Психопрофилактическое занятие суицидального поведения "Я и мои друзья"
план-конспект занятия по психологии (8 класс) по теме
Психопрофилактическое занятие суицидального поведения "Я и мои друзья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suitsid1.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Психопрофилактическое занятие на тему «Я и мои друзья»
Цели:
—сплочение группы;
— принятие норм работы в группе;
— работа с запросами участников тренинга.
Задача — эмоциональное сплочение участников тренинга.
Разминка
1. Упражнение «Несуществующее животное»
Необходимое время: 10 минут.
Ход занятия. Ведущий. «Сейчас мы вместе под музыку «создадим» сказочное животное. Каждый участник будет какой-то его частью: один участник по очереди дополняет идею предыдущего». В конце все вместе придумывают название животного.
Основная часть
2. Упражнение «Зачем и почему?» Работа с запросами участников.
Незаконченное предложение «Я пришел сюда...».
Задача — прояснение запроса участников тренинга.
Необходимое время: 10 минут.
Материалы: таблички с надписями КЛУБ, ПОДДЕРЖКА, РАЗВИТИЕ.
Ход занятия. Психолог: «Ребята, мы уже разогрелись, и теперь мне хотелось бы объяснить, какой смысл могут иметь наши занятия для вас. Мы пришли сюда с какими-то чувствами, мыслями, ожиданиями. В прошлый раз мы знакомились, вы поняли, что здесь интересно и тепло. Теперь подумаем вместе, как мы будем использовать этот интерес. Делаем так: я бросаю мячик и произношу начало предложения, а вы записываете его за мной и завершаете фразу».
Примеры предложений:
Когда я пришел на это занятие...
Я думаю, что психология — это...
Мне интересно будет узнать...
Не знаю, удастся ли мне...
Я хочу, чтобы в нашей группе...
На занятиях я хочу...
Я надеюсь, что...
Было бы здорово, если бы... Я пришел сюда, чтобы...
Ведущий. «Хорошо, первое впечатление у всех сложилось. А теперь попробуем выразить смысл нашего пребывания здесь. Группа — это: хорошая компания, интересный досуг, т.е. КЛУБ ДРУЗЕЙ;
- понимание, душевная атмосфера, помощь в трудных ситуациях, решение проблем, т.е. ПОДДЕРЖКА;
- личностный рост, обучение жизненным навыкам, т.е. РАЗВИТИЕ».
Далее психолог разъясняет ребятам: «В трех углах комнаты вы видите три таблички с надписями КЛУБ, ПОДДЕРЖКА, РАЗВИТИЕ. Теперь я попрошу вас разойтись в соответствии с выбранной целью. Даже если для вас важны все три цели, надо выбрать преобладающую. Обсудите с теми, кто выбрал ту же цель, что и вы, как вы будете ее достигать. У вас будет возможность самостоятельно определить пути к цели и достижению желаемого результата».
Обсуждение проводится сначала в микрогруппах, затем — в общем кругу.
3. Упражнение
«Атомы и молекулы»
Задачи:
— разделение на группы;
— установление эмоционального контакта между участниками.
Необходимое время: 10 минут.
Ход занятия. Психолог предлагает ребятам поиграть в подвижную игру «Атомы и молекулы»: «Сейчас вы все станете «атомами» и будете хаотично передвигаться по комнате. Когда я назову какое-нибудь число, например, три, вы объединитесь в «молекулы» по три «атома» в каждой, взявшись за руки. Если я скажу пять, то в «молекуле» будет пять «атомов». Если в группе больше «атомов», лишние (их выбирает группа или они решают сами) садятся, играть продолжают оставшиеся. Если в «молекуле» меньше участников, чем надо, то садятся все атомы. Всем понятно? Тогда приступим!»
4. Принятие норм работы группы
Необходимое время: 30 минут.
Материалы: тетради, ручки, магнитофон, кассета со спокойной музыкой, свечка, спички.
Ход занятия. Психолог предлагает обсудить в микрогруппах следующие вопросы:
• Какое поведение, какие слова других людей мешают тебе говорить о своих переживаниях?
• Какие действия, какое поведение других людей способствуют тому, что у тебя возникает желание говорить о своих переживаниях?!
Затем ответы обсуждаются в общем кругу. В результате обсуждения приходим к выводу, что необходимы правила, выполнение которых дало бы возможность свободно говорить о своих чувствах проблемах.
Рассмотрим следующие принципы групповой работы (проводится мини-лекция в диалоге с участниками тренинга):
1) искренность в общении означает открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе, никто не обижается на высказывания других членов группы;
2) определение сильных сторон личности. Во время занятий каждый участник тренинга стремится подчеркнуть положительные качества другого участника;
3) активное участие в работе группы: стремление общаться со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе не очень приятное;
4) уважение к говорящему: когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем до тех пор, пока он не закончит говорить, и лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
Пример предлагаемых психолог правил для участников тренинга:
1) опоздание более 5 минут — сладкий штраф;
2) у всех — именная карточка, обращаемся друг к другу по именам;
3) соблюдение конфиденциальности: не говорить о личном опыте других участников вне группы;
4) открытое и доброжелательное отношение друг к другу;
5) говорим от своего имени (не обобщая и не про всех), обращаясь к конкретному участнику группы.
Принятие правил лучше провести в торжественной или таинственной обстановке (полумрак, каждый по очереди встает, берет свечу и проговаривает правила). Можно предложить каждому сказать о том, какое правило ему будет трудно соблюдать. Начать может ведущий: будет нелегко с правилом конфиденциальности: родители и коллеги часто расспрашивают о вас. Но я буду стараться. Я принимаю это правило».
5. Упражнение
«Волшебная лавка»
Задачи:
— понимание участниками, каких качеств им не хватает, чтобы почувствовать себя более комфортно и эффективнее взаимодействовать с другими людьми;
— развитие способности к самоанализу.
Необходимое время: 25 минут.
Ход занятия. Психолог: «Давайте представим себе, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, расположенность к другим, чувство юмора, доброжелательность, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, отзывчивость, доброта».
Значение этих качеств необходимо обсудить с группой и бланк с их перечнем повесить на доску.
Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну из нескольких «вещей», которых у него нет, но которая необходима для взаимодействия с другими людьми, в частности с членами группы. Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, можно расплатиться «чувством юмора», имеющимся в избытке.
Рефлексия
6. Завершение (круг «Что было?»)
Необходимое время: 10 минут.
Это традиционное окончание занятия. Каждый по очереди берет мячик и говорит о том, что ему понравилось и что запомнилось. Можно сказать какому-либо человеку то, что не смог или не успел сказать до этого. Что не понравилось? Что было трудным? Можно ответить на один из вопросов. Если нет желания говорить, мяч просто передается другому. Если многие участники предпочтут промолчать, то объясните им, что услышать их мнение очень важно для всей группы, и проведите еще один круг.
7. Прощание
Необходимое время: 5 минут.
Прощаясь с участниками, психолог обращается к ним: «Я попрошу вас встать в круг. Посмотрим, друг на друга, встретимся взглядами. Возьмемся за руки. А сейчас подойдем к тому, с кем было интересно работать. Посмотрите на этого человека. Скажите ему об этом. Теперь попрощайтесь с ним, а йогом подойдите еще к кому-нибудь». Далее психолог, прощается со всеми участниками и благодарит за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятия с элементами тренинга для старшеклассников по профилактике суицидального поведения
Статистика суицидов сегодня весьма впечатляющая. По данным ВОЗ, максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года. Профилактика суицидального поведения школьников – весьма важное направление...
Программа занятия с элементами тренинга для старшеклассников по профилактике суицидального поведения
Программа занятия для старшеклассников (8-11 класс), направленного на профилактику суицидального поведения среди учащихся. Пригодится в работе педагога-психолога или социального педагога....
Профилактика суицидального поведения подростков через тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам"
Тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам" направлено на профилактику суицидального поведения подростков. Цель занятия: содействие социальной адаптации подростков через осознание отве...
программа психологических занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии "Жить здорово!"
Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.В младшем подростковом воз...
Тематическое занятие по профилактике суицидального поведения "Жизнь - прекрасная штука!"
В последнее десятилетие XX века во многих странах мира отличается рост числа самоубийств, особенно среди подростков и юношей. Современная молодёжь гораздо труднее, чем предыдущее поколение наход...
Тематическое занятие по профилактике суицидального поведения "Жизнь дороже всех сокровищ"
Пояснительная запискаПроблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным ВОЗ Россия занимает второе место в мире по ...
Программа групповых практических занятий для детей с суицидальным поведением “Мы выбираем жизнь!”.
В нашей жизни, к сожалению, существует такое трагическое явление, как подростковый суицид. Когда такое происходит, у окружающих остается неизбывное чувство вины и множество вопросов: &laq...