Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении
консультация
Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время объяснения»… Родители говорят: «Шустрый, много вертится», «Трудная программа»… Все они, и родители, и учителя, говорят об одном и том же. Об успеваемости ребенка, о том, что наш ребенок не усваивает учебную программу. Они просят помочь ученику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_neuspevaemosti.doc | 242.5 КБ |
malyh_o.a.pptx | 826.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 5
города Новошахтинска
Выступление на педсовете :
«Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении».
Подготовила:
Педагог-психолог
Малых Ольга Александровна
г. Новошахтинск
«Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с обучающимися, испытывающими трудности в обучении».
Проблемы школьной неуспеваемости волнуют всех участников педагогического процесса. Учителя, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены проблемой неуспешной учебы. В школе нет ни одного ребенка, который сознательно хотел бы плохо учиться.
Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время объяснения»… Родители говорят: «Шустрый, много вертится», «Трудная программа»… Все они, и родители, и учителя, говорят об одном и том же. Об успеваемости ребенка, о том, что наш ребенок не усваивает учебную программу. Они просят помочь ученику.
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования 2-х терминов: «неуспеваемость»; «отставание».
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
По мнению Абрама Марковича Гельмонта, «неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально)».
По наблюдениям психологов набор средств помощи отстающим ученикам в основном сводится к организации дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказанию различных мер давления на ученика. Но эти средства не всегда эффективны, и нередко оказываются даже вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Психологические причины неуспеваемости делятся на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
- несформированность приемов учебной деятельности;
- недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
- неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Выделяют следующие виды неуспеваемости:
- ОБЩЕЕ И ГЛУБОКОЕ ОТСТАВАНИЕ - по многим или всем учебным предметам длительное время.
- Частичная, но относительно СТОЙКАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика).
- НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.
Существуют определенные признаки, которые сигнализируют педагогу о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
- Ученик не может сказать, в чём трудности задачи, наметить план её решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате её решения. Ученик не может ответить на вопросы к тексту, сказать, что нового из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
- Ученик не задаёт вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
- Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идёт поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителей, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценку своей работе, не контролирует себя.
- Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
- Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимися соответствующих вопросов.
Школьные трудности не являются персональными трудностями одного ребенка. Трудности эти – наши общие, и преодолимы они только сообща...
Система работы по формированию положительного отношения к учению
у неуспевающих школьников
Виды помощи неуспевающему ученику на каждом этапе урока
Рекомендации, памятки - «добрые советы» учителю, работающему с проблемными детьми.
- СОЗДАВАЙТЕ в классе благоприятный психологический климат;
- НЕ РАЗДРАЖАЙТЕСЬ, будьте терпеливы и настойчивы;
- требуя, УЧИТЫВАЙТЕ реальные возможности ученика;
- КАЖДОМУ УЧЕНИКУ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, дозированный темп и объем работы;
- УЧИТЫВАЙТЕ зоны ближайшего развития, постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку;
- УЧИТЕ посильным приемам регуляции поведения.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
- Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
- Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
- Рационально распределяйте учебный материал (трудное – сначала!). Многократно повторяйте основной материал. Каждый урок – продолжение предыдущего.
- Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
- Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
- Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
- Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
- Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
- Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих».
- Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.
Благодарю Вас за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости: Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи. Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции. Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Выделяют следующие виды неуспеваемости: ОБЩЕЕ И ГЛУБОКОЕ ОТСТАВАНИЕ - по многим или всем учебным предметам длительное время. Частичная, но относительно СТОЙКАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика). НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Виды помощи неуспевающему ученику на каждом этапе урока
Рекомендации, памятки - «добрые советы» учителю, работающему с проблемными детьми. СОЗДАВАЙТЕ в классе благоприятный психологический климат; НЕ РАЗДРАЖАЙТЕСЬ, будьте терпеливы и настойчивы; требуя, УЧИТЫВАЙТЕ реальные возможности ученика; КАЖДОМУ УЧЕНИКУ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД , дозированный темп и объем работы; УЧИТЫВАЙТЕ зоны ближайшего развития, постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку; УЧИТЕ посильным приемам регуляции поведения.
10 правил работы со «слабоуспевающими» Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру. Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать. Рационально распределяйте учебный материал (трудное – сначала!). Многократно повторяйте основной материал. Каждый урок – продолжение предыдущего. Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно). Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить. Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами. Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих». Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приемы стимулирования мыслительной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении физики."
Статья из моего опыта работы....
Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии
Программа Ип ППс помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, воспитании, развитии. Программа по естесствознанию 5 класс. по биологии 6 класс и 7 класс включают основные требования ...
Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения
Доклад на тему: "Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования. Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их ус...
Рекомендации по организации педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении
Благоприятные условия жизнедеятельности воспитательных организаций, относительно последовательная реализация личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов в образовании созд...
Положение о действии педагогического коллектива с обучающимися испытывающими трудности в обучении
положение...
План работы с обучающимися испытывающими трудности в обучении математики
Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении...
Адаптация образовательной программы для детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница
Модуль 1. Дети, испытывающие трудности в обучении, и дети с ОВЗ: в чем разница ...