Практикум "Как себя вести" для учащихся 5 класса.
классный час (5 класс) на тему

Дорофеева Светлана Гайсовна

Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_kak_vesti_sebya.rar10.94 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по культуре поведения

Тема «Как себя вести» (5-6 классы)

Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.

Подготовительная работа

  1. Предлагаем учащимся прочитать книги по культуре поведения.
  2. Создаём инициативную группу, которая готовит:

- выступления учащихся, читающих наизусть стихи Г. Остера;

- инсценировки – миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета;

- цветные жетоны из бумаги, которые будут выдаваться учащимся, сформулирующим правила поведения в ходе практикума;

- выбирает ведущего.

Оснащение: три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.

Ход практикума

Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях - миниатюрах главный персонаж Петя Сидоров живёт по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди, и вот что с ним происходит… Классный руководитель предлагает детям посмотреть ситуации, в которые попадает Сидоров, найти все его ошибки и исправить их, сформировать грамотно правила поведения. За каждое грамотно сформулированное правило ученик получает жетон. В конце встречи участники подсчитают, у кого жетонов больше.

Итак, спектакль начинается…

Ведущий объявляет:

СЦЕНА 1-я «В ТЕАТРЕ»

Действие 1-е «В театральном буфете»

Ученик читает стихотворение Г. Остера:

Посещайте почаще

Театральный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода,

Как дрова на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль,

Не просите билеты

На балкон и партер,

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра,

Унесёте с собой

Под трепещущим сердцем,

 В животе, бутерброд.

Ведущий объявляет:

Действие 2-е «Свет в зале уже погас. Идёт спектакль…»

МИНИАТЮРА. На сцене условно показан зрительный зал театра- стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Сидоров, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами,  повернувшись спиной к сидящим. Роняет своё пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актёров, дожевал свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Сидоров зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Сидоров как настоящий рыцарь наклоняется, берёт платочек, подаёт его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорчённый Сидоров бредёт в буфет.

Беседа с учащимися

Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Сидоров.

В ходе обсуждения дети формулируют правила поведения в театре. Ведущий записывает их маркером на белом листе ватмана.

Ведущий объявляет:

СЦЕНА 2-я. «В ТРАНСПОРТЕ»

Действие 1-е «На автобусной остановке»

Ученик читает наизусть стихотворение Г. Остера:

«Когда состаришься – ходи

По улице пешком.

Не лезь в автобус, всё равно

Стоять придётся там,

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать,

А к тем далёким временам

Не станет их совсем.

Ведущий объявляет:

     Действие 2-е  «В автобусе»

     МИНИАТЮРА. На школьной сцене 6 стульев в ряд условно показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор» на остановке в автобус запрыгивает Сидоров и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать её в салон. Оказав  таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади  пожилой дремлющей женщины, будит её и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Сидоров разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встаёт, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не  сидится вам, старикам, дома!».

Беседа с учащимися

После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам проанализировать поведение Сидорова и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте. По ходу обсуждения ведущий записывает на втором листе ватмана правила поведения в транспорте. Учащиеся, грамотно сформулировавшие эти правила, получают поощрительные жетоны.

Ведущий объявляет:

СЦЕНА 3-я. «В ГОСТЯХ»

Действие 1-е «День рождения»

Учащийся читает наизусть стихотворение Г. Остера:

«Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома-

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками –

Ложкой больше зачерпнёшь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье –

Трудно будет вынимать.

Ведущий объявляет:

     Действие 2-е «Сидоров принимает гостей»

МИНИАТЮРА. На школьной сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине сцены «дверь». У Сидорова день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Сидоров просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте! И с расстояния бросает Сидорову мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Петя обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!» сидоров подходит к друзьям, берёт подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!» Обращаясь к бабушке, Петя добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».

Беседа с учащимися

Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Сидоровым и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей.

        Ведущий записывает на третьем листе ватмана правила поведения в гостях.

Учащиеся, грамотно сформулировавшие правила поведения, получают поощрительные жетоны.

В конце беседы классный руководитель благодарит инициативную группу, которая помогла подросткам побывать в необычном театре, увидеть весёлые миниатюры и нелепое поведение Пети Сидорова.

В ходе рефлексивной деятельности подводятся итоги анализа ситуаций. Ещё раз все вместе повторяют подростки правила поведения, подросткам предлагают внести дополнения в уже сформулированные и записанные на листах ватмана правила поведения.

Подростки все вместе приветствуют аплодисментами своих одноклассников, набравших больше всего поощрительных жетонов.

Классный руководитель предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры, придумав тему нового спектакля.

Литература

  1. Аасамаа Й. Как себя вести. Таллин,1980
  2.  Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. М., 1980
  3. Остер Г. Вредные советы. М., 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "От Пушкина - к... себе" 8-9 классы.

Неординарный подход к написанию сочинения позволяет выявить творческие задатки даже у "нетворчесих" учеников....

Методическая разработка Урок ознакомления с новым материалом по теме «Возвратное местоимение СЕБЯ» в 6 классе

Урок ознакомления с новым материалом  по теме«Возвратное местоимение СЕБЯ»в 6 классе Цели:Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимени...

Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.

Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...

Программа "Познай себя" для учащихся 7-8 лет в рамках ведения ФГОС

Данная программа разработана  для  успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий в рамках ведения ФГОС....

Программа кружка по биологии «ПОЗНАЙ СЕБЯ» ( для учащихся 8 - 9 классов)

В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой о...