Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс)
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования Больше-Ломовисского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh-karta_perova_e_t.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перова Елена Тимофеевна, Больше-Ломовисский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ» Пичаевского района
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования
Территория; краткое описание инфраструктуры; особенности социально-экономического развития; наименование общеобразовательной организации, с которой будет осуществляться взаимодействие.
Школа находится на территории Большеломовисского сельского совета Пичаевского района Тамбовской области. Школа расположена в центральной части поселка. Жилой сектор в основном частный. Среди жителей невысокий процент жителей с высшим образованием. В районе школы расположен дом культуры, медицинский пункт, сельская библиотека, парк. Рядом со школой находится офис ООО «Исток», который занимается разведением крупного рогатого скота и выращиванием различных сельскохозяйственных культур – пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, рапса, гороха. В соседнем селе Коршуновка находится ООО «Коршуновка», занимающееся выращиванием зерновых и технических сельскохозяйственных культур. Недалеко в деревне Любовка находится ООО «Пичаево Золотая Нива». Это предприятие выращивает и хранит в современном хранилище зерновые и зернобобовые культуры, семена масличных культур, сахарную свёклу. Все эти предприятия могут служить местом экскурсий и изучения особенностей производства и профессий, необходимых в этом производстве.
В школе имеются объединения учащихся и факультативы, которые могут служить дополнительным источником информации по формированию представлений о профессиях и требованиях к ним: факультатив «Современные профессии и география», факультатив «Человек. Общество. Мир», объединение учащихся «Где работать мне потом?». В школе работает научное общество учащихся «МИР» - «Молодые интеллектуалы России». При реализации программы будет осуществляться взаимодействие с МБОУ «Пичаевская СОШ» - психологическое сопровождение психологом Пичаевской СОШ.
Базовые процессы сопровождения с учетом возраста обучающихся:
За несколько последних лет АПК России из дотационной отрасли превратился в драйвер экономического роста экономики страны. Впечатляющие результаты во всех секторах отрасли: от исторических рекордов по сбору зерна в 2017 году (в объеме 134,1 млн. тонн) до прорывов в животноводстве. Активно внедряются биотехнологии для производства высококачественных агропромышленных продуктов с высокой добавленной стоимостью для внутреннего потребления и экспорта. Передовые производственные технологии и новые бизнес-модели позволили вывести консервативную отрасль на принципиально новый виток высокотехнологичного развития. Появляются новые ниши для развития бизнеса в отрасли и все больше инвесторов «голосуют деньгами» за умный АПК - SmartAgro и активно вкладывают средства в FoodTech-проекты. В этих условиях становятся актуальными и востребованными профессии, необходимые агропромышленному комплексу.
Данная программа:
- развивает конкретно-наглядные представления о мире профессий агропромышленного комплекса;
- формирует первоначальные представления о видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
- формирует представления о профессиях, сложных трудовых операциях и технических механизмах, о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям;
- расширяет и систематизирует представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства в области производства продуктов питания и сырья для лёгкой промышленности;
- расширяет и систематизирует представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- расширение и систематизация представления о современных профессиях, о профессиях, связанных со спецификой местных условий.
Профессии и специальности кластерной группы сельское хозяйство: инженер-механик, агроинженер, биоинженер, инженер-инноватор, системный инженер, маркетолог, маркетолог в области «умных технологий», марчендайзер, почвовед, менеджер по работе с клиентами, аккаунт-менеджер, менеджер лаборатории, оператор беспилотных летательных аппаратов (дронов), специалист по компьютеному дизайну новых материалов, специалист по монтажу и обслуживанию оборудования, оператор автоматических систем управления, специалист по электронной коммерции.
Тема года: Профессии агропромышленного комплекса.
Целевая установка: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, профессиональной пригодности, профессионально важных качеств человека и профессиональной карьеры, путем расширения представления о мире профессий в агропромышленном комплексе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение уровня психологической компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
2. Формирование у школьников положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Ознакомление учащихся со спецификой профессиональной деятельности в агропромышленном комплексе и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
4. Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.
Основные образовательные результаты:
Личностные результаты:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
- формирование позитивного отношение обучающихся к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура);
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности учащихся.
Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД
- Постановка вопросов.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
- Управление действиями партнера (оценка, коррекция).
Регулятивные УУД
- Целепологание.
- Волевая саморегуляция.
- Оценка.
- Коррекция.
Познавательные УУД
- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
- Выделение познавательной цели.
- Выбор наиболее эффективного способа решения.
- Смысловое чтение.
- Анализ объектов.
- Доказательства.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждения.
№ п/п | Мероприятие урочное/ внеурочное/ Темы занятий | Место в календаре | Место в образовательном, воспитательном простран стве | Используемые т ехнологии, формы и методы работы | Деятель ность обучающегося | Деятельность главного взрослого, прочих взрослых | Ресурсы | Результа ты и продукты деятельности | |
с обучающи -мися | с родителями | ||||||||
1 | Экскурсия на животноводческий комплекс ООО «Исток» | сентябрь | Основное | Экскурсия | Участие в подготовке экскурсии | Знакомство с животноводческим комплексом, оформление результатов экскурсии | Руководитель животноводческого комплекса рассказывает об организации предприятия, отвечает на вопросы | Животноводческий комплекс | Отчет об экскурсии |
2 | Тестирование «Мои профессиональные склонности» | сентябрь | Самостоятельная работа | Тестирование | Беседа по профориентации детей | Участие в тестировании | Организация тестирования, помощь в интерпретации результатов | Образовательная программа Учебно-методические материалы http://мой-ориентир.рф/медиатека.php | Выявление профессиональных склонностей |
3 | Знакомство с профессиями инженер-механик, наладчик оборудования | сентябрь | Консультирование | Сюжетно-ролевая игра | Беседа по профориентации детей | Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Образовательная программа Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа | Презентация профессий |
4 | Знакомство с профессиями зоотехник, веттехник, дояр | сентябрь | Консультирование | Практическое занятие | Беседа по профориентации детей | Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Образовательная программа Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа | Презентация профессий |
5 | Знакомство с профессиями биоинженер, инженер-инноватор, системный инженер | октябрь | Самостоятельная работа | Сюжетно-ролевая игра | Беседа по профориентации детей | Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Образовательная программа Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа | Презентация профессий |
6 | Знакомство с профессиями маркетолог, маркетолог в области «умных технологий», марчендайзер | октябрь | Самостоятельная работа | Практическое занятие | Беседа по профориентации детей | Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Образовательная программа Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа | Презентация профессий |
7 | Экскурсия в ООО «Пичаево Золотая Нива» | октябрь | Дополнительное образование | Экскурсия | Участие в подготовке экскурсии | Участие в экскурсии, подготовка отчёта | Руководитель рассказывает об организации предприятия, отвечает на вопросы | Предприятие ООО «Пичаево Золотая Нива» | Отчет об экскурсии |
8 | Знакомство с профессиями почвовед, менеджер по работе с клиентами, аккаунт-менеджер | октябрь | Самостоятельная работа Консультирование | Сюжетно-ролевая игра | Беседа по профориентации детей | Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Образовательная программа Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа | Презентация профессий |
9 | Знакомство с профессиями менеджер лаборатории, оператор беспилотных летательных аппаратов (дронов) | ноябрь | Самостоятельная работа Консультирование | Практическое занятие | Беседа по профориентации детей | Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Образовательная программа Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа | Презентация профессий |
10 | Знакомство с профессиями специалист по компьютеному дизайну новых материалов, специалист по монтажу и обслуживанию оборудования | ноябрь | Самостоятельная работа | Практическое занятие | Беседа по профориентации детей | Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Образовательная программа Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа | Презентация профессий |
12 | Профессия папы или мамы, работающих в АПК | ноябрь | Самостоятельная работа | Сюжетно-ролевая игра | Беседа по профориентации детей | Интервьюирование родителей, сбор материала для занятия | Помощь в подготовке анкеты | Образовательная программа Учебно-методические материалы | Презентация профессий |
13 | Экскурсия в ООО «Коршуновка» | ноябрь | Дополнительное образование | Экскурсия | Участие в подготовке экскурсии | Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Руководитель рассказывает об организации предприятия, отвечает на вопросы | Предприятие ООО «Коршуновка» | Отчет об экскурсии |
14 | Знакомство с профессиями оператор автоматических систем управления, специалист по электронной коммерции | декабрь | Самостоятельная работа | Практическое занятие | Беседа по профориентации детей | Работа с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Консультирование при работе с программой «Проектория» https://proektoria.online/ | Образовательная программа Учебно-методические материалы https://proektoria.online/ программа | Презентация профессий |
15 | Профессиональные пробы | декабрь | Дополнительное образование | Тренинг | Беседа по профориентации детей | Участвуют в профессиональных пробах | Организация профессиональных пробах | Образовательная программа Учебно-методические материалы | Выявление профессиональных склонностей |
16 | Итоговое тестирование «Мои профессиональные склонности» | декабрь | Дополнительное образование | Тренинг | Беседа по профориентации детей | Участие в тестировании | Организация тестирования, помощь в интерпретации результатов | Образовательная программа Учебно-методические материалы http://мой-ориентир.рф/медиатека.php | Выявление профессиональных склонностей |
17 | Итоговая конференция «Профессии агропромышленного комплекса». | декабрь | Самостоятельная работа | Практическое занятие | Участие в подготовке конференции | Подготовка материалов конференции | Помощь в организации и проведении конференции | Образовательная программа Учебно-методические материалы | Самопрезентация |
Используемые источники:
- https://proektoria.online/ программа «Проектория»
- http://засобой.рф/ программа «Zасобой»
- https://proforientatsia.ru/test/oprosnik-professionalnyh-predpochtenij-hollanda-opp/ тестирование «Мои профессиональные предпочтения»
- https://psycabi.net/testy/138-test-na-proforientatsiyu-oprosnik-jovajshi-sfera-professionalnykh-predpochtenij-uchashchikhsya опросник Йовайши
- https://constructorus.ru/ конструктор успеха
- https://moeobrazovanie.ru/ моё образование
- http://мой-ориентир.рф/медиатека.php мой ориентир
- http://pedsovet.su/publ/167-1-0-3030 профессиональные пробы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"
Документ содержит программу профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"...
План работы ГБОУ СОШ с. Летниково по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на 2017-2018 учебный год
Цели:сформировать эффективную систему профессионального сопровождения учащихся и воспитанников в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда;создать условия для развития с...
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.
Профессии агропромышленного комплекса.Целевая установка: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области пр...
«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...
Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.
В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...
Модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся....
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся
Представление результатов работы по развитию профориентационной деятельности в образовательной организации...