Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.
статья по психологии (11 класс)
В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который был разработан и апробирован в условиях дополнительного образования и показал свою эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.
В настоящее время образование меняет своё направление и его целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся. В 21 веке для того чтобы стать успешным недостаточно владеть предметными знаниями, надо ещё обладать компетенциями, которые позволяют успешно общаться, управлять собственной деятельностью, освоить и применить любые знания. Поэтому целью психолого-педагогического сопровождения учащихся мы видим в создании условий для успешной социализации ребенка в обществе через воспитание культуры профессионального самоопределения.
Наш Центр осуществляет свою деятельность по профессиональному самоопределению учащихся еще с прошлого века, поэтому имеет большой опыт, которым мы хотели бы поделиться. Следует отметить, что психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения предполагает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: педагогами, учащимися, родителями.
В своей работе по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения мы делаем акцент на развитие надпрофессиональных компетенций, таких, как -Коммуникативные, личностные (стрессоустойчивость), целеполагание, креативность,умение конструктивно решать конфликтные ситуации, толерантность, умение работать в команде, умение публично представлять результаты своего труда- так называемые софт скилз- те универсальные навыки, которые необходимы практически в любой профессии.
Основной целью психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является создание условий для осознанного выбора профессии обучающимися.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется со всеми участниками образовательного процесса-учащимися, их родителями и педагогами.
Основные направления деятельности по психолого-педагогическому сопровождению:
- профессиональная диагностика (выявление профессиональных интересов, склонностей, способностей, личностных особенностей участников образовательного процесса)
- профессиональное консультирование (направлено на решение различных проблем в процессе профессионального самоопределения учащихся)
- развивающая и коррекционная деятельность (развитие общеуниверсальных компетенций- коммуникативной, стрессоустойчивость, умение презентовать себя и результаты своей деятельности, умение ставить и достигать цели и др)
- профессиональное просвещение (информирование участников образовательного процесса об особенностях профессионального самоопределения учащихся)
- мониторинг качества деятельности (позволяет определить уровень сформированности ЛПП )
- организационно-методическая деятельность (разработка тренингов, занятий, оформление документации)
Формы: квесты; ролевые игры; психологические упражнения; тренинг; дискуссия; мастер-класс; семиры-практикумы; консультации; родительское собрание, занятия
Содержание: психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся (воспитание культуры профессионального самоопределения)
Технологии: технологии проектной деятельности, технология исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии и др.
Ключевые мероприятия:
Освоение программы по профессиональному самоопределению «Твой выбор» |
Диагностика профессиональных интересов, склонностей, способностей обучающихся |
Профориентационное консультирование |
Тренинги знакомства, общения, толерантности, ассертивности, креативности др. |
Неделя профориентации «Карьерная траектория» |
Профориентационные квесты (каникулярные мероприятия) |
Защита проекта «Моя будущая профессия» |
Родительские собрания «Обоснованный выбор профессии- залог успеха в профессиональной деятельности» и др. |
Тренинги и занятия с педагогами «Стрессменеджмент» и др |
Мониторинги сформированности профплана, психологического климата в педколлективе, удовлетворенности качеством предоставляемых услуг, ценностных ориентаций |
Проект «Моя будущая профессия»
1.Определение профессии (понятие).
2.Из истории профессии (когда возникла профессия, из какого ремесла, претерпевала ли изменения со временем).
3.Портрет специалиста (знания, умения, навыки, профессионально-важные качества, медицинские противопоказания).
4.Рабочее место специалиста (условия труда).
5.На пути к профессии (образовательный маршрут).
6.Области применения профессии.
7.Выдающиеся личности в профессии.
8.Мой выбор (причины выбора профессии, кто повлиял на твой выбор).
9.Я через 10 лет (каким я вижу себя в профессии через 10 лет).
Результатом деятельности по психолого-педагогическому сопровождению является проект «Моя будущая профессия». Конечным результатом проекта являются электронные презентации на тему: «Моя будущая профессия». Данный формат работы позволяет учащимся самостоятельно планировать свою карьерную траектория с учетом своих профессиональных интересов, склонностей, способностей, личностных особенностей, что в дальнейшее способствует их успешной социализации в обществе.
Цель: сформировать личный профессиональный план учащихся с учетом профинтересов, способностей, путях получения профессии и перспективах профессионального роста.
1.Определение профессии, портрет специалиста, рабочее место специалиста,образовательный маршрут, причины и мотивы выбора профессии, кем я вижу себя в профессии через 10 лет
(8 слайд). Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся
Название критерия | Учебный год | Показатель сформированности |
Изучение личных профессиональных планов обучающихся в выпускных классах МБУ ДО «Центр технологического обучения» г.Пензы | 2017-2018 2018-2019 2019-2020 | 3,6балла 3,8балла 3,7балла |
Т.о., психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в МБУ ДО «Центр технологического обучения « г.Пензы можно считать эффективным, т.к. оно соответствует основному показателю эффективности –наличие у обучающихся обоснованного профессионального плана, в процессе построения которого у обучающихяс происходит развитие таких важных компетенций, как коммуникативные компетенции, стрессоустойчивость, целеполагание, умение работать в команде, умение презентовать себя и результат своей деятельности - что т.е. есть те компетенции, которые способствуют успешной социализации ребенка в обществе.
Педагог-психолог
МБУ ДО «Центр технологического обучения» г. Пензы
Шустова Ольга Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-578931-1422890327.jpg)
Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886548-1485842454.jpg)
«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»
«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»...
Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"
Документ содержит программу профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-182336-1359179433.jpg)
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования Больше-Ломовисского филиала МБОУ "Пича...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-182336-1359179433.jpg)
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.
Профессии агропромышленного комплекса.Целевая установка: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области пр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/13/picture-1116866-1550090397.jpg)
«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-893490-1490702455.jpg)
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся
Представление результатов работы по развитию профориентационной деятельности в образовательной организации...