Тренинг "Я и мир вокруг меня: развитие навыков уверенного поведения и лидерских качеств старшеклассников"
план-конспект занятия по психологии (9, 10 класс)
Прогрессивное развитие нашего общества предполагает наличие личностей, обладающих навыками уверенного поведения, лидерскими качествами, нестандартным мышлением, творческим воображением, которые не боятся брать ответственность на себя в решении многих важных задач. С каждым годом все больше возрастает ценность обучающихся, способных по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. Тема развития уверенного поведения и лидерских качеств старшеклассников в общеобразовательной организации становится все более актуальной в современном мире, так как от этого во многом зависит формирование их личности и активной жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_2024g_bogdanova_t.n.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с подростками
«Я и мир вокруг меня: развитие навыков уверенного поведения и лидерских качеств старшеклассников»
Подготовила: педагог-психолог ГАУ ОЦДиК Богданова Т.Н.
Цель занятия: развитие навыков уверенного поведения и лидерских качеств у старшеклассников.
Задачи:
- Способствовать открытому, доброжелательному общению участников.
- Расширить представление о себе, осознать свои сильные стороны, развитие умения анализировать свои личностные качества
- Способствовать развитию чувство уверенности в себе, формированию позитивной самооценки.
- Отработать навыки уверенного поведения.
- Овладение способами психической саморегуляции и активизации личностных ресурсов.
Материалы: бумага А4, ручка, карандаши или фломастеры, спокойная расслабляющая музыка.
Количество участников: 15-20 человек
Целевая аудитория: подростки
Вводная часть
Прогрессивное развитие нашего общества предполагает наличие личностей, обладающих навыками уверенного поведения, лидерскими качествами, нестандартным мышлением, творческим воображением, которые не боятся брать ответственность на себя в решении многих важных задач. С каждым годом все больше возрастает ценность обучающихся, способных по-новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. Тема развития уверенного поведения и лидерских качеств старшеклассников в общеобразовательной организации становится все более актуальной в современном мире, так как от этого во многом зависит формирование их личности и активной жизненной позиции.
Ход тренинга
Добрый день! Я очень рада видеть каждого из вас! Сегодня я приглашаю Вас принять участие в тренинге на развитие навыков уверенного поведения и лидерских качеств в себе.
В начале нашего общения, во избежание организационных недоразумений, я предлагаю определить правила, которыми мы будем руководствоваться в совместной работе.
Предлагаю следующие правила (они могут быть записаны на доске, отражены на экране):
1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.
2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует
установлению доверительных отношений в группе.
3. Правило "здесь и теперь". Обсуждению в группе подлежит только то, что
происходит непосредственно в ходе тренинга.
4. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и
касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.
5. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не
давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее
6. Правило «поднятой руки».
Если есть у кого-нибудь дополнения, можем их дописать. Все согласны с предложенными правилами?
Теперь давайте познакомимся.
- Упражнение «Круги».
Цель: знакомство с участниками занятия, способствовать открытому, доброжелательному общению участников
Участникам предлагается на листах формата А4 нарисовать три круга, в которых указать имя, позитивное качество на первую букву имени, увлечение (хобби). По окончании задания каждый представляется.
- Беседа с подростками
Цель. Расширить представление о себе, осознать свои сильные стороны, развитие умения анализировать свои личностные качества, стать более уверенным в себе.
Не секрет, что уверенность в себе является самым важным ключом к достижению успеха в жизни. Уверенность в себе – это то, что чувствует человек, воспринимая самого себя, это его положительная оценка своих способностей и возможностей. Уверенность в себе влияет на то, как человек действует публично, на людях. Также она четко отражает поступки и поведение человека. Чувство уверенности в себе играет важную роль в формировании личности. Развитие в себе навыков уверенного поведения и лидерских качеств напрямую влияет на жизнь человека. Уверенность в себе – это вера в то, что в трудной ситуации на себя можно положиться. Уверенный человек достаточно точно представляет свои цели и выстраивает собственные действия таким образом, что они позволяют приблизиться к намеченным целям. При этом они должны быть: реалистичными, конкретными и позитивными; ориентированное на преодоление возникающих препятствий, а не на переживание по их поводу: уверенный человек способен менять стиль своего общения в зависимости от того, с какими собеседниками он контактирует и в каких условиях это происходит. Уверенный человек настроен на построение конструктивных отношений с окружающими, он стремится к установлению гармоничных отношений, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве.
Человек, проявляющий уверенное поведение, не тратит силы на борьбу с кем или чем бы то ни было, а вместо этого создаёт то, что считает нужным.
Таким образом: «Под уверенностью в себе понимают способность человека выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства в отношении своего окружения»
А почему подростку необходима уверенность в себе? (ответы подростков)
Вывод: Уверенность в себе дает подростку возможность смело сталкиваться со всеми проблемами и неопределенностями жизни, а также лучше преодолевать все разочарования, взлеты и падения.
- Во-первых, она дает возможность смело сталкиваться со всеми проблемами, а также лучше преодолевать все разочарования и сложности.
- Во-вторых, хорошая уверенность в себе помогают подростку добиваться желаемых целей в жизни, не опускать руки, бороться за свои мечты.
- Упражнение «Я -это Я»
Цель: Расширить представление о себе, осознать свои сильные стороны.
Материалы: карандаши или фломастеры, бумага А4.
Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники могут расположиться любом месте класса. Желательно чтобы рядом друг с другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.
Инструкция участникам: «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем, всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».
Когда рисунки выполнены, ведущий их собирает и перетасовывает их. Психолог предлагает каждому участнику по очереди выбрать из стопки рисунок и, демонстрируя его группе, просит участника поделиться впечатлениями, что за человек мог его нарисовать. Чей-то комментарий может ограничиваться одним словом, кто-то делится более подробными догадками. Это не самое важное. Главное – способствовать тому, что бы высказались все.
Вопросы для обсуждений:
- Поделись впечатлениями, какой человек мог нарисовать данный рисунок.
- Какими качествами обладает этот человек?
- Это уверенный в себе человек или наоборот?
- Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?
- Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?
- Упражнение «Помоги другу».
Цель: Способствовать развитию чувство уверенности в себе, формированию позитивной самооценки.
Ребята, представьте, что вы работаете на популярном молодёжном радио, и вам позвонил подросток с проблемой, что он очень неуверенный, и просит у вас помощи и поддержки. Что бы вы ему пожелали? Сейчас вам предстоит записать на листочках бумаги свои пожелания и советы неуверенному подростку.
- Трудно вам было найти слова в поддержку неуверенного человека?
Работа в группах. Выступления представителей групп.
Ребята, на самом деле, чем больше вы поддерживаете других людей, тем сами становитесь увереннее.
А вот ещё несколько подсказок как укрепить свою уверенность:
1. Помните, идеальных людей не бывает, и Вы не исключение, поэтому позволяйте себе совершать ошибки. Относитесь к этому спокойно. Любая ошибка - это опыт, который позволяет Вам совершенствоваться!
2. Быть уверенным в себе не значит дерзко, агрессивно или оскорбительно относиться к другим.
3. Применяйте самовнушение.
4. Замечайте свои удачи и достижения, даже небольшие. Хвалите себя за них!
5. Не концентрируйтесь на том, что и как подумают или скажут о Вас окружающие.
Начните уже сейчас немного больше верить себе, ценить и любить себя и у Вас все получиться!
Почаще улыбайтесь! Ведь улыбка — один из самых главных признаков уверенного в себе человека!
- Притча о гусенице.
Цель: рефлексия.
Основная мысль: каждый человек – хозяин своей судьбы.
Жила-была гусеница. Целыми днями медленно ползала она по веткам дерева. Но однажды она остановилась и начала вить кокон. Постепенно она обволакивала себя тонкими шелковыми нитями и скоро полностью скрылась из глаз. Внутри кокона было мягко, тепло и темно. Гусеница чувствовала, что с ней что-то происходит. Прошло некоторое время, и в коконе гусенице стало тесно. Она напрягла все свои силы, кокон лопнул, и ее залил яркий солнечный свет. Вокруг был удивительный мир, полный красок, звуков и открытого пространства. Сначала гусенице стало страшно - что она будет делать теперь без кокона, который согревал и защищал ее? Она взглянула вниз - под ней расстилался огромный луг, полный цветов. Волшебное чувство свободы наполнило ее. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку.
(Психолог спрашивает у участников, какое впечатление на них произвела притча и приводит к мысли, что каждый человек – хозяин своей жизни). (Ответы детей)
- Упражнение «Нарисуй и передай»
Цель: развитие творческого воображения
Ребята, возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (например, хлопок в ладоши), начинайте рисовать, что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину.
Обсуждение: Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?
Анализ:
Понравилось ли вам то, что получилось?
Поделитесь своими чувствами, настроением.
Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?
- Упражнение «Афоризмы»
Цель: активизации личностных ресурсов.
На доске и стенах развешаны афоризмы про счастье и успех. Задача участников - выбрать и записать на свой лист тот, который его больше мотивирует на успех.
- «Единственное искусство быть счастливым - сознавать, что счастье твое в твоих руках» (Ж.-Ж.Руссо).
- «Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным» (Сенека).
- «Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться, бойтесь повторять ошибки» (Т.Рузвельт).
- «И после плохого урожая нужно сеять» (Сенека).
- «Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он себя оценивает (Ф.Рабле).
- «Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть» (Э.Хаббарт).
- «Верьте в свой успех. Верьте в него твердо, и тогда вы сделаете то, что необходимо для достижения успеха» (Д.Карнеги).
- «Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог» (Ч.Диккенс).
- Упражнение «Солнце»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения
Представьте себя на пляже на рассвете. Море почти неподвижно, гаснут последние яркие звезды. Ощутите свежесть и чистоту воздуха. Посмотрите на воду, звезды, темное небо. Некоторое время вслушивайтесь в предрассветную тишину, в неподвижность, пропитанную будущим движением. Темнота медленно отступает и цвета меняются. Небо над горизонтом краснеет, потом становится золотым. Затем вас касаются первые лучи солнца. И вы видите, как оно медленно поднимается из воды. Когда солнце наполовину показывается из-за горизонта, вы видите, что его отражение в воде образует дорожку золотого мерцающего света, идущего от вас к самому его центру. Вода теплая, приятная, и вы решаете войти в нее. Медленно, наслаждаясь, вы начинаете плыть в окружающем вас золотом сиянии. Вы ощущаете соприкосновение тела с водой, полной искрящегося света. Вы чувствуете, как легко вам плыть, и наслаждаетесь движением по морю. Чем дальше вы плывете к морю, тем меньше сознаете окружающую вас воду, и тем больше становится вокруг света. Вы чувствуете, что окутаны благотворным проникающим в вас светом. Теперь ваше тело купается в животворной энергии солнца. Ваши чувства проникнуты ее теплом. Ваш ум озарен ее светом. Вы возвращаетесь, одновременно сохраняя в себе частичку тепла и света.
Открываем глаза.
Рефлексия.
Изменилось ли ваше представление о себе?
Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
Что нового вы узнали о себе?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Что нужно развивать на будущее?
Какие выводы вы сделали для себя?
( Ответы подростков)
Благодарю всех за работу!
Используемая литература:
1. Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения. СПб., 2008 г.
2.Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб., 1997 г.
3.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 2000 г.
4.Монина Г.Б, Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» СПб, 2009г
5.Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. -СПб, 2005 – 42 с. 2. Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия. Хрестоматия.- СПб, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ...
Развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности
Описание опыта по воспитательной работе в классе, направленного на развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности....
Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...
Основные пути и методы развития навыков коммуникативного поведения воспитанников, формирование межличностных отношений и взаимоотношений.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющмх особую значимость в жизни человека.Во-первых, она влияет на учебную успешность.Во-вторых, от коммуникативной компетентност...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ «ОТРАБОТКА НАВЫКОВ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ НЕОБХОДИМОСТИ УБЕЖДЕНИЯ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ»
Убеждение — элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые д...
Занятие по профилактике зависимости от ПАВ для обучающихся 8 – 11 классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать "Нет!" "
Распространенность и возрастающая с каждым годом статистика употребления психоактивных веществ среди подростков на протяжении многих лет остается одной из ведущих социально значимых проблем нашего общ...
Занятие по профилактике зависимого поведения для обучающихся 7 – 9-х классов на тему: "Формирование навыков уверенного поведения. Умей сказать: "Нет!""
Цель: выработка и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ.Задачи: 1) повышать уровень информированности о вреде ПАВ...