программа психологических занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии "Жить здорово!"
рабочая программа по психологии на тему
Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.
В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
Программа первичной профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает мероприятия в трех направлениях: работу психолога с родителями, педагогами и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 157.03 КБ |
![]() | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат №9»
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом протокол № _________ «____» _________2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор КГКОУ ШИ № 9 ____________В.С. Кушнир «____» ___________ 2017 г. |
Программа психологических занятий для подростков
по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии
«Жить здорово!»
Составили: педагог- психолог
Гаврилова О. В.
2017 г.
Пояснительная записка
Программа разработана, утверждена и реализовывается на основе Методических рекомендаций по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций Министерства образования и науки Хабаровского края «Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» и на основе образовательной программы Краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №9.
Педагогам школы часто приходится сталкиваться с состояниями повышенной тревожности у детей, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями и суицидальными мыслями.
В младшем подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое «чувство Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.
Программа первичной профилактики суицидального поведения у детей и подростков предполагает мероприятия в трех направлениях: работу психолога с родителями, педагогами и детьми.
Данная программа направлена на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью (c 4 по 9 класс), нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на мышечную релаксацию и на включение механизмов саморегуляции. Программу можно использовать в работе с детьми и подростками общеобразовательных школ и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Актуальность программы:
Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди детей и подростков. Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет. У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место. В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Цель: Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, аутоагрессии, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся
Задачи:
• выявление детей «группы риска»;
• обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции;
• пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся;
• создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;
• создание психологического настроя на дальнейшую деятельность.
В основе курса лежат следующие принципы:
• Принцип добровольного участия как во всей программе, так и в отдельных упражнениях и занятиях;
• Принцип учета возрастных особенностей участников реализуется в том, что принимаются во внимание особенности подросткового возраста;
• Принцип диалогизации взаимодействия, т.е. равноправного полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, их полном доверии друг другу;
• Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы о результатах его действий в ходе занятий. Благодаря обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение. Обратная связь, осуществляемая намеренно, дает максимальный развивающий эффект;
• Принцип самодиагностики, т.е. самораскрытия участников, сознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем;
• Принцип постоянного состава группы. Группа работает более продуктивно, и в ней возникают особые процессы, способствующие самораскрытию участников, если она закрыта, т.е. в ней постоянный состав и нет притока новых членов на каждом занятии;
• Принцип конфиденциальности. Участники группы должны быть полностью уверены в конфиденциальности информации, высказываемой в ходе занятий. Аудио- или видеозапись занятий делается только с согласия членов группы.
Основные знания, умения и навыки, формируемые в ходе реализации программы:
• формирование адекватной самооценки;
• повышение ответственности подростков за собственные поступки;
• развитие способности к самоанализу и контролю поведения;
• формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации и способности к их достижению;
• формирование умения конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
• раскрытие творческого потенциала подростков.
Условия реализации программы:
• Наличие групповой комнаты или другого помещения со свободным пространством для встреч, где могут размещаться рабочие зоны: для творческой работы (столы, стулья), для активной деятельности (ковёр);
• Последовательное выполнение задач, поставленных программой. Чёткие требования, как к педагогу, выполнению поставленной цели;
• Умение использовать свой психологический багаж знаний для привлечения к процессу взаимодействия воспитателей и родителей и создание возможности сделать их своими единомышленниками.
Материалы и оборудование:
Для проведения занятий используется сенсорная комната или зал, фонотека музыкальных компакт-дисков для релаксации, включающая аудио-иллюзии, водные стихии, звуки океана и леса, канцелярские принадлежности, ксерокопии бланков приложен.
Контроль результатов программы:
Первичная и контрольная диагностика.
Содержание программы: Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по профилактике суицида среди подростков. В основу данного цикла занятий положены упражнения, разработанные педагогами и психологами: Сакович Н.А., Александрова Н.А., Грецов А.М., Фридман Л.М., Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. и др. Часть игр и упражнений были разработаны нами самостоятельно, а некоторое количество игр были нами дополнены. Каждое занятие в рамках курса является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
Срок реализации программы: Программа реализовывается ежегодно, с марта по май (в период «весеннего обострения»). Программа рассчитана на 12 занятий.
Структура занятия:
1.Ритуал приветствия
2.Введение в тему предстоящего занятия.
3. Упражнения и игры, позволяющие освоить основное содержание занятия.
4. Рефлексия занятия.
5. Ритуал прощания.
Форма работы: групповая.
Основные методы: игры, упражнения.
Продолжительность занятия: 40 мин.
Проведение занятий: 1 раз в неделю.
Количество человек: 8-10 человек (подростки одного класса)
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к программе психологических занятий для подростков
по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии
«Жить здорово!»
Тема занятия | Цели | Содержание занятия |
Занятие № 1 «Живое имя» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. | 1.Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свои имена и что они означают) 2.Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Как тебя звать», «Радуга на камне», «Живое имя») 4. Рефлексия занятия (Притча «Сад») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
Занятие № 2 «Моя футболка»
| Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Формирование отдельных коммуникативных умений и навыков делового общения, самопознание. | 1.Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют своё умение одеваться, свой стиль) 2.Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Надписи на футболках» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «Про счастье») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
Занятие № 3 «Мой портрет» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. | 1.Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свою внешность) 2.Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Два портрета» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «Жители города») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
Занятие № 4 «Если бы я был цветком» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. | 1.Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свою фигуру, осанку) 2.Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Если бы я был цветком» ) 4. Рефлексия занятия (Обсуждение) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
Занятие № 5 «Кто я?» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Помощь подросткам в поиске своих собственных ответов на классические вопросы юношеского возраста. | 1.Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют себя в будущем) 2.Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Кто я?» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «В поисках судьбы») 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
Занятие № 6 «Дерево» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. | 1.Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свой сад) 2.Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Дерево» ) 4. Рефлексия занятия (Обсуждение) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
Занятие 7 «Прощание с…» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции, чувства. | 1.Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют от чего они бы избавились) 2.Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Прощание с…» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «Адский огонь» ) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
Занятие № 8 «Ценности в жизни» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Осознание того, какие ценности подростки переняли у близких людей и других значимых для них лиц, определить источник этих убеждении и критически оценить, насколько они согласны с ними на данном этапе своего развития. | 1.Ритуал приветствия «Какой я» (участники высказывают свои представления о ценностях жизни) 2.Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Переоценка ценностей» ) 4. Рефлексия занятия (Обсуждение) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
Занятие № 9 «Мои ценности» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Помочь участникам лучше осознать свое отношение к различным ценностям, развитие фантазирования. | 1.Ритуал приветствия «Какой я» (участники представляют свои собственные ценности) 2.Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Ценности и символы» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «Два волка» ) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
Занятие № 10 «Мое имущество» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Помочь понять, чем из своего имущества они дорожат больше всего на данный момент. | 1.Ритуал приветствия «Какой я» (участники говорят о дорогой им вещи и почему) 2.Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Моё имущество» ) 4. Рефлексия занятия (Притча « Ворота, верёвка, осёл» ) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
Занятие № 11 «Мандала и мантра» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Предоставить участникам возможность сосредоточиться на собственных ценностных представлениях и идеалах. | 1.Ритуал приветствия «Какой я» (участники говорят о своём поступке, которым можно гордится) 2.Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Мандала и мантра» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «Стрела» ) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
Занятие № 12 «Мое будущее» | Развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение. Помочь понять и осознать то, что действительно важно для подростков в жизни, развитие способности самостоятельно определять цели своей жизни и моделировать собственное будущее. | 1.Ритуал приветствия «Какой я» (участники говорят о себе в будущем) 2.Введение в тему предстоящего занятия. 3. Упражнения и игры («Радуга на камне», «Я в будущем» ) 4. Рефлексия занятия (Притча «Взгляни на небо» ) 5. Ритуал прощания «Мы вместе» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Мои жизненные ценности».
Зачастую множество сложных жизненных ситуаций человек оценивает как ситуации неразрешимые, поэтому они имеют отрицательные последствия для физического и психологическ...
Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Коридор безопасности»
Цели:- формирование ценностного отношения обучающихся к жизни;- формировать уверенность в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей;- расширение репертуара конструктивных способов с...

Тренинговые занятия с младшими подростками по профилактике суицидального поведения.
Данные занятия были апробированы мною на обучающихся 5-х классов, имеющих высокий уровень склонности к депрессивному состоянию. В данной разработке представлено 3 тренинговых заняти...

Программа занятий для подростков по профилактике отклоняющегося поведения «Преодоление»
Поиск эффективности мер профилактики предполагает определение сущности понятия «отклоняющееся поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся,...

Рабочая программа занятий для подростков по профилактике суицидального поведения и аутоагрессии «ЖИТЬ ЗДОРОВО!»
Цель: Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, аутоагрессии, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья...

Тренинговое занятие для подростков по профилактике суицидального поведения «Коридор безопасности».
Цели: - информировать подростков о причинах суицидов;- формировать негативное отношение к суициду как способу решения проблем;- учить подростков распознавать признаки суицидального поведения свер...
- Мне нравится (1)