Мастер-класс "Аппликация в кулинарии" в рамках профориентационной работы с обучающимися школ
план-конспект занятия (9 класс)
Тема: Разделка говяжьей полутуши
Мастер- класс на тему "Аппликация в кулинарии" включает в себя подтему "Разделка говяжьей полутуши", Занятия с обучающимися школ в таком формате позволяют заинтересовать их в выборе будующей профессии через знакомство с технологической последовательностью разделки говяжьей полутуши в форме выполнения аппликации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya.docx | 44.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разделка говяжьей полутуши
Цель работы: Ознакомить обучающихся с технологической последовательность разделки говяжьей полутуши и назначением частей.
Задачи: 1. Освоить последовательность деления говяжьей полутуши на кулинарные отруба (части)
2. Изучить кулинарное назначение частей говяжьей полутуши.
Материальное обеспечение урока:
1. Плакат «Обвалка говяжьей полутуши»
2. Раздаточный материал:
2.1. Учебный материал № 1 Кулинарная разделка и обвалка говяжьей полутуши
2.2. Листы белые (Формат А4)
2.3. Трафареты говяжьей полутуши
2.4. Цветная бумага
2.5. Ножницы
2.6. Клей.
Содержание работы
1.На листе белой бумаги (формат А 4) выполнить деление говяжьей полутуши на кулинарные части (использовать трафареты)
2. Изучить кулинарное назначение частей говяжьей туши и заполнить таблицу
« Кулинарное использование частей говяжьей туши»
Этапы выполнения работы:
Задание 1. Деление говяжьей полутуши на четвертины
На листе формата А4 в окне № 1 зарисовать с помощью трафарета говяжью полутушу.
Из цветной бумаги (рис.1) вырезать формат говяжьей полутуши и произвести деление полутуши, на переднюю и заднюю четвертины разрезав формат по черной линии деления. Вклеить получившиеся части, отступая друг от друга на 0,2 см. в зарисованный формат (окно №1).
Задание 2. Характеристика частей говяжьей полутуши
Из цветной бумаги (рис.2) вырезать формат говяжьей полутуши, и вклеить в окно № 2 и дать название каждой части используя учебный материал № 1
Задание 3. Деление говяжьей полутуши на кулинарные части (отруба)
В окне №3 формата А4зарисовать с помощью трафарета говяжью полутушу.
Из цветной бумаги (рис.3) вырезать формат говяжьей полутуши, произвести деление туши, на части разрезая рисунок по черным линиям деления. Получившиеся части вклеить в зарисованный формат отступая друг от друга на 0,2 см и сохраняя силуэт говяжьей полутуши.
Задание 4. Заполнение таблицы
Заполнить таблицу « Кулинарное назначение частей говяжьей полутуши» изучая учебный материал №1.
Учебный материал № 1
Тема: Кулинарная разделка и обвалка говяжьей полутуши
Общие сведения
Мясо на предприятия общественного питания поступает тушами, полутушами, четвертинами и крупными кусками.
При поступлении мясо проверяют на доброкачественность, наличие ветеринарной и товароведной маркировки.
Разделка мясных туш состоит из следующих операций:
- расчленение туш, полутуш или - четвертин на части (отруба) по установленной схеме с учетом анатомического расположения мышц и костей и последующего кулинарного использования мяса;
- обвалка отрубов;
- выделение крупнокусковых полуфабрикатов, их жиловке и зачистки.
Обвалка мяса состоит в отделении мышечной, соединительной и жировой тканей туши от костей. При жиловке из мякоти удаляют мелкие кости, хрящи, сухожилия, кровеносные сосуды и лишний жир. Зачистка заключается в удалении из мяса пленок, закраин и выравнивании кусков для придания им соответствующей формы.
Все операции выполняются вручную. В результате выполнения операций обвалки, жиловке, зачистки получают крупнокусковые полуфабрикаты, из которых затем нарезают порционные и мелкокусковые полуфабрикаты, котлетное мясо, кости и сухожилия.
Разделка говяжьей туши. Говяжью полутушу вначале делят на две четвертины — переднюю и заднюю. Линия деления проходит между 13 и 14-м позвонками вдоль последнего ребра (рис.1а). Полученные четвертины расчленяют на отруба (рис. 1).
При разделке передней четвертины получают следующие отруба (рис.1б): шея , лопатка, подлопаточная часть, толстый край, покромку, голяшку, грудинка
Лопаточный отруб отделяют от передней четвертины по контуру. Для этого: перерезают мышцы, соединяющие лопатку с грудной частью, надрезают мышцы, идущие от локтевого бугра к верхнему углу заднего края лопатки, и мышцы, лежащие по верхнему и переднему краям лопатки, затем лопатку оттягивают от туловища и перерезают мышцы, лежащие под плечевой и лопаточной костями.
Шею отделяют по линии, проходящей между последним шейным и первым спинным позвонками. Для этого прорезают мякоть до позвоночника по линии от остистого отростка первого спинного позвонка до выступа грудины, затем перерезают позвоночник по сочленению последнего шейного позвонка с первым спинным позвонком.
Спинно-грудной отруб остается после отделения лопатки и шеи. Линии отделения спинно-грудного отруба проходят: передняя — по прямой линии у последнего шейного позвонка; задняя — по последнему ребру и между последним спинным и первым поясничным позвонками.
Схема разделки говяжьей полутуши
Рис. 1. Схема разделки говяжьей полутуши
Название костей: / — лопатка; 2 — плечевая кость; 3 — локтевая кость; 4 —лучевая кость; 5 — грудная кость; 6 — подвздошная кость; 7 — бугор подвздошной кости (маклак); 8 — бедренная кость; 9 — коленная чашка; 10— большая берцовая кость; II —семь шейных позвонков; /2 — тринадцать спинных позвонков; 13 — ребра; 14 — шесть поясничных позвонков; 15 — крестцовые позвонки
Название частей:
I — лопатка (а — плечевая часть, б — заплечная часть),
II — шея,
III— толстый край (спинная часть);
IV—покромка,
V—грудинка, VI — вырезка,
VII — задняя нога (а -внутренняя часть, б -боковая, в -наружная, г -верхняя часть),
VIII — тонкий край (поясничная часть),
IX — пашина,
X — подлопаточная часть
Разделку задней четвертины начинают с отделения вырезки (VI) (если она не удалена на мясокомбинате). Вырезку подрезают у позвоночника по всей длине: толстый конец (головку) отрезают от подвздошной кости и мышц тазобедренного отруба, затем, оттягивая вырезку за головку, срезают ее с остистых отростков позвоночника. Затем заднюю четвертину делят на тазобедренный и поясничный отруба.
Тазобедренный отруб отделяют по линии, проходящей непосредственно перед маклаком (бугром подвздошной кости) между последним поясничным и первым крестцовым позвонками и идущей по направлению к коленному суставу задней ноги.
Поясничный отруб остается после отделения от задней четвертины тазобедренного отруба и вырезки.
Полученные отруба туши подвергают обвалке, жиловке и зачистке.
В результате разделки и обвалки отрубов говяжьей полутуши получают следующие крупнокусковые полуфабрикаты: лопатка (плечевая и заплечная части), шея, грудная часть, толстый край, подлопаточная часть, покромка, пашина, вырезка, тонкий край, тазобедренная часть (верхняя, внутренняя, наружная, боковая).
Сортировка и кулинарное использование частей мяса говяжьей полутуши
Зачищенное мясо сортируют в зависимости от кулинарного использования. На качество мяса влияют количество соединительной ткани и ее устойчивость при тепловой обработке. Части мяса, содержащие малое количество соединительной ткани, используют для жарки, а если много – для варки и тушения.
Вырезка – наиболее нежная часть мяса, используют для жарки крупным куском весом 1,5-2 кг (ростбиф), натуральными порционными кусками(бифштекс, лангет, филе) и мелкими кусками ( бефстроганов, шашлык).
Толстый и тонкий край – для жарки крупными кусками, порционными(антрекот, ромштекс), и мелкими кусками(бефстроганов. поджарка).
Верхний и внутренние куски тазобедренной части – для тушения крупными кусками, жарки порционными кусками (ромштекс, зразы отбивные).
Наружный и боковой куски тазобедренной части – для тушения крупным куском (мясо шпигованное), тушения порционными кусками ( говядина духовая, зразы отбивные), тушения мелкими кусками (Азу, жаркое по-домашнему)
Лопаточная и подлопаточная части, грудинка покромка – для варки крупными кусками ( мясо отварное), тушения мелкими кусками ( гуляш).
Шейная часть, пашина – для приготовления рубленной массы ( котлеты рубленые)
Задание № 4
Заполнить таблицу: Кулинарное назначение частей говяжьей полутуши
Вид мяса | Используемая часть | Наименование полуфабриката | Тепловая обработка |
говядина | Вырезка | ||
Толстый, тонкий край | |||
Внутренний, верхний кусок тазобедренной части | |||
Наружный, боковой куски тазобедренной части | |||
Лопаточная, подлопаточная части, грудинка, покромка | |||
Шея, пашина, покромка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в журнале "Школа и производство" "Опыт организации профориентационной работы в коррекционной школе"
http://www.schoolpress.ru/products/magazines/index.php?SECTION_ID=51&MAGAZINE_ID=48420...
Методическая разработка Мастер- класса в рамках профориентационной работы «Город мастеров» по профессии 15.07.09.02 Сварщик
Цели мастер – класса: • Образовательная: формирование устойчивого интереса к профессии «Сварщик», формирование современной мотивации к труду, профессиональному росту. • Развивающая: развитие творче...
Доклад на М/О "Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ"
Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...
«Деятельность классного руководителя в профориентационной работе с обучающимися (в рамках ФГОС)»
Система профориентационной работы в условиях перехода школы на ФГОС основного общего образования. Особенности профориентационной работы конца 1990-х – начала 2000-х...
Обобщение опыта работы: Система профориентационной работы в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школ - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый обучающийся....
Мастер-класс по теме: «Использование игровых технологий в рамках профориентационной работы в начальной школе»
Использование игровых технологий в рамках профориентационной работы в начальной школе предложено в форме квеста....
Активные формы профориентационной работы в условиях школы для обучающихся с ОВЗ.
Системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с ОВЗ к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное ...