Классный час по профориентации "Дорога в завтра"
классный час (9 класс) по теме
Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к профессиональному росту, к осознаному профессиональному выбору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_v_zavtra.ppt | 1.73 МБ |
klassnyy_chas_doroga_v_zavtra.doc | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет». К. Д. Ушинский .
«Все профессии нужны, все профессии важны» Человек – природа ; этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. Человек – техника ; люди этого типа работают с техническими устройствами Человек – человек ; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них Человек - знаковая система ; знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор Человек - художественный образ ; людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта
Типы профессий
Найди профессии Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: школьная доска (первая группа); школьный учебник (вторая группа); школьный обед(третья группа); фарфоровая чашка (четвертая группа); школьная форма(пятая группа).
Оцени профессии нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право); полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика); щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство); тщетные науки (алхимия, астрология); вредительские науки (колдовство).
Информационный блок «Самый лучший выбор»
Типичные ошибки при выборе профессии. следование чужим советам, выбор за компанию; выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии; отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.
Тест Первый тип : 6-8 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях. Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди, имеющие хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность. Третий тип : 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе. Четвёртый тип : 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Пятый тип : 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное. Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Синквейн - это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк: 1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное); 2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3 строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5 строка - синоним ключевого слова (существительное) Составьте синквейн
1. Юрист Общительный, знающий законы помогает., защищает, консультирует Не знаешь, как поступить – поступи по закону Профессия! Примеры 2. Врач ласковый, знающий выслушает, вылечит, посоветует У хорошего врача лекарство не в аптеке, а в его собственной голове. Призвание!
За 1 -2 минуты составьте синквейн к одной из профессий: юрист, эколог, модельер, парикмахер, строитель, сварщик, электрик, бухгалтер, шофёр, психолог, врач, учитель, агроном, ветеринар
Книгу переворошив, намотай себе на ус – все работы хороши, выбирай на вкус! В.В. Маяковский
Предварительный просмотр:
Классный час: «Дорога в завтра»
(час общения, посвященный профессиональному самоопределению)
Кучерявая Ольга Александровна,
Классный руководитель 9 «А» класса
ГОУ СОШ №235 ЦАО г. Москвы
Цель:
1. расширить представление детей о мире профессий, о профессиональном самоопределении;
2. формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией,
3. воспитывать негативное отношение к пассивности, карьеризму, потребительскому отношению жизни;
4. побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.
Форма проведения - час общения.
Ход классного часа
Слайд 2
« Если вы удачно выберете труд и вложите
в него душу, то счастье само вас отыщет».
К.Д. Ушинский
Вступительное слово
Классный руководитель. Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего: в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.
Слайд 3
Подбери примеры профессий
Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:
1. Человек – природа; этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы.
2. Человек – техника; люди этого типа работают с техническими устройствами
3. Человек – человек; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них
4. Человек - знаковая система; знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор
5. Человек - художественный образ; людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта
Сейчас вы будете работать в группах.
Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.
(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек- техника» и т. д.)
Слайд 4
Примерные ответы детей:
- Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п
- Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.д.
- Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и т.п.
- Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист. Математик, программист, нотариус и т.п.
- Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.п.
Найди профессии
Классный руководитель. В любом предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.
Слайд 5
Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:
- школьная доска (первая группа);
- школьный учебник (вторая группа);
- школьный обед (третья группа);
- фарфоровая чашка (четвертая группа);
- школьная форма (пятая группа).
(В течение 5 минут дети обсуждают ответы.)
Классный руководитель. Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы детей.)
Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.)
О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)
Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).
Можно сказать, что любая вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся школьной доской, учебниками, чашками, едим обеды эти профессии будут нужны.
Оцени профессии
Классный руководитель. Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий:
Слайд 6
- нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
- полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
- щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);
- тщетные науки (алхимия, астрология);
- вредительские науки (колдовство).
Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие к вредительским и тщетным? (Дети отвечают.)
«Самый лучший выбор»
Классный руководитель. Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы наши одну - единственную. Профессиональное самоопределение - от слов «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу – могу - надо».
Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).
Слайд 7
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей {показывает на рисунок № 1).
В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.
В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.
А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.
На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.
Проблемная ситуация
Классный руководитель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):
- Наташа пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. (№ 1.)
- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)
- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)
(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)
Классный руководитель. Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?
Примерные ответы детей:
- У Наташи в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».
- У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.
Классный руководитель. Что бы вы посоветовали Наташе и Лене?
Примерные ответы детей:
- Наташе нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
- Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.
Слайд 8
Классный руководитель.
Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ: примерно каждый 3-ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то пошёл бы по иной стезе.
- Как вы считаете, почему так много молодых людей ошибается в своём выборе профессии?
- следование чужим советам, выбор за компанию;
- выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;
- отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.
Классный руководитель. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?
Примерные ответы детей:
- Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
- Найти применение своим талантам
- Найти свое призвание.
Классный руководитель: Найти себя – значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы?
Действительно, поиски себя это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье.
Слайд 9
Классный руководитель. Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры- треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута.
- Теперь подсчитаем количество треугольников.
(дети выполняют задание)
- А теперь слушайте ключ к тесту.
Первый тип: 6-8 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.
Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди, имеющие хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Классный руководитель Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
Слайд 10,11
Составьте синквейн
Классный руководитель: В завершении нашего классного часа я предлагаю вам составить синквейн
Синквейн - это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:
1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5 строка - синоним ключевого слова (существительное)
Слайд 12
Перед вами названия профессий: юрист, эколог, модельер, парикмахер, строитель, сварщик, электрик, бухгалтер, шофёр, психолог, врач, учитель, агроном, ветеринар. За 1, 2 минуты составьте синквейн к одной из них.
Слайд 13
Классный руководитель: Закончить наш классный час я хотела бы словами В. Маяковского
Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
все работы хороши,
выбирай на вкус!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нижневартовск - вчера, сегодня, завтра"
Классный час "Нижневартовск - вчера, сегодня, завтра" - это диспут о перспективах развития города, проблемах и путях их решения....
Тематический классный час "Москва вчера, сегодня, завтра"
Рекомендации к проведению классного часа "Москва вчера, сегодня, завтра"...
Классный час "Москва вчера, сегодня, завтра".
Данный материал знакомит с историей возникновения Москвы, ее развитием, достопримечательностями....
Классный час "Москва вчера,сегодня, завтра"
Классный час "Москва вчера,сегодня, завтра"...
Сценарий классного часа "Москва вчера, сегодня, завтра"
Разработка мероприятия включает сценарий к уроку....
Классный час: "Крым вчера, сегодня, завтра"
Классный час (презинтация к класному часу) может проводиться в любом классе, содержит материалы о развитии Крыма с древних времен до нашего времени....
Классный час "Конфил" - вчера, сегодня завтра"
Классный час "Конфил"-вчера, сегодня, завтра" в рамках городского фестиваля "Волгоградская земля - Волгоградское качество - сделано в Волгограде"...