Особенности профориентационной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в старших классах
статья

Побызакова Элла Леонидовна

В статье говорится о  формах профориентационной работы классного руководителя с обучающимися с интеллектуальными нарушениями  в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsionnaya_rabota_s_obuchayushchimisya_s_uo.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В СТАРШИХ КЛАССАХ

Побызакова Элла Леонидовна,

с. Аскиз, Республика Хакасия,

ГБОУ РХ «Аскизская школа-интернат»

учитель русского языка и литературы

pobyzakova.e@mail.ru

Аннотация: В статье рассматириваются особенности обучающихся с интеллектуальными нарушениями; формы профориентационной работы со стареклассниками с ОВЗ и их родителями (законными представителями), обобщение опыта работы.

Ключевые слова: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), профориентационная работа, профессиональное самоопределение.

Понятие «профориентация» – это ориентация обучающихся на те или иные профессии. Своеобразие интеллектуального и физического развития подростков с умственной отсталостью не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в массовой школе. Образовательные организации, реализующие АООП для обучающихся с умственной отсталостью, стоят перед необходимостью тщательного отбора наиболее доступных для учащихся специальностей. Сфера возможного приложения труда лиц с интеллектуальными нарушениями носит ограниченный характер. Однако это не означает, что школа не может выполнить своей основной социальной задачи – подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни [1].

Содержание профессионального обучения для умственно отсталых учащихся должно соответствовать их возможностям и предпочтениям. Это позволит им овладеть рядом профессий. Например, учащиеся выбирают профессию столяра, слесаря, штукатура-маляра, строителя, овощевода, швеи и т.д. Профессии, предъявляющие повышенные требования к интеллектуальному труду и коммуникативной деятельности им трудны в освоении, зачастую недоступны. Данной категории обучающихся нельзя работать там, где предъявляются строгие, повышенные требования к технике безопасности, что исключает профессии, характеризующиеся вредным влиянием для здоровья, а также превосходящие их физические возможности и усугубляющие имеющиеся заболевания.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями характерна пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, слабость волевых усилий, отсутствие умения преодолевать трудности и использовать свои физические ресурсы. Особенно резкие колебания работоспособности наблюдаются у детей-инвалидов и у детей с текущим заболеванием центральной нервной системы. У школьников встречаются такие сопутствующие дефекты, как снижение слуха, зрения и т.д. При осуществлении профотбора и профессиональной подготовки учащихся следует учитывать не только их физическое состояние, но и особенности психического развития (память, внимание, речь, мышление, эмоционально – волевую сферу и т.д.). У обучающихся с умственной отсталостью отмечается снижение уровня развития психики по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Своеобразие психического развития обусловлено особенностями высшей нервной деятельности. У детей отмечается нарушение основных свойств нервных процессов – силы, подвижности и уравновешенности. В этой связи разработана система доступных выпускникам с УО специальностей в различных областях производственной, сельскохозяйственной и обслуживающей профессиональной деятельности [1].

У старшеклассников с интеллектуальными нарушениями появляется потребность в обсуждении вопроса будущей профессии. Представления о будущей профессии носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и уже приобретенными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом обучающиеся выбирают специальности, недоступные для них, например, учитель, повар, шофер, парикмахер, продавец и т.д. Это связано с тем, что обучающиеся имеют неполное представление о содержании этих профессий.

Таким образом, организационный аспект профориентации детей с умственной отсталостью в условиях образовательных организаций, реализующих АООП включает:

– выделение этапов процесса профориентации и определение профориентационных задач, решаемых на каждом из них;

– определение основных методических приемов профориентации, адекватным ее задачам на выделенных этапах;

– определение путей и средств взаимодействия, между различными специалистами и учреждениями, принимающими участие в профориентации;

– анализ фактических условий работы образовательной организации в данном аспекте [3].

Традиционно выделяют следующие задачи профессиональной ориентации:

– профессиональная информация;

– профотбор;

– трудовое профессиональное воспитание;

– коррекция неадекватных профессиональных планов.

В Аскизской школе-интернате Республики Хакасия профориентационная работа со старшеклассниками осуществляется в процессе трудового обучения на уроках швейного и столярного дела и других предметов; на классных часах и внеклассных занятиях; во время экскурсий в профессиональные училища (ПУ), на предприятия для ознакомления с доступными профессиями и условиями труда. Также организуются встречи с представителями ПУ, с выпускниками школы, с людьми различных профессий.

Как классный руководитель в 5-9 классах выявляю интересы и склонности обучающихся с помощью таких форм как наблюдение, тестирование, беседа, составление характеристик, опросник для определения профессиональных интересов и предпочтений подростков.  В воспитательной работе планирую и провожу классные часы и внеклассные занятия по теме «Труд в нашей жизни», «Кем быть?», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Все профессии нужны», «О профессиях в моей семье». На занятиях говорим о роли труда в жизни человека и знакомимся с различными профессиями. Данные занятия направлены на освоение элементов знаний об экономике современного производства, о формах трудовой деятельности, оплате труда, бюджете семьи, о взаимоотношениях работника и администрации, о соотношении труда и заработной платы, об охране труда, экологии.

Совместно с социальным педагогом школы ежегодно организуются поездки обучающихся  8-9 классов и их родителей (по желанию) в ПУ Республики Хакасия в г. Абакан, с. Бея, с. Таштып и п. Шушенское Красноярского края. В перечисленных училищах могут получить профессиональное образование подростки с ОВЗ. В 9 классе вместе выпускниками посетили предприятия села Аскиз (в мебельный цех ИП Л. Чебодаева и швейную мастерскую ООО Чахайах»). Ребята посмотрели условия труда в данных предприятиях, познакомились с правилами приема на работу, интересовались заработной платой работников. Также организуются встречи с выпускниками школы. Старшеклассники задают вопросы, их интересуют условия обучения в ПУ и условия проживания в общежитиях, занятия выпускников в свободное время, размер стипендии и т.д. Особую роль в профессиональном самоопределении выпускника с ОВЗ играют родители. Проводятся индивидуальные консультации родителей и тематические родительские собрания («Знакомство с ПУ Республики Хакасия», «Ошибки в выборе профессии», «Выбор дальнейшего пути выпускника: за и против») с приглашением специалистов школы (психолога, медика, социального педагога, администрации школы). В результате такой целенаправленной работы все мои выпускники в 2023 году 100% поступили в ПУ (8 человек выбрали ПУ в п. Шушенское, 2 человека – ПУ в с. Таштып, 1 человек – ПУ в с. Бея). Выпускники осваивают доступные для них профессии швеи, штукатура-маляра, столяра, овощевода.

Профориентационную работу провожу на уроках русского языка и чтения. В старших классах изучаем произведения о труде (К. Паустовский «Стекольный мастер», Р. Погодин «Время говорит пора», «Алфред», В. Шукшин «Гринька Малюгин», и др.). Эта литература прививает любовь к труду и уважение к людям труда, учит детей правильно жить и работать. На уроках русского языка знакомимся с пословицами и поговорками о труде. которые воспитывают трудолюбие. В учебниках много упражнений с воспитывающим содержанием («Учись беседовать», «Мудрые советы», «Проверь готовность к экзамену по труду» и т.д.). Обучающиеся пишут диктанты, изложения о труде и небольшие сочинения «Кем я хочу стать?». Особое место в старших классах уделяется деловому письму: написание заявления о приеме на работу, объяснительной записки, краткое написание своей биографии. Эти знания, умения и навыки нужны обучающимся с ОВЗ в дальнейшей самостоятельной жизни.

Методика проведения профориентационных занятий и уроков базируется на принципах олигофренопедагогики и психологии обучающихся с интеллектуальными нарушениями, лежащих в основе учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях, реализующих АООП.

Литература:

1. Меркулова С. М. Профориентация умственно-отсталых подростков в процессе внеклассной работы [Электронный ресурс] / С. М. Меркулова // Инфо-урок. – URL: https://infourok.ru/proforientaciya-umstvenno-otstalyh-podrostkov-v-processe-vneklassnoj-raboty-6265226.html

2. Ерисова С. Е. Профориентационная работа на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс] / С. Е. Ерисова // Заседание МО учителей гуманитарного цикла – URL: https://rsrc-evpatoriya.ru/wp-content/uploads/2018/01/Proforientatsionnaya-rabota-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-S.V.-Erisova.pdf

3. Кулишова Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. М.: 2006. – 104 с. (Коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»

Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»...

Клубный час: "Загадочный космос" (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 1-2 класс)

Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе.Задачи:-Закрепить знания о планетах солнечной системы.-Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос».-Совершенство...

Консультация "Модель «Трех вопросов» в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями на примере темы занятия «Снег кружится, летает, летает …»

На примере одной темы занятия показывается технология модели "Трех вопросов" в коррекционной деятельности с обучающимися с интеллектуальными нарушениями....

Доклад на тему: «Современные подходы к профильному трудовому обучению по строительному делу обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8-11 классов в школе-интернате.»

Слайд 1.Докдад по теме «Современные подходы к профильному трудовому обучению по  строительному делу обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8-11 классов в школе-интернате».Слайд 2...

«Силовая тренировка с резиновыми амортизаторами для обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения (5 – 9 классы)».

Все упражнения статического характера и наравлены на включение в работу глубоких мышц, вплоть до мельчайших волокон....

Исторический кроссворд по предмету "История Отечества" (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) для 7 класса

Исторический кроссворд по предмету "История Отечества" (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) для 7 классаПрилагаю раздаточный материал для помощи с кроссвордом...