Эффективное средство нравственного развития обучающихся, испытывающих трудности в социальной адаптации
статья по психологии

Доровских Оксана Дмитриевна

Актуальность применения форм  изобразительного искусства как эффективного средства в работе с детьми с трудностями в адаптации состоит в том, что на начальном этапе взаимодействия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.

Изобразительное искусство апеллирует к внутренним,  самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике человека вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире.

В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

как эффективное средство нравственного развития обучающихся,

испытывающих трудности в социальной адаптации

Процесс  формирования  и  развития  личности – процесс непрерывны. В течении всей жизни происходят изменения  во взглядах, мышлении, нравственных  ориентациях человека.  

Становление  личности осуществляется  только  во  взаимодействии  с  окружающей  средой, другими  людьми,  т.е.  в  процессе  деятельности  и  общения. Под  воздействием   с одной  стороны,  деятельной  природы  человека,  с  другой  -  комплекса  конкретных  социально-культурных и природных условий  среды формируется  личность.  

Окружающая  ребенка  среда - это:  все  человеческое  и  предметное окружение;  стихийные  и  организованные  источники  воздействия  на личность;  непосредственно  то  социальное  пространство,  где  проходит общение  ребенка  с  окружающим  миром  и  людьми,  а  значит  вся  его жизнь.      

Социальная  адаптация  -  процесс  и  результат  освоения  ребёнком  новых  для  него  социальных  ролей  и  позиций,  значимых  для  самого  ребёнка  и  его  социального  окружения  -  родителей,  учителей,  сверстников,  других  людей,  всего  социума.

 Согласно ФЗ № 273 «Об Образовании в РФ» образовательное учреждение оказывает помощь обучающимся, испытывающим трудности ……в развитии и социальной адаптации.

В  настоящее  время  наблюдается  значительные увеличение количества детей с признаками социальной дезадаптации,  детей не готовых к   усвоению  форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой.

 Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. Любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом.

Социально адаптированный, социализированный ребенок

- коммуникативный компонент – овладеет языком и речью.

-познавательный компонент – осваивает определенный круг знаний об окружающей действительности.

-поведенческий компонент – имеет модель социально одобряемую поведения.

- ценностный компонент – заложена база отношения индивидуума к ценностям общества. [3].

Школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социальной адаптации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.

Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Нарушение адаптации ребёнка может привести к формированию девиантного поведения, хронической неуспеваемости, длительному негативному психоэмоциональному состоянию. Именно этим обусловлена необходимость организации и проведения системы мероприятий, направленных на помощь в скорейшей адаптации обучающихся и профилактике школьной и социальной дезадаптации. Всё это актуально для обучающихся, испытывающих трудности в социальной адаптации.

Категория обучающихся, испытывающих трудности в адаптации неоднородна, это и дети, имеющие особенности семейного воспитания, несовершеннолетние, нарушающие законодательство РФ, дети с особенностями развития.

В своей профессиональной деятельности, как педагог-психолог, социальный педагог   ориентирована на создание условий, способствующих снижению доли обучающихся, испытывающих трудности в социальной адаптации.

Задачами моей деятельности являются:

  1. Формирование положительной нравственной направленности личности.
  2. Развитие коммуникативных и социальных навыков.
  3. Оптимизация взаимодействий в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-родитель».

        Целевая аудитория: обучающиеся 1-11 классов, испытывающие трудности в социальной адаптации.

Формы организации работы с обучающимися.

1. Групповая деятельность – творческие занятия, занятия-игры, работа в группах, практические консультации.

2.Индивидуальная работа с обучающимися–личные беседы, практические работы, упражнения.

Актуальность применения форм  изобразительного искусства как эффективного средства в работе с детьми с трудностями в адаптации состоит в том, что на начальном этапе взаимодействия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.

Изобразительное искусство апеллирует к внутренним,  самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике человека вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире.

В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный характер.

      Дети с особенностями в развитии имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным.

      Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его «выстраивания» с помощью включенных в жизнь гармонизирующих видов деятельности – уход за домашними питомцами, украшение своего жилища, занятия рисование, творчеством.

В творческих работах ребенок выражает свои эмоции. Переживая образы, обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Таким образом, достигаются цели:

  • - выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;
  • - активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
  • - подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
  • - и, как следствие трех предыдущих, – повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).

ИЗО-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом рисовать и выражать себя через изображения. Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Изобразительное искусство  позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. т.е. утраченные способности восстанавливаются.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Человек замечает, что из обычного  материала можно создавать красивые изделия. Также можно решить и сложную психологическую проблему - посмотреть на нее по-другому, не так как смотрел раньше. Психика человека приобретает гибкость. Это свойство позволяет быть более адаптивным. Это и есть цель реабилитации. Рисование позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

В терапии изобразительным искусством используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы  уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

Самовыражение, расширение личного опыта, самопознание. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, позволяя создать некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.

Преимущества методов изобразительного искусства в том, что они:

1) предоставляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально – приемлемой манере. Рисование, живопись красками являются безопасными способами разрядки напряжения;

2) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка;

3) развивает и усиливает внимание к чувствам;

4) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.

Преимущества перед другими формами работы

  • в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;
  • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;
  • она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;
  • является средством свободного самовыражения;
  • вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;
  • основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Список использованной литературы

  1. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991
  2. Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. – 1988. – №5. – С.47-54
  3. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог, 2003. – №30, 31
  4. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003
  5. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004
  6. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии

Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии. Программа по естесствознанию 5 класс. по биологии 6 класс и 7 класс  включают основные требования ...

Характеристика на обучающегося, испытывающего трудности в социальной адаптации

Характеристика на обучающегося, испытывающего трудности в социальной адаптации...

Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении

Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время об...

Технологии и методы работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации. Значение творчества и развитие творческого мышления.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности...

План работы с обучающимися испытывающими трудности в обучении математики

        Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении...

Рекомендации психолога для обучающихся первых классов, испытывающих трудности в период адаптации

Рекомендации психолога для обучающихся первых классов, испытывающих трудности в период адаптации...