Выступление на родительском собрании по теме "О проведении профориентационной работы с обучающимися 8 и 9- х классов. "
консультация
Изучение профессиональной направленности обучающихся . Мониторинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГКОУ «Приволжская школа- интернат»
Выступление
на родительском собрании
О проведении профориентационной работы с обучающимися 8 и 9- х классов.
Изучение профессиональной направленности обучающихся
подготовила
педагог – психолог
Соловьева Н.А.
22 марта 2019 года
Цель профориентационной работы в школе – создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся. Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками школы - интерната.
Как показывают результаты мониторинга и анкетирования, большинство обучающихся выпускных классов школы не имеют достаточных знаний о трудоустройстве и существующих профессиях, испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования.
Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с УО (ИН)должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.
Выбор будущей профессии – это интересный момент жизни, и в то же время, полон волнений, сомнений, переживаний, как для ребенка, так и для родителей. Задача педагога - грамотно помочь выпускнику и родителям в этом непростом деле.
Профессиональное самоопределение как основная задача возраста возникает в юности: ведущей направленностью личности становится ее устремленность в будущее, выбор жизненного пути. На данном этапе обучающийся должен уметь осуществлять выбор (выбирать), разбираться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области.
Однако большинство обучающихся в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения.
Готовность к выбору профессии формируется педагогами с первых шагов обучения в школе. В начальной школе детей знакомят с миром профессий, набором профессионально важных для конкретной работы качеств. В подростковом возрасте педагогами организуется помощь в активном самоизучении, дальнейшем знакомстве с миром профессий, «примерке» конкретной профессии на себя, изучении рынка труда. В старшем подростковом возрасте и юности чаще обсуждаются вопросы о путях получения профессии, ошибках при выборе профессии. Поэтому, обучающимся очень важно ощущать педагогическую поддержку и сопричастность, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью.
Для обучающихся 8 и 9-х классов профориентационная работа осуществляется через информационную, внеклассную работу классных руководителей; деятельность педагога – психолога.С целью выявления познавательных интересов и потребностей обучающихся было проведен опрос по методике ДДО (дифферинциально-диагностический опросник Е.Климова)
Данный опросник выявляет сферы человеческой деятельности в таких областях как «человек-природа»; «человек-техника»; «человек-человек»; «человек-знаковая система»; «человек-художественный образ»
До проведения диагностики с обучающимися были проведены занятия по ознакомлению с различными видами профессий. С учащимися 9-х класса проведена экскурсия в детскую библиотеку, где прошла игра «В мире профессий», классный час «Все профессии хороши - выбирай на вкус», встреча с мастером ПЛ №»23 г. Приволжска, в школе прошла игра дл 7-8 кл «Мир профессий».
Обследование проводилось с учащимися 8 и 9-х классов. Было протестировано 20 обучающихся 9 классов.
На основании анкетирования «Определение профессиональной направленности личности» были выявлены следующие данные.
Профессии «Человек - человек». Ч-Ч- 8 (40%)
К этой группе относятся профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием, лечением, защитой людей. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми» ( кондуктор, няня, швея, официант, повер, парикмахер и др.)
Профессии «Человек - техника». Ч-Т -7 (35%)
К этой группе относятся профессии, связанные с проектированием, производством и обслуживанием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Эти профессии требуют от человека практических навыков, технических способностей, точности, хорошего здоровья (водитель, тракторист, токарь, сварщик, шве, автомеханик и др.)
Профессии «Человек-природа». Ч-П- 5человек (25%)
К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Людей этих профессий объединяет деятельная, а не созерцательная любовь к природе. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем (ветеринар, лаборант, полевод, агроном и др.)
Профессии «Человек - знаковая система». Ч-Зн- 0
К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
Профессии «Человек – художественный образ». Ч-Х -6 (30%)
К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной, сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие (визажист, парикмахер, художник, декоратор, маляр и др.)
Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ.
Как показывают результаты мониторинга и анкетирования, большинство обучающихся выпускных классов коррекционной школы не имеют достаточных знаний о трудоустройстве и существующих профессиях, испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования.
Сложности профессионального самоопределения подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.
Профориентационная работа в школе-интернате должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся, способствовать осознанному выбору профессиональной деятельности, и реализовываться через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Основными направлениями профориентационной работы в нашей школе являются: профессиональное просвещение обучающихся, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы в рамках расширения познаний о мире профессий, развития творческого потенциала детей.
Таким образом, профориентация в нашей школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного рынка труда.
Профориентационная работа в школе-интернате осуществляется в 3 этапа:
1-й - этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения во 2-7-х классах. Здесь мы знакомим детей с различными видами профессий, их особенностями. Данный этап способствует формированию трудовых навыков, воспитанию трудолюбия, настойчивости, умению работать в коллективе, уважению к людям труда.
2-й - этап активно-поисковой профориентации в основном проходит в 8-9-х классах. Он способствует систематизации знаний о мире профессий, знакомит учащихся с психологическими основами профессионального выбора. В 8 - 9х классах проводится первичная профдиагностика учащихся, с целью развития механизмов самопознания, коррекции самооценки.
3-й - этап профессионального самоопределения. Способствует определению профессионального выбора, получению информации о возможностях и путях получения профессионального образования.
Профессиональное просвещение - расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями через проведение профориентационных классных часов, бесед, ролевых игр, бесед, оформление стендов наглядной агитации;
Профессиональная консультация - пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы через организацию встреч с представителями учебных заведений, экскурсий , встреч со специалистом Центра занятости населения . Для организации преемственности школы и профессиональных училищ на уроках школьников ориентируют на продолжение профессионального обучения в конкретном училище, знакомят учащихся с жизнью училища (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в училище, выполнение трудовых заданий училища в мастерских школы), учителя в школьных программах по труду учитывают содержание и методики обучения в профессиональных училищах.
Профессиональная диагностика - изучение обучающимися своих особенностей и возможностей через использование различных психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий, адаптированных для наших школьников.
Профессиональный подбор – оказание помощи в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений, активизации самопознания и саморазвития обучающихся через экскурсии, встречи со специалистами Центра занятости населения.
Отличительной особенностью системы профориентационной работы в нашей школе является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения – воспитатели, классный руководитель, педагог - психолог, социальных педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.
Приоритетные направления специалистов школа-интернат
Классный руководитель и воспитатель:
-составление и реализация плана педагогической поддержки самоопределения учащихся;
-организация профориентационных классных часов, бесед и т.д.;
-психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
-организация экскурсий, встреч с представителями профессиональных училищ, встреч со специалистами Центра занятости населения;
-оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
-организация родительских собраний по проблеме формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению;
Учителя-предметники:
- обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у обучающихся общетрудовых навыков;
-формирование у школьников адекватной самооценки;
-наблюдение склонностей и способностей обучающихся.
Социальный педагог:
-формирование у школьников группы риска адекватной самооценки;
-оказание помощи детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
-организация консультаций обучающихся по социальным вопросам;
-оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Педагог - психолог:
-изучение профессионального интереса и склонностей учащихся;
-организация мониторинга готовности обучающихся к профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;
-проведение занятий по профориентации обучающихся;
-организация бесед, психологического просвещения, психологических консультаций для родителей с учётом возрастных особенностей обучающихся;
-формирование у школьников адекватной самооценки;
- оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся.
Таким образом, проводимая в школе профориентационная работа, способствует профессиональному самоопределению обучающихся и их успешной социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя предметника на родительском собрании "Роль родителей в повышении качества знаний обучающихся"
В выступлении рассматриваются вопросы снижения качества знаний обучающихся в сельской школе, анализируются причины, предлагаются решения...
Выступление на родительском собрании: "Учет психологических особенностей обучающихся при подготовке к ГИА". Формирование ЗОЖ.
Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условийпри подготовке ребёнка к выпускным экзаменам.Формирование ЗОЖ....
Выступление на родительском собрании «Выявление и развитие наклонностей и способностей обучающихся»
Выступление на родительском собрании по теме "Развитие способностей обучающихся"...
Методическая разработка выступления на родительском собрании для родителей обучающихся 1 курса на тему "Адаптация студентов 1 курса"
В методической разработке представлена информация об особенностях адаптации студентов к учебному процессу в колледже, к специфике обучения в учреждениях среднего профессионального образования, даны ре...
Выступление на родительском собрании в рамках педагогического лектория "Общение-залог здоровья обучающихся"
Выступление на родительском собрании в рамках педагогического лектория "Общение-залог здоровья обучающихся"...
Выступление на родительском собрании на тему профилактики суицидального поведения обучающихся
laquo;Профилактика суицида у несовершеннолетних»Суицид, проще говоря – самоубийство стало проблемой, которая в последнее время стала очень актуальной. Эту беду в большинстве с...
Доклад «Планирование и проведение профориентационной работы в современной образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоят...