«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»
материал на тему

МБОУ "Варьеганская ОСШ"

«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_kurmanalieva_g.h._nizhnevartovskiy_rayon.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Районное методическое объединение

 педагогов дополнительного образования

                                                               «Совершенствование образовательного

                                      процесса в учреждениях

                                                           дополнительного образования детей»

                  г. Радужный
              03.12.2014

                                                         Курманалиева Гузель Хайрулловна,

                                            заместитель директора по ВР

                                                               МБОУ ЦДОД «Радуга» пгт. Новоаганск

                                    Нижневартовский район

«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»

(из опыта работы МБОУ ЦДОД «Радуга» пгт. Новоаганск)

Анализ педагогической практики показывает, что, несмотря на использование общеобразовательными учреждениями различных организационных моделей предпрофильной подготовки, выпускник основной школы не связывает выбор профиля обучения со своими реальными возможностями и будущей профессией. Эти трудности обусловлены тем, что при реализации идей предпрофильной подготовки в реальной школьной практике обращённость к формированию профессионального самоопределения подростка носит эпизодический характер из-за недостатка кадрового, материально-технического, образовательного, временного ресурсов. В данных условиях возрастает роль учреждений дополнительного образования как социального института интеграционного типа, обладающего значительными возможностями наполнения профильно-ориентационными ресурсами процесса предпрофильной подготовки, обусловливающего целенаправленное и систематическое формирование профессионального самоопределения подростка.

Индивидуальные особенности поведения людей имеют определяющее значение для целого ряда профессий. В дополнительном образовании, педагоги имеют возможность, тесно общаясь с обучающимися, раскрывать скрытые таланты и особенности  каждого ребёнка. Важно оценить творческий потенциал каждого ребенка, чтобы помочь ему и дать возможность  развиваться в дальнейшем в нужном русле. Все эти качества, обучающимся пригодятся в жизни,  какую бы дорогу они не выбрали.  

В муниципальном бюджетном образовательном учреждении центр дополнительного образования детей «Радуга» пгт. Новоаганск на занятиях в творческих объединениях педагоги дополнительного образования уделяют большое внимание профессиональному самоопределению подростков.

Пятый  год в Новоаганском центре «Радуга» функционирует студия детско-молодёжного телевидения «Нтv-шка» на базе, которой реализуется дополнительная общеобразовательная программа «ЮНПРЕСС».

В основе содержания и структуры программы «ЮНПРЕСС» лежит концепция допрофессионального образования – освоение юными корреспондентами телевизионного ремесла на базе творческой деятельности. Ключевым методом реализации программы «ЮНПРЕСС» является сюжетно-ролевая игра «студия детско-молодежного телевидения», которая реализуется в течение всего учебного года.

Структура студии включает различные профильные микрогруппы, отдельные социальные роли. Каждый участник программы на протяжении учебного года выполняет определенную роль, эффективность которой связана с выполнением единой коллективной задачи – создание информационного продукта. Так, в структуре студии выделяются следующие профильные микрогруппы и социальные роли: корреспонденты и ведущие телепрограмм,   группа операторов, группа монтажёров, главный редактор, режиссёр программы, звукорежиссёр, актёрская группа.

        Детская телевизионная студия интересна тем, что дети разного возраста могут принимать участие в различных этапах процесса. Например, на студии «Нтv–шка» обучающиеся 12 лет, не имея знаний по информационным технологиям, математике и физике участвуют в процессе по сбору информации, берут интервью, ведут новостные программы и, таким образом, учатся общаться, поддерживать разговор и т.д. Кроме того, постепенно они начинают осваивать программы по видеомонтажу, звукозаписи и т.д. Ученики средней школы делают более сложные элементы процесса, такие как видеосъемка, сведение, монтаж, поддержка технической инфраструктуры и т.д., а также обучают младших товарищей. На старших учеников возложено частичное руководство проектами и иные организационные моменты, обучение, изучение теоретических основ деятельности, установка и настройка оборудования и т.д.

В итоге обучающийся студии проходит все этапы от «подающего» кабель до руководителя проекта, которым может быть съемка школьного праздника с организацией трансляции и выпуска диска с фильмом, ведение школьных новостей и т.д. Ребенок учится работать в команде, осознает свою ответственность за вверенный ему участок работы и получает моральное удовлетворение        от        полученного результата, который можно «подержать в руках» и пощупать.

За время существования детского телевидения более восьмидесяти юных новоаганцев  попробовали себя в качестве операторов, сценаристов и корреспондентов. Четыре выпускницы студии учатся на  факультетах журналистики в вузах Ханты-Мансийска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга. А Саломова Тахмина и Черных Елена делают карьеру на телевидении уже профессиональном.

        Другое направление работы центра – это правовое. Изучение права является важнейшим аспектом познания основ юриспруденции,   усвоение правовых норм поведения, формирования правовой культуры и правовой компетентности личности. Правовая информация,  представленная в содержании дополнительной общеобразовательной программы «Молодёжь и право», расширяет возможности  правовой социализации обучающихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить подростков к взрослой жизни. Современная жизнь достаточно сложна во всех отношениях, многие даже взрослые люди справляются с трудом с проблемами разного плана. В современном мире стало необходимым знание  закона Российской Федерации, для защиты своих прав и прав членов своей семьи. Цикл мероприятий, проводимых клубом «Молодёжь и право», способствует формированию правовой культуры и правовой компетентности личности. Современная жизнь показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и правового государства. Ребята с удовольствием принимают участие в поселковых, районных мероприятиях правовой направленности, тем самым доказывая свою активную гражданскую позицию. Клуб «Молодежь и право» является организатором многих мероприятий на уровне поселения и района – правовые викторины, интеллектуальные игры, круглые столы.  Выпускники прошлых лет, которые посещали  объединение, выбрали юридические профессии: Рыбьякова Дарья - Омская Юридическая академия, Арахамия Ираклий - Тюменский Государственный Университет, специальность таможенное дело.

Конечно, не все ребята, которые посещают клуб, в будущем свяжут свою жизнь с юриспруденцией. Но те знания правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней  убежденности в необходимости соблюдения норм права, и осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы, пригодятся во взрослой жизни.

         Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука моды»  направляет подростков на созидательную деятельность в оформлении предметной среды в пространстве моды и  позволяет выявить интерес к выбору будущей профессии. На сегодняшний день, когда профессии швеи, портного, модельера, дизайнера востребованы не менее любых других профессий, стоит задача помочь подростку четко осознать систему социальных и личностных ценностей, лежащих в основе этих профессий. Содержание программы включает все звенья цепочки последовательного создания творческого проекта и изготовления швейного изделия: эскиз – конструкция – технология – готовое изделие, что позволяет дать полное представление подростку о роде профессиональной деятельности.

Освоение данной программы дает воспитанникам основы профессии прямо “в руки” и помогает осмыслить собственные потребности и соотнести их с реальными возможностями. На занятиях подростки так же узнают  о путях и способах подготовки к профессии: где можно получить специальное образование, какие знания и навыки нужно развивать уже сегодня, чтобы легче освоить специальные учебные программы. На тему самоопределения подростка  проводятся собеседования с родителями.

В творческом объединении «Роспись по дереву» осуществляется тренировка «творческого мышления», «творческого труда» сопровождается воспитанием «эмоционально богатой» личности. В творческой деятельности человека обогащается его опыт, включающий в себя опыт других людей и поколений. Этот коллективный опыт, совокупность знаний и умений, технологий, т.е. культура в целом, пополняется открытиями и достижениями, возникающими не в общей «культуре», а в голове человека-творца. В творческом объединении «Роспись по дереву» мы продолжаем сохранять традиции народной росписи, пополняя копилку своими разработками. Попробовав себя в различных видах творческой деятельности, обучающиеся начинают осознавать свои силы, оценивают свой творческий потенциал, начинают задумываться о выборе будущей профессии, или решают, что творчество станет приятным хобби и любимым занятием в свободное время.

        За время работы творческого объединения несколько обучающихся связали свою профессиональную деятельность с творчеством, для многих творчество стало любимым хобби.

Учебные заведения, где продолжают обучение наши воспитанники из  творческого объединения «Роспись по дереву» - Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина Кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна; Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ГОУСПО Челябинское художественное училище; Магнитогорский государственный университет, факультеты дошкольного образования, изобразительного искусства и дизайна; Нижневартовский Государственный Гуманитарный Университет (бывший Педагогический Институт); Нижневартовский социально-гуманитарный колледж  БУ «НСГК».

Дополнительное образование обеспечивает личностную целостность и индивидуальность за счет социально-профессиональных и культурно-досуговых проб, позволяющих сформировать представление о своей будущей индивидуальной жизнедеятельности.

Система дополнительного образования детей предоставляет широкие возможности для профессионального определения ребенка, в числе которых:

– наличие условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;

– многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;

– личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, ее профессиональному самоопределению;

– личностно-ориентированный подход в работе педагогов дополнительного образования.

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации, проявление развития личности в ее стремлении к профессиональному становлению.

Профессиональное самоопределение — это выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъекта выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее формирование его как субъекта труда, профессионала и дополнительное образование детей, как мы видим, играет очень большую роль в организации деятельности в данном направлении.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...

Особенности формирования социальной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования детей

В данной статье рассмотрены основные направления и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей и их роль в формировании социалной компетентности подростков...

Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования

Статья об огранизации работы  с подростками в учреждении дополнительного образования ...

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...

Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.

В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся  в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...