Профориентация
методическая разработка по психологии

Кучерова Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:

Анкета

Какую профессию я решил(а) для себя избрать и почему? _________________________

___________________________________________________________________________

Не выбрал(а) и почему?_______________________________________________________

Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии:

а) родители, б) родственники, в) учителя, г) товарищи,д) знакомые, е) герои любимых книг и кинофильмов________________________________________________________________

1.Как называются профессии твоих родителей?
2.Какие учебные заведения они заканчивали?
3.Кем собираются стать твои друзья?

4.Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
14.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
15.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
16.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?

17.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального  выбора?
18.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?

19.Как я учусь:
а) отлично,
б) хорошо (почти не получаю «5» и ниже),
в) удовлетворительно (преимущественно получаю «3»),
г) плохо (часто получаю «2»).

20.Мои любимые предметы: ____________________________________________________

____________________________________________________________________________

21.Нелюбимые учебные предметы: ______________________________________________
____________________________________________________________________________

22.Мои любимые занятия на досуге: Чтение, участие в художественной самодеятельности, занятия каким-либо видом искусства (музыка, литературное творчество, рисование), спорт, техника (радиотехника, фотографирование, мотодело и др.), моделирование, коллекционирование, рукоделие, туризм и т.д.______________________________________
Комментарии______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗДЕЛ 1 ЧТО Я ЗНАЮ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ Психология и выбор профессии Урок 1

Слайд 2

Я ЗНАЮ, КАК НА МЁД САДЯТСЯ МУХИ, Я ЗНАЮ СМЕРТЬ, ЧТО РЫЩЕТ, ВСЁ ГУБЯ, Я ЗНАЮ КНИГИ, ИСТИНЫ И СЛУХИ, Я ЗНАЮ ВСЁ, НО ТОЛЬКО НЕ СЕБЯ… Франсуа Вийон - французский поэт (1431 – дата и место смерти неизвестны) Урок 1

Слайд 3

Выбор профессии - «вечная» тема Урок 1 Какие вы знаете ещё «вечные» темы, связанные с собственным выбором? Последствия профессионального выбора для каждого человека не менее значительны, чем выбор спутника жизни!

Слайд 4

Подумайте… Урок 1 Почему решение, принятое за человека, навязанное, подсказанное, пусть даже из самых лучших побуждений, часто вызывает отторжение и протест? Как осуществить выбор, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»?

Слайд 5

Урок 1 только ПРИНИМАЮЩИЙ РЕШЕНИЕ человек отвечает за него СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ . Т.е. выбирающий должен быть : а) не лишён воли; б) отвечать за собственные поступки Потому что:

Слайд 6

Важно знать, что… Урок 1 И внутренняя жизнь человека, и её внешние проявления строятся по определённым законам, которые описывает психология. Незнание этих законов не освобождает нас от наказания, которое иногда кажется слишком суровым. Как мы можем быть наказаны?

Слайд 7

Программа «Психология и выбор профессии» поможет вам: Урок 1 Разобраться в себе Осознать свои сильные и слабые стороны Узнать плюсы и минусы различных профессий Познакомится со ступенями получения профессионального образования Оценить свои возможности и составить личный профессиональный план ИТОГ работы – защита проекта «Моя будущая профессия»

Слайд 8

На уроках ПСО Вы будете: Узнавать что-то новое о себе или о профессиях, выполняя специальные задания и упражнения Условия работы: Конфиденциальность (т.е. секретность) Искренность (влияет на достоверность ответов) Урок 1 Записать в тетрадь для конспектов:

Слайд 9

способность оценивать самого себя Самооценка – это Урок 1 Записать в тетрадь для конспектов: Это измерительный прибор, который всегда с собой. Большинство методик, которые будут использоваться на наших уроках основаны на самооценке, поэтому, очень важно, чтобы «прибор» был точным.

Слайд 10

Урок 1 1. Что такое «презентация »? 2. Цель презентации?

Слайд 11

представление или открытие себя другим людям. Цель самопрезентации – создать у людей благоприятное впечатление о себе. Самопрезентация – это Урок 1 Записать в тетрадь для конспектов:

Слайд 12

Психологи считают: Урок 1 Первое впечатление о человеке складывается в первую минуту общения с ним и почти всегда оказывается верным. Что портит хорошее впечатление о человеке?

Слайд 13

Задание № 1, стр. 3 Урок 1

Слайд 14

Анализ упражнения: Урок 1 Даны пять и менее характеристик Или лаконичные характеристики «человек», «ученик» и т.п. Я скрытен. Редко задумываюсь о себе Окружающие люди вынуждены достраивать образ. Много ли критики в ответах? Я склонен преувеличивать свои недостатки. «Никогда не говорите о себе плохо. За вас это сделают друзья» Андре Моруа Большинство характеристик - ролевых: «юноша», «сын», «ученик» и т.д. Таких как я - миллионы! (не осознаю свою индивидуальность) Где ваша индивидуальность? Ответы крутятся вокруг одной и той же темы: «рискованный», «отчаянный» и т.п. Так проявляются проблемы, которые неосознанно определяют мои поступки. В каком времени стоят глаголы в ваших ответах? Настоящее, Прошлое, Будущее В живу - … Оставляйте время сегодняшнему дню!

Слайд 15

Задание № 2, стр. 4 Урок 1

Слайд 16

Анализ результатов: Урок 1 4 – 6 баллов Заниженная самооценка 7 – 8 баллов Нормальная самооценка 9 – 10 баллов Завышенная самооценка Запись в тетрадь Раздел «Результаты исследований» Самооценка : Ум - … Доброта - … Красота - …

Слайд 17

Коллективное упражнение: Урок 1 На отдельном листке напишите по одной фамилии одноклассника, которого вы считаете самыми первыми в номинациях: «Самый умный» «Самый добрый» «Самый красивый»

Слайд 18

Многие ныне знаменитые учёные спрашивали его совета. Его помощь была бесценна. Его открытиями пользовались другие. Трагедией П.Эренфеста была заниженная самооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он почувствовал себя абсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нём мало кто знает. Урок 1 Пауль Эренфест Физик-теоретик (1880 –1933) Об опасности негативной самооценки

Слайд 19

Слава не сделала счастливой великую актрису Грету Гарбо, которая так же имела заниженную самооценку. Она была настолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствии людей. Исключение делалось только для партнёров по сцене и оператора. Праздники она отмечала одна в своём огромном замке. Урок 1 Грета Г а рбо Американская актриса (1905 –1990) Об опасности негативной самооценки

Слайд 20

Эйнштейн был изумлён, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей в мире. Людям он казался таким же странным, как его теория относительности. Однажды капитан трансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал, что ему абсолютно безразличны условия, он готов путешествовать хоть на рулевом колесе. Он презирал славу, деньги и титулы. Счастье для него состояло из работы, игры на скрипке и плавания под парусом. Урок 1 Альберт Эйнштейн Физик-теоретик (1879 –1955)

Слайд 21

Уильям Джеймс Урок 1 Записать в тетрадь для конспектов: Американский психолог, философ (1842 – 1910) ФОРМУЛА СЧАСТЬЯ

Слайд 22

Два способа повысить самооценку: Урок 1 Добиться успеха в какой-нибудь деятельности Снизить уровень притязаний

Слайд 23

Чтобы жить в гармонии с собой и миром необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху. Урок 1 Записать в тетрадь для конспектов:

Слайд 24

Конспект урока №1 САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ Урок 1 Условия работы на уроках ПСО (конф., искрен.) СО – способность оценивать самого себя. Самопрезентация – представление или открытие себя другим. Цель самопрезентации – создать благоприятное впечатление о себе. Формула У.Джеймса СО=Успех/Ур.притязаний Чтобы жить в гармонии с собой и миром необходимо, чтобы уровень притязаний соответствовал успеху.

Слайд 25

Урок 1 Результаты исследований ( пример ) № урока, Номер и название упражнения Результаты исследований Примечания Урок № 1 № 1: «Кто я?» Например: склонен преувеличивать свои недостатки. № 2: «Какой я?» Моя самооценка : Ум - … Доброта - … Красота - …

Слайд 26

Всем спасибо за внимание !!! Урок 1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как выбрать профессию? В зависимости от предмета труда все профессии можно разделить на пять типов: «Человек-человек» «Человек – художественный образ» «Человек – природа» «Человек-техника» «Человек – знаковая система» Составила: Кучерова О.В.

Слайд 2

«Человек – человек» Здесь главный, ведущий предмет труда - люди. Среди этого типа профессий можно выделить: профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов; профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием; профессии, связанные с информационным обслуживанием; профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами; профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

Слайд 3

менеджер по персоналу воспитатель следователь психолог нотариус, юрист официант секретарь-референт

Слайд 4

Профессии: библиотекарь инспектор полиции мед. сестра продавец проводник экскурсовод, гид страховой агент соц.работник

Слайд 5

Психологические требования • стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; • доброжелательность, отзывчивость, выдержка; • умение сдерживать эмоции; • способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, умение слушать, учитывать мнение другого человека; • способность владеть речью, мимикой, жестами; • развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; • умение убеждать людей; • знание психологии людей.

Слайд 6

«Человек – художественный образ» Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения. Профессии типа "человек -художественный образ" включают: профессии, связанные с изобразительной деятельностью, профессии, связанные с музыкальной деятельностью, профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Слайд 7

Профессии : артист художник музыкант дизайнер литературный работник

Слайд 8

парикмахер скульптор повар флорист архитектор фотограф писатель ювелир искусствовед

Слайд 9

Психологические требования • художественные способности;развитое зрительное восприятие; • наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение; • знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Слайд 10

«Человек - природа» Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы.

Слайд 11

Профессии: Агроном Ветеринар Пчеловод Геолог Биолог Агрохимик Гидромелиоратор Плодоовощевод Микробиолог

Слайд 12

Фермер Садовод Рыбовод Лесник Геодезист Гидролог Зоотехник

Слайд 13

Психологические требования поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п. развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

Слайд 14

«Человек – техника» Ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств. Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить: профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород; профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов. профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов; профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств и др.

Слайд 15

Профессии: бетонщик закройщик арматурщик формовщик кузнец токарь тракторист-машинист

Слайд 16

слесарь машинист крана водитель электромонтер инженер-конструктор электрогазосварщик пожарник фрезеровщик

Слайд 17

Психологические требования • точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; • развитое техническое и творческое мышление и воображение; • умение переключать и концентрировать внимание; • хорошая координация движений; наблюдательность.

Слайд 18

«Человек – знаковая система» Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, языки. Профессии типа "человек - знаковые системы" включают: профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием, профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения, профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Слайд 19

бухгалтер переводчик лингвист юрист фармацевт физик

Слайд 20

Профессии: программист маркетолог экономист топограф

Слайд 21

Психологические требования • способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале; • хорошее распределение и переключение внимания; • точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками; • усидчивость, терпение; • логическое мышление, хорошая оперативная и механическая память;



Предварительный просмотр:

Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков баллов. Название типов профессий:
«
человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
• «
человек–художественный образ» –все творческие специальности.
• «
человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
• «
человек–техника» –все технические профессии;
• • «
человек–знак» -все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

 «Человек-человек».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек -человек» являются:

люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
• медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
• бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
• информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
• защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

• стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
• устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
• доброжелательность, отзывчивость;
• выдержка;
• умение сдерживать эмоции;
• способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
• способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
• способность владеть речью, мимикой, жестами;
• развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
• умение убеждать людей;
• аккуратность, пунктуальность, собранность;
• знание психологии людей.

«Человек-художественный образ». 

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

• художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
• воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
• размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

• художественные способности; развитое зрительное восприятие;
• наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
• знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

 «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

• животные, условия их роста, жизни;
• растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
• выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
• проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

• развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
• поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

 «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

• технические объекты (машины, механизмы);
• материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

• хорошая координация движений;
• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
• развитое техническое и творческое мышление и воображение;
• умение переключать и концентрировать внимание;
• наблюдательность.

«Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

• тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
• цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
• чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
• звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

• хорошая оперативная и механическая память;
• способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
• хорошее распределение и переключение внимания;
• точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
• усидчивость, терпение;
• логическое мышление.



Предварительный просмотр:

Опросник для 10-11 класса

Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами - клеточки для трех ответов. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngСначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка "а"): 
- делаю, как правило, хорошо - 2 балла; 
- делаю средне - 1 балл; 
- делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал - 0 баллов. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngЗатем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас, когда Вы это делаете (клеточка "б"): 
- положительные (интересно, легко) - 2 балла; 
- нейтральные (все равно) - 1 балл; 
- отрицательные (неинтересно, трудно) - 0 баллов. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngТретий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие входило в Вашу работу (клеточка "в"): 
- да - 2 балла; 
- все равно - 1 балл; 
- нет - 0 баллов. 
http://testoteka.narod.ru/0.pngЧитая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова "часто", "легко", "систематически" и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. 

  1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.
  2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).
  3. Длительное время (более одного года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.)
  4. Сочинять стихи, рассказы, заметки писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
  5. Сдерживать себя, не "выливать" на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
  6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
  7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
  8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.
  9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток.
  10. Терпеливо, без раздражения объяснить кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
  11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
  12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии
  13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
  14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.
  15. Много и часто общаться со многими людьми, не уставая от этого.
  16. На уроках иностранного языка отвечать на воспросы и задавать их, пересказывать тексты и составленные рассказы по заданной теме.
  17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).
  18. Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.
  19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех других.
  20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.
  21. При выполнении задания по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.
  22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).
  23. Регулярно, без напоминания, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животных и клетки), лечить, обучать.
  24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
  25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.
  26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, используя при этом различные законы, формулы, теоремы.
  27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
  28. Разбираться в породах и видах животных, знать их характерные признаки и повадки.
  29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.
  30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.
  31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.
  32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, проводить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
  33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
  34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
  35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
  36. Выполнять расчеты, подсчеты данных, выводить на основе этого различные закономерности, следствия.
  37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.
  38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии: читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
  39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений.
  40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфикты, улаживать разногласия, разрешать споры.
  41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
  42. Выполнять задания, в которых требуются мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.
  43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоологических кружках и питомниках.
  44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
  45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
  46. Аккуратно и безошибочно выполнять "бумажную" работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
  47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технологической, логической, математической.
  48. При работе с растениями или животными переносить ручной или физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.
  49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).
  50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Бланк для ответов типов  профессий

человек - знаковая система 

человек - техника 

человек - природа 

человек - художественный образ 

человек - человек

a

б

в

a

б

в

a

б

в

a

б

в

a

б

в

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 

16

 

 

 

17

 

 

 

18

 

 

 

19

 

 

 

20

 

 

 

21

 

 

 

22

 

 

 

23

 

 

 

24

 

 

 

25

 

 

 

26

 

 

 

27

 

 

 

28

 

 

 

29

 

 

 

30

 

 

 

31

 

 

 

32

 

 

 

33

 

 

 

34

 

 

 

35

 

 

 

36

 

 

 

37

 

 

 

38

 

 

 

39

 

 

 

40

 

 

 

41

 

 

 

42

 

 

 

43

 

 

 

44

 

 

 

45

 

 

 

46

 

 

 

47

 

 

 

48

 

 

 

49

 

 

 

50

 

 

 



Предварительный просмотр:

Опросник на профориентацию

 Автор опросника: Е. А. Климов

Опросник предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова.

Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Данный опросник состоит из 20 пар вопросов. Каждая пара вопросов соответствует определенному типу профессий.

Название типов профессий: 

1. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

2. «Человек-техника» – все технические профессии.

3.«Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

4. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

5. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.

 «Бланк ответов» сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Тот столбец, который содержит наибольшее количество знаков «+», является наиболее подходящим типом профессии для Вас.

Бланк ответов

I

II

III

IV

V

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

Опросник

Инструкция. Выберите из каждой пары вопросов наиболее подходящий для Вас и поставьте знак «+».

1а. Ухаживать за животными.

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным.

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).



Предварительный просмотр:

Готов ли ты к выбору профессии?
Отвечать на анкету  легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:
А. Знаешь ли ты:
1.Как называются профессии твоих родителей?
2. Какие учебные заведения они заканчивали?
3.Кем собираются стать твои друзья?

4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
11.Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
12.Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13.Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
16.Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
17.Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
18.Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
19.Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?

20.Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?

21.Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
22.Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
23.Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
24.Работал ли ты когда-либо в свободное время?
25.Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального  выбора?
26.Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
27.Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
28.Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
29.Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

А теперь подсчитай все ответы «да». 
К этой сумме прибавь по полбалла за  каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.

21-30 баллов. Ты - молодец!  Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.

Как я учусь:
а) отлично,
б) хорошо (почти не получаю «5» и ниже),
в) удовлетворительно (преимущественно получаю «3»),
г) плохо (часто получаю «2»).

Мои любимые предметы: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________

Нелюбимые учебные предметы: _______________________________________________
____________________________________________________________________________

Мои любимые занятия на досуге:
Чтение, участие в художественной самодеятельности, занятия каким-либо видом искусства (музыка, литературное творчество, рисование), спорт, техника (радиотехника, фотографирование, мотодело и др.), моделирование, коллекционирование, рукоделие, туризм и т.д.
__________________________________________________________________________

Какую профессию я решил(а) для себя избрать и почему? _________________________
___________________________________________________________________________
Не выбрал(а) и почему?_______________________________________________________

Кто повлиял (что повлияло) на пробуждение интереса к данной профессии:
а) родители, б) родственники,
в) учителя, г) товарищи,
д) знакомые, е) герои любимых книг и кинофильмов,
ж) __________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От выбора профиля – к выбору профессии В жизни детей по окончании 9 класса, когда они определились с профилем обучения, наступил важный момент: они приняли очень ответственное решение о выборе образовательного маршрута и будущей профессии Составила: Кучерова О.В.

Слайд 2

9 класс 10-11 класс Профильное обучение

Слайд 3

Образовательно-профессиональный маршрут - это способ последовательного планирования образовательной деятельности (выбор профиля обучения) и построение профессиональной карьеры.

Слайд 4

Профильное обучение ориентировано на создание возможностей продолжения образования в соответствии с интересами старшеклассника, его склонностями и возможностью определиться с будущей профессией.

Слайд 5

В чем секрет профильного обучения ? Профильное обучение позволяет наиболее полно раскрыть интересы, склонности и способности учеников. Профильное обучение дает ученикам возможность: углубленно изучать отдельные предметы, к которым у них есть интерес и способности; создавать программу своего обучения; получать равный со всеми доступ к полноценному образованию; приобретать знания и опыт необходимые при получении профессионального образования и для успешной профессиональной деятельности. Успешно сдать ЕГЭ по профильным предметам, необходимым для поступления в высшее учебное заведение

Слайд 6

«Хочешь жить – умей вертеться» Гибкость профильного обучения обеспечивает система разнообразных комбинаций предметов Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору, входящие в состав профиля обучения: Курсы, которые обеспечивают повышенный уровень изучения профильных предметов Курсы, которые обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучать смежные учебные предметы Курсы, которые помогают подготовится к сдаче ЕГЭ по предмету который изучается на базовом уровне Курсы, выходящие за рамки традиционных школьных предметов, носящие надпредметный характер

Слайд 7

Выбор профиля обучения учениками 10 класса Профиль % Социально-экономический Физико-химический Социально-гуманитарный Агротехнологический ИТОГО

Слайд 8

Обязательные общеобразовательные предметы русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, обществознание естествознание.

Слайд 9

Агротехнологический профиль Профильные предметы: биология основы агрономии основы животноводства сельскохозяйственная техника экономика

Слайд 10

Специальности и профессии: агрономия механизация с/х биология зоотехния ветеринарный фельдшер Лаборант-эколог (лаборант химического анализа); садовник (рабочий зелёного хозяйства; цветовод); мастер сельскохозяйственного производства - фермер;

Слайд 11

Социально-гуманитарный профиль Профильные предметы русский язык, литература, история, обществознание, мировая художественная культура

Слайд 12

Сферы профессиональной деятельности: Социальная работа Менеджмент Юриспруденция Журналистика Дошкольная педагогика Педагогика Коррекционная педагогика Научно-исследовательская деятельность

Слайд 13

Социально-экономический профиль Профильные предметы: математика обществознание экономика право география Специальности и профессии: коммерческий агент бухгалтер кассир коммерсант менеджер маркетолог продавец специалист банковского дела экономист юрист

Слайд 14

Физико-химический профиль Профильные предметы: математика, физика, химия. Специальности и профессии: физик химик-технолог инженер-технолог, инженер-эколог техник-технолог горный техник-электромеханик аппаратчик-оператор

Слайд 15

Результаты анкетирования Считаете ли вы, что сделали правильный выбор профиля обучения? Профиль обучения Количество участников опроса Да Нет Не знаю Социально-экономический 17 13 1 3 Социально-гуманитарный 9 6 1 2 5 5 1

Слайд 16

Результаты анкетирования Хотели бы вы поменять профиль обучения? Профиль обучения Количество участников опроса Да Нет Не знаю Социально-экономический 17 1 14 2 Социально-гуманитарный 9 1 6 2 Агротехнологический 5 5 1

Слайд 17

Результаты анкетирования Какие предметы вашего профиля вызывают у вас самые большие затруднения? Профиль обучения Предметы Социально-экономический Геометрия Социально-гуманитарный Русский язык Агротехнологический Биология

Слайд 18

Работа в нашей жизни

Слайд 19

Работа в нашей жизни

Слайд 20

Работа в нашей жизни

Слайд 21

Подумай , что любишь и умеешь делать общаться с людьми: детьми, взрослыми, с человеком, группами людей, коллективами и т.д Высокая эмоциональная устойчивость Терпимость Общительность Чувство языка и образная речь «Человек-Человек»

Слайд 22

Подумай , что любишь и умеешь делать работать с информацией письменной или устной: с текстами, цифрами, формулами, схемами, чертежами, кодами, знаками, языками, символами и т.д. Аналитические способности Склонность к логическому анализу Высокий уровень развития концентрации внимания Способность выполнять монотонную работу «Человек-Знак»

Слайд 23

Подумай , что любишь и умеешь делать работать с объектами природы: живыми организмами, растениями, животными, продуктами молочными, хлебобулочными; природными ресурсами, микроорганизмами, химическими реактивами и т.д. Отсутствие хронических инфекционных и аллергических заболеваний Развитое пространственное мышление Здоровье и выносливость Наблюдательность «Человек-Природа»

Слайд 24

Подумай , что ты любишь и умеешь делать работать с техникой: механизмами, машинами, оборудованием, станками , приборами и т.д. Развитое техническое мышление Моторная и зрительная память Высокая концентрация, распределение и переключение внимания Физическая выносливость Точность координации движений «Человек-Техника»

Слайд 25

Подумай , что ты любишь и умеешь делать заниматься творческой работой, связанной с театром, музыкой, живописью, танцами и т.д. Творческое воображение Образная и эмоциональная память Образное и словесно-логическое мышление Музыкальные способности Художественные способности Моторная память, пластичность «Человек- Художественный образ»

Слайд 26

Какие виды профессиональной деятельности тебя привлекают: Управление (руководство чьей-то деятельностью) Обслуживание (помощь людям в удовлетворении каких-либо потребностей) Образование (воспитание и обучение) Оздоровление (избавление, предупреждение болезней, поломок, кризисов и Творчество (создание оригинальных произведений искусства) Производство (изготовление продукции) Конструирование (проектирование деталей и объектов) Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо) Защита (охрана от враждебных действий) Контроль (проверка и наблюдение)

Слайд 27

Благодарим за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИР ПРОФЕССИЙ «Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды». Вольтер Составила: Кучерова О.В.

Слайд 2

Профессия - это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов Должность - это название статуса в структуре конкретного учреждения, предприятия

Слайд 3

Типы профессий Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек. Выделяют пять основных типов профессий : Человек – Техника Человек – Человек Человек – Природа Человек – Знаковая система Человек – Художественный образ

Слайд 4

Классы профессий В соответствии с целями труда внутри каждого типа профессий выделяют три класса профессий: Г – гностические ( узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить, оценить); Пр – преобразующие (любые воздействия на предмет труда с целью его изменения); И – изыскательские (изобрести, придумать, найти решение).

Слайд 5

Группы профессий При выборе профессии немалую роль играют условия, в которых приходится работать. По этому признаку различают четыре группы: б – труд в обычных бытовых условиях; о – труд на открытом воздухе; н – труд в необычных условиях (под землей, на высоте и т. п.); м – труд с повышенной моральной ответственностью ( за здоровье, за воспитание и т. п.)

Слайд 6

Формула профессии Характеристику любой профессии можно представить в виде формулы, составленной из обозначений типа, класса, отдела и группы, к которым она принадлежит. Пример формул: дизайнер: Х-И-Ф-б; водитель (шофер): Т-Пр-М-о. Дополняют формулу профессий указания на сферу труда, специальность и занимаемую должность.

Слайд 7

Игра-конкурс "Пойми меня" Основная задача игры - получение обратной связи процесса профориентационного информирования учащихся. Время для подготовки 1 минута. Команды по жребию получают по листу бумаги, на котором написано название одной профессии. За отведенное время участники должны приготовиться, а затем с помощью пантомимы показать данную профессию. Отгадывают изображенную профессию болельщики. Оценка жюри до 5 баллов. Учитывается наиболее правильное изображение профессии.

Слайд 8

Игра-конкурс "Продуктовая вертикаль" Команды по жребию получают по листу бумаги, на котором написано название какого-либо предмета или сам предмет из любой сферы человеческой деятельности (стол, трактор, автомобиль, часы и т, п. и т. д,). За отведенное для конкурса время участники должны написать, а затем прочитать перечень всех профессий, принимающих участие в изготовлении данного предмета. Время для подготовки 3 минуты. Во время подготовки команд подобный опрос проводится с болельщиками. Оценка жюри до 5 баллов. Не отражение одной из важных сфер, начиная от процесса получения сырья до контроля готового изделия, минус 0,5 балла.

Слайд 9

Игра « Поступь профессионала» Пробуем изобразить те или иные профессии с помощью походки, жестов, мимики, различных поз и т.п. Каждый из участников игры получает карточку с названием профессии и пытается ее изобразить. Остальные внимательно наблюдают за походкой и называют ту профессию с которой возникли ассоциации.

Слайд 10

Упражнение «В мире профессий» К какому типу профессий относятся следующие специальности: оператор ЭВМ, контролер ОТК, хирург, повар, водитель такси, токарь, следователь, монтажник-высотник, нефтебурильщик, доярка, чертежник, столяр, пожарный, электромонтер, фельдшер, агроном, геолог, юрист. Составьте формулы этих профессий и специальностей.

Слайд 11

Игра «Что? Где? Когда? Учащимся предлагается поработать со списком специальностей: оператор ЭВМ, контролер ОТК, хирург, повар, водитель такси, токарь, следователь, монтажник-высотник, нефтебурильщик, доярка, чертежник, столяр, пожарный, электромонтер, фельдшер, агроном, биолог, юрист, учитель физкультуры, библиотекарь, бухгалтер, дизайнер одежды, флорист, архитектор, сантехник, инженер- технолог и др. Составить список учебных заведений, где можно получить эти специальности Составить список предприятий, где можно работать по этим специальностям

Слайд 12

Игра «Аукцион» Цель — актуализация имеющихся знаний о профессиях и подготовка к более сложным игровым взаимодействиям. Класс делится на три команды. От участников требуется назвать профессии, относящиеся к определенному типу. Названные профессии записываются на доске. Выигрывает та команда, игрок которой до третьего удара молотка (хлопка в ладоши) успел последним назвать необходимую профессию, или игроки которой назвали большее число профессий. «Аукцион» позволяет легко и непринужденно обнаружите степень общей информированности о мире профессий, выявить направленность профессиональных интересов учащихся. Во время игры многие школьники часто впервые ощущают, насколько мало они осведомлены о мире профессий. Главная задача ведущего — помочь «пожить» какое-то время в атмосфере информационного голода. Обычно игра занимает от 5 до 15 минут и успешно используется не только на уроке, но и на вечерах, в различных конкурсах.

Слайд 13

Игра «Аукцион». Школьники объединяются в две численно равные команды — «Оптимистов» и «Скептиков». Учитель называет несколько профессий разных типов (по типологии Климова) и предлагает участникам команд с учетом своей роли назвать максимальное количество их позитивных или негативных характеристик. Для подготовки дается не более 10 мин. За это время участники могут посоветоваться друг с другом, навести необходимые справки в заранее подобранной литературе. При ответе им необходимо осветить следующее какое значение имеет данная профессия для общества? Какой труд — автоматизированный, механизированный или ручной — в ней используется? Назвать объект труда, конечный результат работы, примерную зарплату. Охарактеризовать условия работы. Предполагает ли эта профессия интенсивное общение с людьми? Имеет ли она медицинские противопоказания? Какими качествами должен обладать человек, выбравший эту профессию? Где ее можно получить? Учитель может использовать доску или стенд для записи вопросов. Команды выступают по очереди. За каждую обоснованную характеристику получают 1 балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Нередко при разборе профессии одна и та же характеристика рассматривается как положительная, и как отрицательная. В этом случае побеждает команда, аргументы которой более весомы. В заключение учитель обращается к играющим с вопросами: кто из вас хотел бы выбрать эту профессию? Кому в команде она больше подходит и почему? Что вас особенно привлекает в ней? Насколько корректно и продуктивно проходило обсуждение? Как вы оцениваете успешность работы в группе?

Слайд 14

Упражнение «Я – в мире профессий» На основе данных анкеты Климова составьте карту своих склонностей по отношению к различным типам профессий. Это будет характеристика вашего «Я» по отношению к типу профессии. Ч – Ч Ч – Т Ч - П Ч - Х Ч - З Я Многогранное

Слайд 15

Я - хочу «Берись за то, к чему ты годен, Коль хочешь, чтоб в делах Успешный был конец». И.Крылов

Слайд 16

Выбирая профессию, сориентируйся в трех вещах Определи, каковы твои профессиональные интересы и склонности ( Я - хочу ); Оцени, каковы твои профессионально важные качества: здоровье, профессиональная квалификация и способности ( Я - могу ); Узнай, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу ( Я - надо ).

Слайд 17

Разминка. Один из участников называет какую-либо профессию, каждый следующий называет профессию, в чем-либо близкую (токарь – слесарь – монтажник - …), объясняя их сходство. Назовите (запишите) как можно больше профессий и специальностей, начинающихся с данной буквы

Слайд 18

Ситуация-проба «Джинн» Представьте себе, что перед вами вдруг появился волшебник-джин и сказал: «Здравствуйте. Загадайте три желания без всяких раздумий». Задание. Быстро запишите то, что пришло вам в голову. После этого подумайте и сделайте новые три «хочу». Сравните их с первыми. Социально-приемлемые позиции: не торопиться с выбором; согласовывать свои решения с окружающими; «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

Слайд 19

Я - могу «Как важно в жизни, помня о желаниях, возможностей своих не забывать!» Э. Асадов.

Слайд 20

Любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью, физиологическому и психологическому состоянию, уровню и качеству образовательной подготовки человека. Поэтому одним из первых вопросов, на который следует ответить, при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?».

Слайд 21

СПОСОБНОСТИ - это качества, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею. Основные показатели способностей легкость усвоения новых знаний и умений; быстрота совершенствования умений; достижение высоких результатов в деятельности Способности человека в данный момент (это и есть его Я - могу) – предпосылка успешного дальнейшего профессионального обучения, а также итог всей предшествующей учебной и трудовой деятельности, полученного воспитания.

Слайд 22

Профессионально-важные качества профессий Так, для профессионалов-спортсменов имеют значение рост, вес, физическая подготовка, гибкость и др. Быстрота реакции нужна водителям транспорта, кинодублерам, испытателям. Координация движений имеет важное значение для многих видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства). Выносливость необходима космонавтам, гонщикам, водолазам, т.е. людям, работающим в сложных условиях (давление, шум, перегрузки и т.п.).

Слайд 23

Игра-конкурс "Профессия и личность" Время для подготовки - 1 минута. Команды по жребию получают по листу бумаги, на котором написаны различные профессии, в том числе и рабочие (режиссер, токарь, кузнец, водитель и т. д,). Задача участников - за отведенное время перечислить как можно больше качеств, которыми должен обладать человек, выбравший данную специальность. Оценка жюри по количеству правильно перечисленных качеств (от 1-ro до 3-х баллов). Заключительный этап: Посчитав количество баллов каждой команды определить победителя в наменации "Знатоки профессий".

Слайд 24

Психические качества личности Внимание (внимательность ) – способность следить за окружающей обстановкой, ее изменениями, произвольно управляя различными параметрами восприятия, - необходимо в любой профессии. Упражнение Муха Память – способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию, - необходима для любой профессии. Мышление – деятельность мозга, основанная на способности человека познавать окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств, а и узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений, - необходимо для всех профессий, Воображение – способность человека представлять что-либо в своем сознании мысленно, важно для людей творческих профессий. Упражнение на развитие воображения: в течение 5 минут ученики должны придумать и записать как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша.

Слайд 25

« Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Для воспитания характера важны хорошие привычки Упражнений на развитие силы воли, которые вы должны выполнять дома. 1. «Прогулка». Выйдя из дому, вернитесь ровно через час (допустимая ошибка 2 мин). Это упражнение развивает чувство времени и ответственности. Продолжительность прогулки может меняться. 2. «Будильник». После звонка будильника сосчитайте до 35 и встаньте. Каждый день убавляйте счет на 5 и через неделю вставайте на счет «3». Упражнение будет считаться освоенным, если три недели подряд вы будете вставать на счет «3». 3. «Зарядка». Начинайте зарядку с 10 минут. Прибавляя каждый день по 1 минуте, доведите ее до 17 мин. Упражнение будет освоено, если в течение 3—4 недель вы регулярно будет делать зарядку.

Слайд 26

Связь свойств внимания с различными профессиями Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Профессии: машинистка, телеграфист, стенографист, диктор, корректор, бухгалтер, экономист, агроном, оператор и др. Концентрация – степень сосредоточенности на объекте. Профессии: микробиолог, часовой, мастер, хирург, скульптор, токарь и др. Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте. Профессии: чертежник, художник, фрезеровщик, швея, конструктор и др. Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Профессии – воспитатель детского сада, следователь, продавец, водитель, учитель и др. Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; выполнять несколько различных видов действий. Профессии: летчик, диспетчер сложных систем, оператор, педагог, водитель, наладчик и др.

Слайд 27

Упражнение «Карта развития трудовых психофизиологических качеств» Учащимся предлагается оценить степень развития своих психофизических качеств (по пятибалльной системе: отсутствие качества – 1 балл, яркое проявление 5). Общая сумма сравнивается с максимальной (60 баллов) в %. Выполнение точных движений (пальцами, кистью, руками) Выполнение координированных движений (двумя руками; руками и ногами; глазами, руками и ногами) Сохранение быстрого темпа работы в течение длительного времени Различение цветов Определение на глаз (размеров предметов, расстояние между ними, небольших отклонений от заданной формы) Оценка осязанием (гладкости поверхности предметов, толщины предметов, малых расстояний)

Слайд 28

Я - надо «Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит». Поговорка

Слайд 29

Общественное производство представлено различными видами труда, профессиями (более 104). Все они подразделяются на: массовые , которыми занимается большинство (сельхозрабочий, строитель, шофер и т.д.) редкие , которые представлены единицами (ювелир, настройщик музыкальных инструментов). Это – общественное разделение труда, отражающее социальный заказ на рабочую силу. Система разделения труда в обществе создает рынок труда. Поэтому профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение.

Слайд 30

Упражнение – дискуссия «Кто нужен нашему городу» Давайте представим, что мы (класс) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик («житель города») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются… Дискуссия под руководством «мэра», вероятно покажет, что с таким набором профессий город жить не сможет. Чтобы он существовал, необходимо наличие многих профессий, в том числе не престижных, но нужных обществу. Поэтому некоторым найти работу «по желанию» не удастся. «Жители города приходят к выводу о том, что жизненные потребности людей и общества диктуют свои правила выбора профессии – фактор « надо ».

Слайд 31

Упражнение «Учет обстоятельств» Учащимся предлагается составить представление о себе в профессиональной области с учетом требований рынка труда, условий для обучения, а также индивидуальных ограничений. Требования рынка труда Условия для обучения Семейно-бытовые условия Ограничения по здоровью Ограничения по способностям Я надо =

Слайд 32

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ТЕХНИКА РАЗГОВОРА ПО ТЕЛЕФОНУ НАВЫКИ СОСТАВЛЕНИЯ АВТОБИОГРАФИИ НАВЫКИ СОБЕСЕДОВАНИЯ

Слайд 33

РОЛЕВАЯ ИГРА «УСТРАИВАЕМСЯ НА РАБОТУ ПО ПРАВИЛАМ» Вам необходимо устроится на работу в условиях конкурса претендентов. Вы пришли на большую фирму для разговора с руководителем. Задание. Составьте рекламное резюме о себе, своих возможностях, умениях, знаниях и т.д., постарайтесь, чтобы вас приняли на любую работу на интересующую вас работу. Социально – приемлемые позиции: Объективность (не лгать) Умение показать свои достоинства Скромность и открытость Вежливость и доброжелательность Поиск оптимального решения Учет законов маркетинга

Слайд 34

Ваш выбор: могу + хочу + надо «У меня растут года, Будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, Чем заниматься?» В.Маяковский

Слайд 35

Упражнение - разминка Ведущий называет профессию, все участники обдумывают, кому из товарищей она более всего подходит. По сигналу все показывают рукой на выбранного человека. Из десятков тысяч профессий и специальностей вам предстоит выделить одну – свою, которая: может приносить удовлетворение и радость; доступна и посильна; нужна людям и обществу. В вашем выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я -хочу, Я -могу, Я –надо.

Слайд 36

Выбор профессии - это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Чтобы вероятность ошибки была минимальной надо: 1. Решить какой путь избрать после окончания школы. В современных социально-экономических условиях первостепенное значение имеют: социальный заказ, положение на рынке труда; уровень материального обеспечения семьи; возможность получения помощи в обучении; местная инфраструктура профессионального образования (наличие учебных заведений).

Слайд 37

2. Выбрать ту профессию и специальность, которую вы хотите, определить ее тип, класс, отдел ( Я- хочу ). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку. 3. Учесть свои возможности ( Я –могу ): интересы и склонности; успехи в учебе и потенциальные способности; свои сильные и слабые стороны; состояние здоровья. Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я -хочу»: оно должно быть адекватно «Я –могу» и учитывать требования социальной среды «Я –надо».

Слайд 38

Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на: знаниях о мире профессий; знаниях о выбираемой конкретной профессии; изучении своих интересов; изучении своих способностей; знании своих сильных и слабых качеств; состоянии своего здоровья; учете материальных условий семьи; учете ситуации на рынке труда.

Слайд 39

Ошибки при выборе профессии: увлечение внешней или частной стороной профессии; незнание мира профессий, выбор «за компанию»; неумение разбираться в своих способностях; неумение разбираться в мотивах выбора и т.д.; незнание пути получения профессии; неправильное отношение к различным обстоятельствам выбора; перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии; отождествление школьного учебного предмета с профессией; устарелое представление о характере труда в сфере материального производства.

Слайд 40

Упражнение «Оптимальный вариант» Попробуйте найти такие профессии, которые бы удовлетворяли всем трем факторам (могу, хочу, надо). Представьте свое Я –хочу, могу, надо .

Слайд 41

Ситуация-проба «Выбор» Вам предлагают высокооплачиваемую, но грязную работу или малооплачиваемую, но интересную (может быть, легкую и чистую) работу. Задание . Сделайте выбор и обоснуйте. Социально -приемлемые позиции: лучший труд – любимый труд; ориентировка на общественно полезную деятельность; потребность в реализации своих интересов; ответственность за людей, о которых надо заботиться; материальная заинтересованность.

Слайд 42

Ситуация-проба «Можно ли обойтись без профессии?» Один человек считает: «В жизни можно обойтись и без всякой профессии, можно даже вообще не работать (не трудиться)». Задание. Опровергните это высказывание. Кто такие «вообще не работающие» в нашей жизни? Социально-приемлемые позиции: ориентировка на общественно полезную деятельность потребность в деятельной реализации интересов осознание важности не только выбора профессии, но и самоопределения.

Слайд 43

Ситуация-проба «Отношение и поступки» Две подруги делятся недовольством по поводу работы. Одна жалуется, критикует всех и вся, ненавидит шефа, но продолжает ходить на работу и уходить не собирается. Другая настроена уйти, хотя с работой она справляется, но говорит: «Что зря сидеть на одном месте, все равно ничего не светит». Она считает, что ей опять не повезло: «Другие вон вообще ничего не делают, а получают – ого!» Задание . Рассудите, кто из подруг поступает правильнее. Социально-приемлемые позиции: отказ от бесполезного критиканства и зависти; трудолюбие и ответственность; работа над собой; разумная инициатива.

Слайд 44

Карта моих целей («Лестница успеха») Необходимо сообщить участникам, что дальняя цель – это то «что я буду делать, каким я буду, с кем я буду, где буду и чего достигну, это мой идеал жизни и деятельности». 1- постановка промежуточных целей «Что необходимо осуществить для успешного достижения поставленной цели?» 2 - выработать план достижения цели, т.е. построить «лестницу успеха»

Слайд 45

Игра «Звездный час» Возможны различные варианты проведения игры. Можно рассмотреть “звездные часы” для типичных профессиональных стереотипов (для типичного ученого, типичного продавца, типичного таксиста...). Можно рассмотреть и стереотипы более широкого плана (типичного "нового русского”, типичной "шикарной женщины”, типичного “супермена”, типичного “пьяницы",. типичного “простого человека” и т.п.).

Слайд 46

«Сейчас каждый из нас попробует представить самые приятные, радостные минуты в жизни типичного бармена (у каждого может быть свое собственное представление об этом). Каждый по очереди кратко выскажет свои предположения. Обсуждаем, чьи же представления оказались наиболее реалистичны, т.е. в наибольшей степени соответствуют "счастью" большинства барменов...».

Слайд 47

Задание каждой микрогруппе: В течение 10 минут совместными усилиями необходимо кратко представить сценку из жизни (или из профессиональной деятельности) загаданного стереотипа, которая отражала бы самые прекрасные мгновения его существования”.



Предварительный просмотр:

Опросник для 7-9 классов

Инструкция. «Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов Вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов. 
http://testoteka.narod.ru/0.png http://testoteka.narod.ru/0.pngЕсли Вы не согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для Вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл. http://testoteka.narod.ru/0.pngОтвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них».

  1. Представьте, что Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах: 
    а) цвет, совершенство форм; 
    б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).
  2. Какие черты характера в человеке Вам больше всего нравятся: 
    а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти; 
    б) мужество, смелость, выносливость.
  3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы необходимым: 
    а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей; 
    б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту.
  4. Какое награждение Вас больше бы обрадовало. 
    а) за общественную деятельность; 
    б) за научное изобретение.
  5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание: 
    а) сложность ходьбы, грациозность участников парада; 
    б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).
  6. Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись: 
    а) чем-либо практическим (ручным трудом); 
    б) общественной работой (на добровольных началах).
  7. Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели: 
    а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии); 
    б) новых продовольственных товаров.
  8. Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали: 
    а) музыкальный; 
    б) технический.
  9. Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание: 
    а) на сплоченность коллектива; 
    6) на создание необходимых удобств.
  10. Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали: 
    а) литературно-художественные; 
    б) научно-популярные.
  11. Что важнее для человека: 
    а) создавать себе благополучный, удобный быт; 
    б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.
  12. Для благополучия общества необходимо:. 
    а) техника; 
    б) правосудие.
  13. Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали: 
    а) о развитии науки в нашей стране; 
    б) о достижениях спортсменов нашей страны.
  14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность: 
    а) о машине нового типа; 
    б) о новой научной теории.
  15. Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекала: 
    а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер); 
    б) работа с машинами.
  16. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее: 
    а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага; 
    б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.
  17. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности: 
    а) то, что они несут людям искусство и красоту; 
    б) то, что они выполняют общественно полезную работу.
  18. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение: 
    а) физика; 
    б) физическая культура.
  19. Что обществу принесет больше пользы: 
    а) забота о благосостоянии граждан; 
    б) изучение поведения людей.
  20. Какого характера научную работы Вы бы выбрали: 
    а) работу с книгами в библиотеке; 
    б) работу на свежем воздухе в экспедиции.
  21. Представьте, что Вы - профессор университета. Чему Вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время: 
    а) занятиям по литературе; 
    б) опытам по физике, химии.
  22. Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы: 
    а) как известный спортсмен на международные соревнования; 
    б) как известный специалист по внешней торговле с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.
  23. Какие лекции слушали бы Вы с большим удовольствием: 
    а) о выдающихся художниках; 
    б) о выдающихся ученых.
  24. Что Вас больше привлекает при чтении книг: 
    а) яркое изображение смелости и храбрости героев; 
    б) прекрасный литературный стиль.
  25. Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение: 
    а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники; 
    б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.
  26. Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь: 
    а) Поповым и Циолковским; 
    б) Менделеевым и Павловым.
  27. Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание: 
    а) на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья; 
    б) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для будущего.
  28. Что бы Вас больше заинтересовало в печати: 
    а) сообщение о состоявшейся художественной выставке; 
    б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.
  29. Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали: 
    а) главного инженера завода; 
    б) директора универмага.
  30. Как Вы считаете, что важнее: 
    а) много знать; 
    б) создавать материальные блага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по профориентации

Примерное методическое пособие для  проведения профориентации в школах города...

Классный час по профориентации "Дорога в завтра"

Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к проф...

Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе

1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

презентация по профориентации "День профориентации"

Презентация в 9 классе, кругый стол "День профориентации"...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)

Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...