Психопрофилактическое занятие "Толерантность"
план-конспект на тему
Сегодня толерантность трактуется как терпимость, спокойное отношение к различным взглядам и убеждениям, поведению и внешнему облику других людей, притом, что самому человеку подобные особенности не свойственны. То есть сама эта непохожесть не выступает для толерантной личности раздражающим фактором. При столкновении с вариантами отличий во внешнем виде, поведении почти бессознательно срабатывает механизм сравнения и оценивания: не такой, как я. Можно допустить равенство и по другим параметрам - интеллекту, воспитанности, доброте. Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности. То есть такой личности, которой для самоутверждения не требуется унижение кого-то другого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 30.07 КБ |
buklet.doc | 508 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 Х.МАЛООРЛОВСКИЙ
Открытое психопрофилактическое занятие
«Толерантность»
Подготовил педагог-психолог: Марченко Л.А.
ОКТЯБРЬ 2017 г.
Цель: формирование толерантного отношения к представителям аут-групп, к больным людям; формирование навыка оказания социальной поддержки без вреда для собственного здоровья, рефлексия опыта взаимодействия с аут-группами, демонстрация негативных последствий стигматизации
Задачи:
- формирование навыков общения, необходимых для установления межличностного взаимодействия на основе понимания ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения;
- развивать рефлексию и эмпатию, развивать умение осмысленно воспринимать информацию;
- воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
Ход занятия:
Здравствуйте! Я рада видеть вас всех. Сегодня у нас занятие посвящено искусству жить в мире людей и идей .
Как вы думаете какое понятие, какой термин раскрывает данную мысль?
Верно это такое понятие как «толерантность».
«Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей». (А.Г. Асмолов) Не каждый человек на планете может похвастаться терпимостью и лояльным отношением к явлениям, не соответствующих его жизненным принципам.
Сначала мы должны разобраться в главном понятии нашего занятия.
- Что означает слово «толерантность»?
Справка: Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
И нашей задачей сегодня будет: формирование навыков общения, необходимых для установления межличностного взаимодействия на основе понимания ценности чувств другого человека и необходимости бережного к ним отношения.
Сегодня толерантность трактуется как терпимость, спокойное отношение к различным взглядам и убеждениям, поведению и внешнему облику других людей, притом, что самому человеку подобные особенности не свойственны. То есть сама эта непохожесть не выступает для толерантной личности раздражающим фактором. При столкновении с вариантами отличий во внешнем виде, поведении почти бессознательно срабатывает механизм сравнения и оценивания: не такой, как я. Можно допустить равенство и по другим параметрам - интеллекту, воспитанности, доброте. Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности. То есть такой личности, которой для самоутверждения не требуется унижение кого-то другого.
- Кого, на ваш взгляд, можно назвать толерантным человеком, толерантной личностью?
Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других.
- Есть личность толерантная, а есть, к сожалению, личность нетолерантная или, как говорят ученые, интолерантная.
В чем может проявиться нетолерантное, нетерпимое поведение? Приходилось ли вам наблюдать его примеры в вашей повседневной жизни?
Просмотрите, пожалуйста, видиоматериал и определите принципы толерантности, которые выделены в Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО.
Видео 1 часть
Слайд 2-3
Упражнение «Гостиница»
Термин «толерантность» каждый понимает по-своему. Предлагаем вам выполнить упражнение, которое как нельзя лучше поможет объяснить, что же такое есть «толерантность».
Представьте, дальняя тётушка оставила вам в наследство дом у берега моря. Не просто дом, а маленькую гостиницу на восемь номеров. Разместите, с точки зрения толерантности, потенциальных клиентов. Обратите внимание, что клиентов 12, а номеров 8: следовательно, кому-то придется отказать.
После обсуждения,
В современных условиях, особенно в городе, жизнь людей чрезвычайно насыщена общением, как по основным каналам жизнедеятельности, так и по второстепенным.
Не каждый человек на планете может похвастаться терпимостью и лояльным отношением к явлениям, не соответствующих его жизненным принципам. И с развитием цивилизации вопросы ненависти, неприятия, отвращения к отличному, к другому, к сожалению, вышли на новый уровень, угрожающий не только благополучию и спокойствию, но и миру на планете. Мировое сообщество вынуждено поднимать вопросы терпимости и толерантности ежедневно. А в середине ноября даже отмечается особый праздник, посвященный этим качествам.
«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности».
Статья 1 Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО.
Именно с этого документа начинается история Международного дня толерантности, который стал символом терпимости во всем мире. Провозглашение принципов и самого праздника состоялось в 1995 году.
Видео 2 часть
Упражнение «Голубоглазые и кареглазые»
Цель: формирование мотивации сотрудничества с представителями аут-групп
Необходимые материалы: не требуются
Описание: Согласно вводной инструкции, на Землю прилетели инопланетяне. Там, на их планете, ученые открыли универсальный закон человеческой психики: оказывается, все люди делятся по своим психическим свойствам на две группы. Верным признаком принадлежности к той или иной группе является цвет глаз. Карие глаза означают, что человек способен только на физическую работу, интеллектуальный и духовный его потенциал сведен почти к нулю; обладатели голубых глаз — «цвет человечества», полная противоположность кареглазым. Это открытие позволило жителям той планеты усовершенствовать свое общество. Они предлагают землянам также воспользоваться их замечательным открытием и срочно заняться переустройством своей жизни.
Поскольку, например, у кареглазых меньше масса головного мозга, толще черепная кость, слабее выражены коленный, хватательный, глотательный рефлексы, ниже скорость запоминания информации, чем у голубоглазых, нужно серьезно задуматься над поручением кареглазым ответственных должностей и заданий, ведь из-за особого строения зрачка информация запоминается и передается в их нервной системе на уровне развития такой же передачи, как у человекообразных обезьян (в большинстве своем кареглазых).
Схема анализа вставочных нейронов гипоталамуса у кареглазых значительно примитивней этой же схемы у голубоглазых. Соответственно, наклонность к интеллектуальной работе у них отсутствует.
Ведущий делит участников на две группы по цвету глаз. Все действия ведущего должны быть направлены на то, чтобы участники как можно яснее осознали роли и права, им предложенные: «голубоглазые» — свою неограниченную свободу и превосходство над «кареглазыми»; «кареглазые» — свое низкое, бесправное положение. Группы расходятся и работают отдельного друг от друга.
Задача «голубоглазых»: составить свод законов нового общества (при этом они должны помнить, что властны придумать и «провести в жизнь» какие угодно законы и правила). «Кареглазым», тем временем, предоставляется список профессий, которые они должны распределить между собой. В списке нет интеллектуальных профессий, только «рабочий на конвейере», «грузчик», «маляр» и т.д. Каждой профессии соответствует специфическое качество: грузчик, например, должен быть сильным, для работы на конвейере нужна точность в действиях, выдержка. В случае если «кареглазые» выполнили задание раньше «голубоглазых», им могут быть предложены письменные задания, требующие механического выполнения однообразных действий (например, рисование и закрашивание геометрических фигур).
Готовый свод законов, составленных «голубоглазыми», зачитывается в общем кругу. Обсуждаются вопросы:
Какие чувства возникали в ходе упражнения?
Какие законы создали бы «кареглазые», если бы оказалось, что вторая делегация инопланетян неожиданно разоблачит «ненаучность» утверждений первой делегации (и окажется, что «кареглазые» - интеллектуалы, а «голубоглазые» — способны лишь к физической работе)? Почему?
Насколько справедливы предложенные своды законов?
Что случилось бы рано или поздно в стране, где жизнь организована согласно подобным дискриминирующим законам?
Резюме ведущего: Дискриминация одних людей другими ведет к непоправимым последствиям для их взаимоотношений. Люди, составляющие другие социальные группы, в том числе ВИЧ-инфицированные, - это прежде всего такие же люди, как мы.
Видео 2 часть
Упражнение «Необитаемый остров»
Цель: создание условий для понимания того, что только в тесном сотрудничестве «человечество» способно жить и процветать.
Описание: Упражнение проводится в несколько этапов. На первом этапе участники группы работают индивидуально. Задается игровая ситуация: «Представьте, что через несколько часов неведомые силы отправят васна необитаемый остров, где вам предстоит провести всю оставшуюся жизнь. Там есть достаточное количество простой еды и воды (вы не умрете от голода и жажды), минимум одежды и постельных принадлежностей (вы не замерзнете), необходимые лекарства. К сожалению, там нет мобильной связи. Вам разрешают взять с собой только семь объектов, среди которых могут оказаться как вещи, так и люди. Условие – это только те вещи или люди, которые вы можете реально привезти в аэропорт в течение нескольких часов (привести свою квартиру или любимую собаку не удастся)». Выбранные объекты записываются на листе бумаги.
Второй этап упражнения таков: «Все течет, все меняется, и к вам на остров решили поселить сотоварища. У него тоже есть семь объектов. Итого, вместе с вашими, 14. Но остаться могут только семь». Организуется работа в парах. Их задача – из двух своих списков составить один, включающий семь пунктов.
Нарисовать свой остров.
Обсуждение: сотрудничество-дух партнерства (взаимопомощь)
Видео 3 часть
Дискуссия-обсуждение притчи (китайская притча) «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ»
Цель: способствование пониманию взаимодействия как важного источника жизненного опыта
Необходимые материалы: не требуются
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.
Затем передаёт лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.
Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
-Да,- ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил:- И мира тоже»
Справка В процессе толерантного общения происходит понимание и "прочувствование" другого человека, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами. По нашему мнению, толерантной личности свойственна такая личностная характеристика как общительность. Высокий уровень общительности регулирует поведение личности, делая возможными доверительные, открытые, толерантные отношения.
Видео 4 часть
Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - это «постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека».
Как видим, даже дословный перевод данного термина с греческого говорит о прямой связи эмпатии с толерантностью, т.к. эмпатия подразумевает понимание другого человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Видео 5 часть
Слайд 5
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.» (Б. Шоу)
Упражнение «Шары»
Нарисовать на шарике свое лицо и по кругу пишут друг другу пожелания.
Слайд6
Будьте добрее, человечнее и спокойнее. И тогда вы увидите, насколько ярко светит вокруг вас солнце!
Слайд 7
Предварительный просмотр:
Неправда, что:
Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение еще никем не доказано.
Самоубийство совершают психически неполноценные люди. Исследования показали: 80-85% суицидентов были вполне здоровыми людьми.
Самоубийство невозможно предсказать. Период кризиса – явление временное и в этот момент человек нуждается в душевной теплоте, помощи, поддержке. Получив это, человек отказывается от своих намерений.
Виды суицидов
1. Демонстративный суицид – это разыгрывание театральных сцен безо всякого намерения покончить с собой. В 90% - это крик о помощи, и только 10% подростков действительно хотят смерти. Маленькие дети обращают на себя внимание шалостями и баловством, а большие – суицидом. С демонстративными суицидами следует быть осторожными, иногда этот вид проявляется как способ шантажа: "Сделай то-то и то-то, а то я…"
2. Скрытый суицид – это удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но и не может найти другой. Такие дети могут начинать заниматься экстримом, пристращаются к алкоголю и наркотикам.
3. Истинный суицид. Это обдуманное, постепенно выполненное намерение покончить с собой. Этот вид суицида иногда может выглядеть неожиданным, но никогда не бывает спонтанным. Всё поведение строится так, чтобы попытка не сорвалась. Всегда предшествует угнетённое настроение и депрессивное состояние, но эту депрессию не всегда замечают даже самые близкие люди.
4.Аффективный суицид – совершается в состоянии аффекта (сильной эмоциональной вспышки), которое может длиться даже одну минуту, но именно в это время можно удержать ребенка от осуществления суицида. Следует помнить, что суицидальная угроза, высказанная в состоянии аффекта, как правило, осуществляется.
Группа риска:
- Подростки из конфликтных и асоциальных семей, а также подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками.
- Подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелем её, либо такой случай был в семье.
- Одарённые подростки, склонные к одиночеству.
- Подростки в состоянии сильного стресса.
Признаки надвигающегося суицида:
- Депрессия (тревога, уныние, отсутствие планов на будущее, мысли о смерти, бессонница, потеря аппетита, уход от контактов, постоянная усталость, немотивированная агрессия).
- Прощание в различных формах (например: письменные указания, раздача ценных вещей).
- Внешняя удовлетворённость, т.к. когда решение принято, появляется избыток энергии. Внешне может казаться, что человек отказался от суицида. Это состояние опаснее, чем глубокая депрессия.
- Угроза – прямая или косвенная.
Основными причинами проявления
суицидального поведения
можно назвать:
• Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
• Социально-экономическая дестабилизация и отсутствие морально-этических ценностей;
• Алкоголизм и наркомания среди родителей, а не редко и среди самих подростков;
• Жестокое обращение с подростком;
• Низкая самооценка, трудности в самоопределении, неуверенность в завтрашнем дне, потеря смысла жизни;
• Бедность эмоциональной и интеллектуальной сфер;
• Безответная влюбленность.
Советы
по профилактике подросткового
суицидального поведения.
- Суицид – это не повод для публичного обсуждения в коллективе детей;
- Попытку или намерения – рассматривать серьёзно, не оставлять без внимания;
«Толерантность – это искусство жить в мире людей и идей».
(А.Г. Асмолов)
Не каждый человек на планете может похвастаться терпимостью и лояльным отношением к явлениям, не соответствующим его жизненным принципам. И с развитием цивилизации вопросы ненависти, неприятия, отвращения к отличному, к другому, к сожалению, вышли на новый уровень, угрожающий не только благополучию и спокойствию, но и миру на планете. Мировое сообщество вынуждено поднимать вопросы терпимости и толерантности ежедневно. А в середине ноября даже отмечается особый праздник, посвященный этим качествам.
История праздника
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
Статья 1 Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО.
Именно с этого документа начинается история Международного дня толерантности, который стал символом терпимости во всем мире. Провозглашение принципов и самого праздника состоялось в 1995 году.
Толерантность в современных реалиях
Из-за обострения конфликтов на планете, возникших на почве различных взглядов на веру, на политические решения, на национальные оценки, Международный день толерантности 2017 становится особенно актуальным. Ведь миллионы взрослых и детей из-за отсутствия взаимопонимания людей страдают от последствий военных конфликтов и террористических атак.
Будьте добрее, человечнее и спокойнее. И тогда вы увидите, насколько ярко светит вокруг Вас солнце!
Материал подготовил:
педагог-психолог МБОУ-СОШ№4 х.Малоорловский Марченко Л.А.
«Толерантность»
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди…
(Б. Шоу)
2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе
конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе по программе О.В. Хухлаевой «четыре путешествия». Цели и задачи программы: основной целью психопрофилактических занятий является...
Тема «Психопрофилактическая система обучения математике».
Краткое описание сущности педагогического опыта....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ»
Занятие может быть проведено в рамках психопрофилактической деятельности школьного педагога-психолога, как тематический классный час, как мероприятие внеучебной деятельности или как часть урока ...
Психопрофилактическая программа по формированию здорового образа жизни, культуры гражданина "Жизнь без сигарет"
В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением. Особенно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние...
Психопрофилактическая программа «На позитивной волне AktivиЯ»
Программа профилактики агрессивного поведения подростков 14-15 лет....
Психопрофилактическое занятие суицидального поведения "Я и мои друзья"
Психопрофилактическое занятие суицидального поведения "Я и мои друзья"...
Презентация психопрофилактической программы "Волна"
Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции посредством диафрагмального типа дыхания, наиболее оптимального для организма как в условиях естественного функционирования и разви...