Индивидуальная программа психологических занятий
методическая разработка по психологии
У многих детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью практически отсутствует произвольность психических процессов, им тяжело сосредоточить внимание, восприятие на несколько минут на одном предмете. Так же их деятельность характеризуется быстрой истощаемостью или перенасыщением, что способствует быстрой утомляемости и нежеланием продолжать произвольную деятельность, в связи с этим присутствует двигательная непроизвольная активность, как выход накопленной энергии, напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
психологических занятий
по развитию и коррекции произвольной деятельности и саморегуляции
у обучающегося с умственной отсталостью 1-В класса
Педагог – психолог:
г. Балахна
2019 г.
Пояснительная записка.
У многих детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью практически отсутствует произвольность психических процессов, им тяжело сосредоточить внимание, восприятие на несколько минут на одном предмете. Так же их деятельность характеризуется быстрой истощаемостью или перенасыщением, что способствует быстрой утомляемости и нежеланием продолжать произвольную деятельность, в связи с этим присутствует двигательная непроизвольная активность, как выход накопленной энергии, напряжения. Данная ситуация не способствует мотивации к обучению у обучающегося. Ребенок с данным типом поведения не может сконцентрироваться на 5 минут на задании, или на выполнении простых движений в определенной последовательности. Первой задачей при развитии и коррекции поведения данного ученика является развитие произвольности, саморегуляции, увеличении концентрации внимания, восприятия. Для развития произвольности и саморегуляции обучающегося первым этапом приходится осознание своего тела – руки, ноги, голова и что они делают в данный момент; затем – осознание своего тела в пространстве, и уже дальше - игры и упражнения на развитие произвольности. Если ребенок начинает осозновать свое тело, подчиняет его простым инструкциям педагога, а не своим желаниям, дальнейшим этапом – развитие увеличения времени произвольности действий и концентрации внимания и восприятия.
Данная программа направлена на развитие проивольности, саморегуляции и концентрации внимания и восприятия.
Цель программы – развитие произвольности, саморегуляции и концентрации внимания и восприятия.
Задачи программы: - развитие произвольности, саморегуляции;
- увеличение времени произвольной деятельности;
- осознание своего тела и тела в пространстве
- формирование целенаправленного поведения путем пассивного либо активного участия педагога в разнообразных действиях ребенка.
- организация положительного взаимодействия ребенка и взрослого.
- развитие коммуникативного поведения путем организации коммуникативного взаимодействия педагога с ребенком.
- формирование школьного поведения.
- сенсорномоторное развитие.
- формирование произвольного внимания, восприятия, памяти.
- развитие концентрации внимания и восприятия.
Данная программа опирается на принципы:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип приоритетности коррекции причинного типа;
- деятельностный принцип коррекции;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;
- принцип комплексности методов психологического воздействия.
Общая схема проведения коррекционных занятий:
- Приветствие.
- Сенсорно-моторное развитие: выполнение сенсорных и физических упражнений с помощью специального оборудования.
- Психогимнастика: выполнение упражнений по образцу и по простой инструкции.
- Релаксационная минутка: снятие напряжения после двигательной активности, для предупреждения нарастания напряжения, истощения.
- Познавательное развитие: задания и упражнения для развития психических функций: внимания и восприятия.
- Релаксационная минутка.
Основные формы и методы обучения:
- физические упражнения;
- сенсорно – моторные упражнения;
- упражнения на балансирующем бруске;
- упражнения на фитболе;
- упражнения на тактильных дорожках;
- упражнения на массажном коврике;
- упражнения на конструирование с кубиками для развития внимания, восприятия и памяти;
- релаксирующие упражнения.
Планируемые результаты:
- увеличение произвольной деятельности;
- развитие физической деятельности: делать по образцу и по простой инструкции;
- развить межполушарное взаимодействие для улучшения психических функций: внимания, памяти, восприятия и мышления, - с помощью сенсорно-моторных упражнений;
- развитие концентрации внимания и восприятия;
- увеличение времени произвольности психических процессов.
Тематическое планирование.
№ | Тема занятий | Цели и содержание | Часы |
1 | Диагностика | Диагностика когнитивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ученика | 5 |
2 | Сенсорно – моторное развитие. | Развитие сенсорики через моторные и физические упражнения. Развитие координации и ориентации в своем теле и в окружающем пространстве. Повторение действий и выполнение по простой инструкции. | 35 |
3 | Двигательное развитие. | Повторение действий и выполнение по простой инструкции. Развитие координации. Запоминание действий и их повторение. | 35 |
4 | Развитие психических функций (внимание, память, мышление)через физические упражнения. | Запоминание действий и их повторение (2-3 действия). Концентрация внимания на выполнении действий. Увеличение времени на произвольность действий. Снятие напряжения через физические упражнения. | 50 |
5 | Развитие саморегуляции и произвольности. | Упражнения и игры на развитие произвольности деятельности и саморегуляции. | 40 |
6 | Диагностика | 5 |
Всего: 170 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа психологических занятий по адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене "Я - пятиклассник"+презентация. Занятия расчитаны на 1 четверть, продолжительность 35-40 минут.
Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе....
Программа психологических занятий для учащихся, сдающих ЕГЭ
Программа психологической подготовки учащихся, сдающих ЕГЭ...
программа психологических занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии "Жить здорово!"
Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.В младшем подростковом воз...
Индивидуальная программа психологического развития ребенка с ОВЗ 1 класс
Индивидуальная программа развития познавательных процессов разработана с учетом особенностей ребенка с задержкой психического развития. Программа составленас опорой на резервные возможности ребенка: а...
Индивидуальная программа психологического сопровождения (профилактика суицидального поведения подростка) Ф.И.О. ребенка: Д 001 Дата рождения 00.00.2007 класс 5 Проблема: умеренно-выраженные эмоционально-волевые расстройства (колебания настроения, неустой
Индивидуальная программа психологического сопровождения(профилактика суицидального поведения подростка)Ф.И.О. ребенка: Д 001Дата рождения 00.00.2007 класс 5Проблема: умеренно-выраженные эмоционал...
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка (профилактика суицидальных проявлений)
Индивидуальная программа психологического сопровождения разработана для понимания и ориентации на оказание практической помощи, конструктивного взаимодействия педагогов, сталкивающихся с проблемами кр...
Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»
Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...