"Жить в ладу с собой, со своей совестью"
методическая разработка по краеведению на тему
Аннотация: В рамках национально-регионального компонента по литературе проводятся уроки, внеклассные мероприятия, посвящённые жизни и творчеству прославленных земляков – писателей, поэтов Русского Севера. Данное мероприятие посвящено Ф.А.Абрамову – замечательному патриоту, Человеку, Писателю. Методическая разработка предназначена для учителей литературы, руководителей творческих коллективов, для всех, кому интересна и небезразлична судьба Ф.А.Абрамова, Русского Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_abramov.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Пичугина Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 23», город Северодвинск
(Архангельская область)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме
«Жить в ладу с собой, со своей совестью»
(по творчеству Ф.А.Абрамова) для учащихся 5 – 8 классов
Аннотация: В рамках национально-регионального компонента по литературе проводятся уроки, внеклассные мероприятия, посвящённые жизни и творчеству прославленных земляков – писателей, поэтов Русского Севера. Данное мероприятие посвящено Ф.А.Абрамову – замечательному патриоту, Человеку, Писателю. Методическая разработка предназначена для учителей литературы, руководителей творческих коллективов, для всех, кому интересна и небезразлична судьба Ф.А.Абрамова, Русского Севера.
Форма мероприятия – читательская конференция
Методы и приёмы, используемые в работе,
(по классификации Кудряшова Н.И.):
- Метод творческого чтения (приёмы: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, создание проблемной ситуации);
- Эвристический;
- Исследовательский метод (приёмы: постановка проблемных вопросов, формирование исследовательских заданий, сопоставление и оценка разных интерпретаций текста);
- Репродуктивный (приёмы: лекция, самостоятельная работа с литературой).
Цели конференции:
- Обучающие: продолжить знакомство с творчеством нашего земляка, Ф.А.Абрамова; обобщить знания о восприятии текста художественного произведения, о его идейном и эстетическом значении;
- Развивающие: развитие творческих, интеллектуальных способностей детей, их познавательной активности; развитие навыков ведения читательской дискуссии; развитие навыков исследовательской деятельности; развитие связной речи;
- Воспитывающие: воспитание любви и уважения к культуре, истории родного края; воспитание чувства гордости за своих земляков; воспитание читателя с активной жизненной позицией
Задачи конференции:
- Развитие способности соотносить обсуждаемые проблемы, связанные с творчеством писателя, с актуальными вопросами современной жизни;
- Развитие навыков вдумчивого, аналитического чтения и исследовательских способностей;
- Обогащение познавательного кругозора учащихся
Дидактическое обеспечение мероприятия:
- Стенд, оформленный НОУ, о жизни и творчестве прославленного земляка (с фрагментами отзывов о прочитанных произведениях Ф.Абрамова);
- Портреты писателя;
- Выставка книг Ф.Абрамова;
- Рисунки учащихся к произведениям Ф.Абрамова;
- Мультимедийная установка, ноутбук
Подготовительный этап конференции:
Подготовка к мероприятию начинается заблаговременно, примерно за месяц до начала мероприятия. Поскольку день рождения Ф.А.Абрамова приходится на 29 февраля, то мы обычно проводим конференцию либо в день рождения писателя, либо чуть позднее. В конце января намечается ход конференции, составляется список участников, с администрацией школы согласуется приглашение гостей. Учащиеся – участники конференции выбирают темы для исследований в соответствии с проблематикой мероприятия. Например, в 2009 – 2010 учебном году тема конференции звучала так: «Ищите праведный путь», проводилась она для старшеклассников, поскольку на ней предполагалась дискуссия по публицистическим статьям писателя. Данную конференцию было решено провести для учащихся 5 – 8 классов. Конференции обязательно предшествуют уроки, посвящённые творчеству Ф.Абрамова. Конференция – это итоговое мероприятие, позволяющее более глубоко оценить творческую деятельность нашего земляка, поразмышлять над нравственными, духовными проблемами, которыми «пронизано» творчество писателя. Именно в этом возрасте (5 – 8 кл.) на уроки внеклассного чтения, в рамках национально-регионального компонента берутся для изучения рассказы Ф.Абрамова («Валенки», «Золотые руки», «Материнское сердце», «Собачья гордость», «Жила-была сёмужка» и многие другие произведения). Выступающие с докладами учащиеся обязательно сопровождают свои ученические исследования презентациями. Тема конференции 2010 – 2011 учебного года для школьников 5 – 8 классов звучала так: «Жить в ладу с собой, со своей совестью…» В нашей школе существует фильмотека, имеются видеофильмы, слайды о творчестве писателя. Фильмотека постоянно обновляется, пополняется её архив. На ежегодной школьной конференции обязательно присутствуют фрагменты видеофильмов, посвящённых нашему земляку.
Примечание: данное мероприятие является традиционным, оно проводится ежегодно (допускаются некоторые изменения, меняется формулировка темы конференции, участники, ежегодно придумывается что-то новое). Также проводится читательская конференция по творчеству Ф.Абрамова для старшеклассников (обычно это городское мероприятие, организованное ЦБ им. Н.В.Гоголя). Предложенное мероприятие – читательская конференция 2010 – 2011 учебного года. Кроме основного ведущего конференции (Пичугиной Н.В.), подготовлены старшеклассники - ведущие.
Ход конференции:
Торжественное открытие конференции. Приветственное слово ведущего конференции, учителя русского языка и литературы, руководителя НОУ, Пичугиной Н.В. Представление гостей мероприятия: северодвинской поэтессы Р.И.Пономарёвой, родственницы писателя; актрисы молодёжного театра Е.М.Мироненко; сотрудников ЦБ им. Гоголя.
Учитель: Л.Н.Толстой сказал: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
Учитель: Ребята, вы согласны с мнением Л.Н.Толстого? Почему?
Учитель: Да, верно говорят, что словом можно и вылечить душевную рану, словом же можно и «убить», ранить человека. Доброе слово способно поддержать в трудную минуту, ободрить в радости. Слово нашего земляка звучит, с одной стороны, яростно, правдиво, справедливо. С другой стороны, оно нежное, трогательное, заботливое, чистое, как родник. Потому, наверное, часто говорят, что слово Абрамова «родниковое».
Учитель: А, чем, ребята, по вашему мнению, может быть наполнено «родниковое слово»? Чем оно отличается от обычного, повседневного слова?
Учитель: Всё, о чём писал, о чём думал Ф.Абрамов, было связано с родным Пинежьем, Верколой. (включается фрагмент видеофильма о Ф.Абрамове «Моя Веркола и мои земляки»).
Учитель: Что нового, ребята, вы узнали о Ф.Абрамове из этого фильма? (ответы учащихся)
Учитель: Писателя Абрамова всегда тревожил вопрос: «Как надо жить?» Ответа на этот вопрос он искал и в прошлом, и в настоящем, в судьбе отдельного человека и в мировой истории.
1-ый ведущий: В феврале на Пинежье снежно: сугробы по краям дорог выше человеческого роста. Вьюги да метели хозяйничают: порой не разглядишь на заснеженных просторах тропинку, по которой прошел полчаса назад. Ветер гудит в проводах, шумит по лесу: только гул стоит, словно поют ели да сосны, покачивая ветвями нехотя, тревожно. В такое время 90 лет назад – в 1920 году - родился в деревне Веркола, что стоит на реке Пинеге, мальчик Федя. Федор Абрамов. Никто и подумать не мог, что станет этот мальчик писателем, что книги, написанные им, переведут на многие языки мира, спектакли по его произведениям с успехом пройдут в разных странах.
(Во время слов соведущих демонстрируются слайды с изображением Ф.Абрамова)
2-ой ведущий:
- А пока рос Федя, как все деревенские детишки. Семья осталась без отца, когда мальчику едва исполнился год. На руках матери Степаниды Павловны осталось пятеро детей. Семья не только выжила — стараниями матери и ребят через несколько лет бывшие бедняки обзавелись большим хозяйством: 2 лошади, 2 коровы, бык и овцы. Будущий писатель каждый день вставал чуть свет, носил дрова, воду, помогал старшим, чем мог.
1-ый ведущий:
- Школу Федор закончил с отличием и без экзаменов был зачислен в Ленинградский институт. А с третьего курса ушел на фронт – в мирную жизнь страны ворвался 1941 год, началась Великая Отечественная война.
2-ой ведущий:
- После ранения Федор отправился в отпуск на родное Пинежье и там увидел то, что поразило его до глубины души – как тяжело жилось в войну тем, кто остался дома и сделал все, чтобы у бойцов на передовой всегда была еда, и теплая одежда, и оружие. Об этом теперь можно прочитать в романе “Братья и сестры”, первом из трилогии “Пряслины”. За трилогию в 1975 году Федор Абрамов получил высшую литературную награду страны – Государственную премию СССР. Воспоминания о войне живут во многих рассказах писателя.
Учитель: Ребята, а какие произведения о Великой Отечественной войны, вышедшие из-под пера Ф.Абрамова, вы читали? (звучат ответы учащихся)
Учитель: Рассказы «Старухи» и «Материнское сердце», пожалуй, самые известные произведения писателя, глубоко психологические, наполненные уважением к русской женщине. Женщине, которая и в годы суровых испытаний способна вынести все горести судьбы. Ученица 5А класса подготовила пересказ рассказа «Материнское сердце». Давайте послушаем.
Учитель: Чем же привлекательна история главной героини, Офимьи? Какими чертами характера наделяет её автор? Живёт ли Офимья в «ладу с собой, со своей совестью»? А что значит «жить в ладу с собой, со своей совестью»? (в дискуссии участвуют все присутствующие школьники).
Учитель: Участь женщины на войне незавидная. В чём заключается миссия женщины на Земле? Да, верно, быть Матерью, быть Любимой…
Учитель: Ученик 8А класса (Николаев Р.) подготовил пересказ отрывка из рассказа «Старухи». О чём заставляет задуматься этот рассказ? Ребята, а как, по-вашему: старухи живут «по совести»? Докажите.
1-ый ведущий читает стихотворение М. Исаковского «Русской женщине» (В это время идут слайды с изображением женщин во время Великой Отечественной войны и в мирное время, звучит музыка).
Учитель: Ребята, Ф.Абрамов говорил: «Я уверен, что придёт время, когда будет воздвигнут памятник мирному подвигу русской бабы». А у нас в гостях двоюродная племянница Ф.Абрамова, поэтесса Раиса Пономарёва, которая расскажет о своём детстве, которое прошло в послевоенной Верколе. (С воспоминаниями выступает поэт Раиса Пономарёва).
Учитель: Ф.Абрамов, находясь вдали от родины, живя в Ленинграде, постоянно мыслями был с родным краем. «Я не могу жить, не могу писать, если не вдохну воздуха родного края, не пройдусь по родной земле, не увижусь с родными и близкими мне людьми». – В рассказах Ф.Абрамова много диалектных слов, так понятных и близких любому человеку, родившемся на Архангельском Севере. Давайте прикоснёмся к чудесному поморскому слову и посмотрим сценку в исполнении учащихся 6Б класса (сценка – миниатюра «Как Нина вылечила сына от жестокости»).
Учитель: У нас в гостях актриса Елена Мироненко, послушаем в её исполнении монолог – исповедь по рассказу Ф.Абрамова «Офимьин хлебец».
(выступает актриса Е. Мироненко. Примечательно то, что выступает она в традиционном женском пинежском костюме).
Учитель: Ученицы 11А класса нашей школы приняли участие в традиционных Абрамовских Чтениях, проходивших в ЦБ им. Н.В.Гоголя. Посмотрим видеосюжет с мероприятия (видеосюжет)
Учитель: Доживают свой век те поколения, о которых с болью и восхищением писал Абрамов. Но остались его книги. Остались не только как память об уходящей эпохе, но и как вечно живое мудрое слово, обращенное к современникам и потомкам, слово о душе человеческой, о смысле жизни, о чести и совести. "Лучше на свете не жить без совести", - говорит любимая героиня Абрамова Лиза Пряслина. Но как трудно следовать этому простому завету. О том свидетельствуют многочисленные судьбы абрамовских героев. Представляем на ваш суд рассказ "Золотые руки" в исполнении ученицы 7Б класса (театрализованный пересказ ученицы 7Б класса из творческой группы НОУ).
Учитель: Какую проблему поднимает автор в рассказе? Председатель колхоза, каким он вам представился? Какую характеристику дает автор главной героине рассказа? Каково отношение автора к героине рассказа? (в дискуссии участвуют все присутствующие)
Учитель: Да, ребята, жизнь и в городе, и в деревне ставит перед человеком свои проблемы. И в городе, и в деревне жизнь испытывает человека на прочность его нравственных устоев, на человеческую состоятельность. Мало кто из современников так остро чувствовал и понимал значение воспитательного слова, предостерегающего, ощущающего и врачующего душу. Многие рассказы писателя имеют сходство с житийной литературой. Нередко этот сказ о подвиге, о светлой душе, несущей даже в скорбные дни свет и радость людям. Такова Милентьевна из повести "Деревянные кони", которая заражает добротой окружающих (Выступление ученика - соведущего о рассказе "Деревянные кони").
Учитель: Когда Абрамова спрашивали, кого он считает своими учителями, он, конечно, называет старшего брата, учителя Алексея Федоровича. И был еще один близкий пример - пример чистой душевности. Это была его родная тетка Иринья. "Она была старая дева, - вспоминает о ней Абрамов, - что называется в народе Христова невеста, швея, она обходила и обшивала всю деревню. Каждый ее приход был великой радостью, потому что вместе с ней входил в дом свет, входила доброта, милосердие и бескорыстие. На глазах люди добрели, набирались добрых и хороших помыслов". Прототипом Милентьевны была именно Иринья.
1-ый ведущий: Чувство долга всегда мучило Абрамова. Оно сопрягалось с чувством вины перед теми, кто сделал ему добро и кому он не успел оплатить благодарностью. Таких людей было немало. Возьмем, к примеру, хотя бы двоих: врача из Ленинградского госпиталя, который не дал ампутировать ногу, когда его ранило разрывной пулей в бедро и учителя, который в 1937 г. исчез бесследно.
2-ой ведущий: Все рассказы Федора Абрамова - сказания о неприметных, обычных людях, которые живут в ладу с самим собой и со своей совестью, каждодневно умножая добро и красоту на земле. А цикл рассказов "Трава-мурава" - памятник-благодарение человеческому достоинству, доброте, неприметному подвигу. Скромная и неброская красота русской души открывается в этих миниатюрах. Завершается "Трава-мурава" короткими речениями, авторскими размышлениями, многие из которых звучат как заповеди-завещания.
Учитель: Ребята, перед вами лежат листы, на которых написаны цитаты – это нравственные заповеди Ф.Абрамова, звучащие в его произведениях. Давайте обратимся к ним. Чтение цитат из этого цикла:
- "Сотвори мир в душе и пошли его людям".
- "Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем: сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное".
- "Если люди научатся чувствовать и мыслить справедливо, то они тем самым помогут оздоровлению мира". Дискуссия.
Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня вновь мы смогли прикоснуться к чудесному, живому родниковому слову нашего великого земляка, замечательного писателя Ф.А.Абрамова. Слово это не только – слово чистое, свежее, слово это совестливое, честное, справедливое. Герои произведений Федора Абрамова - обычные люди, которые живут без шума и горделивой позы, каждодневно умножая добро и красоту на земле. Живут не только сегодняшним днем, а живут, серьезно думая о своей будущей жизни. Живут в ладу с самим собой и со своей совестью. Так давайте и мы будем так жить…
Примечание:
После окончания любых читательских конференций, литературно-музыкальных гостиных, школьных культурно-массовых мероприятий принято фотографироваться на память с гостями. Иногда устраивается концерт, чаепитие. Таким образом, организуется настоящий Праздник – Праздник встречи с любимыми писателями, героями, Праздник встречи с её величеством Книгой…
Читательские конференции, организованные и проведённые педагогом Пичугиной Н.В. за последние 3 года
Учебный год | Тема конференции | Количество участников - выступающих |
2009 - 2010 | «Поморья славный Сын» (посвящена М.В.Ломоносову) | 9 |
2009 - 2010 | «Душа моя чиста…» (посвящена Н.М.Рубцову) | 10 |
2009 - 2010 | «Звёздочка моя ясная» (посвящена О.Фокиной) | 8 |
2009 - 2010 | «Мой земляк Ф.Абрамов» | 11 |
2010 - 2011 | «Болдинская осень в жизни Пушкина» | 9 |
2010 - 2011 | «Великий сын Севера» (Ломоносовские Чтения) | 12 |
2010 - 2011 | «Тихая моя родина…» (посвящена Н.М.Рубцову) | 10 |
2010 - 2011 | «Сказочник С. Писахов» | 12 |
2010 - 2011 | «Шедший против ветра» (посвящена Ф.Абрамову) | 11 |
2010 - 2011 | «И снова о любви…» (литературно-музыкальная гостиная) | 18 |
2010 - 2011 | «Эх, дороги…» (Вечер поэзии) | 16 |
2011 - 2012 | «Ломоносовские Чтения, посвящённые 300-летию М.В.Ломоносова | 11 |
2011 - 2012 | «Свет Отчизны» в лирике Н.М.Рубцова | 12 |
2011 - 2012 | «Жить в ладу с собой, со своей совестью…» (посвящена Ф.А.Абрамову) | 13 |
2011 - 2012 | «Всё начинается с любви» (к юбилею Р.Рождественского) | 15 |
Из таблицы следует, что в нашей школе читательская конференция – востребованная форма работы, проводится систематически (в среднем 4- 5 раз в год), наблюдается динамика - количество участников конференций растёт.
Список литературы:
- Д. Б. Богоявленская. Пути к творчеству – М., 1981;
- Н. В. Васильченко. Мы дружим со словесностью, Изд-во «Панорама», 2006;
- И. П. Волков. Много ли в школе талантов – М., 1989;
- Ю. З. Гильбух. Внимание: одарённые дети – М., 1993;
- А. М. Матюшкин. Загадки одарённости – М., 1999;
- «Литературные гостиные и конференции»/ составители Н. Ю. Ганжина, Н. Ф.Назарова/ - М., «Арти», 2003;
- «Исследование на уроке» (под ред. Н. Е. Щурова), - М., Центр «Педагогический поиск», 2007;
- «Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы»/ составители Н. В. Громова, Г. А. Кузьмина/, Чебоксары, 2009;
- «Одарённый ребёнок в развитии, общении, учении», учебно-методическое пособие под редакцией Р. Гильмеевой, И. Сибгатуллиной, 1999.
Хочется отметить, что все указанные научно-популярные источники имеются в наличии у педагога, работа с данной литературой в педагогической практике учителя присутствует постоянно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов
Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...
Классный час "Жить в ладу со своей совестью"
Классный час по-прежнему остаётся основной формой воспитательной работы в школе. Данный классный час имеет духовно-нравственную направленность. К 12-13 годам подростки хорошо знакомы с та...
Жить в ладу с собой и миром
Конспект классного часа - помощь в сложных ситуациях...
Жить в мире с собой и другими.
Тренинг толерантности...
Педагогический кейс "Как научиться ладить между собой".
Снизилась мотивация твоих учеников на уроках английского языка? Попробуй создать свой кейс. Что это такое? На эти и другие вопросы ты найдешь ответы в моей разработке. Кейс метод это очень эффективный...
Тренинг Жить в ладу с собой и миром
Тренинг«Жить в мире с собой и другими» разработанный для подростков в возрасте от 13 до 15 лет, - важная составляющая психолого—педагогического воспитания подростков в духе тол...
Как жить в ладу со своей совестью
Конспект занятия...