Практикум для подростков "Познай себя"
тест по психологии (9 класс)

Елена Викторовна Максимова

включает тесты для обучающихся 9-10 классов направленные на самопознание личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЛАНК ОТВЕТОВ «Карта интересов».

Инструкция. Вам предстоит оценить свои интересы в пределах 29 направлений. Если то или иное занятие вам очень нравится, то в бланк ответов ставьте +2. Если оно вам просто нравится, то поставьте +1. Если оно вам безразлично, то поставьте 0. Если вы не любите этим заниматься, то напишите –1, ну а если вам совсем не нравится это занятие, то поставьте –2.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Знакомиться с жизнью растений и животных.

2. Посещать уроки географии, читать литературу по географии.

3. Читать художественную или научную литературу о геологических экспедициях.

4. Изучать причины возникновения болезней и пути их лечения.

5. Заниматься домоводством: готовить, шить, приводить в порядок мебель и одежду.

6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях.

7. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии.

8. Читать техническую литературу, журналы.

9. Разбираться в электрических и электронных схемах.

10. Читать о возможностях использования различных материалов (медь, олово, сосна и т.д.)

11. Разрабатывать свои собственные компьютерные программы.

12. Наблюдать за поведением людей, интересоваться причинами их поступков.

13. По возможности работать на стройках (во время летних каникул).

14. Читать книги о разных видах транспорта, профессиях, связанных с транспортными перевозками.

15. Интересоваться военной техникой и новейшими разработками в этой области.

16. Посещать уроки истории в школе.

17. Самостоятельно писать стихи и прозу.

18. Читать газеты, журналы, публицистическую литературу.

19. Интересоваться закономерностями развития общества.

20. Читать литературу о работе воспитателя, учителя, о деятельности педагогов.

21. Смотреть телепередачи о раскрытии преступлений.

22. Работать в сфере обслуживания.

23. Читать дополнительную литературу по математике.

24. Знакомиться с компьютерными программами по бухгалтерскому учету.

25. Посещать курсы иностранных языков.

26. Смотреть фильмы и читать литературу о художниках и их творчестве.

27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены, кино.

28. Участвовать в музыкальных смотрах-конкурсах.

29. Посещать спортивные секции.

30. Изучать ботанику, зоологию, биологию, экологию.

31. Знакомиться с географическими особенностями различных стран по описаниям и картам.

32. Посещать геологические музеи.

33. Посещать уроки анатомии и физиологии человека.

34. Знакомиться с работой предприятий легкой промышленности (швейное, обувное, текстильное и др.).

35. Изучать физические явления и законы.

36. Читать научно-популярную литературу об открытиях в области химии и деятельности выдающихся химиков.

37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (смотреть телепередачи, искать статьи в журналах).

38. Разбираться в устройстве электроприборов, видео- и радиоаппаратуры и электрических машин.

39. Посещать кружки по обработке дерева, металлов.

40. Читать книги о программировании, журналы о новых компьютерных изобретениях и технологиях.

41. Читать научно-популярную литературу по психологии.

42. Выполнять наброски различных зданий, проектировать постройки.

43. Интересоваться историей развития разных видов транспорта.

44. Участвовать в военных сборах, играть в военные игры.

45. Читать книги по истории, узнавать новое об исторических событиях, деятелях науки и культуры.

46. Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками.

47. Смотреть ежедневные выпуски новостей по телевизору, обсуждать со взрослыми и сверстниками проблемы общественной жизни.

48. Посещать факультативные занятия по обществознанию.

49. Давать объяснения товарищам, как выполнять учебное задание, если они не могут сделать его сами.

50. Участвовать в разработке уставов, положений, нормативных документов для школы.

51. Помогать покупателям выбирать покупку в магазине.

52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в области математики, о жизни выдающихся математиков.

53. Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования,

заработной платы, организации труда.

54. Учить второй иностранный язык дополнительно.

55. Читать книги об изобразительном искусстве.

56. Посещать творческие вечера-встречи с актерами.

57. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства.

58. Играть в спортивные игры, участвовать в спортивных соревнованиях.

59. Собирать информацию о животных, растениях, микроорганизмах.

60. Смотреть телепередачи о разных странах.

61. Знакомиться и составлять описание геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.).

62. Читать и смотреть фильмы о врачах и достижениях в области медицины.

63. Знакомиться с новыми технологиями, используемыми в пищевой и легкой промышленности.

64. Проводить опыты по физике.

65. Знакомиться с новыми технологиями в химическом производстве, с получением новых веществ и материалов.

66. Разбирать, ремонтировать, интересоваться устройством различных механизмов (часов, бытовых приборов, швейных машин).

67. Ремонтировать радиоприборы и аппаратуру.

68. Смотреть телевизионные передачи об исследовании и применении различных веществ и материалов.

69. Заниматься информатикой дополнительно.

70. Посещать психологический кружок.

71. Участвовать в ремонтных работах дома, в школе, помогать в строительстве домов, построек.

72. Смотреть телепередачи, фильмы о профессиях, связанных с транспортными перевозками.

73. Ходить на экскурсии в места военной славы, посещать военные музеи.

74. Смотреть исторические фильмы, телепередачи.

75. Посещать факультативные занятия по литературе и русскому языку.

76. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе.

77. Проводить опросы общественного мнения, брать интервью, выявлять тенденции в развитии разных явлений общественной жизни.

78. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать им в чем-либо).

79. Выяснять причины противоправного поведения людей.

80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта, читать литературу и смотреть телепередачи о конкурсах в сфере обслуживания.

81. Посещать дополнительные занятия по математике.

82. Читать сообщения на экономические темы в печати.

83. Читать книги на иностранном языке дополнительно.

84. Посещать художественные выставки.

85. Посещать театры.

86. Слушать оперную музыку, посещать концерты симфонической музыки.

87. Посещать спортивные соревнования, следить за их ходом, слушать и смотреть радио- и телепередачи о спорте.

88. Смотреть телепередачи о животных и растениях.

89. Самостоятельно составлять географические карты, накапливать и собирать различные географические сведения, изучать закономерности.

90. Участвовать в геологических экспедициях.

91. Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта.

92. Опробовать рецепты приготовления пищи.

93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике.

94. Решать сложные задачи по химии и участвовать в химических олимпиадах.

95. Моделировать самолеты, ракеты, корабли, машины и пр.

96. Проектировать и собирать электрические и радиоприборы (радиоаппаратуру, датчики температуры, движения, домофоны, системы сигнализации и т.п.).

97. Мастерить изделия из дерева, металла и других материалов, собирать детали своими руками.

98. Посещать уроки информатики в школе.

99. Интересоваться проявлениями характера человека, правилами взаимодействия людей.

100. Смотреть телевизионные передачи о строительстве («Квартирный вопрос» и т.д.).

101. Интересоваться новыми разработками в мире транспорта (новинки автомобилестроения, новые изобретения в авиации, в железнодорожном транспорте и т.п.)

102. Читать книги, смотреть фильмы на военную тему, знакомиться с историей крупных сражений, войн и судьбами великих полководцев.

103. Посещать исторические музеи, ездить на экскурсии по историческим местам.

104. Писать классные или домашние сочинения по литературе.

105. Взаимодействовать с людьми: убеждать, разъяснять, организовывать и т.п.

106. Читать литературу по философии, социологии.

107. Выполнять работу воспитателя, замещать уроки в младших классах.

108. Читать юридическую литературу, интересоваться историей права.

109. Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание во время похода, поездки, путешествия.

110. Решать сложные задачи по математике.

111. Интересоваться вопросами экономической географии.

112. Смотреть фильмы на иностранном языке без перевода и пытаться понять их.

113. Рисовать дома для удовольствия.

114. Выступать на сцене перед зрителями.

115. Заниматься в музыкальной школе, студии, в хоре, музыкальном кружке.

116. Читать книги о здоровом образе жизни, о спорте, выдающихся спортсменах.

117. Разводить растения, ухаживать за животными, посещать выставки и участвовать в них.

118. Участвовать в географических экспедициях, походах.

119. Собирать коллекции минералов.

120. Ухаживать за больными, оказывать им помощь.

121. Придумывать новые рецепты приготовления пищи, конструировать новые модели одежды.

122. Решать сложные задачи по физике, участвовать в физических олимпиадах.

123. Знакомиться с разными возможностями применения химических знаний (фармацевтика, криминалистика, промышленность и т.п.)

124. Разбираться в технических чертежах и схемах, чертить или составлять чертежи самому.

125. Читать и смотреть телепередачи о достижениях в области электроники и радиотехники.

126. Знакомиться с информацией о новых технологиях в области материаловедения.

127. Работать на компьютере, использовать Интернет в целях поиска дополнительной информации.

128. Помогать знакомым преодолевать трудности, решать жизненные проблемы, выслушивать, успокаивать.

129. Читать книги о строительных работах («Как построить дом?» и т.д.)

130. Заниматься в клубах авиамоделирования, автолюбителей, парусного моделирования, быть членом дайвинг-клуба.

131. Встречаться с участниками военных действий, слушать их рассказы.

132. Знакомиться с историческими закономерностями, посещать олимпиады по истории.

133. Читать книги или смотреть передачи о поэтах и писателях.

134. Писать статьи в газеты, журналы.

135. Интересоваться историей философской мысли.

136. Обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

137. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.

138. Заботиться о порядке в вещах, о красивом виде помещения, в котором учитесь, работаете, живете.

139. Участвовать в математических олимпиадах.

140. Вести расчеты своих доходов, расходов, а также доходов и расходов своей семьи.

141. Общаться с иностранцами на разных языках, работать переводчиком.

142. Посещать студию изобразительного искусства, художественную школу.

143. Заниматься в театральной студии.

144. Слушать классическую музыку.

145. Регулярно смотреть Олимпийские игры, спортивные соревнования.



Предварительный просмотр:

Познай себя

Тест на определение стрессоустойчивости личности

Конфликты, как и ряд других негативных факторов нашей жизни, создают нервозные состояния и часто приводят к стрессу.

Ниже предлагается тест, который позволит вам получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставиться балл).

Утверждения

редко

иногда

часто

1.         я думаю, что меня недооценивают в коллективе

1

2

3

2.         я стараюсь работать, учиться, даже если бываю не совсем здоров

1

2

3

3.         я переживаю за качество своей работы

1

2

3

4.         я бываю, настроен агрессивно

1

2

3

5.         я не терплю критики в свой адрес

1

2

3

6.         я бываю раздражителен

1

2

3

7.         я стараюсь быть лидером там, где это возможно

1

2

3

8.         меня считают человеком настойчивым и напористым

1

2

3

9.         я страдаю бессонницей

1

2

3

10.     своим недругам я могу дать отпор

1

2

3

11.     я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

1

2

3

12.     у меня не хватает времени на отдых

1

2

3

13.     у меня возникают конфликтные ситуации

1

2

3

14.     мне недостает власти, чтобы реализовать себя

1

2

3

15.     у меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

1

2

3

16.     я все делаю быстро

1

2

3

17.     я испытываю страх, что не поступлю в институт

1

2

3

18.     я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.

1

2

3

Далее подсчитайте суммарное число баллов, которое вы набрали, и определите, каков уровень вашей стрессоустойчивости, по таблице:

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивости

51 - 54

1 – очень низкий

53 - 50

2 - низкий

49 - 46

3 – ниже среднего

45 - 42

4 – чуть ниже среднего

41 - 38

5 - средний

37 - 34

6 – чуть выше среднего

33 - 30

7 – выше среднего

29 - 26

8 - высокий

18 - 22

9 – очень высокий

Чем меньше (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни!



Предварительный просмотр:

Познай себя

Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

 Стили поведения в конфликте

Человек, использующий стиль соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Мы стараемся в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели мы используем свои волевые качества; и если воля наша достаточно сильна, то нам это удается.

Стиль избегания реализуется тогда, когда мы не отстаиваем свои права, не сотрудничаем ни с кем для выработки решения проблемы или просто избегаем разрешений конфликта. Мы можем использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для нас, когда мы не хотим тратить силы на ее решение или когда мы чувствуем, что находимся в безнадежном положении.
Третьим стилем является
стиль приспособления. Он означает то, что мы действуем совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Мы можем использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для нас. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых мы не можем одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью; таким образом, мы уступаем и смиряемся с тем, чего хочет оппонент.

Четвертым является стиль сотрудничества. Следуя этому стилю, мы активно участвуем в разрешении конфликта, и отстаиваете свои интересы, но стараемся при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку мы сначала “выкладываем на стол” нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако, если у нас есть время и решение проблемы имеет достаточно важное для нас значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда мы и другой человек хотим одного и того же, но знаем, что одновременно это для нас невыполнимо. Например, мы вместе хотим занять одну должность или, находясь в отпуске вдвоем, мы хотим провести его по-разному. Следовательно, мы вырабатываем некоторый компромисс, основанный на незначительных взаимных уступках. Применяя стиль компромисса, мы рассматриваем конфликтную ситуацию, как нечто данное и ищем способ повлиять на нее или изменить ее, уступая или обмениваясь уступками.

Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

  1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.

2.        А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3.         А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

      Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4.    А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

       Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого  человека.

5    А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

      Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6.    А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

       Б. Я стараюсь добиться своего.

7.    А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

       Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.

8.   А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

      Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые    интересы и вопросы.

9.    А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

        Б.  Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.   А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

        Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.   А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые        интересы и вопросы.

        Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

       Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.      А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15.       А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.       А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.       А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.        А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на    своем.

            Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.      А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

         Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.   А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

        Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

21.   А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

       Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.  А Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

       Б. Я отстаиваю свои желания.

23.А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24.А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30.

А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Обработка результатов.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

Ключ

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

А

Б

2

Б

А

3

А

Б

4

А

Б

5

А

 Б

6

Б

А

7

Б

А

8

А

Б

9

Б

А

10

А

Б

11

А

Б

12

Б

А

13

Б

А

14

Б

А

15

Б

А

16

Б

А

17

А

Б

18

Б

А

19

А

Б

20

А

Б

21

Б

А

22

Б

А

23

А

Б

24

Б

А

25

А

Б

26

Б

А

27

А

Б

28

А

Б

29

А

Б

30

Б

А

 

Интерпретация результатов.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

  • Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  • Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  • Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
  • Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей
  • Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.


Предварительный просмотр:

ПОЗНАЙ СЕБЯ

С помощью следующего теста мы попробуем определить, насколько сильная у вас воля. Ведь от силы воли напрямую зависит насколько плодотворна работа или учеба человека. Постарайтесь ответить на вопросы с предельной откровенностью. Используются три варианта ответов: «да», «иногда случается», «нет»,

  1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?
  2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда вам нужно сделать что-то неприятное?
  3. Когда вы попадаете в конфликтную ситуацию (в быту, на учебе), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?
  4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?
  5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?
  6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
  7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
  8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?
  9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?
  10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?
  11. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?
  12. Относитесь ли вы с неодобрением к библиотечным задолжникам?
  13. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы?
  14. Смогли бы вы прекратить ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова оппонента?

Результаты

За ответ «да» начисляется 2 балла; за ответ «иногда случается» - 1 балл; «нет» - 0 баллов.

0-12 баллов. С силой воли дела у вас обстоят неважно. Вы про- о делаете то, что легче и интереснее, даже если это может в чем-то повредить вам. К своим обязанностям вы нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известной фразой: «Что, мне больше всех надо?»Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки, Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что изменить в своем характере. Если удастся - вы от этого только выиграете.

13-21 балл. Сила воли у вас средняя. Если вы сталкиваетесь с препятствием, то начинаете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. Вы не переусердствуете, но и данное слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите при этом. По доброй воле лишнюю обязанность на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам преподавателей, не с лучшей стороны характеризует вас и в глазах окружающих. Если вы хотите достичь в жизни больших успехов, тренируйте волю.

22-30 баллов. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Однако иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это, конечно, очень хорошо, но необходимо еще обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность и доброта.



Предварительный просмотр:

Познай себя

«Темперамент и выбор профессии»

Психологический тест для обучающихся 9-х классов

В будничных радостях и горестях жизни

нужно быть сангвиником,

в важных событиях жизни — меланхоликом,

 относительно влечений, глубоко затрагивающих

наши интересы, — холериком и, наконец,

в исполнении решений — флегматиком

В. Вундт

 Темперамент — это свойство нервной системы. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность наших реакций. Он проявляется в мышлении, речи, манере общения. Темперамент можно определить с помощью теста (модификация личностного опросника Г. Айзенка).

Прочитайте ряд высказываний. Если вы чувствуете или реагируете похожим образом, поставьте в бланке рядом с номером высказывания плюс, если нет — минус.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

25

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.

2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов.

3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая

4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.

5. На спор я могу совершить необычный поступок.

6. Иногда я нарушаю свои обещания.

7. У меня часто меняется настроение.

8. Мне нравятся азартные игры.

9. У меня бывает учащенное сердцебиение.

10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.

11. Мне нравится работа, которая требует быстроты.

12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.

13. Меня легко обидеть.

14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.

15. Временами меня переполняет энергия, а иногда все валится из рук.

16. Мне приятнее находиться в компании, чем быть одному.

17. Я долго переживаю неудачу.

18. У  меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.

19. Я могу дать волю своим чувствам и от души

повеселиться в компании.

20. Мои нервы часто натянуты до предела.

21. думаю, что меня считают веселым человеком.

22. Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах.

23. На грубость я отвечаю грубостью.

24. Я могу опоздать.

25. Обычно мне легко и приятно в шумной компании.

26. Иногда мне мешают уснуть разные мысли.

27. Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.

28. Я часто испытываю чувство вины.

29. Мне нравится быть в центре внимания.

30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

31. Мне часто снятся кошмары.

32. Мне легко общаться с незнакомым человеком.

33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.

34. Думаю, что я — уверенный в себе человек.

35. Меня задевает критика.

36. У меня есть кое-какие вредные привычки.

37. Я могу внести оживление в скучную компанию.

38. Я беспокоюсь о своем здоровье.

39. Я люблю подшучивать над другими.

40. Мне трудно ответить  «нет», когда меня о чем-то просят.

Каждый  отрицательный ответ на вопросы 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл. Чем меньше баллов, тем выше достоверность результатов теста. Если вы набрали больше трех баллов, возможно, вы подсознательно стремились давать «хорошие»,  «правильные» ответы, Запишите результат на строке Искренность (см. приложение 1).

Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы 1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37, 39. Запишите сумму на строке Общительность.

1—5 баллов. Если вы набрали меньше 6 баллов, вы — интроверт. Интроверт (от латинского что означает «внутрь») ориентирован на свой внутренний мир, он живет своими чувствами, мыслями, переживаниями, не испытывая особой потребности в общении с другими людьми. Поэтому профессии продавца, врача, учителя, юриста, журналиста, менеджера, требующие интенсивного общения, могут вас утомлять. Обратите внимание на виды деятельности, которые не связаны с широкими человеческими контактами: программирование, конструирование, творчество, работа с текстами, с животными и растениями. При наличии способностей вы добьетесь успеха в науке, искусстве, ремеслах, требующих точности и аккуратности.

6-11 баллов  для людей вашего типа в психологии есть специальный термин — амбиверт (от латинского ambi  —двойственный). Это универсальный тип личности, золотая середина. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает. Вам подходят не только профессии, связанные с общением, но и требующие умения работать од ному.

12-17 баллов. Если вы набрали больше 12 баллов, вы — экстраверт. Экстраверт (от латинского   «сверх», «снаружи», «вне») — это человек, который ориентирован на внешние предметы и обстоятельства. Вероятно, вам нравится быть в центре внимания. Ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли. Вам подошли бы профессии, требующие интенсивного общения с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами. Профессии, требующие терпения и усидчивости (работа за компьютером, исследовательская деятельность, расчеты и вычисления), будут даваться вам ценой больших усилий и нервного напряжения.

Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38,40. Запишите сумму на строке Стабильность.

1-5 баллов. Вас трудно вывести из равновесия. Вы хладнокровны и невозмутимы. Переживания многих людей вам непонятны. Вы скорее поможете делом, чем будете на словах выражать свое сочувствие. Профессии, требующие самоконтроля и умения рисковать, будто созданы  для вас. Если только это не маска супермена (или супервумен).

Вы способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки. Обратите внимание на профессии хирурга, военного, сотрудника правоохранительных органов, испытателя техники, спасателя.

6-11 баллов. Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его. Если у вас при этом есть потребность в общении с другими людьми, обратите внимание на такие сферы деятельности, как обслуживание, обучение, воспитание, медицина, управление.

12-17 баллов. Вероятно, вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другому человеку, вероятно, нравится другим людям Есть масса профессий, где это качество является профессионально важным. Например, все профессии социальной сферы. Люди искусства также обладают особой восприимчивостью, чуткостью и ранимостью.

Природа наградила вас более тонкой нервной системой, чем других людей. Если помнить об этом, то окружающий мир будет восприниматься намного спокойней. Ваша отзывчивость наверняка притягивает людей, которые нуждаются в вашем сочувствии. Но в первую очередь вы должны сами обрести силу и уверенность.

На горизонтальной оси отметьте сумму баллов по шкале «Экстраверсия» (общительность), а на вертикальной — сумму баллов по шкале «Стабильность». Отметив на осях координат обе точки, вы легко определите свой темперамент. Чем дальше вы от центра, тем ярче у вас выражены черты одного из четырех темпераментов. Если ваша точка оказалось на одной из двух осей, значит, вам удается сочетать черты двух темпераментов. Если вы попали в яблочко, то есть в центр, вы сочетаете черты всех четырех темпераментов. Будем надеяться, что самые лучшие.

    ИНТРАВЕРТ

               

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ЭКСТРАВЕРТ

МЕЛАНХОЛИК

17

16

15

14

13    ХОЛЕРИК

12

11

10

9  10 11 12 13 14 15 16 17

1  2  3  4  5  6  7  8   9

8

7

6

ФЛЕГМАТИК         5

4

3

2

1

    САНГВНИК

                       СТАБИЛЬНОСТЬ

ВЕРХНИЙ ПРАВЫЙ КВАДРАТ.  Холерический темперамент.        

Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Холерик с увлечением берется за дело, работает с подъемом, преодолевает  трудности. Когда запас энергии истощается, настроение  резко падает. В общении  с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышенная, они часто выбирают профессии, связанные с общением, -  сфера обслуживания, юриспруденция, политика, администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека умения эффективно общаться.

Холериком был Александр Суворов. От природы он имел слабое здоровье и в детстве приводил в ужас родителей, обливаясь поздней осенью на улице холодной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух. Став великим полководцем, он ни в чем не уступал  своим солдатам, разделяя с ними все тяготы походной жизни и удивляя своей энергией и целеустремленностью.

НИЖНИЙ ЛЕВЫЙ КВАДРАТ.  Флегматический  темперамент.

Флегматики медлительны и уравновешены. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. Их чувства глубоки, но скрыты от посторонних глаз. Человеку флегматического темперамента легко выработать  выдержку, хладнокровие, спокойствие. В некоторых случаях у флегматиков может сформироваться безразличие к работе и людям, вялость, инертность. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной  задаче, вдумчивость – необходимое профессиональное качество ученого, исследователя.

       Полной противоположностью Суворову был флегматик Кутузов. Вероятно, его темперамент оказал влияние  на выбор стратегии в войне с Наполеоном. Флегматики миролюбивы, но до тех пор, пока не затронуты их интересы. Флегматизм не помешал полководцу Кутузову одержать победу над Наполеоном.

         НИЖНИЙ ПРАВЫЙ КВАДРАТ. Сангвинический темперамент.

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразия. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сангвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанности и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии.

Известный полководец Наполеон был сангвиником. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, которое нанес ему флегматик Кутузов.

ВЕРХНИЙ ЛЕВЫЙ КВАДРАТ. Меланхолический темперамент.  

 Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента отличаются  глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолики тяжело переносят обиды, огорчения, хотя        внешне это может слабо проявляться. Они избегают новых людей, чувствуют себя неловко в новой обстановке. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. Меланхоликам  свойственна глубина и постоянство, тонкость восприятия.

Как вы думаете, почему среди меланхоликов нет прославленных  полководцев? Высокая чувствительность в сочетании и потребностью в одиночестве, рождает не полководцев, а творцов. Большинство поэтов, художников, музыкантов – меланхолики. Их произведения – память об их чувствах и переживаниях. Силой своего таланта они заставляют других переживать свое счастье, свои страдания. Однако не бывает правил без исключений.  Холерический темперамент не помешал Пушкину стать великим поэтом. Французский писатель Александр Дюма был сангвиником. Помните его «Три мушкетера»? Атос, Партос, Арамис и д’Артаньян как раз и представляют четыре темперамента. Они дополняют друг  друга, как четыре стихии или четыре времени года, и поэтому непобедимы. Определите темпераменты четырех мушкетеров.

Любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов.

Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков.

Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи.

Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирал эффективную модель поведения в зависимости от ситуации, не идя на поводу у природных качеств, а развивая их. Особенности темперамента необходимо учитывать при выборе профессии, но не следует путать темперамент с характером. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость — все это черты  характера, они не заложены от природы, а формируются на протяжении всей жизни. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом. Успешность человека зависит не от темперамента, а от трудолюбия, способностей, знаний и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как себя вести. (Практикум по культуре поведения для учащихся 5 класса).

В классном часе рассказывается ол правилах поведения в общественных местах....

Занятие-практикум:" Пойми себя.".

Поможет воспитаннику осознать значимость своей личности....

Практикум с элементами тренинга" Познай себя"

Цель :  Развитие    потенциальных  возможностей учащихся  в процессе  общения ,  совершенствование навыков общения ,  необходимых   для  осу...

Практикум "Как себя вести" для учащихся 5 класса.

Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях....

Программа психологического практикума "Познай себя" (7 - 8 классы).

Программа психологического практикума«Познай себя»(7 – 8 классы)                                   ...

Урок-практикум "Помоги себе сам"

Сформировать умения уобучающихся правильно действовать   в  возникших нестандартных, критических ситуациях....

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...