогическиом марафоне  в номинации "Профессиональный конкурс уроков и занятий внеурочной деятельности «Кирпичик за кирпичиком: мой новый урок; моё новое занятие»". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedag._marafon_11.11.20.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический марафон

 Профессиональный конкурс уроков и занятий внеурочной деятельности «Кирпичик за кирпичиком: мой новый урок; моё новое занятие»

11 ноября 2020 года

Подготовила

педагог-психолог

Соловьева Н.А.

          В коррекционно - развивающей работе с детьми, испытывающими проблемы в эмоционально - волевой, познавательной и коммуникативной сфере второй год  я использую нетрадиционное развивающее дидактическое пособие, которое экологически безопасно и пополняет предметно-пространственную среду кабинета педагога - психолога -  прозрачный мольберт из небьющегося оргстекла в деревянной рамке. 

Это инновационное пособие помогает  создать  положительный эмоциональный настрой в работе с детьми с особыми психологическими особенностями (уо (ин)), корректировать и развивать эмоционально-волевую сферу через развитие творческих способностей обучающихся,  является эффективным способом решения многих психологических проблем.

Занятия с использованием прозрачного мольберта направлены на коррекцию и развитие психических процессов обучающихся, обогащение сенсорного опыта, развитие эмоциональной и образной памяти, развитие пространственного мышления, мелкой моторики, на сплочение детского коллектива и развитие коммуникативных навыков у обучающихся, коррекцию трудностей в общении, снижение уровня конфликтности в поведении.  Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью детей с нарушением интеллекта, с их личностными качествами характера и поведения, способствует развитию познавательной деятельности, развивает тактильные ощущения, цветовое восприятие и многое другое. Для развития и стимуляции полушарий головного мозга обучающиеся рисуют как правой, так и левой рукой. При использовании прозрачного мольберта происходит  общение психолога и обучающегося, а это способствует развитию речи.

Очень эффективно использование прозрачного мольберта оказалось в период адаптации. Есть дети, у которых он протекает очень сложно. В процессе совместной работы с детьми легче установить контакт, вызвать на общение.

Прозрачный мольберт часто использовался в работе по преодолению конфликтов между детьми (особенно в работе с вечерней группой, как старшей, так и младшей). В процессе рисования  конфликт превращается в совместную деятельность и в этом  помогает мольберт, который состоит из двух стеклянных поверхностей. Каждому ребенку дается задание выполнить часть рисунка, а затем дети дополняют совместный рисунок. В процессе поиска общего решения происходит снижение психо - эмоционального напряжения.

К сожалению, прозрачный мольберт в школе всего один, поэтому есть необходимость изготовления или приобретения еще нескольких мольбертов разных размеров.

На занятиях использовались обыкновенные кисточки, но можно  использовать дополнительные материалы, которые могут включать в себя рисование руками, разнообразными кисточками и другими подручными средствами (штамповки, печатки, поролоновые валики, ватные палочки).

Спектр возможностей применения данного методического пособия  достаточно широк и актуален для педагога-психолога, так как всегда интересно найти методы, приемы и способы организации коррекционно-развивающей работы, которые помогут  добиться положительного результата. Практика показывает, что как правило, обучающиеся начальных классов плохо ориентируются на листе бумаги, предпочитают часто одни и теже рисунки, часто используют одни и теже цвета, имеют слабые навыки развития мелкой моторики рук. Дети не умеют работать в паре и подгруппами.

Все эти проблемы можно решать через использование в коррекционной работе с обучающимися прозрачного мольберта.

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие

«Волшебная осень»  

с использованием прозрачного мольберта

 ( для обучающихся 2 класса)

Цель: формирование познавательной сферы, формирование представлений о сезонных изменениях в природе .

Задачи: развитие восприятия цвета, мелкой моторики,  воображения; адаптация к окружающему миру; воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: прозрачный мольберт, кисточка, непроливайка, гуашь, поролоновая губка, ватные палочки, тряпка, фонограмма «Звуки леса», воздушный шарик или смайлик.

Ход  занятия

1. Эмоциональный настрой

Психолог: Я рада тебя видеть! Давай начнем нашу встречу с улыбки (берет ребенка за руки) «Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся»

Ты любишь сказку? (Да).

А хочешь попасть в сказочный лес? (Да.)

Тогда закрой глаза и повторяй за мной:

«Вокруг себя обернись -  в волшебном лесу окажись!»

(Звучит музыка – звуки леса, подходят к мольберту).

На прозрачном мольберте нарисован летний лес: дерево, елка, солнце, облака голубые, бабочка, цветочки.

  1. Основная часть

Психолог:  Вот мы и оказались в сказочном лесу.

Какое время года в сказочном лесу? (лето)

Как ты догадалась? (деревья зеленые, бабочки летают, солнце ярко светит и т.д)

А какие времена года ты еще знаешь? (зима, весна, осень)

Какое время года сейчас? (осень)

Психолог: Какие изменения происходят в природе осенью? (птицы улетают в теплые края. погода холодная, пасмурная, дождливая, солнце прячется за тучи, листья падают и т.д.).

В сказочном лесу все превращаются в волшебников. (надеваем волшебный колпак). Мы с тобой превратились в волшебников. Давай сказочный летний лес превратим в осенний.

А для этого сначала разомнем наши пальчики и соберем осенние листочки в лесу (на столе можно разложить  засушенные листья различных деревьев - березы, рябины, клена, дуба)

Пальчиковая гимнастика "Собираем листочки"

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

Упражнение «Волшебное превращение»

Садятся за мольберт (психолог садиться с той стороны, где рисунок, а ребенок с противоположной стороны).

Психолог: Что происходит осенью с природой?

Какое становиться небо?(серое)

Давай возьмем кисточку обмакнем в краску и закрасим облака.

(со своей стороны психолог стирает краску, но оставляет контур облака , а ребенок рисует с другой стороны. Меняем голубые облака на серые или синие. Делает акцент на цвете, помогает ребенку выбрать цвет. Возможно ребенок захочет нарисовать улетающих птиц).

Солнце меньше светит, погода пасмурная. Давай нарисуем маленькие лучики ватными палочками. (стирает длинные лучики, ребенок рисует ватными палочками маленькие лучики) Акцент на желтый цвет.

Что происходит с листочками на деревьях ? (листья желтеют, опадают)

(Делаем акцент, что елка не меняет окраску. У дерева стирает зеленые листочки, ребенок кисточкой рисует желтые, красные листья. Акцент на  зеленый и красный цвет)

 Что еще надо поменять в нашем лесу? (цветочки и траву, бабочки летают) (стираем бабочек и цветы). 

Что растет в лесу осенью? (грибы) (Можно нарисовать грибы).

 Мы превратили наш волшебный сказочный летний лес, в осенний.

(Если ребенок быстро справляется с заданиями, можно приклеить осенний кленовый или дубовый лист со стороны психолога  и попросить  ребенка обвести его по контуру и разукрасить).

  1. Релаксация

Психолог: Давай закроем глаза и послушаем, как шумит ветер в осеннем лесу, как подают листочки на землю (звучит музыка леса).

 А теперь нам пора возвращаться обратно в школу. Закрывай глаза и произнеси волшебные слова: «Вокруг себя обернись - в школе окажись».

  1. Рефлексия

Тебе понравилось рисовать на стеклянном мольберте?

Какой цвет осени тебе нравился больше всего?

Тебе понравилось быть волшебником?

Какое волшебство сегодня произошло?

Что тебе запомнилось больше всего?

  1. Заключение

Упражнение «Солнышко»

Психолог: Я хочу обнять тебя и согреть как летнее солнышко из сказочного леса. И подарить тебе веселый солнечный смайлик (или шарик) для хорошего настроения ( смайлик в  виде улыбающегося солнышка или шарик воздушный с улыбающимся смайликом).

Варианты пальчиковой гимнастики

 «Ходит осень в нашем парке»

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу).

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки, сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам (прикладываем обе ладошки к груди).

"Осень"

Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)

Ветер бросил на тропинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок.

Открытое  коррекционно-развивающее занятие по русскому языку с использованием игровых технологий «Занимательная орфография». Правописание приставок....

Программа коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах «Я – человек…»

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах, для предотвращения тревожности в обучени...

Индивидуально - ориентированная коррекционно - развивающая программа по английскому языку " Формирование устной и письменной речи обучающихся" 4 класс.

Данная программа разработана  для коррекционной работы в 4 классе по английскому языку для обучающихся с ОВЗ....

«Мониторинг и контроль знаний в системе коррекционно-развивающего обучения как основа для планирования изменения индивидуального маршрута развития обучающегося с ТМНР"

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенно...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми  ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...