Опыт работы по теме "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ МЕТОДИК"
статья

Бондаренко Ирина Николаевна

В современной социально-экономической ситуации  вопросы коммуникативных  способностей  детей с нарушениями в развитии приобретают особую актуальность. В сложившейся ситуации именно школа, являясь  государственным институтом, способна заложить в маленького человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно пройти процесс социальной адаптации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx54.02 КБ

Предварительный просмотр:

Бондаренко Ирина Николаевна

                             

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ МЕТОДИК.

Автор опыта:

Бондаренко Ирина Николаевна,

воспитатель   ГБОУ «Новооскольская специальная

общеобразовательная школа-интернат»

Новый Оскол

2020 год

     Информация об опыте. Содержание:

Информация об опыте …………………………………………………………3                                                                                      

Технология опыта ………………………………………………………….......7                                                                                          

Результативность опыта……………………………………………………...11

Библиографический список  …………………………………………………13

Приложения к опыту……………………………………………………….....15

Информация об опыте.

Условия возникновения, становления опыта.

Имею высшее образование, окончила БГУ им. М.С. Ольминского в 1992 г. по специальности математика.

Стаж педагогической работы – 35 лет.

В школе-интернате проработала 11лет. На данный момент работаю в 7 классе. В группе 6 воспитанников. С этой группой я работаю пятый год. Воспитанникам по 13-14 лет.

Коммуникативность-способность к общению, к установке связей, контактов, это талант искренности общения. У воспитанников школы-интерната, как правило, по этому вопросу, масса проблем.

Стремление воспитателя создать:

I. Условия для сознательного, активного участия воспитанников в речевой деятельности.

II. Совершенствование умения понимать людей и общаться с ними.

III. Развитие коммуникативных навыков в процессе жизнедеятельности.

Прожившие несколько лет в казенных учреждениях, лишенные родительской заботы, дети отстают в эмоциональном, социальном и нередко в физическом развитии. Выходя из школы-интерната, они часто плохо читают, не понимают прочитанного, не умеют критически мыслить, различать причину и следствие, осознавать своё агрессивное или антиобщественное поведение.

 Конечно, условия, в которых они росли и воспитывались, всегда будут  накладывать отпечаток на их будущее. Однако, подготовить воспитанников  к предстоящей жизни, повысить их социальную компетентность в условиях школы-интерната   всегда можно. В начале своей работы  я постаралась выявить уровень сформированности  коммуникативных  умений и  навыков  в группе. Провела диагностику детей, которая показала, что дети имеют низкий уровень коммуникативных навыков общения, одна обучающаяся не владеет  простейшими коммуникативными навыками.

В нашей школе  создана довольно благоприятная среда для решения многих вопросов, связанных с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В своей работе я выбрала  одно из направлений социализации – формирование  коммуникативных навыков общения через игровую деятельность. Моя работа в интернате и предыдущий педагогический опыт в школе показали, что игровая деятельность, ее воспитательные возможности необычайно широки. Тема самообразования «Развитие коммуникативных навыков общения обучающихся с ОВЗ через игровую деятельность» выбрана мною не случайно. Так как, в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие школьники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками.  Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Актуальность.

В современной социально-экономической ситуации  вопросы коммуникативных  способностей  детей с нарушениями в развитии приобретают особую актуальность. В сложившейся ситуации именно школа, являясь  государственным институтом, способна заложить в маленького человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно пройти процесс социальной адаптации.  

 Отношения с другими людьми зарождаются в детстве и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. Первый опыт таких  отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Зачастую дети к нам поступают из семей, где используется ненормативная лексика, наблюдается асоциальное поведение, неуважительное отношение людей друг к другу и детям. Словарный запас детей очень беден, коммуникативные способности детей вызывают серьезную тревогу.

Тема «Формирование  коммуникативных навыков общения обучающихся с ОВЗ посредством  игровых   методик» направлена на решение проблемы культурного общения, развитие коммуникативных навыков между сверстниками в обществе, в семье.

В связи с этим необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе работы, и которые требуют немедленного разрешения:

- между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;

- между пониманием, что речь-«зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;

- между   несформированностью  коммуникативных навыков и желанием  общения, доверия окружающему миру.

- между признанием необходимости развития коммуникативных навыков с самого раннего возраста и недостаточной разработанностью теоретических аспектов процесса развития данных навыков и путей их реализации.

Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является развитие коммуникативных навыков. Необходимо помочь детям овладеть средствами коммуникации, уделять больше времени формированию личностных качеств детей, их чувств, эмоций, духовному слою, что чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры. С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе? В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между педагогом  и обучающимися.

Ожидаемый результат: Приобретение коммуникативных навыков и навыков бесконфликтного общения обучающихся со сверстниками и взрослыми. Сплочение детского коллектива. Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, сострадания, уважения к людям преклонного возраста, развитие связной речи. Формирование позитивного отношения к школе.

Ведущая педагогическая идея.

Главным в своей педагогической идее считаю формирование коммуникативных компетенций детей: апробировать приёмы и способы, влияющие на формирование коммуникативных навыков обучающихся, их творческое воображение, через игровую деятельность.

Длительность работы над опытом.

Работа по разрешению противоречия между насущным требованием современного специального образования в успешном формировании коммуникативных способностей детей со сниженным интеллектуальным уровнем через создание специальной развивающей социальной среды, направленной на трансляцию культурных форм взаимодействий в человеческом обществе и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях специального воспитательного процесса разделена на 3 этапа:

I этап-начальный- январь-2017 – май 2017 г. изучены теоретические основы исследуемой проблемы.

II этап-формирующий-сентябрь 2017- декабрь  2018г., был подобран и описан коррекционно-развивающий материал для организации деятельности детей, проведена корректировка совокупности средств, методов и приёмов, способствующих успешному формированию коммуникативных способностей  воспитанников.

III этап-заключительный- январь 2019 г. - январь 2020 г., диагностика определения уровня коммуникативных способностей воспитанников. Результаты работы по реализации разработанных занятий. Доказана эффективность работы проведенной по данной теме.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня коммуникативности обучающихся при помощи тестов, наблюдения и опросников.

На основном  этапе была проделана работа по формированию навыков культуры общения младших школьников в условиях школы – интерната.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность развития коммуникативного общения  школьников.

                                                  Диапазон опыта.

  Это система использования игровых методик  в ходе воспитательных мероприятий,  с целью формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся.

   Деятельность была активизирована в рамках внеклассных занятий, режимных моментов, внеурочных досуговых занятий направленных на развитие коммуникативных навыков.

                               Теоретическая база опыта.

Теоритеческая база по развитию коммуникативных навыков представлена в трудах известных педагогов и ученых: Макаренко А.С., Эльконин Д.Б., Щуркова Н.Е., Мухина В.С., Аникиева Н.П, Худенко Е.Д.

 Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь воспитания  и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.    Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Григорьев С.В.,1991; Казанский О.А., 1995; Макаренко А.С., 1987; Эльконин Д.Б.,1978; Газман О.С., 1988; Спиваковская А.С., 1999; Шмаков С.А., 1994 и др.) доказывают уникальные возможности игровой деятельности в процессе физического, нравственного воспитания детей, формирования их умения ориентироваться в окружающей действительности, а также утверждают, что игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений.

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Игровые методики   один из методов активного обучения, отличающийся 

тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами иорганизационной структурой деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с разными нарушениями физического и/или психического развития (нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы), состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.

               Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в усовершенствовании работы, по созданию системы комплексного подхода к развитию коммуникативных навыков общения детей с ОВЗ через игровую деятельность.

Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта.

Данная  работа адресована в основном воспитателям специальных общеобразовательных школ, детских домов, с целью повышения    эффективности  воспитательного  процесса  по формированию коммуникативных навыков  у детей с ОВЗ.

Технология описания опыта.

Цель работы: Создать условия для формирования коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ  в условиях школы-интерната через использование игровых методик. 

Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2. Изучить и подобрать соответствующие игровые методики.

3. Разработать систему комплексного подхода к использованию игровых методик для развития коммуникативных навыков.

3. Апробировать данную систему в воспитательной работе по формированию коммуникативных навыков обучающихся.

 Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается.                                                                                                                        

Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности.

Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Найдется немало примеров из жизни, когда человека, не имеющего никакой «лишней» энергии, игра все равно привлекала к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения, как в физической, так и в психической сферах.  
Игра органически присуща детскому возрасту  и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Игра в нашей жизни имеет много аспектов. Игра – это повод для общения взрослых с детьми и детей друг с другом: в игре легче научиться чему-либо; игрой можно занять досуг и справиться с необузданной активностью; уходящие в прошлое игры для взрослых несли важную социальную и терапевтическую функцию. Насколько важна и незаменима игра в развитии ребенка.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательная – это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
  • коммуникативная – освоение навыков общения, развития коммуникативных способностей, освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре, как полигоне человеческой практики
  • игротерапевтическая – преодоление различных игровых ситуаций, трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая – выявить отклонения от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализация – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого и межличностного общения.

Все  игры можно разделить на несколько видов:

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В данную группу игр можно включить :

  • Игры, направленные на сближение детей друг с другом.
  • Игры для развития эмоций.
  • Игры направленные на формирование навыков социальной перцепции (восприятия).
  • Игры на формирование целостного представления о собственном «Я» 

 В игре воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют познавательному, двигательному развитию, а также умению договариваться.

  • Игры на комбинирование (игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др.)
  • Игры на планирование (лабиринты, головоломки, магические квадраты и др.)
  • Физкультминутки.
  • Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
  • Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

(Я-учитель, Я – контролер, и др.)

Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения,  развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, стимулируется развитие творческой  активности, самостоятельности.

Театральные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи-словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. Дети учатся смотреть на собеседника, вовремя вступать в диалог, слушать собеседника. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, способствует приобщению его к духовным ценностям, развивает его эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Эмоциональный всплеск стимулирует коммуникативную активность.

СИСТЕМА ИГР НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ.

Среди игр и упражнений предпочтение отдаю сюжетно-ролевой игре; пальчиковым играм, которые имеют заметное влияние на приобретение невербального общения; театрально - игровой деятельности обучающихся совместно с педагогом, моделированию реальных жизненных ситуаций (сюжетно-ролевая игра).

Система игр на развитие коммуникативных навыков состоит из четырех блоков:

- игры и упражнения на развитие умения сотрудничать;

- игры и упражнения на развитие умения активно слушать;

- игры и упражнения на развитие умения перерабатывать информацию;

- игры и упражнения на развитие умения сообщать необходимую информацию.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СОТРУДНИЧАТЬ

З а да ч и

• воспитывать доверительное отношение друг к другу;

• учить обращаться за помощью к взрослому;

•учить ребенка отказываться от ненужного ему предмета;
• учить выполнять поручения;

• учить указывать на заинтересовавшую ребенка игрушку, картинку, предмет;
• учить подавать предмет другому по просьбе взрослому или ребенку

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ АКТИВНО СЛУШАТЬ

Задачи

• учить выполнять движения по образцу;

• учить вербальным и невербальным способам коммуникации;

• учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью

выразительных движений и речи;

• развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и произвольность внимания;

• учить понимать смысл сообщений.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.

Задачи.

• учить слышать, понимать и соблюдать инструкцию, правила игры;

• развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции;

 развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;

  • развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывая личностные особенности слушателя;

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СООБЩАТЬ НЕОБХОДИМУЮ ИНФРМАЦИЮ.

  • учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла;
  • учить детей устанавливать «обратную» связь при взаимодействии друг с другом, а также с другими людьми;

•стимулировать голосовые реакции ребенка;
• учить ребенка выражать свои потребности и намерения с помощью звуков, жестов (самообслуживание, прием пищи, посещение туалета, игра);
• учить здороваться и прощаться с детьми, взрослыми;

• формировать целенаправленную совместную коммуникативную деятельность.

Воспитание коммуникативных навыков – задача не простая.

Проблема формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ изучена специалистами намного меньше, нежели у детей с нормативным развитием. Чтобы помочь таким детям, нужна система целенаправленной работы по формированию коммуникативных навыков с учетом особенностей этих детей.

Формирование коммуникативных навыков у детей проводилось в определенной последовательности, с учетом особенностей их развития:

-подбор игр и тренингов, не требующих речевой активности, построенные на активизации тактильного общения, формирование доверительных взаимоотношений;

-подбор игр и тренингов на выполнение совместной деятельности, требующие минимальной речевой активности;

-подбор игр и тренингов активного речевого характера, театрализация.

Результативность опыта.

На первом этапе работы был проведен констатирующий эксперимент, для выявления уровня коммуникативной культуры общения младших школьников было проведение различных тестирований, анкетирований, методик и диагностик направленных на выявление проблем в общении и формирование положительного отношения и интереса к данной проблеме. Для этого я провела такие методики как:

1.Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой,Е.Н. Степановым)

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей с ОВЗ характерен более низкий уровень владения социально-коммуникативными навыками в сравнении с их нормативно развивающимися сверстниками.( низкий-80%, средний-20%,).

Динамика  коммуникативных умений обучающихся:

  • 0 - низкий уровень, отражает несформированность данного показателя;
  • 1 - ниже нормы, не соответствует возрастным особенностям;
  • 2 - нормативный, соответствует возрастным особенностям;
  • 3 - выше нормативного, соответствует ребенку более старшего возраста.

В результате эмпирической работы выявлено, что воспитанники не умеют подчиняться требованиям других детей, поставить себя на место другого, пережить общие чувства, сотрудничать друг с другом в совместной коллективной деятельности. Поэтому для поддержки игровой деятельности мною создавались ситуации ролевого взаимодействия детей посредством методов, приемов, упражнений игровой деятельности, направленных на стимулирование речевого взаимодействия. Таким образом, мы развивали свободный диалог и инициативность в игре.

В качестве методических приемов были использованы следующие: создание чисто речевой ситуации с помощью телефона и игра по мотивам сказок, персонажи которой выполняют однотипные действия. Введение школьников в такую ситуацию осуществлялось в игре по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон». Предполагалось, что теперь в свободной самостоятельной игре действия детей с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнеру-сверстнику и ролевое обращение к нему, дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развертывать ролевое взаимодействие друг с другом.

В ходе работы был использован индивидуальный подход, позволивший детям проявить себя в игровой деятельности - им было предложено выполнение игровых ролей, использован прием «авансирования», дающий педагогу возможность демонстрации своей уверенности в успехе воспитанника, в его умении преодолеть трудности. Целенаправленная работа привела к положительным результатам, что важно для дальнейшего развития личности ребенка.

В конце года была проведена контрольная диагностика коммуникативных способностей. Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе ( низкий- 20%,средний- 60 %,высокий- 20 %)

Выводы:

  • В процессе внеурочной деятельности дети научились выделять главное, сосредотачивают внимание на одних явлениях и абстрагируются от других.
  • Школьники стали более коммуникабельными, вежливыми, толерантными, способными к сотрудничеству.
  • Возросла роль обучающихся в организации учебной деятельности (лучше отвечают на уроках)
  • Обогатился опыт коммуникативного общения у детей со сверстниками и взрослыми. Участвуя в совместной со взрослыми деятельности с «открытым», незапрограммированным результатом (сочинение сказок с нравственным содержанием, игры с куклами), дети познакомились с разными моделями поведения людей в конфликтных ситуациях, усваивали правила хорошего тона, этикета.
  • При выполнении игровых упражнений у детей совершенствовались навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивались умения поддерживать беседу на определённую тему.
  • Увеличился словарный запас детей, в нем появились слова с оценочным значением. В игровой деятельности наблюдались речевые диалоги, обращения к педагогам за советами, с различными вопросами.

Мои воспитанники отмечаются любознательностью, активностью и творчеством.

В результате поэтапной коррекционно-развивающей деятельности коммуникативные трудности, свойственные некоторым практически исчезли, этому способствовало умелое использование разнообразных форм совместной деятельности. Дети становятся дружными, добрыми, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей, они научились самостоятельно разрешать конфликты, стали больше играть.

Думаю, что наши дети смогут своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. Это поможет им в дальнейшей жизни.

Надеюсь, уважаемые коллеги, что представленный материал пригодится в Вашей дальнейшей работе.

Библиографический список

  1. Жаленко Е.М. «Уроки мышления методические рекомендации» Оренбург 1991г.
  2. Занков Л.В. «Содружество учёного и учителя» М. Просвещение, 1991г.
  3. Епишина Л.В. «Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. Начальная школа № 11» - 2008г.
  4. Кузнецова Л.В. «Гармоничное развитие личности младшего школьника. Книга для учителей» М. Просвещение, 1998г.
  5. Макарова Н.Н. «Коммуникативная игра в младших классах. Начальная школа №7» 2008г.
  6. Сухомлинскийй В.А. «Сердце отдаю детям» Киев, 2008г.
  7. Хухлаева О.Н. «Лесенка радости» М., 1998г.
  8.  Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей /Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф, Селиванова Е.Ю., Титова В.В - М.: АРКТИ,2005.-312с. (Метод.биб-ка).
  9. Шипицына Л.М. Основы коммуникации. – С.-Петербург «Образование» 1995г.
  10. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука Общения. - С.-Петербург «Детство-Пресс» 2004г.

                                               Приложения

Приложение  1 – Методики для выявления коммуникативных склонностей обучающихся. 

Приложение 2 -         Игровые методики развивающие коммуникативные способности обучающихся.

Приложение   3 –  Презентация.

Приложение №1.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой
"Справочная книга школьного психолога"

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отве-чайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "-". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".

  
Вопросы
1.    Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
2.    Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3.    Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4.    Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.    Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6.    Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7.    Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8.    Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9.    Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10.    Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11.    Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12.    Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13.    Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14.    Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15.    Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16.    Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17.    Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18.    Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19.    Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20.    Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении

Приложение №1.

большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

  •  низкий уровень - 0,1 - 0,45; 
  •  ниже среднего - 0,46 - 0,55; 
  •  средний уровень - 0,56 - 0,65; 
  •  выше среднего - 0,66 - 0,75; 
  •  высокий уровень - 0,76 - 1.

ТЕСТ "РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ"

(составитель д.п.н. Н.Е.Щуркова)

Цель: Выявить уровень воспитанности подростков.

Ход проведения: Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность). Предварительно приготовить бланки для более удобного подсчета результатов.

1. На пути стоит человек. Вам нужно пройти. Что делать?

А - Обойду, не потревожив

Б - Отодвину и пройду

В - Смотря какое будет настроение

2. Вы замечаете среди гостей, невзрачную девушку (или малоприметного юношу), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

А - Ничего, какое мне дело

Б - Не знаю заранее, как слежаться обстоятельства

В - Подойду и непременно заговорю

3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

А - Тороплюсь в школу

Б - Если кто-то броситься на помощь, я тоже подойду

В - Звоню по телефону "03", останавливаю прохожих

4. Ваши пожилые знакомые переезжают на новую квартиру. Что делаете?

А - Предложу свою помощь

Б - Я не вмешиваюсь в чужую жизнь

В - Если просят я конечно помогу

5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышится голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

А - Сочувствую, конечно, но что сделаешь в наше трудное время

Б - Оборачиваюсь и предлагаю половину

В - Не знаю, может мне тоже будет очень нужна

6. Вы узнаете, что несправедливо наказали одного из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

А - Очень сержусь и ругаю обидчика последними словами

Б - Ничего, жизнь вообще несправедлива

Приложение №1.

В - Вступаюсь за обиженного

7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

А - Они мои, раз я их нашел

Б - Завтра спрошу, кто их потерял

В - Может быть возьму себе

8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

А - На шпаргалки, конечно экзамен - лотерея

Б - На усталость экзаменатора, авось пропустит

В - На свои знания

9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

А - Найду что-нибудь рядом с домом

Б - Поищу высокооплачиваемую работу

В - Хочу создать нечто ценное на Земле

10. Какой из трех видов путешествия вы выберете?

А - По России

Б - По экзотическим странам

В - По одной из ведущих развитых стран

11. Вы пришли на субботник, и видите, что все орудия труда разобраны. Что вы предпринимаете?

А - Проболтаюсь немного, потом видно будет

Б - Ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих

В - Присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним

12. Некий волшебник предлагает вам устроить вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что вы отвечаете этому волшебнику?

А - Соглашусь с благодарностью

Б - Сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование

В - отказываюсь решительно

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как вы поступите?

А - Забываю про него, вспоминаю, когда потребуют отчет

Б - Выполняю, конечно

В - Увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не выполнять

14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли об этом кому-нибудь?

А - Да, непременно расскажу и постараюсь сводить их в музей

Б - Не знаю, как придется

В - Зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо

15. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что вы делаете в данный момент?

А - Поднимаете руку и сообщаете о своем желании выполнить работу

Б - Сижу и жду когда, кто-то назовет мою фамилию

В - Я слишком дорожу своим личным временем, чтобы согласиться

16. Вы с товарищем собираетесь ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг вам звонят и просят отложить поездку ради важного дела. Что делаете?

Приложение №1.

А - Еду на дачу согласно плану

Б - Не еду, останусь, конечно

В - Жду, что скажет мой товарищ

17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов вас устроит?

А - Бездомный щенок

Б - Взрослый пес с известным вам нравом

В - Дорогой щенок редкой породы

18. Вы собрались отдохнуть после учебы. И вот говорят "Есть важное дело. Надо!" Как реагируете?

А - Напоминаю о праве на отдых

Б - Делаю, раз надо

В - Посмотрю, что скажут остальные

19. С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

А - Отвечаю тем же

Б - Не замечаю, это не имеет значения

В - Разрываю связь

20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

А - Конечно, играю

Б - Разумеется, не играю

В - Когда хвалят всегда приятно, но стараюсь увильнуть от игры

21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант вы предпочтете?

А - Самому (самой) приготовить все блюда

Б - Закупить полуфабрикаты в магазине

В - Пригласить на кофе

22. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятельствам. Как встречаете это событие?

А - Бесконечно рад, гуляю, наслождаюсь жизнью

Б - Обеспокоен, строю планы самообразования

В - Буду ожидать новых сообщений

23. Что вы чувствуете, когда на ваших глазах хвалят кого-то из ваших товарищей?

А - Ужасно завидую, мне не удобно

Б - Я рад, потому что и у меня есть свои достоинства

В - Я, как все, аплодирую

24. Вам подарили красивую, необычной формы авторучку. На улице к вам подходят два парня и требуют отдать подарок. Что делаете?

А - Отдаю - здоровье дороже

Б - Пытаюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет

В - Подарок не отдаю, вступаю в борьбу

25. Когда наступает новый год о чем чаще всего думаете?

А - О новогодних подарках

Б - О каникулах и свободе

Приложение №1.

В - О том как жил и как собираюсь жить в следующем году

26. Какова роль музыки в вашей жизни?

А - Она мне нужна для танцев

Б - Она мне доставляет наслаждение духовного плана

В - Она мне просто не нужна

27. Уезжая надолго из дома как вы себя чувствуете?

А - Снятся родные места

Б - Хорошо себя чувствую, лучше, чем дома

В - Не замечал (не замечала)

28. При просмотре информационных передач портиться ли иногда ваше настроение

А - Нет, если мои дела идут хорошо

Б - Да, в настоящее время очень часто

В - Не замечал (не замечала)

29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

А - Отбираю интересные и приношу

Б - Ненужных мне книг у меня нет

В - Если все принесут, я тоже отберу кое-что

30. Можете ли вы назвать пять дорогих вам мест на Земле, пять дорогих вам исторических событий, пять дорогих вам имен великих людей?

А - Да, безусловно, могу

Б - Нет, на свете много интересного

В - Не задумывался (не задумывалась), надо посчитать

31. Когда вы слышите о подвиге, что чаще всего приходит вам в голову?

А - У этого человека был, конечно, свой личный интерес

Б - человеку просто повезло прославиться

В - Глубоко удовлетворен, не перестою удивляться

Обработка полученных данных: Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу ответов. Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной воспитанности подростков и сформированности ориентации на "другого человека", является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа А - 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.

Графа Б - 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 28.

Графа В - 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24, 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа А - 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.

Графа Б - 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа В - 14, 15.

Приложение №1.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшиеся количество выборов, где предпочтения явно не обнаруживается.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг …

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Приложение № 2

Игровые методики, развивающие коммуникативные способности обучающихся.

Придумай, расскажи

Задание: Инсценировать разговор героев:

100 долларов и одной копейки,
золотой серьги и дырявого носка,
ржавого гвоздя и каблука,
грязной тарелки и туалетного мыла,
старой газеты и рубанка.

Делимся по признаку

Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку делиться и расходится на две группы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать по какому признаку группа разбита на две части.

Счёт до десяти

Сейчас по сигналу “начали” вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет “один”, другой человек скажет “два”, третий скажет “три” и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут “четыре”, счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.” удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом? Если не получилось, то почему? Что мешало? Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?

Скульптурный портрет

Кто-то из участников вызывается (или выбирается группой – это ещё интереснее, поскольку показывает, чьё мнение и видение, чью обратную связь хотят в первую очередь получить участники группы) быть “скульптором”, которому предстоит увековечить группу в “монументальной скульптуре”. У каждого персонажа скульптурной группы должна быть своя роль, своя функция. Скульптура группы должна как-то “воплотится в камне”, а, может быть и в каком-то другом материале, что поможет высветить роль каждого. “Ты – скульптор. Вот и воплощай то, что ты видишь, как нас чувствуешь. Мы будем твоим материалом – скульптура будет состоять из нас. Ставь нас в разные позы, лепи и “высекай” из нас всё, что угодно. А потом расскажешь, что ты хотел сказать своим произведением.” Скульптор начинает работать. “Скульптуры” при этом могут получиться разные: всё зависит от того, какая ситуация сложилась в группе и как её видит участник. Например, ведущего могут поставить на стул, у его ног построить поднявших на него глаза безоговорочно следующих за ним участников, кто-то может оказаться за креслом на периферии скульптурной группы и, с приложенными к глазам пальцами в виде бинокля и т. д. Потом следует комментарий “скульптора”. Он говорит о том, что имел в виду, придавая тому или иному участнику соответствующую позу, выбирая для него определённые роли, в которой их увидели. Может быть сделано несколько таких “скульптурных портретов” разными участниками.

Приложение № 2

Путанка

Все берутся за руки, стоя к кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто хвостом?»,- спрашивает ведущий). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть».

Говорящие вещи.

Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы будто что-то хотят сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите из этого списка три предмета и напишите всё, что каждый из них смог бы рассказать о вас. Запишите на доске названия следующих предметов: Зубная щётка, автобус, пальто; ботинки, шкаф, расчёска; шариковая ручка, зеркало, обеденный стол; кровать, телевизор, тарелка; велосипед, радио, учебник по русскому языку; мыло, письменный стол, лампа; футбольный мяч, мягкая игрушка, домашнее животное. Даётся примерно 20 минут на то, чтобы ребята могли нарисовать три рисунка, изображающие эти предметы. Затем от имени каждого предмета ребёнок должен составить рассказ о самом себе и записать его. А теперь разбейтесь на четвёрки и покажите друг другу свои рисунки и рассказы. Спросите остальных, что они думают по этому поводу. Какие предметы ты для себя выбрал? Что из того, что сказали о тебе предметы, тебе понравилось больше всего? Рассказали ли предметы о каких-нибудь твоих слабых сторонах? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Что бы сказал о тебе стол за которым сидит учитель?
Возможны различные вариации.

Лавочки

В эту игру должны играть представители обоих полов в равном количестве. Представители одного пола, например, девушки тайно от представителей другого «делят» их между собой, то есть каждая девушка загадывает одного из молодых людей (только одного и они не должны пересекаться!) Затем обе группы садятся на скамейки друг напротив друга и загаданные по очереди пытаются понять, кто же их загадал. Делается это так: молодой человек подходит к предполагаемой им девушки и (несильно!) топает перед ней ногой, если он угадал, девушка хлопает в ладоши, и они оба отправляются в «романтическое путешествие», то есть выходят из игры. Иначе девушка топает ногой в ответ и молодой человек, вернувшись на место, снова ждет своей очереди. Так продолжается до тех пор, пока не останется всего одна, так и не

Приложение № 2

встретившаяся пара. Все остальные придумывают им какое-нибудь (желательно, смешное и доброе) задание, которое те, под общий смех, выполняют.

Мигалки

Представители одного пола (например, девушки) сидят в кругу на стульях лицом внутрь, одно место свободно. Представители же другого пола, например, молодые люди стоят за спинками стульев, по одному за стулом (в том числе и за пустым) и держат руки по швам. Тот из участников, кто стоит за пустым стулом пытается переманить к себе на стул кого-нибудь из сидящих, подмигивая ему (в нашем примере ей). Когда кто-нибудь из сидящих пытается убежать на свободный стул, задача того, кто стоит за ним — не дать тому это сделать, то есть осторожно поймать и не пустить

Мост дружбы»

Инструктор просит детей образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик ( при помощи рук, ног, туловища). Например, соприкоснувшись головами или ладошками. Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы построить мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, поднимают их вверх, изображая « Мост дружбы».

«Передай мяч»

Цель. Снять излишнюю двигательную активность.

В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.

«Слушай команду»

Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Запрешено движение»

Цель. Учить играм с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной запрещенной,

Приложение № 2

например цифры 5. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Слушай хлопки»

Цель. Тренировать внимание и контроль двигательной активности.Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другу позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Давайте поздороваемся»

Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку; два – здороваемся плечами; три хлопка – здороваемся спинами. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«Комплемент»

Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми.

«Сороконожка»

Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

«Приветствие»

Дети разбиваются на пары и по команде инструктора быстро здороваются друг с другом разными частями тела: правая рука с правой рукой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной, ухо с ухом и т. д. Дети могут поменять несколько партнеров.

«Ладонь в ладонь»

Дети разбиваются на пары, прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия. Каждая пара должна их преодолеть, не разъединяя ладошек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"

статья"Формирование мотивации к взаимодействию и развитие коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями посредством игрового занятия "Круг"...

Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра

В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...

Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности

Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности  - умения учиться, создание благоприятных услови...

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством участия во внеклассных мероприятиях.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта предполагают формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями  базовых учебных действий (далее БУД), функциями которы...

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Формирование грамматического строя речи детей с ЗПР, интеллектуальной недостаточностью посредством мануальных и артикуляционных подсказок

laquo;Мама пришел!», «Папа купила!»… Учителю-логопеду, работающему с детьми со сложным дефектом, такие грамматические конструкции у говорящих воспитанников приходится слышать...