«Профориентационная работа с обучающимися 5-6 классов»
статья по психологии (6 класс)

Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа с обучающимися 5-6 классов.

Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленная на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Реализация профориентационного плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Цели профориентационной работы

       Оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

        Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

Сформировать положительное отношение к труду;

Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

Научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

научить анализировать свои  возможности  и  способности, сформировать  потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности.

Учитель: Тема сегодняшнего классного часа «Выбор профессии». Сегодня у нас начинается цикл классных часов, посвященных выбору профессии.  Скорее всего, многим из Вас выбор профессии предстоит только через три года. Кому-то из Вас выбор профессии и соответствующего  учебного заведения предстоит в 9 классе, а кому-то только в 11. Тем не менее, пора уже начать задумываться о том, кем вы хотите стать, т.е. о выборе профессии.

Я думаю, что все знают, что такое профессия. Давайте дадим определение. Напомню Вам, что это - род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющейся обычно источником существования. Сейчас я предлагаю провести небольшое самотестирование. Напишите, пожалуйста,  в порядке убывания предпочтительности три ваших предполагаемых профессии. У вас есть минутка подумать и написать, т.е. первая должна быть самая интересная для вас профессия. Поскольку мы начинаем цикл классных часов, посвященных выбору профессии, то мы посмотрим, изменятся ли Ваши предпочтения после более детального знакомства с некоторыми профессиями.

Учащиеся пишут ответы на заранее приготовленных учителем  опросных листах.

Учитель: Собираю листочки. Теперь давайте структурно подойдем к выбору профессии. Профессий безумно много, тем не менее, их можно постараться классифицировать, что бы облегчить выбор. Все профессии можно условно разделить на 5 типов. Давайте посмотрим на слайд. В центре находитесь вы – субъект профессии. Давайте теперь посмотрим с кем или чем вы можете взаимодействовать.

Во-первых, с людьми. Тогда этот тип можно условно назвать человек-человек. Какие профессии, связанные с работой с людьми, вы знаете?

Ученик 1: Учитель.

Учитель: Да, спасибо. Еще?

Ученик 2: Врач, адвокат.

Учитель: Хорошо. Во-вторых, вы  можете взаимодействовать с  техникой. Какие примеры профессий такого типа мы знаем?

Ученик 1: Машинист, слесарь.

Учитель: Да, спасибо. В-третьих, объектом вашего взаимодействия могут быть знаковые системы, например,  цифровые, буквенные, нотные. Какие профессии можно отнести к этому типу по объекту взаимодействия?

Ученик 1: Я думаю, что профессию экономиста можно отнести к этому типу, поскольку представители этой профессии оперируют с цифрами.

Учитель: Ответ принимается.

Ученик: Моя мама работает аналитиком, я думаю, что эту профессию тоже можно отнести к типу человек – знаковая система.

Учитель: Хорошо, спасибо.

Ученик 2: Я думаю, что профессия переводчика подходит под этот тип, потому что они работают с текстами.

Учитель: Очень хорошо. Спасибо. Следующий тип:  человек – природа. Это все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. Кого можно отнести к этой группе профессий?

Ученик: К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог. 

Учитель: Отлично. Ну и последняя категория, это категория, связанная с взаимодействием с художественными образами. Кого можно отнести к этой группе профессий?

Ученик: Это, например, художники.

Учитель: Да, спасибо. Человек — художественный образ — это все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. Представителей,  каких профессий   можно отнести к этой категории?

Ученик 1: К этой группе относятся такие профессии как художник, актер.

Учитель: Да, спасибо.

Ученик 2: Певец, реставратор, искусствовед.

Учитель: Очень хорошо. Абсолютно верно.

По сути, что отображает эта схема? Как она вам может помочь? Вы должны понять для себя, с чем вам приятней работать: с цифрами, с людьми, а может быть с техникой. Опять-таки,  это зависит от вашего типа личности. Ну и, конечно же, данная классификация не универсальная, потому что есть профессии связанные сразу с несколькими типами объектов. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек - художественный образ, так как человек взаимодействует и с природой и с художественным образом.

Сегодня некоторые из вас расскажут нам о выбранных ими профессиях. К сегодняшнему дню некоторые из вас получили задание подготовить короткое описание – 1-2 слайда – некоторых профессий. После каждой профессии мы будем определять ее тип, исходя из вышеназванной классификации.

Далее учащиеся представляют приготовленные дома слайды, которые учитель  представляет на экране. В конце каждой презентации перед классом стояла задача определить, к какому типу относится представленная профессия.

Учащиеся по одному выходят к доске и комментируют приготовленные дома слайды с основными характеристиками выбранных ими профессий. После каждого выступления учитель обращается к классу с вопросом о том, к какому типу профессий относится представленная профессия в зависимости от объекта взаимодействия. Учащиеся аргументируют свои ответы:

- страховой агент – человек - знаковая система и человек - человек

- экономист-аналитик – человек – знаковая система

- программист – человек – знаковая система

- работник МЧС – человек – человек

- археолог – человек – живая природа

- журналист – человек – художественный образ

- историк – человек – знаковая система

- юрисконсульт – человек - человек

- секретарь-референт – человек - человек

- менеджер по продажам – человек - человек

- адвокат – человек - человек

- врач-офтальмолог – человек - человек

- дипломат – человек - человек

- следователь – человек - человек

- юрист – человек - человек

Учитель: Мы хорошо сегодня с вами поработали, спасибо всем учащимся, подготовившим доклады. В следующий раз мы с вами продолжим исследовать мир профессий и в конце этого цикла классных часов мы проведем еще одно тестирование, и посмотрим, поменяется ли ваш выбор. 

Игра по профориентации «Все работы хороши - выбирай на вкус» (5-6 класс)
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему

 

Здравствуйте, ребята!

Ребята, вы сейчас – ученики школы, но не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие –  это база вашей дальнейшей взрослой жизни. Когда вы окончите  школу, придет  пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. И мы сегодня с вами тоже приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается в мире около 40 тысяч. Выбор профессии – жизненно важный вопрос. 

Игра по профориентации

«Все работы хороши - выбирай на вкус» (5-6 класс)

Здравствуйте, ребята!

Ребята, вы сейчас – ученики школы, но не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие –  это база вашей дальнейшей взрослой жизни. Когда вы окончите школу, придет  пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. И мы сегодня с вами тоже приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается в мире около 40 тысяч. Выбор профессии – жизненно важный вопрос.

Чтобы получше познакомить вас с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий,  мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности.

Чтобы интереснее было путешествовать, мы разделимся на 4 команды.

5 а класс. Капитан команды _______________________

5 б класс. Капитан команды _______________________

5в, класс. Капитан команды _______________________

5г класс. Капитан команды _______________________

Оценивать нашу игру сегодня будут ____________________________________

Итак. Мы начинаем!

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить!

А что такое профессия?  

- Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Разные профессии». Вам надо закончить предложение.

Профессий всех не сосчитать!

А вы, какие можете назвать?

Поезд водит… (машинист).

Пашет поле… (тракторист).

Самолётом правит… (лётчик).

Клеит книжки… (переплётчик).

В школе учит нас… (учитель).

Строит здания… (строитель).

Красит стены нам… (маляр).

Столы делает… (столяр).

Песни нам поёт… (певец).

Торговлей занят… (продавец).

На станке ткёт ткани… (ткач).

От болезней лечит… (врач).

Лекарства выдаст нам… (аптекарь).

Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).

Нарисует нам… (художник).

Сапоги сошьёт… (сапожник).

С другого языка переведёт… (переводчик).

Исправит кран… (водопроводчик).

Часы чинит… (часовщик).

Грузит краном… (крановщик).

Рыбу ловит нам… (рыбак).

Служит на море… (моряк).

Хлеб убирает… (комбайнёр).

В шахте трудится…(шахтёр).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто всё знает - молодец!

А теперь следующий конкурс  «Детективы»  

Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта профессия). За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.

слово

пояснение

ваш вариант ответа

РВАЧ

медицинский работник

врач

КУЛОН

(весёлая цирковая профессия)

клоун

СОПЛО

дипломатический представитель

посол

ТЕРКА

театральная и дипломатическая профессия

актер

МАРЛЯ

«разноцветный» рабочий

маляр

ФИАКР

волшебная цирковая профессия

факир

КРЕДИТОР

руководитель предприятия

директор

СТАРИНА

младший медицинский работник

санитар

ТРАВИНКА

продавец старин

антиквар

АВДОТКА

Юридическая профессия

адвокат

Переходим к следующему конкурсу «Бюро находок».

В мешке находится набор различных инструментов, ваша задача определить человеку,  какой профессии принадлежат та или иная вещь из мешочка. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.

1.Кисточка, карандаш, краски.  (художнику)

2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы.  (швее)

3.Ручка, тетрадь, книга.  (учителю)

4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка.  (плотнику)

5.Лампочка, розетка, индикатор.   (электрику)

6. Письма, газеты, сумка (почтальон) 

7. Градусник, шприц (врач) 

8. Расческа, ножницы (парикмахер) 

9. Парик, костюм (актер) 

Предоставляем слово жюри для подведения текущих итогов.

Следующий конкурс  – «Узнавай-ка»

Команды должны узнать профессию по описанию. На экране демонстрируются слайды с фотографиями, после ответа над фотографией появляется название профессии. Верный ответ оценивается в 3 балла

1. «Эти учёные изучают, как жили люди в далёком прошлом. Летом  они отправляются туда, где были поселения древних людей. За тысячи лет места стоянок обросли толстым слоем земли и покрылись травой и лесом. Учёные старательно, слой за слоем раскапывают землю и находят предметы, которые когда-то служили людям. Каждую находку осторожно очищают от пыли специальной кисточкой». (Археолог.)

2. «Эта профессия очень древняя. Во все времена она была почетна и достойна уважения. Все здания, которые мы видим вокруг себя, - дома, дворцы, храмы, церкви, и даже уютные беседки в парке, - возникли не сами по себе. Придумывать красивые здания – дело непростое. Свою работу над будущим зданием этот человек начинает за столом с карандашом и листом бумаги в руках». (Архитектор.)

3.  «Хорошо помечтать, глядя в ночное звёздное небо, пофантазировать. Больше всех о звездах знают эти люди. Сейчас эти учёные изучают космос с помощью телескопов, летательных аппаратов. Компьютеры помогают им вычислять расстояния, на которых  находятся, друг от друга небесные светила». (Астроном.)

4. «Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со спины. Назовите мою профессию». (Дирижер.)

5. К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус – негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание — гипотония, то есть пониженное артериальное давление. Мне сложно планировать личную жизнь, так как я часто отсутствую дома. (Бортпроводник.)

Следующий  конкурс «Самая- самая…».  А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.

Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют  данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.

Назовите профессии:

Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...)

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

Самая волосатая (парикмахер...)

Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)

Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)

Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик)

Конкурс подошел к концу!

А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Пантомима». А жюри подводит итоги нашей сегодняшней игры.

На сцену приглашаются по одному представителю из команды (самому артистичному)  приглашаются на сцену.

Вам необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.

Предлагаемый список профессий:

Плотник, учитель,  врач, повар, клоун

Да, мы много сегодня  узнали интересного о труде, о профессиях.  Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии. 

Мы  надеемся, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела. 

Слово предоставляется жюри.

 

До свидания! До новых встреч! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа с обучающимися 2017-2018 уч.г.

Практикую современные технологии в профориентационной работе с обучающимися...

Профориентационная работа с обучающимися в 2016 – 2017 учебном году

Планы и Отчет о проведении трудовой практики в 2016 – 2017 учебном году...

Программа профориентационной работы с обучающимися МАУ ДО ФЦДО ПРОФИ - FRESH

Программа профориентационной работы с обучающимися МАУ ДО ФЦДО ПРОФИ - FRESH...

«Профориентационная работа с обучающимися в условиях современного рынка труда»

Новые экономические процессы, связанные с переходом производства на рыночную основу и динамично развивающийся рынок труда обуславливает потребность поиска новых путей подготовки молодёжи к осознанному...

«Опыт профориентационной работы с обучающимися 8-х классов Учебный методический курс «Первый шаг в профессию» под. редакцией С.Н. Чистяковой;

Для человека, живущего в эпоху быстрых экономических, социально-культурных перемен, профессиональное самоопределение личности не рассматривается только в аспекте адаптационных процессов. Профессиональ...

Мастер-класс "Аппликация в кулинарии" в рамках профориентационной работы с обучающимися школ

Тема: Разделка говяжьей полутуши Мастер-  класс на тему "Аппликация в кулинарии" включает в себя подтему "Разделка говяжьей полутуши", Занятия с обучающимися школ в таком форм...