Диагностические методики для ППк
консультация по психологии

Марченко Ольга Викторовна

Банк методик для обследования детей 3-9 лет на ПМПК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_metodiki_dlya_pmpk.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики для ППк

     Для оценки развития детей от 3 до 9 лет в условиях ППк применяются стандартные психодиагностические методики. Это минимальный набор по числу включаемых методик, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне и  во всех существенных качествах, свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребёнка в целом и по отдельным качествам и свойствам.

Диагностический материал для изучения каждого ребёнка подбирается индивидуально.

Возраст 3-4 года

  • Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)
  1. Копирует крест, воспроизводит круг, горизонтальную линию и т.д.
  2. Выбирает самую длинную линию из трех предложенных.
  3. Складывает разрезную картинку из 2-3 частей.
  4. Считает до 3-4.
  5. Складывает доску Сегена (от простого к более сложному).
  6. Складывание пирамидки (начиная с 3-х колец).
  7. Правильно называет и находит основные цвета (допустимо — 3).

  • Выявление уровня развития речи
  1. Рассказывают стихи, исполняют песни.
  2. Соотносят предметы по размеру (большой — маленький), по количеству (один — много).
  3. Описывают предметы.
  4. Используют в речи качественные прилагательные (Погода «солнечная», «тёплая», «морозная» и т.д.), глаголы (Солнце «светит», «греет»; птицы «улетают» и т.д.).
  5. Различают и называют части предметов.
  6. Понимают обобщающие понятия игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.
  7. Показывают и называют животных.

  • Выявление уровня развития тонкой моторики
  1. Складывают лист бумаги вчетверо (после показа).
  2. Застегивают пуговицы, шнуруют обувь.
  3. Умеют рисовать элементарные предметы.
  4. Выкладывают из геометрических фигур предметы дом, машину, игрушку.

  • Выявление представлений о себе и окружающих
  1. Полностью называют свои имя, фамилию (хотя возможно нечеткое выговаривание) и возраст (показывают на пальцах).
  2. Называют членов семьи (поименно).
  3. Называют и показывают части тела.

  • Эмоционально-волевая сфера
  1. Набор карточек с изображением эмоций (2-3).
  2. Контакт ребенка с взрослыми.
  3. Усидчивость и переключение внимания.

Возраст 5-7лет

  • Исследование восприятия и внимания
  1. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.
  2. Набор карточек с изображением геометрических фигур, окрашенных в основные и оттеночные цвета.
  3. Доска Сегена (разных вариантов сложности).
  4. Различные по величине предметы (ширина, длина, высота).
  5. Разрезные картинки (5 лет — 4 части; 6-7 лет — 4-6 частей).
  6. Ориентировка на листе бумаги (лево — право, низ — верх, середина).

  • Исследование мышления
  1. Счетные операции в пределах 10 (6-7 лет — прямой и обратный счет).
  2. «4-й лишний» (по цвету, форме, родовым категориям).
  3. Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена).
  4. Бланки методик «Простые и сложные аналогии».
  5. Серии картинок с изображением последовательности событий (3-4 картинки).
  6. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, описательные, со скрытым смыслом, нелепым содержанием).
  7. Таблицы с загадками, пословицами и поговорками (подбор с учетом возраста).

  • Исследование представлений о себе и окружающих
  1. Называет свои имя, фамилию, отчество, возраст, пол, домашний адрес.
  2. Называет членов семьи.
  3. Называет и «показывает» времена года и части суток.
  4. Использование опросника для детей 6-7 лет (методика диагностики школьной зрелости).

  • Исследование развития речи
  1. Использование в речи обобщающих понятий.
  2. Умение классифицировать предметы.
  3. Составление описательного рассказа по картинке.
  4. Использование в речи существительных, прилагательных, глаголов.
  5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного, антонимов.
  6. Согласование числительных с существительными (одно яйцо — пять яиц).
  7. Образование притяжательных прилагательных (Хвост чей? — «Лисий». Голова чья? -«Заячья»).

  • Исследование памяти
  1. Зрительная память: набор картинок с изображением знакомых предметов (6-10).
  2. Слуховая память: запоминание 6-10 слов.
  3. Пересказ простого текста.

  • Исследование развития эмоционально-волевой сферы
  1. Набор карточек с изображением эмоций.
  2. Набор сюжетных картинок с изображением различных ситуаций, подлежащих нравственной оценке.
  3. Адекватная реакция ребенка на одобрение и порицание.

Возраст 7-9 лет

  • Исследование восприятия, внимания
  1. Набор карточек с изображением геометрических фигур.
  2. Разрезная картинка из 6-8 частей.
  3. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги в клетку (графический диктант).
  4. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать.
  5. Методика «Найди отличия» (в соответствии с возрастом).

  • Исследование мышления
  1. Таблицы с изображением 4-х предметов (дидактическая игра «Четвертый лишний») разных вариантов сложности.
  2. Таблицы с матрицами Равена.
  3. Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием).
  4. Серии картинок с изображением последовательности событий (6-8 картинок).
  5. Таблицы с текстом разной сложности.
  6. Счетные операции (понятие чисел, выполнение арифметических действий, понимание хода решения задач).

  • Исследование памяти
  1. Таблицы с изображением знакомых предметов для развития зрительной памяти (возможны разные варианты запоминания чисел, слов, геометрических фигур).
  2. Слуховая память: запоминание 10 слов.
  3. Тексты для воспроизведения.

  • Исследование развития речи
  1. Пересказ текста.
  2. Использование в речи развернутых высказываний. Исследование эмоционально-волевой сферы
  3. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих нравственной оценке.
  4. Методика самооценки.

  • Исследование представлений о себе и окружающих
  1. Называет свое имя, фамилию, отчество, пол, возраст.
  2. Называет имена, отчества, фамилии членов семьи, знакомых и т.д.
  3. Опросник для определения широты кругозора (Чем отличается старый человек от молодого? Почему у всех автомобилей есть тормоза?).

  • Исследование уровня обучаемости
  1. Техника чтения.
  2. Срезы знаний по математике и русскому языку (в соответствии с программой обучения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ.

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.  АНКЕТЫ:  "ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ", "ВАШ РЕБЁНОК", "ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА"....

Диагностические методики классного руководителя

Диагностика -это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизац...

Диагностические методики

Данные диагностические методики помогут при изучении личности учащихся и ученического коллектива...

Презентация - демонстрационный материал к диагностической методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников"

Презентация позволяет заменить бумажный вариант демонстрационных материалов к методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников" на электронный, что знач...