Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"
методическая разработка на тему
Документ содержит программу профессионального самоопределения обучающихся МБОУ "СОШ №5 "Многопрофильная" "Траектория успеха"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_traektoriya_uspeha_1-11_klas.doc | 978 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся МБОУ «СОШ № 5 «Многопрофильная»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….…2
2.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ ………………………….…….3
2.1.ИНФОРМАЦИЯ О ШКОЛЕ………………………………………...…...5
2.2.ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ…………..…...5
2.3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ…………………….…….…..7
2.4.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ…………………………………………9
2.5.ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………….10
2.6.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………….………..10
2.7.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ….…11
2.8.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В РАБОТЕ ЛИТЕРАТУРЫ…………..12
3.ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1. Приложение 1. Календарный план мероприятий по направлениям.13
3.2. Приложение 2. Используемые методики………………………………..23
3.3.Приложение 3. Перечень организаций и учреждений, где старшеклассники проходят профессиональные пробы и практики………………………………………………………………………….…………25
3.Приложение 4.Взаимодействие с учреждениями профессионального образования (ВУЗы, ССУЗы)…………………………………………………….27
3.5.Приложение 5. Курс «Профориентационный модуль» (сопровождение профессионального самоопределения обучающихся 8-9 классов)…………29
3.6.Приложение 6. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников10-11 классов………………………………37
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социально-экономические преобразования, характерные для России в последние 10-15 лет, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Современные молодые люди, вступая во взрослую жизнь, не готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить решение в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт, осуществлять ответственный жизненный и профессиональный выбор.
Репродуктивные методы обучения приводят к стандартности мышления молодых людей, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск.
Формальность в проведении предпрофильной и профильной подготовки приводит к тому, что старшеклассники не готовы к ответственному выбору будущей профессии и сферы профессиональной деятельности.
Трудности профессионального самоопределения в школе обусловлены тем, что сформировавшаяся профессиональная направленность школьников оказывается оторванной от реальной жизни.
Профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта подростков в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях.
Чтобы решить вышеуказанные проблемы необходимо в средней общеобразовательной школе предоставить обучающимся возможность с начальной ступени обучения проектировать своё будущее и формировать необходимые ресурсы для осознанного, ответственного выбора будущей профессии и сферы профессиональной деятельности. В школе необходимо создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого обучающегося в процессе становления его способностей к самопознанию, самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и жизненных и профессиональных перспектив.
Эти условия включают:
1.Психологическое просвещение обучающихся на всех ступенях обучения, направленное на актуализацию знаний о мире профессий, разнообразии профессиональной деятельности человека, современных требованиях к новым профессиям.
2.Психологическую диагностику обучающихся с целью раннего определения индивидуальных способностей, профессиональных наклонностей, возможностей обучающихся, соотнесение их с требованиями и характеристиками предпочитаемых профессий.
3.Расширение пространства социальной деятельности школьников, которая обеспечивается включением их в различные активные формы деятельности по изучению профессий, публичных выступлений, презентаций о сферах профессиональной деятельности, организацией экскурсий, профессиональных проб и практик.
4.Организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей, жизненных и профессиональных перспектив, образовательных историй и событий, личностных изменений.
Создать перечисленные условия невозможно без введения в образовательное пространство школы особой позиции школьного тьютора, обеспечивающего связь индивидуальной образовательной потребности обучающегося, профессиональных намерений и разных вариантов самоопределения и ответственного выбора дальнейшего жизненного и профессионального маршрута.
Тьютор - это наставник, сопровождающий, направляющий, но не дающий готовых, конкретных ответов на вопросы подопечного. Задачами тьютора являются: «научить» подопечного планировать собственную образовательную деятельность, осуществлять ее анализ, рефлексию, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста, проводить воспитание через разные способы работы, учить осмысливать успехи и неудачи.
Наша школа получила статус «Многопрофильной» и вопрос создания необходимых условий для индивидуализации учебного процесса, расширения пространства образовательной и социальной деятельности и активности старшеклассников в выборе будущей профессии стал актуальным и насущным.
Перед нами встала цель разработки программы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся многопрофильной школы как средства достижения желаемого результата.
2.ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
2.1. | Название организации | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная» |
Адрес организации | 2 мкрн., здание 29, первая часть, г.Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628309 Телефон: 22-50-02, факс: 22-63-20 E-mail: sosh5_ugansk@mail.ru | |
2.2. | Цель программы | Формирование готовности обучающихся к обоснованному, ответственному выбору будущей профессии, проектированию профессиональной карьеры, жизненного пути с учётом своих индивидуальных особенностей, возможностей, личностных качеств и потребности рынка труда. |
Задачи программы |
| |
Основная идея программы | Организация профессионального и личностного самоопределения обучающихся как возможность поддержания и развития у каждого школьника инициативного и авторского отношения к проектированию образа своего будущего, к выбору будущей профессии и сферы профессиональной деятельности, ценностным и социальным стремлениям, направленным на формирование: - коммуникативной компетентности - способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих замыслов (человеческого ресурса, ресурса информационных систем, ресурса коллективной деятельности ); - социокультурной компетентности - способов социализации, включения в различные образовательные, | |
профессиональные, творческие, спортивные и другие сообщества; - готовности к ответственному выбору сферы будущей профессии, профессиональной деятельности. | ||
2.3. | Основные направления работы | Профессиональное просвещение.
Приложение 1. Календарный план мероприятий по направлениям. Профессиональная диагностика.
Приложение 2. Используемые методики. Профессиональное консультирование.
Профотбор.
Социально - профессиональная адаптация. 1.Проведение экскурсий, профессиональных проб, практик с привлечением предприятий города и социальных партнеров. 2.Сотрудничество с ВУЗами, ССУЗами и другими профессиональными учреждениями. 3. Участие в различных проектах, акциях. Приложение 3. Перечень организаций и учреждений, где старшеклассники проходят профессиональные пробы и практики. Приложение 4. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования (ВУЗы, ССУЗы). |
2.4. | Основные этапы работы | С учетом психологических и возрастных особенностей школьников, содержание работы в школе по профессиональному самоопределению обучающихся разделяется на четыре этапа: I этап. Пропедевческий (1-4 классы): формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. II этап. Поисковый (5-7 классы): развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, экономике и культуре. Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. III этап. Развитие профессионального самоопределения (8-9 классы): уточнение образовательного запроса в ходе занятий по профориентации и курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. (Приложение 4. Курс «Профориентационный модуль»). IV этап. Профессиональное самоопределение (10-11 классы): обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде профессиональной деятельности, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. (Приложение 5. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников). |
2.5. | Исходные теоретические положения | Методологическую основу программы составляют:
- теории социализации личности (И.C.Кон, А.В.Мудрик, А.В.Петровский, В.А.Шаповалов, Ф.Рожков);
|
2.6. | Ожидаемые результаты | Реализация данной Программы позволит: - повысить мотивацию обучающихся к самоопределению в выборе будущей профессии и сферы профессиональной деятельности; - оказать психологическую поддержку и помощь обучающимся в осознанном и ответственном выборе будущей профессии; -спроектировать обучающимся образ своего профессионального будущего и дальнейшего образовательного маршрута; - обучить школьников основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; - сориентировать обучающихся на реализацию собственных замыслов и личностных ресурсов в реальных социальных условиях. |
2.7. | Оценка эффективности реализации Программы | Основные критерии эффективности профессионального самоопределения школьников:
|
2.8. | Список используемой в работе литературы | 1.Беспалова Г.М. Гуманитарное педагогическое сопровождение самообразования подростка//Демократическая школа. – М.: НПО «Школа самоопределения», 2004. - №3. – С. 77-85. 2.Блинов Г.Н. Обучение и воспитание в системе общественного воспроизводства: целевые ориентации, формы обучения, содержание обучения в свете идей тьюторства //Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. С.30-49. 3.Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования/Открытое образование и региональное развитие: способы построения образовательного пространства: Сб. научных трудов. – Томск, 2004.- С.41-47. 4.Ковалева Т.М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: Тьюторство как одно из направлений преодоления формал. педагогики//Первое сентября. – 2004. - № 66(09 окт.) – С.3. 5.Ковалева Т.М. Открытость образования как принцип построения современных образовательных технологий//Открытое образование. – М., 2006. 6.Тупицын А.Ю. Тьюторство в контексте «Педагогики самоопределения»//Индивидуально-ориентированная педагогика. – М.- Томск, 1997. - С. 39-44. 7.Щедровицкий П.Г. Л.Выготский и современная педагогическая антропология // Тьюторство: идея и идеология. – Томск, 1996. – С.73-128. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
I этап. Пропедевческий (1-4 классы).
Возрастные особенности: повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.
Направление работы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Формиованиеположительного отношения к труду | Презентация«портфолио» (Мои задачи на учебный год) (2-4кл.) | Образовательные сессии по решению проектных задач (формирование навыков коллективной работы) | Детско-родительский творческие проекты «Мир моих увлечений» (виды коллекционирования) | Презентация«портфолио» (Мои успехи) (1-4 кл.) | Спортивная игра «Национальные виды спорта». | Участие в конкурсе проектов в рамках городской декады по «Технологии» | Праздник «Мир, труд, май» Образовательные сессии по решению проектных задач (формирование навыков коллективной работы) | ||
Ведение курса «Лего» (1,2 кл)- в течение года Ведение курса «ОБЖ» (1 кл)- в течение года Направление работы детской организации «Солнышко»: -еженедельное межклассное соревнование чистоты и порядка в кабинете, внешнего вида, поведения во время перемен; -дежурство обучающихся во время перемен в рекреациях и в столовой; -организация и проведение общешкольных линеек; -шефская работа (ученики 4х классов над учениками 1х классов в течение года). Включение профориентационной информации в содержание предметов технология (труд), окружающий мир – в течение года | |||||||||
Формирование общих представлений о современных профессиях | Экскурсия в городскую библиотеку и музей.) | Праздник «День учителя» (день самостоятельности) | Беседа «Полиция на страже законов государства» | Праздник «День космонавтики» | |||||
Включение профориентационной информации в содержание предметов технология (труд), окружающий мир – в течение года | |||||||||
Развитие базовых общетрудовых компетентностей (потребность в творчестве, самоконтроль, ответственность, работа в коллективе, социальная значимость) | Проведение акции «Письмо водителю» | Игра "Все профессии важны, все профессии нужны | Конкурс сочинений о профессии родителей "Мой папа - ….." или «Моя мама - …..» | Конкурс рисунков "Замечательная профессия" (1–4 классы) | Деловая игра «Презентация достижений класса» Конкурс «Портфолио» (1-4кл.) | ||||
Участие в работе творческих объединений: -«Волшебная кисточка» -«Умелые руки» -«Домисолька» -«Умники и умницы» -«В мире музыки и танцев» -«Полезные привычки» -«Робототехника» -«Отряд юных инспекторов дорожного движения (ЮИД)» Участие в городских конкурсах (в течение года) Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах учебных и исследовательских проектах (в течение года) | |||||||||
Мониторинг, диагностика, анкетирование | Анкета «Мои желания» (2-4 классы) | Методика «Моё любимое дело» (2-4 классы) | Анкета «Что я умею делать сам» (2-4 классы) | Игровая методика «По морю любимых занятий» (4 классы) |
II этап. Поисковый (5-7 классы).
Возрастные особенности: Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН.
Направление работы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Информирование о группах профессий, в которых используются ЗУН, приобретаемые в образовательном процессе | Классный час «Популярные специальности: гуманитарные и социальные». (5-е кл.) Классный час «Профессии для любителей тонкой работы». (6-е кл.) Классный час «Профессии лёгкой промышленности». (7-е кл.) | Классный час «Популярные специальности в архитектуре и строительстве». (5-е кл.) Классный час «Профессии для хрупких и романтичных». (6-е кл.) Классный час «Самые востребованные профессии в автобизнесе». (7-е кл.) | Классный час «Профессии в общепите и пищевом производстве». (5-е кл.) Классный час «Профессии для тех, кто любит животных». (6-е кл.) Классный час «Горячая пятёрка рабочих профессий». (7-е кл.) | Классный час «Популярные творческие специальности». (5-е кл.) Классный час «Профессии средств массовой информации». (6-е кл.) Классный час «Дефицитные рабочие профессии». (7-е кл.) | Классный час «Профессии в сфере услуг и туризме (5-е кл.) Классный час «Профессии в сфере экологии». (6-е кл.) Классный час «Уникальные специальности». (7-е кл.) | Классный час «Популярные специальности в педагогике». (5-е кл.) Классный час «Профессии для тех, кто любит контролировать». (6-е кл.) Классный час «Новые профессии». (7-е кл.) | Классный час «Популярные специальности: финансы». (5-е кл.) Классный час «Профессии для тех, кто хочет прославиться». (6-е кл.) Классный час «Профессии по обеспечению безопасности». (7-е кл.) | Классный час «Популярные специальности в медицине и психологии». (5-е кл.) Классный час «Теологические профессии». (6-е кл.) Классный час «Мир новых профессий». (7-е кл.) | Классный час «Популярные профессии в торговле и коммерции». (5-е кл.) Классный час «Транспортные профессии». (6-е кл.) Экскурсия в автогородок (5-7 кл) |
Вовлечение учашихся в активное творческое познание мира профессий | Проведение акции «День работников нефтянной и газовой промышленности». (5-е кл.) Проведение акции «Международный день журналистов». (6-е кл.) | Проведение акции «День учителя». (5-е кл.) Проведение акции «День работников уголовного розыска». (6-е кл.) Проведение акции «Всемирный день почты». (7-е кл.) Проведение акции «Письмо водителю». (5-е классы) | Проведение акции «День милиции». (5-е кл.) Поведение акции «День бухгалтера». (6-е классы) Игра «Все профессии важны, все профессии нужны». (7-е классы) | Проведение акции «День энергетика». (7-е кл.) Проведение акции «День спасателя». (6-е кл.) Конкурс сочинений «Моя будущая Профессия» (5–7-е кл.) | Проведение акции «День работника прокуратуры». (7-е кл.) Проведение акции «День Российской печати». (5-е кл.) Проведение акции «Международный день таможенника». (6-е кл.) | Проведение акции «День Российской науки». (6-е кл.) Проведение акции «День аэрофлота». (7-е кл.) Конкурс рисунков «Замечательная профессия», Моя будущая профессия». (5–7-е кл.) Экскурсия в Музей «Роснефть» (5-7-е кл.) | Проведение акции «День геодезии и картографии» (7-е кл.) Проведение акции «Всемирный день поэзии». (5-е кл.) Проведение акции «День внутренних войск МВД России». (6-е кл.) | Проведение акции «День геолога». (6-е кл.) Проведение акции «День космонавтики». (7-е кл.) Проведение акции «День пожарной охраны». (5-е кл.) Участие в конкурсе проектов в рамках городской декады по «Технологии» | Проведение акции «Международный день музеев». (5–7-е кл.) Проведение акции «День пограничника». (6-е кл.) |
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах учебных и исследовательских проектах (в течение года) Ведение курса «Лего» (5 кл)- в течение года | |||||||||
Мониторинг, диагностика, анкетирование | Диагностика «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова). (5-7-е кл.) | Диагностика «Карта интересов» А.Е.Голомштока. (5-7-е кл.) Диагностика «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса- Дарки) (5-е кл.) | Диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. (5-е кл.) Диагностика «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса- Дарки) (6-е кл.) | Диагностика «Определение типа темперамента» (Опросник Айзенка) (5-е кл.) Диагностика «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса- Дарки) (7-е кл.) | Диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. (6-е кл.) Диагностика «Определение типа темперамента» (Опросник Айзенка) (6-е кл.) | Диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. (7-е кл.) Диагностика «Определение типа темперамента» (Опросник Айзенка) (7-е кл.) | Диагностика «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова). (5-7-е кл.) Диагностика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского). (5-7-е кл.) | Диагностика «Карта интересов» А.Е.Голомштока. (5-7кл.) Диагностика «Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов» (5-7-е кл.) | Диагностика «Самооценка психических состояний» (Опросник Айзенка) (7-е кл.) |
III этап. Развитие профессионального самоопределения (8-9 классы).
Возрастные особенности: Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.
Направление работы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей (профессионально-значимых способностей) | Диагностика «Карта интересов» А.Е.Голомштока. (8-е кл.) Диагностика «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» А.В. Головина. (9-е кл.) | Диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. (8-9-е кл.) Диагностика «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова). (8-9-е кл.) | Диагностика «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» Диагностика «Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова «Я предпочту» (8-9-е кл.) | Диагностика «Тест Дж. Голланда по определению типа социальной направленности личности (9-е кл.) | Диагностика «Ориентир» И.Л.Соломина. (8-9-е кл.) Диагностика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского). (8-9-е кл.) | Диагностика «Определение типа темперамента» (Опросник Айзенка) (8-9-е кл.) Диагностика «Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов» (8-9-е кл.) | Диагностика «Самооценка психических состояний» (Опросник Айзенка) (8-9-е кл.) | Диагностика «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова). (8-9-е кл.) | Диагностика «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» А.В. Головина. (8-е кл.) |
Индивидуальное консультирование по проблемам профессионального самоопределения (в течение года) | |||||||||
Профессиональные пробы | Экскурсия в «СКБ Банк» или «Ханты-Мансийский Банк». (9-е кл.) | Экскурсия в «Энергонефть» (8-9-е кл.) | Экскурсия в «Центральную городскую библиотеку». (8-9-е кл.) Экскурсия в «Центральную городскую больницу». (9-е кл.) | Экскурсия в «БУ Нефтеюганская станция переливания крови». (9-е кл.) | Экскурсия в «Нефтеюганский корпоративный институт» (8-9-е кл.) Экскурсия в туристическое агентство «Югра-Интур». (9-е кл.) Экскурсия в «МУЗ ССНМП» (9-е кл.) | Экскурсия в «ОАО Нефтеюганский объединнённый авиотряд». (9-е кл.) | Экскурсия в «Отряд Государственной противопожарной службы». (8-е кл.) Экскурсия в ОМВД России по г.Нефтеюганску. (9-е кл.) | Экскурсия в «Нефтегазовый индустриальный колледж» (8-9-е кл.) Экскурсия в «Нефтеюганский профессиональный лицей» (9-е кл.) | Экскурсия в телекомпанию «Юганск- Интелком». (8-9-е кл.) |
Курсы «Твой компас на рынке труда» (8-9 кл)- в течение года Курсы «Азбука профориентации XXI века» (9 кл)- в течение года Мастер классы в МБДОУ | |||||||||
Знакомство с содержанием профессии | Классный час «Выбор профессии» (8-е кл.) | Классный час «Секреты выбора профессии» (9-е кл.) | Классный час «Мир профессий». (8-е кл.) Встреча со специалистами «Городского центра занятости населения». (9-е кл.) | Классный час «Дефицитные профессии». (8-9-е кл.) Конкурс сочинений «Моя будущая профессия» (8-9-е кл) | Классный час «Список особо опасных профессий». | Классный час «Популярные профессии начального профессионального образования» (8-9-е кл.) | Проведение выставки: «Учебные заведения г. Нефтеюганска и ХМАО», «В помощь выпускнику». (8-9-е кл.) | Классный час «Мир новых профессиий». (8-9-е кл.) Встреча со специалистами «Городского центра занятости населения». (8-е кл.) | |
Подготовка к выбору профиля обучения | Анкетирование «Выбор профиля обучения». (9-е классы) | Проведение занятий по программе «Я и моя профессия» (8-е кл.) | Проведение занятий по программе «Мой профессиональный выбор» (9-е кл.) Запуск учебных и исследовательских проектов | Проведение занятий по программе «Мой профессиональный выбор» (9-е кл.) | Проведение занятий по программе «Мой профессиональный выбор» (9-е кл.) | Ученическая конференция (защита учебных и исследовательских проектов Участие в городской выставке: «Куда пойти учиться» | Проведение занятий по программе «Я и моя профессия» (8-е кл.) Анкетирование «Выбор профиля обучения». (8-е классы) Анкетирование «Выбор профиля обучения». (9-е классы) | ||
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах учебных и исследовательских проектах (в течение года) |
IV этап. Профессиональное самоопределение (10-11 классы).
Возрастные особенности: Период уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах. Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения.
Направление работы | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Подготовка к выбору профессии внутри выбранного профиля | Запуск профориентационного модуля по основам предпринимательской деятельности «Азбука бизнеса» (Бизнес-инкубатор) (10 -11кл) | Запуск профориентационного модуля по основам банковских знаний «Банковское дело» (ХМАО банк) (10кл) Информационная акция "Представление профиля"(10 кл) | Выездная образовательная сессия на базе УрГЭУ по обществознанию, истории, экономике, праву и др. предметам (10-11 кл). Проведение акции «День милиции». (10-11-е классы) Поведение акции «День бухгалтера». (10-11-е классы) | Проведение акции «День энергетика». (10-11-е классы) Проведение акции «День спасателя». (10-11-е классы) | Проведение акции «День работника прокуратуры». (10-11-е классы) Проведение акции «День Российской печати». (10-11-е классы) Проведение акции «Международный день таможенника». (10-11-е классы) | Проведение акции «День Российской науки». (10-11-е классы) Проведение акции «День аэрофлота». (10-11-е классы) | Выездная образовательная сессия на базе УрГЭУ по обществознанию, истории, экономике, праву и др. предметам (10-11 кл) Вручение сертификатов по итогам изучения профориентационного модуля «Банковское дело» (10кл) | Участие в банковской игре (10-11 кл) | |
Профориентационные модули в предметах профиля: курс «Азбука бизнеса», курс «Банковское дело» (в течение года) Образовательные сессии по химии, физике, русскому языку, литературе, обществознанию, экономике преподавателями СурГУ (в течение года) Вебинары СПбГУП (в течение года) | |||||||||
Формирование умений самостоятельного построения карьерных и образовательных путей | Тренинг «Проектирование образа своего будущего» Форум старшеклассников « Как стать успешным» | Тренинг «Мечта- образ- стремление» Тьюториал«Ошибки выбора профессии» | Тренинг «Мои возможности и способности» | Тренинг «Хочу-могу- надо» Тьюториал «У каждого своё призвание» | Тренинг «Мечтать не вредно» Форум старшеклассников « Пути к успеху». | Тренинг «Просто поверь в себя» Тьюториал «Мой выбор» | Деловая игра «Портрет успешного человека». Форум старшеклассников «Презентация профессий выбранного профиля» | Деловая игра «Стратегия выбора профессии. Современный рынок труда» | Деловая игра «Презентация достижений». Деловая игра « Куда поступать и где учиться» |
Элективный курс « Азбука профориентации XXIвека», « Путь к профессии» (в течение года) | |||||||||
Формирование компетенций, соответствующих выбранному профиля обучения, выработка умений практического использования образовательных достижений и предметных знаний | Участие в конференции «Шаг в будущее» (10-11 классы) | Форум старшеклассников « Успех от слова успеть» (10-11-е классы) | Запуск учебных и исследовательских проектов (10 проф. классы) | Участие в межрегиональной многопрофильной олимпиаде «Менделеев» (ТюмНГУ) Стажировка по английскому языку (10-11 кл) | Учебная практика по английскому языку (10-11 кл) | Ученическая конференция (защита учебных и исследовательских проектов (10 проф. классы) Конкурс «PR-профессий» – защита профессий каждого профиля (10 кл.) | |||
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах учебных и исследовательских проектах (в течение года) | |||||||||
Профессиональные пробы | День самоуправления(10-11 кл.) - проба «Учитель» Экскурсия в ООО «РН-Юганскнефтегаз», Управление добычи нефти и газа – проба «Инженер» | Экскурсия в городской нефтеюганский суд – проба «Юрист» Экскурсия в ХМАО банк, СКБ банк – проба «Банковский работник» | Экскурсия в Югра-интур – проба «Менеджер по туризму» | Экскурсия в аптеку «Фармация» – проба «Фармацевт» | Экскурсия на предприятие «Нефтеюганский авиоотряд» проба «Инженер» Экскурсия в АУ «НИЦ» Телерадиокомпания «Юганск», Радио-«Юганск-FM» - проба теле-, радиожурналист, редактор, режиссер | Экскурсия на станцию переливания крови, МУЗ «Детская поликлиника №2» – проба «Медицинский работник» | Экскурсия в ОМВД России по г. Нефтеюганску - проба «Сотрудник полиции» | Экскурсии на предприятия ООО «РН-Юганскнефтегаз – проба «Инженер» | |
Выпуск школьной газеты «Пятёрочка» (в течение года) и написание статей в городскую газету «Черный кот» – проба «Журналист» Участие в международном проекте «Santa Fe-Yugra Exchange» (Россия-Аргентина) - создание блога http:// santafe-yugra.blogspot.com для переписки с подростками из других стран - проба «Переводчик», «Международные отношения». Международный проект «Polar Lights» - издание школьного журнала на английском языке и его рассылка в зарубежные школы партнёры – проба «Переводчик», «Международные отношения» | |||||||||
Мониторинг, диагностика, анкетирование | Мониторинг соответствие выбранного профиля профессиональным интересам старшеклассников (10 класс) | Анкетирование «Моя личная профессиональная перспектива» (10 классы) | Диагностика « Изучение профессиональных способностей и склонностей» А. Климова (10 классы) | Проективная диагностика «Человек, срывающий яблоко», « Я через 10 лет». (10-11 классы) | Образовательная картография «Дорога в жизнь», « Пути выбора профессии» (11 классы) | Диагностика личности на мотивацию к успеху Т. Эклера. (10-11 классы) Диагностика личности на мотивацию избегания неудачи Т. Эклера (10-11 классы) | Диагностика по методике «Выявление лидерских качеств». 10-11 классы) Диагностика «Основной мотив твоего выбора» (10 классы) | Мониторинг профессиональных намерений старшеклассников (10 класс) | Мониторинг соответствия выбранной специальности профилю обучения (11кл. по итогам поступления) |
Информирование обучающихся и родителей | Презентации востребованных в регионе профессий и специальностей (Центр занятости) | Родительское собрание Вопрос профессионального определения школьников (10кл) | Профориентационная акция по набору обучающихся в учреждения профессионального образования системы МВД, министерства обороны | Встречи с представителями филиалов ВУЗов в г. Нефтеюганске (ТюмНГУ, ОмГТУ, РГГУ) | Встречи с успешными выпускниками школ (10-11 кл) Профориентационная акция по набору обучающихся в учреждения профессионального педагогического образования | Родительское собрание Презентация учреждений профессионального образования города (11кл) | Обзор информационной копилки «Абитуриент» (11кл) | Ярмарка профессий (10кл) PR-профессий (10 кл) | |
Индивидуальное консультирование по проблемам профессионального самоопределения (в течение года) Встречи с представителями ВУЗов (в течение года) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДИК
1-4 классы
1.Многофакторный личностный опросник (Р.Б.Кеттелл, Р.В.Коан). Исследование личностных особенностей младших школьников.
2.Методика изучения уровня внимания (предложена П.Я.Гальпериным и С.Л.Кабылицкой) направлена на изучения уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.
3. Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе (Н.Г. Лусканова).
4.Поливанова Н.И., Ривина И.В. «Диагностика системного мышления детей 6-7 лет» .
5. Ковалев В.И., Карпова Г.А. «Школьная учебная мотивация».
6.Опросник Г.Д., Спилберга «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению».
7. Д.Векслер «Измерения интеллекта детей».
8. Диагностика личностной тревожности. Тест-опросник Шмишека.
5-9 классы
1. «Карта интересов» А.Е.Голомштока, модификация Г.В.Резапкиной.
2.Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова «Я предпочту».
3.Тест Дж. Голланда по определению типа социальной направленности личности.
4. Методика «Ориентир» И.Л.Соломина.
5.Методика «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» А.В. Головина.
6.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
7. «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова).
8. Определение типа темперамента (Опросник Айзенка).
9. «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса-Дарки).
10. Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского).
11.«Самооценка психических состояний» (Опросник Айзенка).
12. Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов».
10-11 классы
- Методика « Профиль» модификация Г. Резапкиной.
- Методика «Диагностика мотивационной структуры личности»
В.Э. Мильман.
- Методика « Тип мышления» модификация Г.Резапкиной.
- Методика «Шкала зависимости» Т. Элес.
- Методика «Шкала оценки потребности в достижении» Т. Элес.
- Методика « Определение ведущего полушария».
- Методика « Оценка профессиональных склонностей школьников».
- Опросник КАВД ( по В.А. Ананьеву). Определение типа восприятия.
- Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой( склонность к определённому типу профессии).
- Тест Шмышека.
- Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере модифицированная В.А. Чикер, В.Э. Винокурова.
- Методика « Лидер».
- Методика « Личностная шкала проявления тревоги» Т.А. Немчинова.
- Анкета «Определение детей группы риска».
- Методика « Сортировка» « Я- социальное, идеальное, актуальное».
- Методика « Ориентация» И.Л. Соломина.
- Анкета « Психологический комфорт в школе».
- Анкета « Взаимоотношения в семье».
- Анкета по выявлению способностей к саморазвитию.
- Методика « Цель- средство- результат» А.А. Карманова.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОРОДА (СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО)
Взаимодействие с предприятиями и организациями города по проведению профессиональных проб и социальных практик осуществляется в различных формах: экскурсия, присутствие на рабочем месте, наблюдение, участие в различных проектах.
- Международный проект «Santa Fe-Yugra Exchange» (Россия-Аргентина) - создание блога http:// santafe-yugra.blogspot.com для переписки с подростками из других стран.
- Международный проект «Polar Lights» - издание школьного журнала на английском языке и его рассылка в зарубежные школы партнёры.
- Окружной бизнес-инкубатор, г. Ханты-Мансийск – проводит практические занятия для старшеклассников (мастер-классы, тренинги, деловые игры), организация серии однодневных стажировок на рабочем месте действующих предпринимателей (посещение различных предприятий).
- ОАО «Ханты-Мансийский банк Нефтеюганск» – проводит курс начального банковского образования для обучающихся социально-экономического профиля.
- Центр молодежных инициатив, г.Нефтеюганск –организация и проведение социальных практик, трудоустройство обучающихся в каникулярное время.
Направление | Профессиональные пробы и социальные практики (партнёры) |
Химико-биологическое | МУЗ «НГБ» МУЗ «Станция переливания крови» МУЗ «ССНМП» ОАО «Хлебокомбинат Нефтеюганский |
Филологическое | Центральная городская библиотека Автономное учреждение «Нефтеюганский информационный центр» Радио Юканск-FМ 102,9, Языковая школа «Speak Easy» |
Физико-математическое Информационно-технологическое | ОАО «ЮТЭК-Нефтеюганск» ООО ЮКГ-Энергонефть ООО «РН-Информ» ООО «РН-Бурение» нефтеюганский филиал ОАО «Тюменьэнерго», г. Нефтеюганск ОАО «Нефтеюганский авиотряд», г. Нефтеюганск. Отряд Государственной Противопожарной Службы, г. Нефтеюганск. |
Социально-экономическое | ОАО Ханты-Мансийский банк Отдел по защите прав потребителей ОАО СКБ-БАНК, г. Нефтеюганск |
Социально-гуманитарное | Нефтеюганское УВД Нефтеюганская городская организация Российская Оборонно-Спортивная Техническая Организация РОСТО (ДОСААФ), г. Нефтеюганск ООО «Экономика и право» Отдел по делам архивов г. Нефтеюганска |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВУЗЫ, ССУЗЫ)
- Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург
– проведение видеоконференций для обучающихся по различным профильным предметам и профессиональному самоопределению.
- Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
– публичные лекции преподавателей вуза;
- учебно-консультационные сессии для обучающихся по проведению исследовательской деятельности;
- стажировки для учителей и старшеклассников по истории, обществознанию, экономике, математике.
- Сургутский государственный университет г. Сургут
- проведение ежемесячных образовательных сессий для старшеклассников по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, биологии, химии, физике, экономике;
- учебно-консультационные сессии для обучающихся по проведению исследовательской деятельности.
- Тюменский Нефтегазовый государственный университет (филиал в г. Нефтеюганске)
- участие в межрегиональной многопрофильной предметной олимпиаде «Менделеев»;
- участие в профессиональной выставке;
- экскурсии, участие в дне открытых дверей.
- Омский государственный технический университет (филиал в г. Нефтеюганске)
- участие в профессиональной выставке;
- экскурсии, участие в дне открытых дверей.
- Нефтеюганский индустриальный колледж
- участие в профессиональной выставке;
- экскурсии, участие в дне открытых дверей.
- БУ НПО ХМАО - Югры «Нефтеюганский профессиональный лицей»
- участие в профессиональной выставке;
- экскурсии, участие в дне открытых дверей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. «ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ» (СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ)
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Цель курса: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Задачи курса:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Занятия курса проходят в виде различных форм учебной деятельности, таких как, деловые игры, беседы, встречи, тренинги, экскурсии, мастер классы, «мозговой штурм», работа в парах и группах.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять профессиональные пробы, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности);
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные:
- работать с различными источниками информации;
- использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;
- участвовать в деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
- развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми;
- применять коммуникативные и презентационные навыки.
Предметные:
- расширить знания об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- расширить знания о понятии темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей;
- знать требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- расширить знания о понятии рынок профессионального труда, профессионализм и востребованность профессий в современном обществе.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма занятий |
1 | Что такое профессиональная ориентация. | 1 | беседа |
2 | Понятие о профессии. Характеристики профессии. | 1 | беседа |
3 | Многообразие мира профессий | 1 | деловая игра |
4 | Представление о себе и проблема выбора профессии | 1 | игра |
5-6 | Выбор профессии и профессиональные способности | 2 | беседа |
7-8 | Рынок труда | 2 | беседа, встреча с представителями центра занятости г. Нефтеюганска |
9 | Профессиональное образование | 1 | деловая игра, диспут |
10 | Планирование своего профессионального будущего | 1 | беседа |
11 | Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО | 1 | практикум |
12-13 | Встреча с представителями учебных заведений | 2 | встреча с представителями профессионального лицея, нефтегазового колледжа |
14 | Введение в проблему профессионального самоопределения | 1 | тренинг |
15 | Изучение типа личности профессиональных способностей и склонностей | 1 | диагностика |
16 | Эмоциональное отношение к выбору профессии | 1 | тренинг |
17 | Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. | диагностика, беседа, деловая игра | |
18 | Мои жизненные ценности и профессия | 1 | тренинг |
19 | Характеристика списка дефицитных профессий. | 1 | презентация, беседа, диспут |
20 | Характеристика списка особо опасных профессий | 1 | презентация, беседа, диспут |
21 | Характеристика списка новых профессий | 1 | презентация, беседа, диспут |
22 | Мир новых профессий | 1 | тренинг |
23 | Высшие учебные заведения России | 1 | практикум |
24 | Изучение направленности к группам профессий. Карта профессий. Состояние рынка вакансий. | 1 | диагностика |
25 | Планы на будущее | 1 | тренинг |
26 | Выбор профиля профессиональной направленности. Реалии выбора, проблемы неопределённости | 1 | диагностика, беседа, деловая игра |
27 | Профессиональная злелость | 1 | тренинг |
28-34 | Профессиональные пробы | 7 | взаимодействие с образовательными учреждениями, предприятиями, организациями |
Итого | 34 |
Содержание программы
- Что такое профессиональная ориентация - 1 ч.
Что такое профессиональная ориентация? Почему профессию нужно тщательно выбирать? Самый надежный способ выбрать профессию. Можно ли лучше узнать себя и как это сделать?
- Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1ч.
Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие и профессии новые. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?
- Многообразие мира профессий - 1 ч.
Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
- Представление о себе и проблема выбора профессии- 1ч.
Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессиональные склонности и профессиональные способности.
5-6. Выбор профессии и профессиональные способности – 2ч.
Как определить свои профессиональные способности - пособие по самотестированию. Что такое общие и специальные способности? Оценка уровня физических способностей.
Оценка умственных способностей и особенностей характера. Как определить свое место на «психологической карте профессий» с учетом своих способностей? Почему так важно знать свои профессиональные способности?
7-8. Рынок труда - 2ч.
Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?
- Профессиональное образование -1ч.
Зачем нужно профессиональное образование? Образование общее и образование профессиональное. Профессиональное образование - направления, уровни, ступени, формы обучения. Где можно получить профессиональное образование - профессионально- технические училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии. Государственные и негосударственные профессиональные образовательные учреждения. Документы об образовании. Источники информации о профессиональных учебных заведениях. Что ты должен знать о возможностях получения образования в Ханты- Мансийском автономном округе?
- Планирование своего профессионального будущего - 1ч.
Почему решения все равно придется принимать? Разные способы принятия решения. Самый надежный способ принятия решения. Планируем свое профессиональное будущее самостоятельно.
Какие бывают рабочие места? Айсберг рабочих мест. Где и как искать информацию о рынке труда, вакансиях и обучении? Источники информации - Государственная служба занятости, коммерческие фирмы, собственные объявления о поиске работы, телефонные звонки, друзья, родственники, коллеги. Как правильно их использовать. Как правильно составить резюме. 11 шагов к цели.
- Профессиональные учебные заведения города Нефтеюганска, Ханты-Мансийского АО - 1ч.
Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности.
Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»
- Встреча с представителями учебных заведений - 2 ч.
Встреча с представителями «Нефтеюганского профессионального лицея» и «Нефтеюганского нефтегазового колледжа».
14. Тренинг «Введение в проблему профессионального самоопределения» - 1ч.
Самопрезентация. Психологическая суть профессионального самоопределения. Техники «Составление информационной карты» и «Невербальное общение». Рефлексия.
15.Изучение типа личности профессиональных способностей и склонностей- 1ч.
Диагностика: Тест Д.Голланда (определение типа личности); Дифференциально-диагностический опросникА. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).
16.Эмоциональное отношение к выбору профессии- 1ч.
Приветствие. Упражнения: «Мои эмоции и чувства…», «Шестое чувство», «Руанский монастырь». Рефлексия.
17. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда - 1ч.
Понятие и определение уровня интеллектуальных способностей. Влияние интеллектуальных способностей на успешность в профессиональных сферах жизнедеятельности.
18.Мои жизненные ценности и профессия- 1ч.
Приветствие. Упражнения: «Отдел кадров», «Мои ценности», «Мои цели». Рефлексия
19.Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.
Понятие и видыдефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.
20. Характеристика списка особо опасных профессий- 1ч.
Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.
21. Характеристика списка новых профессий- 1ч.
Характеристика видовновых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.
22. Мир новых профессий- 1ч.
Приветствие. Упражнения «Профессиограммы», «Профсоюз». Рефлексия.
23. Высшие учебные заведения России- 1ч.
Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности.Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?»
24. Изучение направленности к группам профессий. Карта профессий. Состояние рынка вакансий.
Диагностика: методика «Ориентир» И.Л. Соломина (выявлениенаправленности человека на ту или иную группу профессий, составление карты профессий, информация о состоянии рынка вакансий).
25.Планы на будущее.
Приветствие. Упражнения: «Я через 10 лет», «Мой товарищи через 10 лет». Рефлексия
26.Выбор профиля профессиональной направленности. Реалии выбора, проблемы неопределённости.
Диагностика: «Анкета профи». Деловая игра «Профессиональная карьера». Трудности неопределённости в профессиональной направленности.
27. Профессиональная зрелость
Приветствие. Упражнения: «Дорога в жизнь», «Эмоциональное отношение к выбору профессии». Рефлексия
28-34. Профессиональные пробы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 10-11 КЛАССОВ
В основе разработки данной части программы лежат исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.Н.Лурия, Д.Б.Эльконина, П.Г.Щедровицкого, И.Д. Фрумина, В.А.Болотова, Т.М.Ковалевой и др.
Педагогическая деятельность тьютора в старшей школе заключается в индивидуальной работе с обучающимися по выстраиванию траектории их движения в пространстве образования, способствует профессиональному самоопределению и самореализации школьников в будущей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Цели тьюторской деятельности:
- индивидуальное сопровождение обучающегося от выбора профильных предметов, элективных и интергративных курсов, замысла его образа будущего, предполагающего высокий уровень мотивации, выбор будущей профессии и дальнейшего образовательного маршрута;
- содействие школьникам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий в рамках учебного процесса, дополнительного образования, профессионального самоопределения;
- содействие в приобретении культурно- ценностных ориентаций и опыта осуществления личностных замыслов и целей.
Задачи:
1. Провести диагностику индивидуальных особенностей, возможностей, профессиональных склонностей, интересов обучающихся.
2. Помочь каждому школьнику сформулировать цели и задачи личностного развития, самоопределения в профессиональной сфере исходя из данных диагностики.
3.Содействовать в проектировании образа профессионального будущего, составлении индивидуальной образовательной программы как персонального пути по реализации своих образовательных возможностей, профессиональных склонностей и нахождении ресурсов для достижения результата.
4. Создать условия для анализа и рефлексии своих образовательных, творческих, спортивных достижений и неудач.
5.Способствовать формированию готовности к самоопределению и ответственному выбору будущей профессии.
Этапы тьюторского сопровождения профессионального самоопределения старшеклассника
1этап ( август-сентябрь).
Моделирование старшеклассником ИОП:
-сбор данных об индивидуальных особенностях, профессиональных интересах, склонностях;
- сбор данных об образовательных запросах: ( запуск «образа» своего будущего, осознание своих познавательных интересов, возможностей, склонностей, дальних и ближних целей и задач ) через проведение психологической диагностики возможностей, интересов, склонностей, тренингов на самопознание, раскрытие своего потенциала, тьюториалы по моделированию «образа» Я» и ИПО. Тренинг « Мои возможности и способности», образовательная карта « Мои возможности», « Значимые люди в моей жизни», « Река моей жизни».
2 этап ( сентябрь-октябрь)
Проектирование ИОП (какую профессию хочу получить, где, чему хочу научиться, что для этого буду делать, поиск информации, ресурсов, средств) через тренинг « Проектирование образа профессионального будущего, групповые, индивидуальные тьюторские консультации, тренинги по самоорганизации, планированию своей деятельности. Образовательная картография « Пути выбора профессии», « Любимое дело», « Интересные места в школе», « Что необходимо мне для того, чтобы найти свою профессию», « Река профессий», « Река моей жизни», « Самые счастливые дни в школе», рефлексивные эссе « Чему хочу научиться в 10-м классе?»,
« Как нужно выбирать профессию?, рефлексивные тексты « Когда человек чувствует себя счастливым», « Что значит призвание человека?»,
« В чём смысл жизни», « Чего я хочу добиться в жизни?»,
3 этап ( октябрь - апрель)
Самореализация и коррекция ИОП (анализ и рефлексия целей, задач, осмысление и соотнесение результатов и замысла) через рефлексивные семинары- практики, деловые игры, через включённость старшеклассника в разные виды образовательной, творческой, исследовательской, проектной деятельности: образовательные конкурсы, предметные олимпиады, научные сессии и лаборатории, творческие конкурсы, конференции, форумы: « Пути к успеху», « Портрет успешного человека», тренинги « Просто поверь в себя», « Мечта- образ- стремление», « Я и мой внутренний мир», « Мечтать не вредно», « Маска мифов и метафор».
проективные методики « Человек, срывающий яблоко с дерева», « Море и звёзды», « Человек под дождём», образовательная картография « Карта сказочной страны», обсуждение рефлексивных текстов, анализ портфолио.
4 этап ( май)
Презентация ИОП (предъявление результатов, портфолио, рефлексия), постановка целей и задач на следующий учебный год. Предъявление результатов в форме самопрезентации: рассказ о своих успехах, достижениях, неудачах, образовательная картография « Пути к успеху»,
« Мой выбор», проективные методики « Сказочная страна», « Город моей мечты», рефлексивные эссе « Что я знаю о себе», « Чему меня научил прошедший год», « Мои планы на будущее».
Продукты тьюторской деятельности
1.Портфолио старшеклассника как портфеля образовательных достижений.
2.Эссе, написанное старшеклассником, как анализ и рефлексия изменений в личностном плане.
3.Дневник тьютора.
4. Изменение статуса личности в обучающегося в группе, в классе, наличие стремления к самоактуализации, саморазвитию, самоизменению.
5.Включённость старшеклассника в различные виды образовательной, творческой, спортивной деятельности.
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы старшеклассника (ИОП)
Календарный план тьюторского сопровождения старшеклассников (10-11 класс) в профессиональном самоопределении
Участники | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Обучающиеся | 1. Тренинг- погружение «Проектирование образа профессионального будущего». 10-е кл. 2. Тьюториалыпо моделированию образа «Я» и ИОП. Средство: проективные методики, Рефлексивное эссе « Мои впечатления после первого месяца обучения» образовательная картография, рефлексивные тексты, притчи. | 1.Тьюторские консультации по проектированию ИОП. Поиск информации, средств, ресурсов. Средство: проективное задание «Историческая личность», активизирующая карточная методика «Или-или». 2.Тренинг по самоорганизации и планирования своей деятельности. | 1. Коррекция ИОП, осмысление и соотнесение замысла с первым результатом 2.Тьюториалы (обучающие семинары, рефлексивные семинары- практикумы). Средство: Рефлексивное эссе « Мои достижения», деловая игра «Самопрезентация», | 1.Тьюторские консультации «Самые востребованные профессии». тьюториалы, обсуждение рефлексивных текстов (Р. Бах «Чайка Джонатан Ливингстон» 2. Тренинг «Самопознания и раскрытия своих возможностей» | 1.Тьюторские консультации «Как выбрать профессию по темпераменту» 2.Тьюториал по написанию резюме, деловая игра « Профессия, которую я выбираю». | 1. Тьюторские консультации профессии IТ 2.Дискусия « Журналистика: мифы и реальность» | 1.Тьюторские консультации по оформлению портфолио. 2. Деловая игра « Куда поступить и где учиться». 3. Методика «Растяжка во времени». 4. Тренинг уверенного поведения. | 1.Презентация ИОП, предъявление итогов работы, рефлексия. Средство: образовательная картография, рефлексивное эссе, портфолио | 1.Презентация ИОП, предъявление итогов работы, рефлексия. Средство: образовательная картография, рефлексивное эссе, портфолио |
Учителя | Информирование учителей о профессиональных замыслах обучающихся, соответствие замысла с выбранным профилем обучения. | ||||||||
Родители | Информирование родителей о профессиональных замыслах обучающихся, соответствие замысла с выбранным профилем обучения. Индивидуальные и групповые консультации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы ГБОУ СОШ с. Летниково по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся на 2017-2018 учебный год
Цели:сформировать эффективную систему профессионального сопровождения учащихся и воспитанников в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда;создать условия для развития с...
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования Больше-Ломовисского филиала МБОУ "Пича...
Ресурсная карта по проектированию процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся средствами географического/биологического образования.
Профессии агропромышленного комплекса.Целевая установка: создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся, посредством популяризации и распространения знаний в области пр...
«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...
Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.
В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...
Модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
Модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся....
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся
Представление результатов работы по развитию профориентационной деятельности в образовательной организации...