Тренинг Жить в ладу с собой и миром
план-конспект занятия по психологии (10 класс)
Тренинг«Жить в мире с собой и другими» разработанный для подростков в возрасте от 13 до 15 лет, - важная составляющая психолого—педагогического воспитания подростков в духе толерантности и культуры мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_seminara_kuratorov_shkolnoy_mediatsii.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Смаглеевская СОШ
Районный семинар
кураторов служб школьной медиации
образовательных организаций
Тренинг:
«Как жить в мире с собой и другими»
Яицкая Марина Николаевна, куратор службы
школьной медиации МКОУ Смаглеевской СОШ
Психологический тренинг "Жить в мире с собой и другими"
Пояснительная записка
Тренинг«Жить в мире с собой и другими» разработанный для подростков в возрасте от 13 до 15 лет, - важная составляющая психолого—педагогического воспитания подростков в духе толерантности и культуры мира.
Воспитание молодого поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает сегодня, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Подростковый возраст — важнейший период в психосоциальном развитии человека. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.. позиция терпимости и доверия — это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренения духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества — значимый вклад в развитие культуры мира.
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позиции и ценностям других людей.
Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное качество. Толерантность является важной составляющей гражданско-патриотического воспитания. Она подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания. Данную цель призваны реализовать все институты воспитания и, прежде всего образовательные учреждения. Закладывая фундамент базовой культуры, и, формируя на ее основе базовое образование, образовательное учреждение участвует в процессе становления полноценной личности и в процессе ее социализации.
Одна из главных задач тренинга — сделать понятие «толерантность» близким и ясным для каждого участника группы. Она решается через ознакомление подростков не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. В ходе тренинга подростки, работая с понятием «толерантность», открывают его новые грани и аспекты.
Толерантность — достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными методами. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и группы подростков и заканчивая обществом в целом.
Критерии толерантности:
- равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежащих к какой — либо другой группе);
- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.д.);
- равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
- сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
- охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям ;
- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
− позитивная лексика и наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Цель: ознакомить подростков с понятиями «толерантность», показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми.
Задачи:
− развитие и укрепление взаимодействия и эмпатии подростков друг с другом;
− духовная ориентация подростков на ценность общения;
− снятие страха и психологической зажатости;
− раскрепощение подростка;
− улучшение психологического микроклимата в группе, развитие симпатии к отдельным подросткам.
− Форма занятия: тренинг
− Возраст участников: 13-15 лет
Оборудование: магнитная доска, информационно-коммуникационные технологии, фломастеры, магнитофон,диски с ритмичной и спокойный мелодией.
− Длительность проведения тренинга: рассчитан на 4 занятия по 1,5 часа. Данное занятие является первым.
Общие рекомендации по проведению тренинга
Помещение. Отдельная аудитория, магнитная доска, информационно-коммуникационные технологии
Требования к ведущему. Ведущему тренинга необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание(предоставление информации, развитие определенных навыков), но и на процесс (динамику отношений между участниками группы)
Ведущему следует помнить об основных принципах групповой работы:
- предоставление детям полной информации о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам. Следует рассказать о том, что может происходить в группе. Желательно, чтобы каждый потенциальный участник дал согласие на свое участие в тренинге.
- Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия.
- Принцип добровольности. Члены группы могут не принимать в тех или иных упражнениях, и ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Также любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении не только ведущему, но и всем участникам.
- Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы. В группе недопустима физическая и вербальная агрессия, употребление психоактивных веществ. Ведущий должен быть гарантом безопасности всех участников группы. С самого начала вводится правило, согласно которому участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные)поведению и высказываниям друг друга.
Участников группы следует ознакомить с этой информацией.
Нормативно-правовые условия реализации методической разработки
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
- Конвенция о правах человека
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Декларация принципов терпимости от 16.11. 1995 г.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
СТРУКТУРА ТРЕНИНГА
1. РАЗМИНКА. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.
Упражнения:
«Аплодисменты»;
«Да и нет»;
«Комплименты».
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ. Эта часть включает в себя игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.
Упражнения:
«Что такое толерантность?»;
«Чет или нечет»;
«Пантомима толерантности»;
«Лукошко»;
« Как быть толерантным в общении».
3. РЕФЛЕКСИЯ ЗАНЯТИЯ. В конце занятия оставляется время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.
Упражнение «Вспомнить все».
Ход тренинга
Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня, мы с вами проведем тренинг толерантности на тему «Жить в мире с собой и другими». Главной целью нашего занятия будет изучения понятия «толерантность» и «толерантная личность».
Для начала нам необходимо принять правила нашей группы. Участие в групповой работе оказывает сильное позитивное воздействие на формирование личности подростка. В связи с этим на занятии необходимо принять этические правила групповой работы, которые способствовали бы созданию комфортной и безопасной обстановке в группе, и придерживаться их на протяжении всего тренинга (слайды).
- Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. (Следует объяснить подросткам, что в особых случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы для сохранения благополучия самого ребенка или других членов группы).
- Принцип добровольного участия в группе. Члены группы могут не принимать участия в тех или иных упражнениях (и ведущий будет стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы). Любой участник объявив о своем решении ведущему участникам.
- Доброжелательная, открытая атмосфера. Недопустимы агрессивные действия и высказывания участникам по отношению друг к другу. Члены группы могут говорить о своих чувствах. Но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.
РАЗМИНКА
Начнем наше занятия с Упражнения «Аплодисменты»
Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы на работу.
Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством («Встаньте все те, кто умеет вышивать, работать на компьютере, кататься на роликах, готовить вкусные блюда, любит смотреть сериалы, умеет играть на гитаре, мечтает посетить южные страны, поплыть на яхте в кругосветное путешествие). Остальные участники аплодируют тем, кто встал.
Упражнение «Да и нет»
Цель: возможность трансформировать напряжение , агрессию, апатию в готовность к общению и взаимную внимательность.
Процедура проведения: разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «ДА», а кто «НЕТ». Один из вас начинает игру, произнося слов «ДА». Второй сразу же отвечает ему: «НЕТ». Тогда первый снова говорит «ДА!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: «НЕТ», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал самого начала: или «ДА», или «НЕТ». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный и небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».
Анализ упражнения:
- Как ты себя сейчас чувствуешь?
- Как тебе удобнее спорить -произнося слов «ДА», или произнося слов «НЕТ»?
- Ты говорил достаточно громко?
Упражнение «Комплименты»
Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказа каждому участнику.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Упражнение «Что такое «Толерантность»
Цель: дать возможность участникам четко сформулировать понятие «толерантность». Показать многоаспектность понятия «толерантность»
Материалы: определения «толерантность» на больших листках, прилепленные к доске оборотной стороной к аудитории.
Процедура проведения: Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «Мозгового штурма» свое определение толерантности. Необходимо включить в это определение то, что является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске. После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ — это: (слайды)
- миролюбие;
- терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям;
- признание возможности равноправного существования «другого»;
- человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время толерантность это не уступка, снисхождение или притворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Анализ упражнения: Ведущий задает следующие вопросы:
-Что отличает каждое определение?
- Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
- Какое определение наиболее удачно?
- Можно ли дать одно определению понятию «толерантность?»
В процессе обсуждения обращается внимание на следующие моменты:
- Понятие «толерантность» имеет множество сторон.
- Каждое из определений выявляет какую-то грань толерантности.
Молодцы, спасибо, а сейчас давайте немного отдохнем!
Ведущий: Ребята, 16 ноября во всем мире отмечается Международный День Терпимости.
Этот праздник появился в 1997 г. и сразу стал международным. А как вы думаете почему праздник стал международным? (ответы детей). Потому что в разных странах живут люди разных национальностей, рас, вероисповедания в мире, согласии, взаимоуважении личности каждого человека.Этот праздник был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО.
Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду,free положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».Декларация принципов терпимости она была резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Слайды «Принципы терпимости»
Статья 1 — Понятие терпимости
1.2 Терпимость — это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
Статья 2 — Государственный уровень
2.1 На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
Статья 3 — Социальные аспекты
3.1 Терпимость как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер
Статья 4 — Воспитание
4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
Ведущий: Ребята, разделитесь на группы по 3 человека. Каждая группа должна будет разобрать ситуацию, которую я вас предложу и разрешить ее с точки зрения понятия «толерантность». (Решение педагогической ситуации по принципу групповой работы).
Ситуация: «Перед вами две дороги, выбирайте»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.
- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.- Вы обязательно найдете себе счастье!
Ведущий: обобщение ответов детей.
А во "Всеобщей декларации прав человека"провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (статья 18), «на свободу убеждений и на свободное выражение их» (статья 19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (статья 26).
Таким образом, мы может сделать вывод, что каждый человек имеет право на свободу убеждений, уважения личности человека любой расы, национальности, культуры, вероисповедания, политических или иных убеждений, социального происхождения, имущественного положения, рождения или иных обстоятельств!
Ведущий: Назовите главный правовой документ регламентирующий права и обязанности свободного гражданина? (ответы детей) Конституция РФ.
Ведущий: А сейчас, возьмите в руки главный правовой документ РФ (Конституция). Я вам буду зачитывать текст статей, а вы должны будете назвать номер этой статьи. (Работа с литературой).
В конституции РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст.17-ст.64) раскрывает суть прав и свобод человека.
Статья 17 (слайды)
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Ведущий: Приведите примеры из литературы, средств массовой информации, как в нашей стране гарантируются права и свободы человека? (ответы детей)
Именно Конституция главный документ для широкого определения толерантности. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).
Молодцы, ребята! А сейчас, немного отдохнем!
Упражнение «Чет и нечет»
Цель: снятие напряжения и зажимов, расслабление.
Материал: Каждому необходимо 15 горошин, ритмичная музыка
Процедура проведения: Сейчас мы сыграем с вами в игру. Каждый должен отсчитать 15 горошин. Затем, зажав их в кулаке, начните ходить по аудитории. Как только вам захочется вступить в игру, остановитесь рядом с кем-нибудь и протяните ему кулак, в котором зажата какая-то часть ваших горошин. Протягивая своему партнеру сжатый кулак, спросите: «Чет или нечет?».Если второй участник угадал, то он получает эти горошины себе, если не угадывает, то отдает первому ровно столько горошин, сколько у того было в кулаке. Победит тот, у кого через 10 минут окажется больше всего горошин.
А мы вернемся к теме нашего занятия.
Упражнение «Пантомима толерантности»
Цель: продолжение работы с определениями толерантности, развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.
Материалы: определения толерантности написанные на отдельных листах бумаги, моток веревки, лента, принадлежности для рисования, спокойная музыка.
Процедура проведения: Все участники разбиваются на подгруппы (по3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку — 5 минут.
Анализ упражнения: Ведущий задает следующие вопросы:
- Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?
- С какими затруднениями столкнулись группы процессе придумывания пантомимы?
Упражнение «Разведчик»
Цель: развитие внимания, снятие физических и эмоциональных зажимов.
Процедура проведения: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я буду сейчас задавать вам вопросы, на который могут ответить только настоящие сыщики или разведчики. Вы можете назвать каких -нибудь известных сыщиков или разведчиков?
Настоящий сыщик должен уметь все видеть и слышать, иногда ему нужно уметь и хорошо принюхиваться. Он должен уметь с легкостью запоминать картины, звуки, голоса и так далее. Сейчас я предлагаю вам побыть «сыщиками». Закройте глаза, и не открывайте их до сих пор, пока я вам этого не скажу.
- Кто из вас, не открывая глаз, может сказать, кто сидит справа от него7
- Кто из вас с закрытыми глазами может описать обувь, в которой я сейчас стою перед вами?
- Кто может сказать, какого цвета потолок в нашей аудитории?
- Кто может сказать какого цвета у меня глаза?
- Кто может сказать какого цвета футболка(свитер, рубашка, блузка) у вашего соседа справа(слева)?
Можно предоставить возможность детям придумать подобные вопросы и задать их друг другу.
Анализ упражнения:
- Понравилась ли вам игра?
- Какой вопрос оказался для тебя самым сложным?
- На какие вопросы тебе было легко отвечать?
- Что ты делаешь для тренировки своей памяти?
Упражнение «Лукошко»
Цель: продолжение работы с термином «толерантность» при помощи ассоциативного ряда. Развитие фантазии, творческого мышления.
Материал: лукошко или пакет с мелкими предметами (игрушки из «киндер-сюрпризов», значки и т. п. Количество предметов превышает количество участников группы.
Процедура проведения: Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы, беру какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший предмет. (Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть по всему миру»).
Молодцы!
Упражнение «Как быть толерантным в общении»
Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Практическое задание — решение жизненных ситуаций.
Процедура проведения: каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций — кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не уронив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Участники должны разыграть эту ситуацию. Использую предложенную схему (слайды), «обиженный пытается достойно выйти из ситуации. Например, взрослый отчитывает подростка при друзьях за то, что он не вымыл посуду.
Схема достойного выхода из ситуации (СЛАЙДЫ)
1. Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричал (а) на меня при ребятах...» (взрослый)
2. Вырази свои чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «... я почувствовал себя неудобно...».
3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «... поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей...».
4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «... тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».
Анализ упражнения:участники группы высказывают свое мнение о данном упражнение.
Упражнение: «Вспомнить все»
Цель : повторение и обобщение пройденного
Процедура проведения: Участники бросают мяч, называя качества и особенности поведения, присущие с их точки зрения, толерантному человеку. Надо стараться не называть уже названные характеристики. В данном упражнении принимают участие все члены группы.
Наше занятие подошло к своему логическому завершению. Участникам тренинга предлагается по кругу высказать свое мнение по следующим вопросам?
- Что больше всего запомнилось, понравилось в тренинге?
- Что было для вас особенно актуально, интересно?
- Нужны ли, с вашей точки зрения, подобные тренинги для подростков?
- Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?
Ведущий: А в конце нашего занятия я хочу прочитать вам стихотворение ( автор Алена Калинина, гимназия № 41 Санкт-Петербург), который непосредственно связан с темой тренинга «Толерантность»
Толерантность. Что это такое?
-Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы.
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
Всем участникам нашего занятия-тренинга огромное спасибо за активное участие, до новой встречи на следующем занятии!
Методические рекомендации: В дальнейших занятиях рекомендуется использовать новые формысотрудничества и диалога между взрослым и подростками, акцентировать внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни. На последующих занятиях необходимо развивать в личности ребенка основные составляющие толерантности и вооружение способами толерантного взаимодействия, т.е. формирование навыков толерантной личности каждого подростка. Возможно использование методов: сказкотерапии (притчи, басни); музыкотерапии (снятие эмоционального напряжения, рефлексия); проективных методик. В последующих занятиях нужно ставить акцент на коммуникативную сторону общения подростка, т.к. именно общение формируют навыки взаимодействия, взаимопомощи, что в дальнейшем формируют толерантную личность.
Примерные темы для последующего обсуждения:
- Толерантная личность, черты толерантной личности;
- Толерантность к себе и другим. Самопознание;
- Граница толерантности, учимся сочувствию.
По прохождению данного цикла тренинга необходимо провести анкетирование по результатам занятий «Как я оцениваю свою толерантность». Педагогические наблюдения за динамикой развития толерантности у подростков.
Литература:
1) Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травниева Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь./ Под ред. Е.Г. Трошихиной. - Спб.: Речь, 2001 — 216 с.
2) Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов/ Пер. с нем. Р.С. Эйваниса. - Спб.: «Светлячок»; «Речь», 2001. - 128 с.
3) Как научить детей сотрудничать? (4 часть) Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.4. 2-е изд., стер. - М. : генезис, 2001. - 160 с.: ил.
4) Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - Спб.: ООО Издательство «Речь», 2001 — 190 с., ил.
5) Осложденное поведение подростков: Причины, психолого- педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы/ Авт.- сост. Т.А. Шишковец.- М.: 5 за знания, 2006.- 192 с.
6) Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе/ методика развития компетентности в группе ( методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек) М.: Академический Проект, 2002.-256 с.
7) Рамендик Д.М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие. - М. : ФОРУМ: ИНФРА- М, 2007.-176 с. - (Профессиональное образование).
8) Солдатова Г. У. , Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. - Жить в мире с собой и другими; Тренинг толерантности для подростков. 2-е изд., стер. М.: Генезис, 2001 -112 с., ил.
Тренинговое занятие 9 класс
Жить в мире с собой и с другими
Цели:
- ознакомление с понятиями толерантность; толерантная личность;
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
- осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
- развитие способности к самоанализу, самопознанию;
- повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
Ход занятия
- Оргмомент
- «Сейчас у каждого есть возможность что-нибудь рассказать о себе, о том, что лучше всего получается, чем любит заниматься в свободное время и т. д. Два-три предложения».
3. Послушайте притчу «Молчание»
Будда как – то проходил одной деревней. Собралось несколько человек (его противников) и принялись горячо и злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И из-за этого спокойствия им стало как – то не по –себе. Возникло неловкое чувство: они оскорбляют человека, а он слушает их слова, как музыку, Тут что-то не так.
Один из них обратился к Будде:
- В чём дело? Ты что, не понимаешь, что мы говорим?
- Именно при понимании возможно такое глубокое молчание, - ответил Будда. – Приди ко мне 10 лет назад, я бы бросился на вас. Тогда не было понимания. Теперь я понимаю, И из – за вашей глупости я не могу наказывать себя. Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, но принимать ваши оскорбления или нет – в этом моя свобода. Вы не можете их мне навязывать, я от них просто отказываюсь, они того не стоят. Можете забрать их себе. Я отказываюсь принимать их.
- Почему многие учителя человечества учили своих учеников терпению?
- А почему мы стараемся проявлять терпение?
- Современной наукой найдена взаимосвязь между духовным состоянием человечества и явлениями природы. Чем больше на земле войн, конфликтов, ненависти, злобы, зависти, тем чаще возникают землетрясения, ураганы, вулканические извержения¸ эпидемии. Наши чувства могут принести либо благо, либо разрушение, поэтому Будда и не стал принимать оскорбления. Поэтому ваши внутреннее равновесие даёт здоровье не только нам, но и оберегает от зла всю планету.
- Одной из характеристик духовно развитого человека является толератность. Что это такое?(это способность человека жить в мире разнообразия.)
- Почему каждый из нас по – разному воспринимает одну и ту же ситуацию? (индивидуален, каждый видит и воспринимает по-своему, поступает так, как считает нужным).
4. Тест
- Давайте проведём немного шуточный тест. Оцените, пожалуйста, на сколько процентов вы знаете свой внутренний мир?
100%
50%
30%
Совсем не знаю
- А теперь подумайте над таким вопросом: кто из вас может, не прибегая ни к каким искусственным методам, только с помощью воли и знаний совершить следующее: из дуба сделать берёзу, из ромашки – сосну, из травы – шиповник
100%
50%
30%
Совсем не могу
- Тем более мы не можем изменить по своему желанию и внутренний мир другого человека. Да и куда его менять? Во что превращать, если мы и свой – то знаем плохо. Единственное, что мы можем сделать – это учитывать все особенности проявления этого мира.
- Упражнение «Цветные ладони»
Участники хаотично передвигаются по классу. Каждый поздоровается как можно с большим количеством учащихся (разговоры запрещены).
-Красная – надо пожать руку
-Синяя похлопать по плечу
Зелёная поздороваться спиной
Ваши ощущения.
8. Упражнение «Закончи предложения»
Каждая личность многообразна. Продолжите предложения:
Я - прекрасный цветок
Я – Я мышь
Я – словно светлячок
Я – кусочек пластилина
9.Упражнение «Солнечный круг»
- Нарисуйте на обороте листа солнце. В центре изобразите себя или напишите своё имя. Вокруг солнца нарисуёте много лучей, на трёх из них напишите три своих лучших качества.
- Теперь вы можете встать и подойти к любому человеку, написав на лучиках его хорошие качества.
10 Релаксация.
- Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих ощущениях. Прочувствуйте своё тело и расслабьтесь…. Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нём.
Тело отдыхает. А сознание бодрствует, оно активно. Вы слушаете мой голос. …. Сосредоточьтесь на нём…. Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое моё слово найдёт отклик в вашем сердце.
Представьте, прочувствуйте, что такое нежность. Вспомните эпизод в вашей жизни, когда к вам относились с нежностью и любовью. Прочувствуйте, что вы относитесь к кому с нежностью. Запомните это чувство.
А теперь представьте и прочувствуйте, что такое сочувствие.
Вспомните эпизод вашей жизни, когда к вам относились с сочувствием.
Представьте, что к вам с сочувствием относится кто-то из близких – папа или мама, бабушка или дедушка, брат или сестра.
Почувствуйте это.
А теперь представьте, что вы относитесь к кому – то с сочувствием.
Сочувствуя человеку, вы чувствуете вместе с ним, переживаете его чувства как свои. Прочувствуйте, как эти переживания с каждой секундой всё глубже проникают в вас.
Сочувствие – это отзывчивость, сердечность, душевность, чуткость, участливость.
А теперь представьте, что вы отнеслись с сочувствие, жалостью к кому – то из не очень близких друзей, просто знакомых к совершенно незнакомому человеку.
Запомните это чувство.
Жалеть – значит болеть сердцем, щадить, беречь, не давать в обиду.
И пусть эти чувства, эти переживания. Навсегда поселятся у вас в душе.
Вспомните лица всех тех, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте доброжелательное отношение к ним. А теперь подумайте о каждом в отдельности. Пожелайте им добра, счастья и любви.
И когда вы почувствуете, что выполнили эту работу до конца вы откроете глаза. Каждый тогда, когда ему этого захочется.
11. Релаксация. Поделитесь своими впечатлениями о занятии.
12. Прощание.
ЖИТЬ В МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ
О занятии:
Занятие "Жить в мире с собой и другими", разработано для старшеклассников, - важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания в духе толерантности и культуры мира. Одна из главных задач предлагаемого занятия - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы. Она решается через ознакомление старшеклассников не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме специальной лекции, которую читает ведущий, используется групповой "мозговой штурм" по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего, итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими, кроме того, в ходе работы происходит освоение социальных критериев и показателей толерантности.
Цели:
• ознакомление с понятиями "толерантность", "толерантная личность", "границы толерантности";
• обсуждение проявлений толерантности и нетерпимости в обществе.
• развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
• осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
• развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
• формирование позитивного отношения к своему народу;
• повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
Время проведения: 60-90 минут.
Приветствие. Наше занятие я начну с притчи.
1. Притча «Виноград»
Как-то шли вместе и в согласии четыре человека: турок, перс, араб и грек, и где-то они раздобыли динар. Этот динар и стал причиной ссоры между ними, потому что, получив его, они стали решать, как его потратить. Перс сказал:
- Давайте купим ангур!
- Зачем покупать ангур, лучше купить эйнаб, - возразил араб.
Но тут вмешался турок:
- К чему спорить? — сказал он. - Не нужен нам ни ангур, ни эйнаб, мы должны приобрести на этот динар узум!
Грек тоже выразил своё несогласие:
- Если уж что-нибудь покупать, то нужно взять стафил! - заявил он.
Каждый из них стал доказывать свою правоту, и дело дошло до кулаков. И всё потому, что им в тот момент не повстречался знаток, который смог бы им объяснить, что все они говорят об одном и том же и что слова «ангур», «эйнаб», «узум» и «стафил» означают «виноград», который все они хотели купить, но каждый думал об этом на своём языке.
Обсуждение. О чем эта притча? Чему она нас учит?
На нашей планете очень много людей – более 6 миллиардов. И все они разные: белые и черные, взрослые и дети, мужчины и женщины, здоровые и инвалиды, добрые и злые, умные и не очень. Они относятся к разным нациям, религиям, культурам. Люди постоянно сталкиваются между собой, сталкиваются с незнакомыми и чуждыми им людьми, и многие из этих незнакомцев им не нравятся. Некоторые цветом кожи или формой носа, или манерой разговаривать, или тем, как они одеты, какую музыку слушают, или манерами поведения и т.д. Что же делать в подобной ситуации? Оскорблять, конфликтовать, ссориться? Или, даже если вам не нравятся какие-то люди, постараться все же ужиться с ними по мере сил и возможностей. Эта способность называется толерантность – терпимость к другим мнениям, взглядам, верованиям; уважение человеческого достоинства, умение понять и принять другого человека, умение ладить с другими людьми.
2. Определения толерантности
Написать на доске - "Толерантность – это… Предложить учащимся продолжить фразу.
Определения толерантности:
- Сотрудничество дух партнерства.
- Готовность мирится с чужим мнением.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принятие другого таким, какой он есть.
- Способность поставить себя на место другого.
- Уважение права быть иным.
- Признание многообразия.
- Признание равенства других.
- Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
- Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
3. История понятия толерантности.
Расскажу об истории понятия «Толерантность».
Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI - XVII вв., восставших против "терпения нетерпимости" и жестоких религиозных столкновений. Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем "Трактате о веротерпимости" (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но "верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах".
Важнейшим результатом деятельности философов, и прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер. Эта декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность-"готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь", во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов". В китайском языке быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других". В арабском толерантность- "прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим", в персидском - "терпение, выносливость, готовность к примирению".
В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Термин "толерантность" обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает "отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию". А более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью - смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорее о таком индивидуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения - до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.
Как вы считаете, как проявляется нетерпимость?
Проявления нетерпимости:
• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
• игнорирование (отказ в беседе, в признании);
• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
• этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);
• преследования, запугивания, угрозы;
• расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);
• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
• фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);
• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);
• осквернение религиозных или культурных символов;
4. О еще одном эффекте интолерантности мы поговорим, заполнив таблицу. Ребятам предлагается вписать в таблицу по 2-3 черты для каждой национальности. Например: добрые, злые, жадные, ленивые, хитрые и т.д.
Национальность | Черты | Откуда я это знаю |
Русские |
|
|
Украинцы |
|
|
Татары |
|
|
Немцы |
|
|
Цыгане |
|
|
«Лица кавказской национальности» |
|
|
Китайцы |
|
|
Заполняем на доске последнюю колонку таблицы, обобщая ответы ребят на вопрос «Откуда я это знаю?».
Большинство, скорее всего, ответит, что узнали об этом из книг, телепередач, разговоров взрослых, т.к. в жизни они недостаточно знают представителей разных национальностей. В то же время мы все хорошо знакомы с представителями своей национальности. Для всех из них подойдут определения, которые мы им дали? Разве это справедливо? Очевидно, что нет.
Когда мы называем всех людей, принадлежащих к какой-то национальной или иной группе ленивыми, глупыми, злыми и т.д. мы пользуемся стереотипами.
Стереотип – распространенное представление о чем-либо. Они могут быть индивидуальными и общественными, передаваться от других людей, черпаться из книг, газет, телепередач, формироваться на основе собственного опыта.
Негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащим к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик).
Расскажу вам сказку.
Подъехал Богатырь на коне в чистом поле к камню, а на нем написано: направо пойдешь – голову сложишь, налево пойдешь – коня потеряешь, а прямо пойдешь – озвереешь. Была – ни - была, решил Богатырь прямо поехать. Едет он на своем богатырском коне, солнце палит, жажда мучит, нигде ни ручейка, ни колодца. Вдруг видит Богатырь – озеро, а вода в нем голубая - голубая, чистая да прозрачная. А посреди озера – остров, и сидит на том острове Змей-Горыныч о девяти головах. Ринулся Богатырь через озеро к змею поганому, махнул своим богатырским мечом один раз – слетели у змея три головы, махнул другой – еще три головы слетели.
«Что могли сказать Богатырю оставшиеся три головы?» (Ответ примерно такой: «Ты что, озверел? Да пей сколько хочешь!»). Ребята догадываются, что здесь сработали стереотипы: раз Змей, то надо его рубить. А может это добрый Змей … Этого Богатыря вряд ли можно назвать толерантным!
Стереотипы могут стать основой национализма и дискриминации.
Давайте вспомним, что такое национализм? (идеи превосходства одной нации над другой). Что такое дискриминация? (ущемление прав других людей).
Немецкий философ Иммануил Какнт сформулировал такой закон: «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Кант считал, что если все люди будут выполнять этот закон, то общество станет совершенным.
А вы согласны с Кантом? (Наверное, он прав, ведь себе никто не пожелает унижений, оскорблений и т.д. Казалось бы, так просто изменить мир к лучшему! Но, к сожалению, мир до сих пор несовершенен).
5. Люди давно задумываются о том, как научиться быть терпимыми. Оказывается, для этого очень важно уметь относиться с юмором к самому себе, уметь поставить себя на место другого, не унижать другого человека.
Но ко всему ли можно быть терпимым? (Возможные ответы: нельзя терпеть жестокость, унижения, несправедливость, насилие.)
Назовем черты толерантной личности:
Черты толерантной личности:
- чуткость,
- умение слушать,
- сопереживать,
- умение владеть собой,
- расположенность к другим людям,
- доверие к людям,
- альтруизм,
- умение не осуждать другого человека,
- признак уверенности в себе,
- осознание своих собственных позиций,
- умение аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдая такт и уважительное отношение
6. «Притча два волка»
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
7. Одним из важных принципов толерантности является, как уже отмечалось, «умение принудить себя, не принуждая других», что подразумевает не принуждение, насилие, а лишь добровольное, осознанное самоограничение. Невольно приходит в голову притча о мудреце, к которому мать привела своего сына сладкоежку и просила убедить его не есть сладкого. Мудрец велел придти им через месяц. «Не ешь сладкого», - сказал мудрец, обращаясь к мальчику. «Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый месяц?» - возмутилась женщина. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что сам в это время ел сладкое. Именно это и есть пример толерантности, самоограничение, требующие начинать с себя лично.
8. Рабби Зуси Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир — такой большой, а Зуси — такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город — такой большой, а Зуси — такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, — самого себя.
9. Но ко всему ли можно быть терпимым? (Возможные ответы: нельзя терпеть жестокость , унижения, несправедливость, насилие).
В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.
9. Попробуйте выразить свои мысли и чувства с помощью Синквейна.
Синквейн – форма японской поэзии, пятистрочие, в котором:
1-я строка – понятие;
2-я строка – 2-3 прилагательных, характеризующих тему;
3-я строка – 2-3 глагола, дающих динамичную характеристику;
4-я строка – фраза, выражающая отношение автора к теме;
5-я строка – одно слово, в котором автор высказывает свою ассоциацию к теме.
Примеры: Толерантность
Необходимая, всеобщая
Примиряет, объединяет, уравнивает
Путь к решению конфликта
Согласие.
Достоинство
Человеческое, гражданское
Не врать, не трусить, не унижаться
Быть не равнодушным человеком
Благородство.
Учитель
Мудрый, добрый, справедливый
Учимся, умнеем, сотрудничаем
Как интересно проходит урок!
Класс!
Одноклассники
Веселые, грустные, разные
Помогут, подскажут, объяснят
Нам хорошо вместе
Друзья.
Родители
Строгие, любящие
Заботятся, переживают, воспитывают
Мне повезло с ними
Семья.
10. Закончить нашу встречу мне бы хотелось стихотворением Б.Заходера
Я собака – всего лишь собака! – Мы вступаем и в драки и в браки,
В голове у меня – пустота, Неизменную веру храня:
Но другую собаку, однако, Что бы ни было – все мы собаки,
Никогда не приму за кота!... Все мы братья, все мы родня.
Не нужны ни условные знаки, Вы же, умные, вашего брата
Ни слова – потому что чутьем Распознать не способны никак…
Брата кровного в каждой собаке Сразу видно – чутье слабовато.
Мы и так за версту узнаем! В этом вам далеко до собак.
Ни порода, ни масть, ни размеры Если брат ваш – не вашей масти,
С толку нас никогда не собьют: Разве в этом он виноват?
Даже крошечные тойтерьеры Вы же рвете его на части,
В сенбернарах своих признают… Словно он вам уже и не брат…
11. Рефлексия. В конце занятия следует оставить время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. На занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:
• Что вы сейчас чувствуете?
• Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
• Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
• Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?
Список литературы
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г. и др. Тренинг развития жизненных целей. / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003 г.
2. Воронова Е. Социальная работа с уличными детьми. // Социальная педагогика, № 4, 2004 г.
3. Крушельницкая О. Учимся жить вместе: программа работы с детьми переселенцев. // Социальная педагогика, № 2, 2005 г.
4. Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. М., 2001 г.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Т.3,4. М.: генезис, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Жить в ладу со своей совестью"
Классный час по-прежнему остаётся основной формой воспитательной работы в школе. Данный классный час имеет духовно-нравственную направленность. К 12-13 годам подростки хорошо знакомы с та...
"Жить в ладу с собой, со своей совестью"
Аннотация: В рамках национально-регионального компонента по литературе проводятся уроки, внеклассные мероприятия, посвящённые жизни и творчеству прославленных земляков – писателей, поэтов Русского Сев...
Жить в ладу с собой и миром
Конспект классного часа - помощь в сложных ситуациях...
Жить в согласии с собой и другими
Прпезентация к педагогическому совету...
тренинг "Жить в мире с собой и с другими"
Содержит упражнения расчитанные на сплочение коллектива. Аудитория 8-9 класс...
Педагогический кейс "Как научиться ладить между собой".
Снизилась мотивация твоих учеников на уроках английского языка? Попробуй создать свой кейс. Что это такое? На эти и другие вопросы ты найдешь ответы в моей разработке. Кейс метод это очень эффективный...
Как жить в ладу со своей совестью
Конспект занятия...