Как жить в ладу со своей совестью
план-конспект
Предварительный просмотр:
Тема: Как жить в ладу со своей совестью.
Цель: формирование понятий о нравственных категориях: совесть, стыд, раскаяние.
Задачи:
-учить давать честную оценку своим поступкам;
-формировать потребность в самопознании;
-формирование культуры поведения;
-корригировать отношение к ценностям человека.
Формы и виды деятельности: фронтальная работа, работа парах, творческая работа.
- Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, листы, фломастеры, карточки со словами: «Жить в ладу со своей совестью».
- Предварительная работа: поиск и определение понятия совесть в словарях: БСЭ, В.Даля, Ушакова.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Воспитатель. Добрый день! Сегодня я хочу пригласить вас принять участие в откровенном разговоре. Сегодня мы с вами будем работать парами.
Воспитатель. В начале нашего занятия я бы хотела узнать ваше настроение.
Слайд 1. (облако, туча, солнышко)
Перед вами на экране три слова. Выберите одно из них в соответствии с вашим настроением и нарисуйте рисунок, раскрасьте его. (Дети раскрашивают символ.)
Воспитатель. Кто из вас выбрал тучу? Почему? А у кого облачко раскрасилось?
Ребята, что нужно сделать, чтобы у всех было хорошее настроение?
Слайд 2. (Солнышко)
Воспитатель. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас у всех хорошее настроение.
А сейчас внимание.
Чтение стихотворения воспитателем.
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?
– Что самое главное в человеке? А еще?
Добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота, сострадание, добродетель, улыбка, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.
– Конечно, разум – первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: – Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
Воспитатель. Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – совесть!
Сообщение темы и цели занятия
Воспитатель. Кто из вас догадался, какова тема нашего занятия? (Ответы детей.)
А полное название нашего занятия вы прочитаете, если правильно соберёте слова, которые лежат в конверте, по смыслу. Прочитайте. (Жить в ладу со своей совестью.)
Слайд 3. (Жить в ладу со своей совестью)
Как вы понимаете «в ладу»? (Согласие, мир, порядок, жить в согласии со своей совестью)
Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека о СОВЕСТИ и узнаем, какие правила помогут нам жить в ладу со своей совестью, мы постараемся понять, осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.
2.Основная часть
Что же такое совесть? Об этом нам расскажут представители от каждой пары, которые поработали со словарями и выясните значение этого слова.
1. БСЭ.( Большая советская энциклопедия) Совесть, категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
2 . Совесть (по Далю) – нравственное сознание. Нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и к добру, отвращающее ото лжи и от зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развитая.
3 . Совесть (по Ушакову) СОВЕСТЬ. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.
Слайд . (Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом)
Вспомните какие очень сильные выражения употребляют с этим словом: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.
Иногда человек совершает плохой поступок и слышит в ответ «Ни стыда, ни совести у тебя нет!»
Как же нужно жить, чтобы быть в ладу со своей совестью?
Наш разговор я продолжу притчей о совести
Притча о совести.
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
Воспитатель . Ребята, почему просияло лицо учителя, и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?
А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (Услышит голос совести.) В какой ситуации мы слышим голос совести? (Ответы). Как совесть разговаривает с тобой?
«Разговор с совестью»
- Ты размышляешь над тем, что совершил.
- Эта мысль тебя преследует.
- Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок.
- Ты исправляешь положение.
- Наступает мир с самим собой.
Физминутка. «Хорошее настроение»
Послушайте. О чём в нем говорится?
Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки сердца»
«Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у молодого человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – пошёл себе дальше.
Прошло много лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него уже было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя, мучила его совесть, грызла. Не давала спать. И вот спустя много лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос. А слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
-Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня,- сказал человек.
-Те осколки я выбросил в этот же день. А ты носил их в своём сердце много лет, – ответил слепой.
Интерактивная беседа.
Воспитатель. Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце много лет.)
Прочитайте ещё раз название нашего занятия.
Как жить, чтобы быть в ладу со своей совестью?
Тренинг «Как не попасть в сети зла? Как не потерять совесть?
Воспитатель. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом.
Как не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.
Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак.) Покажите, где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (В самом начале, на мизинце.) Какой надежный щит поставить на пути зла?
Ответы. Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.
- Требования совести прорастают изнутри. Совесть – это мое внутреннее «Я». Если «Я» буду жить с совестью в ладах, то в душе моей воцарится мир, мир с самим собой.
Есть у А. С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит, и никогда не узнают, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение - по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек
Игра «Чего нужно стыдиться?»
Воспитатель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство - это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.
Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, а вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.)
• Физические недостатки;
• некрасивые поступки;
• поношенная, но аккуратная одежда;
• старомодная одежда;
• неряшливый вид;
• непрестижная работа родителей;
• твое «простое» происхождение;
• невежество, необразованность, безграмотность;
• вульгарная внешность;
• грубое, бездушное отношение к людям.
Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья - совесть - так же хорошо помогал вам различать добро и зло.
Давайте сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои поступки, в которых мы глубоко раскаиваемся.
Минута раскаяния.
Воспитатель. У меня в руках маленькая планета, та планета, которую мы смогли создать, признавшись в проблеме или ошибке. Эта планета – планета добра. Но послушайте, что это внутри гремит? Здесь спрятаны наши ошибки и проблемы. В виде чего представлены эти ошибки?
Наши ошибки и проблемы я представила в виде горошин. Каждый из вас сейчас возьмёт по одной горошине. Расскажите ей свою проблему или ошибку тихонечко, можно мысленно и она обязательно поможет вам решить эту проблему. Пусть, признавшись горошине, вам станет чуточку легче. Мы очистим планету от ошибок и проблем.
Вы уже стали сильнее, признавшись маленькой горошине, а вот что делать дальше, вы должны решить сами. Вы можете, сохранить горошину, как талисман, пусть она помогает вам и в дальнейшем. Можете выкинуть её, выкинув свою проблему, ошибку. Но всё тайное, становится явным, и, избавившись от проблемы сейчас, нет гарантии, что она больше не появится. А можете посадить эту горошину и пусть её ростки, и будут теми чертами, которые вам помогут в дальнейшей жизни.
Французский учёный Фонтинеля сказал: «Все люди ошибаются, но лишь сильные люди сознаются в ошибках и проблемах». Прислушайтесь к своей совести, подумайте, решите. Выбор за вами.
Раскаяние – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.
Минута прощения
Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Вы знаете, что есть такой праздник Масленица. Последний день Масленицы называют «Прощёное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощение. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить «Бог тебя простит».
Может быть, есть, кто захочет попросить прощения у тех, кого они обидели?
Советую вам провести такое упражнение и дома, в кругу семьи.
Работа в парах. Рисование символа совести.
Воспитатель. Ребята, нарисуйте символ совести. Он должен быть простым и понятным всем.
(Дети рисуют солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…)
Выставка символов на доске
Подведение итогов. Рефлексия.
- Посмотрите, перед вами на доске изображение распахнутых ладоней и ладони сжатой в кулак. Возьмите в руки сердечки. Если вы считаете, что для человека важно жить в ладу со своей совестью, быть совестливым человеком, признавать свои ошибки, то прикрепите их на распахнутые ладони. А если вы думаете, что совесть не нужна человеку, что без неё можно прожить – прикрепите сердечко на сжатый кулак.
- Ребята, о каком важном и главном качестве человека мы говорили сегодня?
- Нужна ли человеку совесть?
Сегодня вы узнали о самом главном качестве человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки и не делая новые.
И на память о нашей встрече хочу подарить вам эти сердца, ведь если у человека чистая совесть, у него спокойно на сердце.
Звучит песня «Дорога добра». Я дарю сердечки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живи в согласии со своей совестью. Валентин Распутин
Внеклассное мероприятие. Знакомство с жизнью и творчеством Валентина Распутина....
Классный час "Жить в ладу со своей совестью"
Классный час по-прежнему остаётся основной формой воспитательной работы в школе. Данный классный час имеет духовно-нравственную направленность. К 12-13 годам подростки хорошо знакомы с та...
"Жить в ладу с собой, со своей совестью"
Аннотация: В рамках национально-регионального компонента по литературе проводятся уроки, внеклассные мероприятия, посвящённые жизни и творчеству прославленных земляков – писателей, поэтов Русского Сев...
Конспект урока по теме: "Как ты ладишь со своей семьей" в 5 классе [по учебнику М.З. Биболетовой «Английский с удовольствием»]
I. Приветствие. Организационный момент.II....
Жить в ладу с собой и миром
Конспект классного часа - помощь в сложных ситуациях...
Тренинг Жить в ладу с собой и миром
Тренинг«Жить в мире с собой и другими» разработанный для подростков в возрасте от 13 до 15 лет, - важная составляющая психолого—педагогического воспитания подростков в духе тол...
Учимся слушать свою совесть
Цель:Формировать у детей ценностное отношение к Совести.Задачи:Обогащать представления детей о ценности Совесть.Развивать ценностное отношение к категории Совесть.Формировать умение слушать свою совес...