Конспект занятия по теме "Знакомство с понятием певческая дикция"
план-конспект занятия ( класс) на тему
- Данный материал поможет при знакомстве с понятием певческая дикция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме « Знакомство с понятием певческая дикция», педагог дополнительного образования Михайлова Е.В.
Цель: Познакомить с понятием "Певческая дикция". Развивать артикуляционный аппарат учащихся посредством отработки правильного произношения слов во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
1.Обучить правильному произношению скороговорок.
2.Развить певческий и артикуляционный аппарат.
3.Формировать речевую культуру. Воспитывать внимательность и добросовестное отношение к труду.
Оборудование и материалы: ноутбук, музыкальный центр, проектор, микрофон.
Методическое обеспечение занятия:
Видеофрагмент отрывка международного конкурса вокалистов «Детское Евровидение»; плакат по теме « Певческая дикция», видеоматериал "Схема голосового аппарата", музыкальный материал для игры «Угадай мелодию»
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте дети!
Я рада видеть вас на занятии по вокалу.
II. Введение в тему.
Педагог: Сегодня мы окунемся в увлекательный мир музыки, а отправится с вами в путешествие Мальвина. Давайте ее поприветствуем! (аплодисменты)
Под музыку входит Мальвина
Мальвина: Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию». Отгадав мелодии, каждый из вас может получить фрагмент пазла. сложив которые, вы узнаете тему занятия. (Проводит игру «Угадай мелодию», складывается тема занятия «Певческая дикция»).
Педагог:Молодец. Мальвина! Ты нам очень помогла, большое тебе спасибо» (Мальвина убегает под музыку)
Педагог: Сегодня мы будем работать с вами над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. И познакомимся с понятиями "дикция" и " артикуляция"
Итак, Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.
Педагог: Артикуляция – Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.
Педагог: Давайте рассмотрим, что мы называем голосовым аппаратом? Внимание на экран (Видео просмотр)
Педагог: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. Педагог обращает внимание на плакат « Схема голосового аппарата».
Педагог:К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение.
Великий итальянский оперный певец Энрике Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Как вы думаете, зачем он, это делал?
Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.
Педагог: Да, вы совершенно правы. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.Вы знаете, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. А как выдумаете, с помощью чего можно настроить артикуляционный аппарат? Что же для этого нужно сделать?
Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.
Педагог: Молодцы! Скажите, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?
Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.
Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.
III. Практическая часть.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.
Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить скороговорки, которые мы разучили на предыдущих занятиях.
Педагог разбивает учащихся по парам.
Педагог: Сначала четко проговорим скороговорки, а потом пропоем их под музыку.(проговаривают и поют) Первая скороговорка «От топота копыт пыль по полю летит "
Теперь данную скороговорку вам нужно будет обыграть… 1 учащемуся будет очень холодно. 2 учащемуся будет очень жарко. В этих состояниях нужно будет произнести скороговорку.
Вы сейчас, в каждой паре вы должны определить роли и шепотом подготовиться.
Слово участникам! (пары выступают по очереди)
Педагог: Спасибо. Послушайте, пожалуйста, следующую скороговорку
Скороговорка «Ярило»
Ярило, Ярило
По небу катило,
А туча нашла
И Ярило закрыла.
Педагог: Какая буква в этой скороговорки часто повторяется? (р) Что такое ярило?
Предполагаемый ответ учащегося: Ярило – это бог солнца у древних славян.
Рекомендации:
В скороговорке «Ярило» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.
Педагог: Спасибо, молодцы! переходим к следующей скороговорке.
Скороговорка «Сороки»
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Рекомендации:
В скороговорке идёт работа над правильным произношением согласной буквы «Р». Скороговорка произносится в достаточно быстром темпе.
Данную скороговорку вам нужно будет тоже, обыграть… 1 ученик будет мамой, которая ругает сына, что он пришёл с улицы в мокрой одежде.2 ученик - ребенок, который оправдывается. В этих состояниях нужно будет произнести скороговорку.
Вы сейчас, каждый в своей паре должны определить роли и шепотом подготовиться.
Слово участникам!(пары выступают по очереди)
Педагог: Молодцы!
Сейчас вы услышите новую скороговорку о древнерусском боге любви Леле на чередование согласных букв «Л» и «Р». Послушайте, пожалуйста.
Скороговорка «Лель» - чтение и тренировка с повторением
На дворе звенит капель,
У реки сидит бог Лель
И играет на свирели
Ворожит птиц, чтоб летели.
Рекомендации:
В скороговорке Лель отрабатывается правильное произношение согласных букв «Л» и «Р», а также скороговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения.
Педагог: А сейчас я предлагаю посмотреть видеофрагмент выступления нашей соотечественницы, Кати Рябовой на конкурсе «Детское Евровидение», где она получила достойную оценку, заняла II место. Пожалуйста, обратите внимание на артикуляцию. Особенно это ярко видно в начале исполнения песни, где пропевание фраз происходит речетативом.
Просмотр видеофрагмента. Видео-пауза
Мы с вами тоже поработали над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются
Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.
Педагог: Послушаем первое упражнение, которое называется "гамма" и приготовимся пропеть его.
Слушаем фонограмму, а потом поем все вместе.(Поют)
Педагог: Хорошо. Продолжаем петь вокальные упражнения и следующее называется "ми -ре -ми -ре ми"
Сначала слушаем, а потом поём. (Поют)
Педагог: Прекрасно, наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.
IV.Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения
Песня " Человек - чудак» – разучивание и исполнение 1 куплета и припева.
Педагог: Сегодня мы начнём разучивать новую песню "Человек - чудак". Давайте сначала проговорим по фразам текст 1 куплета и припева, а потом послушаем мелодию и попробуем спеть её со словами. (Текст песни проецируется на экран)
Рекомендации:
Во время работы над вокальным произведением "Человек - чудак", необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на работу артикуляционного аппарата и дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом.
Работа над разучиванием слов и исполнением песни "Человек - чудак"
1.Утром в среду, днем в субботу
Или в дождик четверга,
День за днем одни заботы, -
Жизнь бывает нелегка.
Но когда закроют тучи
Небосвод, и все не так,
Как весенний солнца лучик
Вдруг появится чудак!
Припев: Человек-чудак!
Он в оранжевой рубашке!
И цветы в руках:
Незабудки и ромашки!
Светом радости
Он развеет грусть и мрак!
Этот милый человек,
Человек-чудак!
V. Подведение итогов.
Педагог: Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, познакомились с новыми понятиями. Я надеюсь, что теперь вы уже сознательно будете использовать эти знания для совершенствования своего вокального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Дикция и артикуляция в пении"
Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения....
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре."
Конспект открытого урока. «Формирования навыка певческой дикции в младшем хоре.Автор: Абасов Элдар Афлатунович, педагог дополнительного образования, Хоровая Капелла мальчиков и юношей &laqu...
«Формирования навыка певческой дикции в работе с хоровым коллективом»
- Речевые игры и вокальные упражнения. - Формирование певческого аппарата у школьников- Выработать умение четкого произношения слов во время исполнения...
План – конспект занятия по вокалу Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях
Цель: развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.Задачи:Образовательные:Обучить правильному произн...
Конспект занятия "Формирование певческих и исполнительских навыков"
Занятие проводится по образовательной программе «Эстрадный вокал» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного формирования певческих и исполнительских...
Конспект занятия "Работа над дикцией"
Работа над дикцией в классе эстрадного вокала....
Конспект занятия "Певческая установка"
многообразие певческих голосов...