Методическая разработка теоретического занятия по теме «Природные источники углеводородов. Способы их переработки»
методическая разработка по химии (10 класс)

Работу подготовила преподаватель

естественнонаучных дисциплин

Митенова Л.А.

 

Цели занятия:

  1. Учебная: учащиеся должны изучить способы переработки углеводородного сырья, усвоить применение продуктов переработки в народном хозяйстве  медицине; закрепить знания о свойствах УВ;
  2. Развивающая: формировать навыки работы с учебниками, прививать культуру учебного труда; развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи между различными учебными дисциплинами, уметь анализировать полученные знания  применять их при решении практических задач;
  3. Воспитательная: воспитывать гордость за отечество, к «малой» Родине, ознакамливая с уникальными  природными богатствами своей страны и региона проживания; изучая вклад российских ученых в развитие нефтепереработки;
  4. Методическая: использование методик развивающего обучения: УДЕ, учебно-исследовательской деятельности, выполнение творческих заданий с целью активизации мыслительных процессов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»

Методическая разработка теоретического занятия по теме

«Природные источники углеводородов.

Способы их переработки»

Работу подготовила преподаватель

естественнонаучных дисциплин

Митенова Л.А.

Салехард,  2019


Методическая разработка теоретического занятия по теме

«Природные источники углеводородов.

Способы их переработки»

Цели занятия:

  1. Учебная: учащиеся должны изучить способы переработки углеводородного сырья, усвоить применение продуктов переработки в народном хозяйстве  медицине; закрепить знания о свойствах УВ;
  2. Развивающая: формировать навыки работы с учебниками, прививать культуру учебного труда; развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи между различными учебными дисциплинами, уметь анализировать полученные знания  применять их при решении практических задач;
  3. Воспитательная: воспитывать гордость за отечество, к «малой» Родине, ознакамливая с уникальными  природными богатствами своей страны и региона проживания; изучая вклад российских ученых в развитие нефтепереработки;
  4. Методическая: использование методик развивающего обучения: УДЕ, учебно-исследовательской деятельности, выполнение творческих заданий с целью активизации мыслительных процессов.

Тип занятия: развивающий урок с применением элементов самоконтроля;  рейтингового контроля ЗУН; самостоятельного обучения с применением ранее приобретённых знаний, умений, навыков.

Место проведения: кабинет экологии

Время занятия: 90 минут

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая

Методы обучения: репродуктивный, учебно-исследовательский

Оснащение занятия:

  1. Дидактический материл: фрагмент рабочей тетради «Углеводороды», графологический диктант
  2. Обучающий материал: таблицы: «Продукты пиролиза каменного угля», «Применение продуктов крекинга нефти», «Схема промышленной установки непрерывной перегонки нефти»; географические карты России и ЯНАО; коллекции «Каменный уголь и продукты его переработки», «Нефть и продукты её переработки»

Межпредметные связи:

  1. обеспечивающие – математика (решение пропорций, преобразование дробей), биология (химический состав живых организмов, понятие токсичности), экология (загрязнение атмосферы, литосферы, гидросферы химическими веществами; исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы; влияние химических реагентов на живые организмы; мутагенез; генетический груз), физика (агрегатные состояния вещества; плотность вещества; критические температуры кипения, плавления, испарения), география (месторождения УВ На территории России и ЯНАО).
  2. обеспечиваемые:  экология (методы рационального природопользования, ресурсосберегающие технологии, стратегия сохранения биологического разнообразия: заповедники, заказники), фармакология (продукты нефтепереработки – сырьё для лекарственных препаратов); гигиена и экология человека (влияние нефти и продуктов её переработки на организм человека и окружающую среду).

Внутрипредметные связи:

  1. обеспечивающие: понятие об углеводородах, свойства и взаимосвязи между разными классами углеводородов;
  2. обеспечиваемые: источники сырья для получения этилового спирта, фенола и многих органических полимеров.

Студент должен знать:

  1. углеводородный состав нефти;
  2. сущность крекинга;
  3. основные продукты, получаемые из нефти;
  4. сущность процесса коксования угля;
  5. основные источники добычи УВ на территории ЯНАО.

Студент должен уметь:

  1. объяснять процесс перегонки нефти;
  2. составлять уравнения реакций термического разложения углеводородов.

Ход занятия

  1. организационный момент
  2. вводный инструктаж
  3. контроль знаний – работа с матрицей; химический диктант
  4. актуализация новой темы
  5. самостоятельная работа с учебной литературой
  6. демонстрация новых знаний (устные сообщения, наглядные пособия, работа у доски, работа по карте ЯНАО)
  7. закрепление новых знаний: выполнение заданий на составление цепочек превращений
  8. подведение итогов
  9. задание на дом
  10. заключительная часть занятия

Литература для студентов

  1. Гузей Л.С. Химия. М., Дрофа, 2003.
  2. Рудзитис Г.Е. Химия. М., Просвещение, 1998.
  3. Чернобельская Г.М. Химия. М., медицина, 1991.

Дополнительная литература для студентов

  1. Нестеров И.И. Тайны нефтяной колыбели. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1984.
  2. Кузьменок Н.К. Экология на уроках химии. Минск, Красико-принт, 1996.
  3. Природа Ямала. Кол. авт., Екатеринбург, УИФ «Наука», 1995.
  4. Географический атлас ЯНАО

Литература для преподавателя

  1. Габриелян О.С. Химия. М., Дрофа, 2000.
  2. Гузей Л.С. Химия. М., Дрофа, 2003.
  3. Кузьменок Н.К. Экология на уроках химии. Минск, Красико-принт, 1996.
  4. Рудзитис Г.Е. Химия. М., Просвещение, 1998.
  5. Чернобельская Г.М. Химия. М., Медицина, 1991.

Домашнее задание:

  1. Повторение изученной темы «Природные источники углеводородов. Способы их переработки».
  2. Составить самостоятельно цепочку химических превращений для получения заданного продукта из нефти или каменного угля.

Литература для выполнения домашнего задания

  1. Рудзитис Г.Е. Химия. М., Просвещение, 1998.
  2. Чернобельская Г.М. Химия. М., медицина, 1991.
  3. Лекционный материал


Технологическая карта занятия по теме:

«Природные источники углеводородов. Способы их переработки»

Этапы занятия и их содержание

Методы,  приёмы, средства обучения

Мотивация

Организационная часть

Приветствие, проверка готовности студентов к занятию, отметка отсутствующих, сообщение плана и целей занятия

Воспитание дисциплинированности, аккуратности студентов. Активизация внимания. Развитие познавательного интереса к изучаемой проблеме

Индивидуальный опрос:

а) устный

1) работа с матрицей: 10 вопросов «прямого» и «обратного» характера из рабочей тетради «Углеводороды»;

2) резерв: решение задач;

Закрепление изученных знаний, формирование навыков работы с международной номенклатурой УВ

Фронтальный опрос:

б) письменный

1) графический диктант: 10 вопросов на три варианта;

2) проверка результатов диктанта с помощью эталонов;

3) ознакомление с правильными ответами

Актуализация теоретических знаний, формирование логического мышления

Актуализация новой темы

Объявление новой темы, акцентирование её значимости, рекомендации по изучению новой темы

Воспитание стремления к самостоятельной работе, добросовестному отношению к учебному процессу, концентрация внимания на новую информацию

Самостоятельная работа

1)студенты делятся на 4 группы;

2)получают карточки с вопросами к изучаемой теме;

3)работают с учебной литературой;

4) знакомятся с раздаточным материалом «Нефть и продукты её переработки», «Каменный уголь и продукты его переработки», с картами ЯНАО «Природные ресурсы»;

5)в рабочих тетрадях делают необходимые записи;

6)готовят заключения и выводы;

7) каждый студент делится добытой информацией со всеми однокурсниками, демонстрирует наглядные пособия, записывает на доске необходимые сведения, работает по карте и таблицам

1) формирование навыков самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой;

2) формировать навыки поиска информации по заданной теме в различных источниках;

3) проверить умение составления химических уравнений реакций, использование международной номенклатуры органических веществ;

4) прививать умение использовать химические термины в устной речи; составлять логически завершенные краткие сообщения по заданной теме

Закрепление новых знаний

1)студенты разделены на 4 группы;

2)устно получают задание на синтезирование одного из продуктов, получаемых при переработке нефти или угля;

3) работают самостоятельно, используя  учебники, лекционные записи, фрагмент рабочей тетради «УВ» (схема «Связи между гомологическими реакциями УВ»);

4) полученные результаты оформляют на доске в виде схем превращений, с необходимыми дополнениями в виде уравнений реакций

1) повторение и закрепление изученного материала;

2) выбор целесообразной последовательности действий;

3) уметь устно и графически доказывать правильность выбранных действий;

4) нацелить на продуктивную творческую деятельность

Подведение итогов занятия

Комментарии к выполнению с/р и творческого задания

Усвоение теоретических знаний и практических умений по теме занятия

Задание на дом

Рекомендации по подготовке и закреплению опорных точек изученной темы

Формировать навыки самостоятельной работы

Заключительная часть

1)анализ работы студентов;

2) подведение итогов занятия картам индивидуальных достижений

1)умение объективно оценивать свои знания;

2)прививать чувство ответственности за выполняемую работу


Хронокарта занятия

1

Организационный момент

1-2

2

Вводный инструктаж

1

3

Контроль знаний:

  1. работа с матрицей;
  2. химический диктант

5-6

15-16

4

Актуализация новой темы

5

5

  1. самостоятельная работа учащихся;
  2. демонстрация новых знаний с помощью наглядных пособий, карты ЯНАО, работа у доски

20

20

6

Закрепление новых знаний: выполнение заданий исследовательского характера

15

7

Подведение итогов, анализ самостоятельных работ

2

8

Задание на дом

1

9

Заключение

1

Приложение 1

Информация для изучения физико-химических свойств газа и нефти,

добываемых на территории ЯНАО

- месторождения Русское и северо-Комсомольское содержат нефть черного цвета, очень вязкую, густую, при перегонке практически не образующую лёгких фракций, поэтому не пользующуюся спросом на рынке сбыта;  в настоящее время эти месторождения законсервированы.

- нефть из месторождения Заполярное – янтарного цвета.


Приложение 2

Информация для изучения применения нефти в народной медицине

(Алексеев В.В., Ламин В.А. «Прометей сибирской нефти» Среднеуральское издательсьво, 1989)

Без науки и с нефтью будут потёмки.

Д.И. Менделеев

Болезненная забота о собственном здоровье – древнее и, пожалуй, самое постоянное свойство человека всех времён. И потому, наверное, многие из известных сегодня минералов, прежде чем обрести  ту или иную настоящую хозяйственную ценность, применялись раньше в лечебных целях.

Биография нефти, несмотря на её невзрачный, внешне непривлекательный вид  (маслянистая черная с зеленоватым или коричневым оттенком, редко полупрозрачная жидкость, запахом часто дурным), начиналась так же, как история драгоценных минералов, - с использования её целебных свойств.

Вероятно, первым европейцем, рискнувшем на себе испытать действие нефтяных ванн, был Александр Македонский.  Сохранялись сведения, что во время индийского похода он пользовался нефтетерапией как эффективным средством аккумуляции творческих способностей, компенсировавшим тяготы походной жизни. Вообще-то в ту пору, в том числе и при походном дворе Александра Македонского, стрессы снимали обильными возлияниями, но если верить дошедшим до нас легендам, великий полководец, когда это было возможно, предварительно принимал нефтяную ванну.

Одно из наиболее надёжных свидетельств лекарственного использования нефти сохранилось в трудах испанского королевского историка Гонсало Фернандеса де Овиедо-и-Вальдеса. В 1541 году он беседовал с двумя капитанами  предводителя испанских конкистадоров Гонсало Хименеса де Касада. Они рассказали, что «за городом Латора (Колумбия) есть кипящий источник, из которого по земле растекается большое количество битуминозной жидкости. Индейцы растираются этой жидкостью, которая укрепляет ноги и предохраняет от усталости».

В течении почти 50 лет индейские методы нефтелечения отвергались европейской школой эскулапов. Неприятный запах нефти, непрезентабельный вид «дикарей», принимавших нефтяные ванны, вероятно, не вызывали желания следовать их примеру. Да и личный состав испанских и португальских десантов в Новый Свет подбирался из людей, не жаловавшихся на здоровье. Стрессы и усталость они предпочитали глушить испытанным средством – ромом, а не успокоительными нефтяными процедурами. Так или иначе, до тех пор, пока в Америку не хлынули разношерстные толпы переселенцев, монополия нефтелечения принадлежала аборигенам.

Лишь в конце XVI века сведения об исцеляющей силе нефти достигли пределов Европы и методы нефтелечения шаг за шагом стали внедряться в практику лечения проказы, воспаления глаз и других недугов. Особую популярность приобрело сотворённое в одном из монастырей Богемии «масло святого Квиринуса». Прописывалось всем больным без разбора, поскольку «исцеляло» одинаково надёжно как от туберкулёза лёгких, так и от запоя. Не только простой люд, но и европейские дворы преклонялись  перед всесильными целебными свойствами нефти. Русский царь Пётр I издал в 1703 году указ о доставке с территории нынешнего Азербайджана в столицу 1000 пудов нефти, предназначавшейся, по-видимому, для медицинских целей.

В научном обосновании  медикаментозных свойств нефти особенно преуспела модная в то время французская медицинская школа. В 1721 году в Париже была защищена диссертация об эффективных лечебных свойствах нефти и асфальтов. Судя по всему, защита прошла блестяще, поскольку нефть, прежде использовавшаяся в Европе «для обмазки колёс и других махин», стала применяться как «универсальное средство против всех болезней».

Настоящий взрыв нефтетерапии наблюдался в первой половине XIX века. Нефть и её продуценты буквально затмили славу всех прежде известных и модных лечебных препаратов. Авторитет медика, его практика и ставки гонорара зависели теперь не от числа смертельных исходов, а от того,  пользует или не пользует он своих пациентов нефтяными препаратами.

Состав и технология изготовления лечебных препаратов держалась в глубокой тайне. Поэтому сейчас невозможно  определить подлинную научную ценность этих лекарственных препаратов. Однако во второй половине XIX века на медицинском рынке появляются препараты, названия которых можно прочесть в витринах современных аптечных магазинов. Это различные эфиры, вазелин, другие мази, в том числе широко распространённый ихтиол. На Кавказе фирмы «Егер и К°», «Георг Лист» производили мазь нафталан, в клинике Егера лечили нефтяными ваннами.

Скорее всего именно медицинское использование нефти послужило главным импульсом возникновения широкого практического интереса к так называемому «каменному маслу».

Параллельно с разработкой научных оснований медицинского использования нефти и расширявшейся практикой применения её для смазки фабричных «махин», пробуждался интерес к тайнам происхождения загадочного жидкого минерала.

Медицинская линия в развитии биографии нефти послужила отправным пунктом организации целенаправленного поиска и налаживания промышленной добычи нефти.

 Содержание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия для преподавателя по теме: «Железы внутренней секреции»

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Железы внутренней секреции», составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 060501 Сестринское ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема: «Развитие эволюционных взглядов до Дарвина».

Это пособие для преподавателя медицинского училища. Составлена с использование технологии критического мышления   через чтение и письмо....

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема: «Сущность жизни. Уровни организации жизни».

Данное пособие для прподавателя медицинского училища по специальности сестринское дело.  Изучаемы материал поделён на учебные элементы, содержит хронокарту, задания для аудиторной  самостоят...

Методическая разработка теоретического занятия по общеобразовательной дисциплине Математика для студентов первого курса специальностей сестринское дело и лабораторная диагностика

Пояснительная записка. "Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойств...

Методическая разработка теоретического занятия "Водородные соединения неметаллов. Оксиды. Кислоты органические и неорганические"

Предлагаемая методическая разработка предназначене для учащихся 11 - класса, а также для студентов I курса медицинских колледжей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ОБРАТИМОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ".

Методическая разработка по теме: "Обратимость химических реакций. Химическое равновесие" составлена на основе ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело по дисциплине "Химия&qu...