Психопрофилактические занятия с подростками.
методическая разработка по психологии (8 класс)

Удовенко  Лариса  Викторовна

  В  настоящее время большое внимание педагогов и психологов уделяется профилактике суицидального риска среди подростков. Данный мини-курс занятий, направлен на формирование антисуицидальных факторов у подростков: эмоциональной привязанности, позитивизации "Я-концепции", выстраивании системы семейной помощи в кризисной ситуации, позитивном восприятии жизни и переориентации   моделей поведения подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass._psiho-profilakticheskie_zanyatiya.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Психопрофилактические занятия с подростками.

7- 8 класс

Цель: сформировать положительные жизненные установки, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.  

Тема

Предполагаемый  результат

1.  

Актуализация антисуицидального фактора эмоциональной привязанности. ПозитивизацияЯ- концепции.

  • Определены важные и ценные люди в жизни подростка, чьё присутствие доставляет радость и делает его счастливее.
  • Выделены окружающие люди, с которыми у подростка существует эмоциональная связь и, благодаря которым, он не чувствует себя одиноким.

 2.

Выстраивание системы семейной помощи в кризисной ситуации. Переориентация поведенческих моделей.

  • Сформировано понимание того, что в сложной жизненной ситуации всегда можно расчитывать на помощь своих близких (родных).
  • Сформировано понимание важности и незаменимости подростка для своих близких.
  • Сформировано понимание, что из любой ситуации можно найти несколько выходов.

 3.

Позитивное восприятие жизни. Переориентация поведения.

  • Сформировано понимание того, что всё, что сейчас есть неприятного в жизни вскоре пройдёт.
  • Сформировано умение видеть в плохом хорошее.
  • Сформировано понимание того, что то, что начинается, как «недоброе, не очень хорошее» - это только начало, а продолжение может быть разным.

Содержание занятий:

№ п/п

Тема

Разминка

Основные упражнения

Рефлексия.

1.  

Актуализация антисуицидального фактора эмоциональной привязанности. ПозитивизацияЯ- концепции.

1. Упражнение «Хлопните в ладоши те, кто...»

2. Сбор ожиданий от занятий.

1. Обсуждение стихотворения «Задумался ёжик» А.Кобзеева (с.188)

  • Кто важный есть в твоей жизни?
  • Кого любишь ты (с кем дружишь) и кто любит тебя?
  • Чьё присутствие в жизни доставляет тебе радость и делает тебя счастливее?
  • Нарисуй посредине листа кружок и напиши в нём «Я» и вокруг расположи другие кружочки, в которых напиши этих людей. Проведи от этих кружочков к себе стрелочки.

2. Притча «Щедрое дерево» Ш. Сильверстейн (с.188)

  • Как вы думаете, о чём эта сказка?
  • Есть ли в твоей жизни кто-то, чей образ напоминает образ яблони?
  • Почему яблоня грустила в ожидании мальчика?
  • Почему мальчик всё время возвращался к яблоне?
  • Как ты думаешь, что было бы с яблоней, если бы мальчик однажды пропал и не вернулся к ней?
  • Что сделало мальчика и яблоню счастливыми?

3. Упражнение «Я – ценность»

  • Каждый из нас представляет собой ценность. Мы отличаемся друг от друга своей индивидуальностью, личными достижениями, целями и многим другим. О своей ценности мы узнаём от других людей.
  • Нарисуйте в центре листа бумаги круг и напишите в нём букву «Я».
  • Теперь вокруг этой буквы нарисуй столько кружочков, сколько захочешь, а в них напиши имена тех людей, которые говорили тебе о твоей индивидуальности и ценности. От каждого кружочка к своему «Я» проведи стрелки. Используй для этого разные цвета, чтобы передать свои чувства.
  • А теперь вспомните, что тебе говорили все эти люди, и кратко запиши их высказывания рядом со стрелками, направленными от них.
  • Что такое самоценность?
  • Какими цветами ты обозначил стрелки, идущие от других к тебе? Почему?
  • Что ценного для тебя было сегодня?
  • Было ли что-то неожиданным?
  • Оправдались ли твои ожидания?

 2.

Выстраивание системы семейной помощи в кризисной ситуации. Переориентация поведенческих моделей.

1. Приветствие

2. Вспомните, что хорошего, приятного было сегодня в Вашей жизни

1. Притча о Царе Соломоне (с.259)

Изготовление карточек-самоподдержки, в которых  необходимо прописать и красиво оформить всё то неприятное, что сейчас есть в вашей жизни, и то, что в силу разных причин вскоре пройдёт.

2. Сказка «Репка»

  • Нарисовать  кружочком себя и всех членов своей семьи
  • Определить и прописать чем могут помочь тебе все члены семьи (животные тоже)
  • Какие надежды родители возлагают на тебя?

2. Видеофильм-притча «Цените то, что имеете»

1. Закончи предложение «У меня есть ..., поэтому я могу...»

2. Рефлексия:

  • Что ценного для тебя было сегодня?
  • Было ли что-то неожиданным?
  • Оправдались ли твои ожидания?

 3.

Позитивное восприятие жизни. Переориентация поведения.

1. Приветствие

2. Упражнение «Хорошее- плохое»

  • шоколад
  • машина
  • школа
  • друзья
  • работа с ситуациями, которые были представлены на предыдущем занятии (выборочно:1 -2 ситуации)

1. Суфийская притча

  • О чём притча?
  • Были ли у тебя падения?
  • Что (или кто) помогало тебе встать и продолжить свой путь?

2. Упражнение «Мои ресурсы»

      Нарисовать в середине листа кружок, в котором записать «Я» и от него провести лучики, на которых необходимо написать кто или что помогает тебе в трудной жизненной ситуации.

3. Упражнение «Выход из ситуации»

  • Каждому раздаются листочки, на которых необходимо написать сложную жизненную ситуацию, которая была у вас.
  • Листочки перемешиваются и раздаются парам, чтобы придумать как можно больше «выходов» из сложной ситуации

4.Притча о том, как изменить мир (с.215)

  • Что бы ты хотел изменить, начиная с себя и заканчивая миром?
  • Что готов сделать в ближайшее время? А, что через год? Через 5 лет?
  • Если бы ты сделал то, что задумал, то какой долг передал бы потомкам?  На сколько это честно по отношению к ним?
  • Что ценного для тебя было сегодня?
  • Было ли что-то неожиданным?
  • Оправдались ли твои ожидания?

4.

Диагностика

Литература:

1. Н.А.Сакович. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. -    

    М.:Генезис, 2012г.

2. Оклендер В. Окна в мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии/Перев. с англ. - М.:Независимая фирам "Класс", 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ»

Занятие может быть проведено в рамках психопрофилактической деятельности школьного педагога-психолога, как тематический классный час, как мероприятие внеучебной деятельности или как часть урока ...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Психопрофилактическое занятие суицидального поведения "Я и мои друзья"

Психопрофилактическое занятие суицидального поведения "Я и мои друзья"...

Психопрофилактическое занятие "Толерантность"

Сегодня толерантность трактуется как терпимость, спокойное отношение к различным взглядам и убеждениям, поведению и внешнему облику других людей, притом, что самому человеку подобные особенности не св...

Психопрофилактическое занятие с элементами тренинга «Я выбираю здоровье!»

Занятие построено с учетом возрастных особенностей подростков и рассчитано на активное усвоение материала.Продолжительность около 60 минут.Цель: способствовать определению собственных духовных це...

Конспект психопрофилактического занятия по коррекции уровня тревожности: «У страха глаза велики»

Продолжить работу по дестабилизации и разрушению патологических стереотипов (повышенного уровня тревожности и страхов, чувства напряжения), раскрепощению детей, развивать у них смелость и уверенность ...