Практикум "Как себя вести" для учащихся 5 класса.
классный час (5 класс) на тему
Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_kak_vesti_sebya.rar | 10.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум по культуре поведения
Тема «Как себя вести» (5-6 классы)
Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета; усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.
Подготовительная работа
- Предлагаем учащимся прочитать книги по культуре поведения.
- Создаём инициативную группу, которая готовит:
- выступления учащихся, читающих наизусть стихи Г. Остера;
- инсценировки – миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета;
- цветные жетоны из бумаги, которые будут выдаваться учащимся, сформулирующим правила поведения в ходе практикума;
- выбирает ведущего.
Оснащение: три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.
Ход практикума
Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях - миниатюрах главный персонаж Петя Сидоров живёт по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди, и вот что с ним происходит… Классный руководитель предлагает детям посмотреть ситуации, в которые попадает Сидоров, найти все его ошибки и исправить их, сформировать грамотно правила поведения. За каждое грамотно сформулированное правило ученик получает жетон. В конце встречи участники подсчитают, у кого жетонов больше.
Итак, спектакль начинается…
Ведущий объявляет:
СЦЕНА 1-я «В ТЕАТРЕ»
Действие 1-е «В театральном буфете»
Ученик читает стихотворение Г. Остера:
Посещайте почаще
Театральный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода,
Как дрова на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль,
Не просите билеты
На балкон и партер,
Пусть дадут вам билеты
В театральный буфет.
Уходя из театра,
Унесёте с собой
Под трепещущим сердцем,
В животе, бутерброд.
Ведущий объявляет:
Действие 2-е «Свет в зале уже погас. Идёт спектакль…»
МИНИАТЮРА. На сцене условно показан зрительный зал театра- стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Сидоров, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет своё пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актёров, дожевал свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Сидоров зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Сидоров как настоящий рыцарь наклоняется, берёт платочек, подаёт его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорчённый Сидоров бредёт в буфет.
Беседа с учащимися
Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Сидоров.
В ходе обсуждения дети формулируют правила поведения в театре. Ведущий записывает их маркером на белом листе ватмана.
Ведущий объявляет:
СЦЕНА 2-я. «В ТРАНСПОРТЕ»
Действие 1-е «На автобусной остановке»
Ученик читает наизусть стихотворение Г. Остера:
«Когда состаришься – ходи
По улице пешком.
Не лезь в автобус, всё равно
Стоять придётся там,
И нынче мало дураков,
Чтоб место уступать,
А к тем далёким временам
Не станет их совсем.
Ведущий объявляет:
Действие 2-е «В автобусе»
МИНИАТЮРА. На школьной сцене 6 стульев в ряд условно показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор» на остановке в автобус запрыгивает Сидоров и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать её в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит её и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Сидоров разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встаёт, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».
Беседа с учащимися
После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам проанализировать поведение Сидорова и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте. По ходу обсуждения ведущий записывает на втором листе ватмана правила поведения в транспорте. Учащиеся, грамотно сформулировавшие эти правила, получают поощрительные жетоны.
Ведущий объявляет:
СЦЕНА 3-я. «В ГОСТЯХ»
Действие 1-е «День рождения»
Учащийся читает наизусть стихотворение Г. Остера:
«Если друг на день рождения
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома-
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками –
Ложкой больше зачерпнёшь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.
Ведущий объявляет:
Действие 2-е «Сидоров принимает гостей»
МИНИАТЮРА. На школьной сцене стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине сцены «дверь». У Сидорова день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Сидоров просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте! И с расстояния бросает Сидорову мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Петя обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!» сидоров подходит к друзьям, берёт подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!» Обращаясь к бабушке, Петя добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».
Беседа с учащимися
Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Сидоровым и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей.
Ведущий записывает на третьем листе ватмана правила поведения в гостях.
Учащиеся, грамотно сформулировавшие правила поведения, получают поощрительные жетоны.
В конце беседы классный руководитель благодарит инициативную группу, которая помогла подросткам побывать в необычном театре, увидеть весёлые миниатюры и нелепое поведение Пети Сидорова.
В ходе рефлексивной деятельности подводятся итоги анализа ситуаций. Ещё раз все вместе повторяют подростки правила поведения, подросткам предлагают внести дополнения в уже сформулированные и записанные на листах ватмана правила поведения.
Подростки все вместе приветствуют аплодисментами своих одноклассников, набравших больше всего поощрительных жетонов.
Классный руководитель предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры, придумав тему нового спектакля.
Литература
- Аасамаа Й. Как себя вести. Таллин,1980
- Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности. М., 1980
- Остер Г. Вредные советы. М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская "От Пушкина - к... себе" 8-9 классы.
Неординарный подход к написанию сочинения позволяет выявить творческие задатки даже у "нетворчесих" учеников....
Методическая разработка Урок ознакомления с новым материалом по теме «Возвратное местоимение СЕБЯ» в 6 классе
Урок ознакомления с новым материалом по теме«Возвратное местоимение СЕБЯ»в 6 классе Цели:Ознакомление учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимени...
Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.
Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...
Программа "Познай себя" для учащихся 7-8 лет в рамках ведения ФГОС
Данная программа разработана для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения и формирования универсальных учебных действий в рамках ведения ФГОС....
Программа кружка по биологии «ПОЗНАЙ СЕБЯ» ( для учащихся 8 - 9 классов)
В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии расширить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой о...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Пять шагов к себе» для учащихся 5-9 классов
Из опыта работы школы...