Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.
учебно-методическое пособие по биологии (8, 9, 10, 11 класс)

Перова Елена Тимофеевна

Профессии агропромышленного комплекса.

Целевая установка: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, путем расширения представления о мире профессий в агропромышленном комплексе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh-karta_perova_e_t.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Перова Елена Тимофеевна, Больше-Ломовисский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ» Пичаевского района

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования


Территория; краткое описание инфраструктуры; особенности социально-экономического развития; наименование общеобразовательной организации, с которой будет осуществляться взаимодействие.

Школа находится на территории Большеломовисского сельского совета Пичаевского района Тамбовской области. Школа расположена в центральной части поселка. Жилой сектор в основном частный. Среди жителей невысокий процент жителей с высшим образованием. В районе школы расположен дом культуры, медицинский пункт, сельская библиотека, парк. Рядом со школой находится офис ООО «Исток», который занимается разведением крупного рогатого скота и выращиванием различных сельскохозяйственных культур – пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, рапса, гороха. В соседнем селе Коршуновка  находится ООО «Коршуновка», занимающееся выращиванием зерновых и технических сельскохозяйственных культур. Недалеко в деревне Любовка находится ООО «Пичаево Золотая Нива». Это предприятие выращивает и хранит в современном хранилище зерновые и зернобобовые культуры, семена масличных культур, сахарную свёклу. Все эти предприятия могут служить местом экскурсий и изучения особенностей производства и профессий, необходимых в этом производстве.

В школе имеются объединения учащихся и факультативы, которые могут служить дополнительным источником информации по формированию представлений о профессиях и требованиях к ним: факультатив «Современные профессии и география», факультатив «Человек. Общество. Мир», объединение учащихся «Где работать мне потом?». В школе работает научное общество учащихся «МИР» - «Молодые интеллектуалы России». При реализации программы будет осуществляться взаимодействие с МБОУ «Пичаевская СОШ» - психологическое сопровождение психологом Пичаевской СОШ.

Базовые процессы сопровождения с учетом возраста обучающихся:

За несколько последних лет АПК России из дотационной отрасли превратился в драйвер экономического роста экономики страны. Впечатляющие результаты во всех секторах отрасли: от исторических рекордов по сбору зерна в 2017 году (в объеме 134,1 млн. тонн) до прорывов в животноводстве. Активно внедряются биотехнологии для производства высококачественных агропромышленных продуктов с высокой добавленной стоимостью для внутреннего потребления и экспорта. Передовые производственные технологии и новые бизнес-модели позволили вывести консервативную отрасль на принципиально новый виток  высокотехнологичного развития. Появляются новые ниши для развития бизнеса в отрасли и все больше инвесторов «голосуют деньгами» за умный АПК - SmartAgro и активно вкладывают средства в FoodTech-проекты. В этих условиях становятся актуальными и востребованными профессии, необходимые агропромышленному комплексу.

Данная программа:

  • развивает конкретно-наглядные  представления о мире  профессий агропромышленного комплекса;
  • формирует первоначальные представления о видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
  • формирует  представления о профессиях, сложных трудовых операциях и технических механизмах, о  видах  трудовой  деятельности,  приносящих пользу людям;
  • расширяет и систематизирует представления о  различных  видах  труда  взрослых,  связанных  с  удовлетворением потребностей людей, общества и государства в области производства продуктов питания и сырья для лёгкой промышленности;
  • расширяет и систематизирует представления о  разнообразных  видах  техники,  облегчающей  выполнение  трудовых функций человека;
  • расширение  и  систематизация  представления  о  современных профессиях,  о  профессиях, связанных со спецификой местных условий.

Профессии и специальности кластерной группы сельское хозяйство:  инженер-механик, агроинженер, биоинженер, инженер-инноватор, системный инженер, маркетолог, маркетолог в области «умных технологий»,  марчендайзер, почвовед, менеджер по работе с клиентами, аккаунт-менеджер, менеджер лаборатории, оператор беспилотных летательных аппаратов (дронов), специалист по компьютеному дизайну новых материалов, специалист по монтажу и обслуживанию оборудования, оператор автоматических систем управления, специалист по электронной коммерции.

Тема года: Профессии агропромышленного комплекса.

Целевая установка: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, путем расширения представления о мире профессий в агропромышленном комплексе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Повышение уровня психологической    компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

2. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Ознакомление учащихся со спецификой  профессиональной деятельности в агропромышленном комплексе и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.

4. Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся. 

Основные образовательные результаты:

Личностные результаты:

- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

- формирование позитивного отношение обучающихся к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура);

- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности учащихся.

Метапредметные результаты

Коммуникативные УУД

- Постановка вопросов.

- Умение выражать свои мысли полно и точно.

- Управление действиями партнера (оценка, коррекция).

Регулятивные УУД

- Целепологание.

- Волевая саморегуляция.

- Оценка.

- Коррекция.

Познавательные УУД

- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

- Выделение познавательной цели.

- Выбор наиболее эффективного способа решения.

- Смысловое чтение.

- Анализ объектов.

- Доказательства.

- Установление причинно-следственных связей.

- Построение логической цепи рассуждения.

п/п

Мероприятие

урочное/

внеурочное/

Темы занятий

Место в календаре

Место в образовательном, воспитательном

простран

стве

Используемые т

ехнологии, формы

и методы работы

Деятель

ность обучающегося

Деятельность главного взрослого, прочих взрослых

Ресурсы

Результа

ты и продукты деятельности

с обучающи

-мися

с родителями

1

Экскурсия на животноводческий комплекс ООО «Исток»

сентябрь

Основное

Экскурсия

Участие в подготовке экскурсии

Знакомство с животноводческим комплексом, оформление результатов экскурсии

Руководитель животноводческого комплекса рассказывает об организации предприятия, отвечает на вопросы

Животноводческий комплекс

Отчет об экскурсии

2

Тестирование «Мои профессиональные склонности»

сентябрь

Самостоятельная работа

Тестирование

Беседа по профориентации детей

Участие в тестировании

Организация тестирования, помощь в интерпретации результатов

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы http://мой-ориентир.рф/медиатека.php

https://psycabi.net/testy/138-test-na-proforientatsiyu-oprosnik-jovajshi-sfera-professionalnykh-predpochtenij-uchashchikhsya 

Выявление профессиональных склонностей

3

Знакомство с профессиями инженер-механик, наладчик оборудования

сентябрь

Консультирование

Сюжетно-ролевая игра

Беседа по профориентации детей

Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа

Презентация  профессий

4

Знакомство с профессиями зоотехник, веттехник, дояр

сентябрь

Консультирование

Практическое занятие

Беседа по профориентации детей

Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа

Презентация  профессий

5

Знакомство с профессиями биоинженер, инженер-инноватор, системный инженер

октябрь

Самостоятельная работа

Сюжетно-ролевая игра

Беседа по профориентации детей

Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа

Презентация  профессий

6

Знакомство с профессиями маркетолог, маркетолог в области «умных технологий»,  марчендайзер

октябрь

Самостоятельная работа

Практическое занятие

Беседа по профориентации детей

Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа

Презентация  профессий

7

Экскурсия в ООО «Пичаево Золотая Нива»

октябрь

Дополнительное образование

Экскурсия

Участие в подготовке экскурсии

Участие в экскурсии, подготовка отчёта

Руководитель рассказывает об организации предприятия, отвечает на вопросы

Предприятие ООО «Пичаево Золотая Нива»

Отчет об экскурсии

8

Знакомство с профессиями почвовед, менеджер по работе с клиентами, аккаунт-менеджер

октябрь

Самостоятельная работа

Консультирование

Сюжетно-ролевая игра

Беседа по профориентации детей

Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа

Презентация  профессий

9

Знакомство с профессиями менеджер лаборатории, оператор беспилотных летательных аппаратов (дронов)

ноябрь

Самостоятельная работа

Консультирование

Практическое занятие

Беседа по профориентации детей

Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа

Презентация  профессий

10

Знакомство с профессиями специалист по компьютеному дизайну новых материалов, специалист по монтажу и обслуживанию оборудования

ноябрь

Самостоятельная работа

Практическое занятие

Беседа по профориентации детей

Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа

Презентация  профессий

12

Профессия папы или мамы, работающих в АПК

ноябрь

Самостоятельная работа

Сюжетно-ролевая игра

Беседа по профориентации детей

Интервьюирование родителей, сбор материала для занятия

Помощь в подготовке анкеты

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы

Презентация  профессий

13

Экскурсия в ООО «Коршуновка»

ноябрь

Дополнительное образование

Экскурсия

Участие в подготовке экскурсии

Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Руководитель рассказывает об организации предприятия, отвечает на вопросы

Предприятие ООО «Коршуновка»

Отчет об экскурсии

14

Знакомство с профессиями оператор автоматических систем управления, специалист по электронной коммерции

декабрь

Самостоятельная работа

Практическое занятие

Беседа по профориентации детей

Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа

 Презентация  профессий

15

Профессиональные пробы

декабрь

Дополнительное образование

Тренинг

Беседа по профориентации детей

Участвуют в профессиональных пробах

Организация профессиональных пробах

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы

http://pedsovet.su/publ/167-1-0-3030

Выявление профессиональных склонностей

16

Итоговое тестирование «Мои профессиональные склонности»

декабрь

Дополнительное образование

Тренинг

Беседа по профориентации детей

Участие в тестировании

Организация тестирования, помощь в интерпретации результатов

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы

http://мой-ориентир.рф/медиатека.php

https://psycabi.net/testy/138-test-na-proforientatsiyu-oprosnik-jovajshi-sfera-professionalnykh-predpochtenij-uchashchikhsya 

Выявление профессиональных склонностей

17

Итоговая конференция «Профессии агропромышленно-го комплекса».

декабрь

Самостоятельная работа

Практическое занятие

Участие в подготовке конференции

Подготовка материалов конференции

Помощь в организации и проведении конференции

Образовательная  программа

Учебно-методические материалы

Самопрезентация

Используемые источники:

  1. https://proektoria.online/ программа «Проектория»
  2. http://засобой.рф/ программа «Zасобой»
  3. https://proforientatsia.ru/test/oprosnik-professionalnyh-predpochtenij-hollanda-opp/ тестирование «Мои профессиональные предпочтения»
  4. https://psycabi.net/testy/138-test-na-proforientatsiyu-oprosnik-jovajshi-sfera-professionalnykh-predpochtenij-uchashchikhsya  опросник Йовайши
  5. https://constructorus.ru/ конструктор успеха
  6. https://moeobrazovanie.ru/ моё образование
  7. http://мой-ориентир.рф/медиатека.php мой ориентир
  8. http://pedsovet.su/publ/167-1-0-3030 профессиональные пробы

                   Директор школы                                                С.М. Акатушев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"

Документ содержит программу профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"...

План работы ГБОУ СОШ с. Летниково по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на 2017-2018 учебный год

Цели:сформировать эффективную систему профессионального сопровождения учащихся и воспитанников в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда;создать условия для развития с...

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.

Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования Больше-Ломовисского филиала МБОУ "Пича...

«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...

Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.

В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся  в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...

Модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

Модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся....

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся

Представление результатов работы по развитию профориентационной деятельности в образовательной организации...