Методическое пособие по профориентации
методическая разработка (11 класс) по теме
Примерное методическое пособие для проведения профориентации в школах города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Metodicheskoe_posobie.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Санкт - Петербурга
ГОУ НПО Профессиональный лицей № 42 Санкт - Петербурга
Методическое пособие для проведения
профориентации в школах Санкт-Петербурга
Фамилия: Барышникова
Имя: Ольга
Отчество: Яковлевна
ГОУ Профессиональный лицей №42
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2011
Содержание
1.Введение……………………………………………………………….3
2.Глава 1 Из истории Кировского завода…..…………………….5
3.Глава 2 История создания ПЛ - 42……………………………….8
4.Глава 3 Кировский завод - базовое предприятие ПЛ - 42 …10
5.Заключение……………………………………………………………12
6.Список используемой литературы……………………… ……..13
Введение
Актуальность проблемы подготовки специалистов со средним специальным образованием неоднократно озвучивалась руководством страны. В настоящее время в России сложился перекос в сторону высшего образования, в ущерб системе среднего специального образования.
Этот перекос сложился с начала 90-х годов в силу ряда причин и привел к тому, что стала наблюдаться нехватка специалистов со средним специальным образованием.
Несмотря на то, что ряд решений для развития системы образования в последние годы был принят, их недостаточно. Предстоит большая работа по встраиванию системы профтехобразования в современные процессы, прежде всего в процессы модернизации.
Существующие стратегии развития профобразования также нуждаются в актуализации. Необходимо посмотреть на перспективы их реализации с учетом потребностей сегодняшнего дня.
Бизнес-сообщество должно формулировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Для этого необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы, обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, которые интересны рынку, востребованы работодателями и подготовлены для участия в модернизации экономики.
Особое значение имеет взаимодействие системы профобразования с промышленностью, организациями прикладной и фундаментальной науки, в том числе в процессе создания малых инновационных предприятий.
Необходимо поднимать престиж рабочих профессий путем реализации направленных на это мероприятий, включая использование социальной рекламы, ознакомление учащихся с перспективами трудоустройства и меры дополнительной социальной поддержки выпускников учреждений среднего профессионального образования.
Это может стать дополнительным стимулом к обновлению новых учебных курсов и программ, к профессиональному росту педагогов.
Одной из важных задач должно стать создание, так называемых, образовательных цепочек - лицей, колледж, вуз, которые работают в непосредственном контакте с работодателями. Такой опыт уже есть в отдельных регионах, и пришло время использовать его в масштабах страны.
Примером такой образовательной цепочки может являться взаимовыгодная работа ПЛ-42 в непосредственном контакте с базовым предприятием – Кировским заводом.
Основная часть
Глава 1. Из истории Кировского завода
3 апреля 1801 года указом императора Павла I чугунолитейный завод, располагавшийся до этого на острове Котлин, был перенесен в Санкт-Петербург, на восьмую версту Петергофского шоссе. Этот день принято считать официальной датой рождения завода. Первой продукцией «Казенного чугунолитейного завода» - так именовалось предприятие в официальных документах – были пушечные ядра. Но уже в середине 19 века завод стал развиваться как многоотраслевое производство, заняв в России лидирующее положение по разработке и выпуску новой продукции.
Всемирную известность заводу принес Николай Иванович Путилов, талантливый инженер, ученый, предприниматель. В 1868 году он выкупил завод из казны и в короткие сроки организовал производство рельсов, в которые «одел» все железные дороги России. В 1873 году, с целью увеличения капитала для организации производства товарных вагонов, Н. Путилов учредил первое в истории завода акционерное общество - Общество Путиловских заводов.
Невозможно перечислить всю технику и продукцию, изготовленную на протяжении двух веков. В годы первой мировой войны Кировский завод являлся основным поставщиком артиллерийского вооружения для всей российской армии, в годы Великой Отечественной войны обеспечивал Советскую Армию танками, в послевоенные годы освоил выпуск мощных энергонасыщенных тракторов для поднятия целинных земель. Турбозубчатые агрегаты, изготовленные на предприятии, установлены практически на всех кораблях Военно-Морского Флота и на многих гражданских судах.
Кировский завод всегда славился высоким научно-техническим потенциалом: в разные годы здесь работало немало известных всему миру ученых и инженеров. Такие люди, как: Исаак Моисеевич Зальцман (1905-1988 гг.) – директор завода в 1938-45 гг., Жозеф Яковлевич Котин (1908-1979 гг.) – начальник КБ военного времени, Манфред Антонович Казак (1908-1998 гг.) – главный конструктор судовых паротурбинных установок, Николай Сергеевич Попов – генеральный конструктор гусенично - колесных машин и тракторов, обеспечили Кировскому заводу репутацию флагмана российской промышленности. Значительный вклад в сохранение производственного потенциала завода в 90-е годы внес Петр Георгиевич Семененко, возглавлявший предприятие в 1987-2005 гг.
Более чем двухсотлетняя история плодотворной работы позволяет Кировскому заводу с уверенностью смотреть в будущее. Опираясь на свой опыт и богатые традиции, завод уверенно вступил в XXI век, имея четкую стратегию дальнейшего развития.
Кировский завод – визитная карточка промышленного Петербурга. Предприятие оказывает активную поддержку различным проектам по благоустройству города, развитию его инфраструктуры, поддержанию и сохранению уникального исторического наследия Cеверной столицы. Продукция, выпускаемая предприятием, используется для комплектации строительно-дорожной техники, применяемой при строительстве дамбы, кольцевой автодороги и путевых развязок. Кировский завод принимал участие в таких масштабных городских проектах, как ремонт Охтинского моста и моста Александра Невского, создание опор контактно-осветительной сети для площади Труда, проведение ремонтных работ на Ленинградской атомной электростанции. На заводе были изготовлены комплектующие для Северо-Западной и Южной ТЭЦ, а также проходческого щита для станции метро "Площадь Мужества" Петербургского метрополитена. Принимая участие в реализации проектов по развитию и поддержанию инфраструктуры города, ОАО «Кировский завод» плодотворно сотрудничает с «Ленэнерго», ГУП «Водоканал Санкт - Петербурга», Петербургским метрополитеном, Морским портом и др.
Политику ОАО «Кировский завод» в области социальной ответственности характеризуют продуманность подходов и последовательность в достижении поставленных целей. Адресатами проектов, реализуемых в рамках этого направления, становятся не только работники предприятия, но и простые жители Петербурга. Политика социальной ответственности Кировского завода включает в себя такие аспекты, как спорт, профилактика здоровья, организация детского досуга, специальные акции и мероприятия, направленные на благоустройство Петербурга, и сохранение его уникального архитектурно-исторического наследия.
На базе ОАО «Кировский завод» успешно работает спортивный клуб «Кировец». Общее число занимающихся в секциях клуба по восемнадцати видам спорта насчитывает более полутора тысяч человек. Это не только работники завода и члены их семей, но и жители Кировского и других районов города.
Ежегодно «Кировец» проводит более 40 спортивных мероприятий. Среди них чемпионаты и первенства по мини-футболу, волейболу, легкой атлетике, настольному теннису, шахматам, туризму, дни здоровья, летние и зимние спартакиады по нескольким видам спорта и спортивные праздники. Вот уже 25 лет в сентябре традиционно проводится легкоатлетический «Пробег памяти» по юго-западному рубежу обороны Ленинграда.
Реализуя различные социальные программы, ОАО «Кировский завод» особое внимание уделяет работе с молодежью. Так, Кировский завод выступил инициатором проведения первой спартакиады среди молодых работников промышленных предприятий Петербурга (в 2006 году). Помимо самого завода в спартакиаде приняли участие такие крупные предприятия города, как «Адмиралтейские верфи», «Обуховец», «Арсенал», «Звезда», завод им. Козицкого и др.
В стенах спортивного клуба «Кировец» проходят подготовку спортсмены высокого класса, принимающие участие в соревнованиях не только российского, но и международного уровня.
Глава 2. История создания ПЛ-42
Профессиональный лицей № 42 - это старейшее учебное заведение Санкт-Петербурга. Лицей ведет свою историю от воскресной школы, созданной для детей рабочих Путиловского завода по инициативе предпринимателя Н.И. Путилова в 1868 году. После того, как в 1876 году по ходатайству заводоуправления школа перешла в ведение Русского Технического общества, при ней были открыты вечерние курсы технического черчения для взрослых. В 1918 году на заводе была создана школа рабочей молодежи, которая вскоре стала называться «Училищем для рабочей молодежи при Путиловском заводе и верфи», а с 1922 года преобразовалась в ФЗУ. С 1940 года на базе ФЗУ было создано ремесленное училище № 2 – РУ-2. С 1955 года училище получило новое название ТУ-11, которое готовило рабочие кадры в широких масштабах. В 1968 году, в год столетия, за заслуги в подготовке квалифицированных кадров училище было награждено орденом Трудового Красного Знамени. В 1997 году ПТУ-42 получило новый статус – стало профессиональным лицеем.
За время существования лицей неоднократно менял свое название, но цель - подготовка рабочих для базового предприятия - осталась неизменной. Учащиеся лицея прекрасно понимают, что для того, чтобы быть востребованным на рынке труда, нужно изучать новые предметы и технологии.
Профессиональный Лицей № 42 - современное образовательное учреждение. В учебном процессе широко применяется электронные методы обучения. Учащиеся лицея бесплатно посещают спортивный и тренажерный залы. В лицее работают спортивные секции по волейболу, баскетболу, мини-футболу, теннису.
Учащимся лицея выплачивается государственная стипендия. Учащимся рабочих специальностей Кировский завод выплачивает дополнительную стипендию и оказывает содействие в трудоустройстве. В период прохождения производственной практики учащиеся получают 100% оплату труда.
Выпускники лицея работают на базовом предприятии - Кировском заводе - и других промышленных предприятиях города. Желающие могут продолжить учебу в техникумах и ВУЗах.
Профессиональный лицей №42 производит подготовку рабочих по различным специальностям.
На базе 8 классов с получением основного общего (9 кл.) образования по специальности:
- токарь (срок обучения - 2 года)
На базе 9 классов с получением среднего, полного (11 кл.) образования по специальностям:
- электромонтер (3 года);
- слесарь, слесарь по ремонту автомобилей (3 года);
- станочник (3 года);
- оператор ЭВМ (3 года);
- наладчик станков с программным управлением (4 года);
- коммерсант в торговле (4 года).
На базе 11 классов по специальностям:- станочник (срок обучения 1 год);
- наладчик станков с программным управлением (срок обучения 2 года);
- коммерсант в торговле (срок обучения 2 года).
Зачисление в лицей производится без экзаменов, обучение бесплатное. Учащиеся получают право льготного проезда, а также право льготного обучения в автошколе. Кроме того, им предоставляется отсрочка от службы в армии.
Глава 3. Кировский завод – базовое предприятие ПЛ-42
Кировский завод придает особое значение работе с молодежью. Основным источником комплектования завода молодыми специалистами традиционно являются городские техникумы и лицеи. Поскольку завод многопрофилен, то взаимодействие осуществляется со многими учебными заведениями. Кировский завод проводит политику открытых дверей для студентов: ежегодно практику на заводе проходят до 500 человек, рабочими завода становятся более 100 выпускников.
Каждое лето студенты третьих курсов профильных кафедр проходят ознакомительную практику на заводе. В течение 2-3-х недель они знакомятся с технологией металлургического, тракторного, турбинного и других производств. Старшекурсники, а также учащиеся средних специальных заведений и учащиеся начальных профессиональных заведений (профессиональных училищ, лицеев) проходят производственную и преддипломную практики в подразделениях и дочерних обществах Кировского завода, участвуют в профессиональных конкурсах. При приеме студентов на практику в конструкторско-технологические отделы им устанавливаются оклады на уровне 50% от окладов специалистов, в цехах - на уровне 60-70% от окладов мастеров.
На заводе функционирует Центр подготовки персонала, который помимо всего прочего проводит организационно-методическую работу с базовым учебным заведением Кировского завода - Профессиональным лицеем № 42. В этом учебном заведении ведется подготовка специалистов по профессиям, которые особенно востребованы на заводе. В целях поощрения одаренных учащихся лицея в получении профессионального образования, учреждена стипендия имени П.Г. Семененко.
Работа со школьниками – одно из важных направлений деятельности Кировского завода. Учащиеся средних и старших классов регулярно посещают музей завода, который находится в ДК им. Газа. Помимо этого, экскурсии проводятся непосредственно на Кировском заводе. Попав в заводские цеха, школьники получают возможность увидеть, как происходит процесс сборки тракторов, выплавки стали и т.п. Нередко это первое знакомство с жизнью завода оказывается для них решающим, определяя выбор будущей профессии.
Заключение
История профтехобразования богата интересными событиями, является неотъемлемой частью истории нашей Родины и охватывает период с 1701 года до наших дней.
Зачинателем отечественного профессионального образования был Петр I. Среди учащихся первых профессиональных школ были М. Ломоносов, И. Кулибин, и Ползунов, С. Ремизов и другие.
В свете пристального внимания к системе профтехобразования в настоящее время учащиеся должны знать информацию о профессиях лицея, историю учебного заведения и базового предприятия – Кировского завода, одного из старейших предприятий Санкт - Петербурга, для дальнейшего использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, а именно:
-для общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;
-получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимых в образовательных и самообразовательных целях;
-расширению возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности.
Список использованной литературы:
1. «Нарвская застава», Георгий Зуев, Москва - Санкт - Петербург, 2004
2. «История Кировского завода 1917-1945 г.г.» С. Костюченко, И. Хренов,
Ю. Федоров, издательство «Мысль», Москва, 1966 г.
3. «История рабочих Ленинграда», издательство «Наука», Ленинград, 1971 год
4. «Этапы большого пути»// «Кировец», 29.10.1998 г.
5. Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по профориентации в школе" Методическое пособие
Разработка по системе профориентационной работы в школе...
Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.
Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....
«Профориентация школьников». Методическое пособие для классных руководителей.
Окончательное формирование личности, её моральных качеств и познания себя, своих способностей и интересов происходит в 23-25 лет, а социум требует осуществлять профе...
Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".
Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....
Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)
На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...
Мой профессиональный выбор. Методическое пособие к воспитательной программе по профориентации и социальной адаптации обучающихся 8 класса.
Данное методическое пособие составила в оказании практической помощи классным руководителям в реализации воспитательной программы по профориентации и социальной адаптации обучающихся «Мой профессионал...
Методические доклад, методическое пособие, методическая разработка,план-конспект урока
Рекомендации для работы концертмейстеров ДШИ....