Практикум с элементами тренинга" Познай себя"
методическая разработка по психологии по теме
Цель : Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения , совершенствование навыков общения , необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире , гражданственности, самосовершенствования,
саморазвития , в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)
Задачи:
-Исследование своих личностных качеств, своих интеллектуальных возможностей .
- совершенствование навыков межличностного взаимодействия .
- развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznay_sebya_.ppt | 2.98 МБ |
Познай себя! | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя образовательная школа п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»
Практикум с элементами тренинга
« ПОЗНАЙ СЕБЯ»
социальный педагог- психолог
Терновенко В.Н.
Тема : «Познай себя»
Цель : Развитие потенциальных возможностей учащихся в процессе общения , совершенствование навыков общения , необходимых для осуществления совместной интеллектуальной деятельности. Формирование ключевых компетенций(ценностно-смысловой ориентации в мире , гражданственности, самосовершенствования,
саморазвития , в общении, социального взаимодействия; познавательной деятельности, компетентности деятельности; информационных технологий.)
Задачи:
-Исследование своих личностных качеств, своих интеллектуальных возможностей .
- совершенствование навыков межличностного взаимодействия .
- развитие рефлексивных возможностей учащихся и навыков подачи и приема обратной связи.
Форма проведения: практикум , с элементами тренинга.
Подготовительная работа: использование ТСО(презентация),бланки, магнитофон, краски , плакат, график, бланки с именами, подарки.
Ход занятия
- Здравствуйте ! Я рада вас видеть на нашем занятии. Вы видите , что наше занятие немного необычное. И проходить оно будет в виде игр , психогимнастических упражнений , тестирования и дискуссий.
Наше занятие направлено на познание самого себя , на исследование и развитие личностных качеств человека , на развитие рефлексивных ваших возможностей.
Для человека , нет ничего более интересного , чем люди./В.Гумбольт/
А к своей личности он испытывает повышенный интерес . Кто я? Что я?- задаем мы себе вопрос .Зачем , для кого и для чего я в этом мире , что я могу , на что я способен , как изменить себя ? Такие вопросы все чаще и чаще возникают в нашей голове.
1. Упражнение « Цветопись» (2 мин) (Развитие компетентности саморазвития, самосовершенствования, личностной рефлексии)
И сегодняшнее самопознание мы начнем с упражнения
« Цветопись». Вам нужно при помощи цвета определить ваше эмоциональное состояние в данный момент
При помощи этой цветовой матрицы вы заполняете таблицу . Напротив своего имени поставьте соответствующий цветной кружок .
Стимульный материал.
Цвет | Символ настроения |
Красный(к) | Восторженное , активное |
Оранжевый(о) | Радостное , теплое |
Желтый (ж) | Светлое . приятное. |
Зеленый (з) | Спокойное , уравновешенное |
Синий(с) | Грустное , печальное |
Фиолетовый(ф) | Тревожное , неудовлетворенное |
Черный (ч) | Унылое , упадочническое |
Белый (б) | Трудно сказать. |
Обработкой результатов займутся два эксперта.
Обработка результатов . Каждый цветовой показатель имеет свое цифровое обозначение :
красный – +3; оранжевый-+2; желтый-+1; зеленый-0; синий -минус 1; фиолетовый -минус2; черный – минус 3, белый не принимается в вычислениях. Строится график эмоционального состояния. На начало занятия и конец занятия.
- -Что же такое личностные качества?(2 мин)(Развитие компетенции в общении)
Это взгляды , убеждения , и такие черты характера , которые отражают отношение человека к жизни и оказывают влияние на его поведение в обществе.
Например , если ты человек сильной воли, это твоя черта характера. Если у тебя есть собственное мнение, и ты всегда поступаешь честно и этично - это твой стиль жизни.
Что же представляют собой личностные качества.
3. Результаты экспертов.
Давайте заслушаем наших экспертов , какое эмоциональное состояние в нашей группе на данный момент.
4. Вы знаете , что бы начать общаться с человеком , нужно с ним познакомиться .
2 Упражнение « Знакомство» (5 мин).( Развитие компетенции познавательной деятельности, самосовершенствования, компетентности деятельности)
Перед вами бланки знакомства.
1.Мой символ | 2.Имя__________ Девиз моей жизни: |
3…Продолжи фразу: « Я хотел бы научиться тому , как другие…» | 4. Продолжи фразу: « Я могу научить других, как я умею…» |
Обсуждение бланков ответов .
-Прочитайте визитки ваших друзей. Теперь вы прекрасно понимаете ,какие личностные качества вы хотите развить в себе./ Обсуждение. /
3.Эксперимент « Моя самооценка»(Компетенции сарегулирования, ценностно-смысловой ориентации в мире)
Никто не знает о нас столько дурного , как мы сами ,
И никто так хорошо не думает о нас , как мы сами.
Знаете ли вы о своих достоинствах и недостатках.
Как вы думаете у вас больше положительных или отрицательных качеств?
-Внимательно прочтите помещенные в рамочки слова,
Характеризующие определенные черты характера.
Аккуратность , трусость , завистливость , настойчивость , пунктуальность , неряшливость , равнодушие , отзывчивость, грубость, ответственность , заботливость, искренность , обидчивость, смелость , беспечность, вспыльчивость, самообладание , необязательность , целеустремленность , застенчивость , чувство юмора , преданность , медлительность , развязность , сострадательность , холодность . |
-Заполните таблицу , поместив в первый столбик качества , характеризующие идеального человека: во второй , те качества , которыми идеальный человек обладать не должен.
1 | 2 |
-Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется , обладаешь ты.
Обработка результатов.
Обработка результатов и выводы:
-Число положительных черт , которыми ты себя наделил , подели на число слов , помещенных в столбце № 1.
-Если результат близок к « единице» , скорее всего , ты себя переоцениваешь.
-Если результат близок к « нулю» - это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности .
- При результате , близким к « 0, 5» , ты можешь сделать вывод , что у тебя нормальная самооценка.
-Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2 .
- Результат , близкий к « 0»- завышенная самооценка,
- к « 1» - заниженная ,
-к « 0.5» - нормальная
обсуждение тестирования .
Давайте сделаем выводы.: Что показало тестирование.?
/Тестирование показало , что в нашей группе есть люди как с завышенной самооценкой , так и с заниженной /.
Люди с заниженной самооценкой склонны сомневаться в себе , принимать на свой счет замечания, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди чаще всего не уверены в себе, им трудно дается принятие решения. Сравнивая себя с другими, видят в себе больше недостатков , чем достоинств.
Если вы искренне отвечали и у вас идеальное «Я» мало чем отличается от вашего «Я», то у вас завышенная самооценка, т.е такие люди уверены в своей непогрешимости, с ними очень сложно взаимодействовать. так, как они не готовы « слышать других».
Жизнь- это не то . что происходит с нами, это то . что мы можем сделать с ней, Вместо того , чтобы принимать жизнь такой какая она есть , почему бы не начать жить так как хочешь ты. Начни с небольшого , но главного - измени отношения к себе.
И изменение мы начнем с нашего физического состояния.
4.Упражнение « Сохраняем силы».( Компетенции здоровьесбережения)
Делая выдох спокойно, не торопясь, сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Затем , ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите это 5 раз, с закрытыми глазами, встаньте и сделайте выдох ,слегка потрясите руками , сбросьте все напряжение.
- Что вы почувствовали?
5.Упражнение « Умей ответить НЕТ»( Компетенции здоровье сбережения, социального взаимодействия, деятельности, гражданственности, познавательной деятельности)
Вам нужно, разбиться на группы. И обыграть данные ситуации при этом одни должны убедить согласиться других . А другие должны отказаться .
1.ситуация.Тебе предлагают сбежать с урока , погулять с друзьями, но у тебя другие планы.
2.ситуация Твои друзья просят тебя выпить пива, поддержать их.
3.Ситуация. Незнакомые тебе люди просят тебя помочь им показать дорогу, приглашая тебя сесть в машину, вам не хочется выглядеть невежливым, но вы опасаетесь.
Идет обсуждение.
-Кому было трудно выполнять это , почему?
- Кто из ребят был больше уверен в себе , почему вы так считаете?
- Кто был не уверен?. В чем это проявлялось .
- Кто был агрессивен? Как это проявилось.
-какие ощущения вызывают в вас эти три качества?/ уверенность - вызывает ощущение надежности. Агрессия-неприятие; неуверенность- жалость/ . В психологии существует алгоритм двух «ОО» , Оптимальный Отказ.( Я-сообщение,+ отказ+ аргумент + встречное предложение) Например : Мне приятно , что ты меня пригласил на вечеринку , но я не могу пойти, так как мне нужно выполнить просьбу мамы, давай я приду в следующий раз.
6 Упражнение « Комплимент»( Компетенция социального взаимодействия, общения)
Умение увидеть и развить в себе сильную сторону возможно только через доброжелательные взаимоотношения. И сейчас мы попробуем проверить насколько вы можете видеть хорошее ,друг в друге.
- Посмотрите внимательно на рядом сидящего друга и скажите какая черта характера , привычка вам нравится в этом человеке, при этом подарите подарок с пожеланием , если он есть, а сидящий должен поблагодарить и так по кругу.
7.Проектный рисунок( Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире, самопознание . самосовершенствование)
Перед вами плакат , вам нужно молча при помощи краски и кисти вылить ваше эмоциональное состояние нарисовав картину. После чего вы подходите и отмечаете цветными фишками свое состояние у экспертов.
7. Рефлексия.
-Вот и закончилось наше занятие .
-Расскажите о своих впечатлениях , ( понравилось вам занятие?)
-Какая работа вам понравилась больше всего , Почему , именно этот момент?
-В чем была трудность.
-Что вы для себя открыли нового ?
-Что ощущаете вы сейчас. Какими чувствами вы наполнены?
( Если устали- то вы не раскрылись, если вам хорошо-то для вас одного занятия достаточно, все зависит от вашего желания познать себя)
Спасибо за работу ! Чтобы познать мир , надо сначала познать себя , дерзайте и будьте счастливы!
Приложение к тренингу.
- Работа для экспертов.
Упражнение « Цветопись»
Обработка результатов . Каждый цветовой показатель имеет свое цифровое обозначение :
красный – +3; оранжевый-+2; желтый-+1; зеленый-0; синий -минус 1; фиолетовый -минус2; черный – минус 3, белый не принимается в вычислениях. Строится график эмоционального состояния. На начало занятия и конец занятия.
Приложение №2
1.Мой символ | 2.Имя__________ Девиз моей жизни: |
3…Продолжи фразу: « Я хотел бы научиться тому , как другие…» | 4. Продолжи фразу: « Я могу научить других, как я умею…» |
1.Мой символ | 2.Имя__________ Девиз моей жизни: |
3…Продолжи фразу: « Я хотел бы научиться тому , как другие…» | 4. Продолжи фразу: « Я могу научить других, как я умею…» |
1.Мой символ | 2.Имя__________ Девиз моей жизни: |
3…Продолжи фразу: « Я хотел бы научиться тому , как другие…» | 4. Продолжи фразу: « Я могу научить других, как я умею…» |
Приложение №3
Упражнение « Моя самооценка»
Аккуратность , трусость , завистливость , настойчивость , пунктуальность , неряшливость , равнодушие , отзывчивость, грубость, ответственность , заботливость, искренность , обидчивость, смелость , беспечность, вспыльчивость, самообладание , необязательность , целеустремленность , застенчивость , чувство юмора , преданность , медлительность , развязность , сострадательность , холодность . |
-Заполните таблицу , поместив в первый столбик качества , характеризующие идеального человека: во второй , те качества , которыми идеальный человек обладать не должен
-Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется , обладаешь ты.
Обработка результатов.
-Из первых и вторых столбцов выбери и подчеркни те черты характера, которыми тебе кажется , обладаешь ты.
-Число положительных черт , которыми ты себя наделил , подели на число слов , помещенных в столбце № 1.
-Если результат близок к « единице» , скорее всего , ты себя переоцениваешь.
-Если результат близок к « нулю» - это свидетельство недооценки и повышенной самокритичности .
- При результате , близким к « 0, 5» , ты можешь сделать вывод , что у тебя нормальная самооценка.
-Аналогично сравни отрицательные качества со столбцом №2 .
- Результат , близкий к « 0»- завышенная самооценка,
- к « 1» - заниженная , -к « 0.5» - нормальная
1
| 2 |
1 | 2 |
1 | 2 |
1 | 2 |
Приложение №4
Упражнение « Умей ответить « Нет»
1.ситуация.Тебе предлагают сбежать с урока , погулять с друзьями, но у тебя другие планы.
2.ситуация Твои друзья просят тебя выпить пива, поддержать их.
3.Ситуация. Незнакомые тебе люди просят тебя помочь им показать дорогу, приглашая тебя сесть в машину, вам не хочется выглядеть невежливым, но вы опасаетесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповое занятие с элементами социально- психологического тренинга «Познавая себя и окружающих»(10-11 класс).
Учащиеся данных классов входят в новый период возрастного развития - юношеский возраст. У учащихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Им важно...
Неуверенность в себе у младших школьников и преодоление её средствами театрализации (с элементами иностранного языка).
Предлагаю вам ознакомиться с содержанием моего психолого-педагогического исследования по теме "Неуверенность в себе у младших школьников и преодоление ее средствами театрализации (с элементами иностра...
Классный час с элементами дискуссии «Молодежный сленг: что он таит в себе?»
Цель: 1)привлечь внимание к проблеме молодежного сленга, выяснить причины его популярности; 2) вызвать учащихся на разго...
СОЗДАЙ СЕБЕ НАСТРОЕНИЕ Элементы самоуправления для педагогов
Поговорим о педагоге, о том, как он себя чувствует на уроке или в группе с детьми при возникновении конфликтной ситуации. Наверное, у каждого из нас они возникали, и мы действовали в них в ...
Классный час с элементами тренинга « Добротой себя измерь»
Классный час предназначен для учащихся 5 класса, включает в себя игры - тренинги , интерактивную беседу на тему доброты....
Беседа с элементами конкурса "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу"
Беседа с элементами конкурса "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу"...
Родительское собрание с элементами тренинга «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»
Цели: информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей; ...