Диагностически инструментарий педагога-психолога.
тест по психологии

Плотникова Анна Ивановна

В документе представлен банк психодиагностических матерьялов. Матерьял каждой диагностики включает: название диагностики, паспорт методики, пример прохождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_k._povedeniya_shk.pptx260.98 КБ
Microsoft Office document icon diagpraktik.doc357 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стратегия коррекции агрессивного поведения подростка Подготовила студентка 5 курса группы ПБЗ-Н-У-2015-1 Плотникова А.И.

Слайд 2

Цель и задачи коррекционной работы Цель – коррекция высокой агрессии подростка. Ведущей задачей коррекции агрессивного поведения является формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения, то есть переход развития произвольности поведения и рефлексии на уровень подсознания (через нравственное развитие на основах усвоения культурных и духовных ценностей). Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального самосознания, главным показателем которого является адекватное восприятие своего образа «Я». Превентивные меры и управление агрессией могут осуществляться через ее устранение (наказание, катарсис), демонстрацию моделей конструктивного поведения, когнитивные методы контроля агрессивного поведения (анализ отягчающих обстоятельств провокации агрессии, атрибуция «за что?», через индукцию несовместимых реакций (юмор, эмпатия ), тренинг социальных умений, обучение самоконтролю и управлению своим поведением.

Слайд 3

Способы изменения поведения Стратегия коррекции агрессивного поведения - это наиболее общие и эффективные способы изменения поведения подростка в зависимости от непредсказуемых и прогнозируемых изменений агрессивного поведения, жертвы и свидетелей случаев притеснения и насилия.

Слайд 4

Стратегии: - Стратегия на стимуляцию гуманных чувств. - Стратегия на осознание причиненной боли или обиды. - Стратегия ориентации на состояние свое и того, кому причинена боль обида. - Стратегия реагирования на собственное поведение (рефлексия). - Стратегия на переключение (выбор социально приемлемых актов поведение). - Стратегия на положительное подкрепление (поощрение). - Стратегия на игнорирование (тебя нет, потому что ты…). - Стратегия на отрицательное подкрепление (наказание). - Стимуляция чувства удивления (неожиданная реакция взрослого на агрессивное поведение). - Стимуляция положительных эмоций (радости - от того, что удалось сдержаться и не совершить акта агрессии). - Стимуляция тактильного контакта (прикосновение, поглаживание, успокоительный жест и т.п.). - Стимуляция соревнования (использование естественного желания подростка быть лучше).

Слайд 5

Особенности коррекционного воздействия на подростка Коррекция агрессивного поведения – гибкое чередование и комбинирование методов и приемов поведения взрослого в зависимости от особенности вида и выраженности меняющегося поведения подростка (агрессора, жертвы, свидетелей притеснения); от конкретных внешних обстоятельств, условий проявления агрессии, которые зачастую не возможно изменить в момент агрессивного акта. Тактика социально-педагогического воздействия строится исходя от природы агрессивного поведения подростка. В одном случае, необходимо игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимания; в другом – включать агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый социально – приемлемый смысл; в третьем – не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий.

Слайд 6

Уровней агрессии Первый уровень – переживание эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции , начиная от дыхательной гимнастики до более сложных форм аутогенной тренировки. Второй уровень связан с эмоционально-личностным, дифференцированным отношением. На этом этапе целесообразно акцентировать внимание на психокоррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. Например: планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс ; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях.

Слайд 7

Литература: Истрофилова О.И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт . гос . ун-та, 2014.– 244 с.



Предварительный просмотр:

Задания для самостоятельной работы по дисциплине «ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ» по каждой теме (разделу) учебно-тематического плана – для магистрантов очно-заочного отделения

В свое время великий Альберт Эйнштейн сказал:

«Насколько же психология сложнее физики!»

1. Методические рекомендации по оформлению самостоятельной работы

Оформление самостоятельной работы: 

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ru  раздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

Устанавливаются следующие требования к оформлению самостоятельной работы:

  • параметры страницы (210х297 мм) А4;
  • интервал полуторный;
  • шрифт 12, Times New Roman;
  • поля страницы: левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.
  • все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхнем правом углу.

!!!!!!!!! Работа сдаётся в печатном виде, в папках-файлах и загружается на портал в электронном виде.


2. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (разделу) учебно-тематического плана

Тема 1. Диагностика личностных свойств в консультативной практике: качественные и количественные методы

Задания к разделу.

Задание 1. Приведите примеры известных Вам методов диагностики черт личности и типов личности, наиболее часто используемые в консультативной практике. 

Задание 2. Проведите диагностику личностных свойств с помощью стандартизированных методик психодиагностики: опросник Л. Н. Собчик (ИТО); опросник А.Е. Личко ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник, компьютерная диагностика) и личностного опросника Р. Кеттелла 16-PF (A) (компьютерная диагностика).

Ход работы:

- Знакомство с инструкцией к методике Л. Н. Собчик (ИТО) – приведите текст инструкции;

- Самостоятельная работа с текстом опросника и заполнение протокола исследования – представить протокол исследования;

- Обработка результатов: подсчет количества баллов по каждой шкале с помощью ключа и занесение их в лист ответов; графическое изображение индивидуально-типологических тенденций личности; интерпретация результатов.

- Заполнение рубрикатора или мануала (паспорта методики) (см. по образцу)

Оформление рубрикатора методики (мануала, паспорта методики) включает:

1) Название методики и сокращенное название методики

Тест ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Собчик)
2) Автор методики (или автор адаптации, модификации) - Л
.Н. Собчик

3) Цель исследования-  (психология индивидуальности) направлен на диагностику самосознания, самооценки, самоконтроля личности. Ведущие тенденции (свойства личности, черты характера) определяют индивидуальный тип переживания, силу и направленность мотивации, стиль межличностного общения и познавательных процессов. Индивидуально типологический опросник был создан Людмилой Собчик на основе русской версии теста MMPI - СМИЛ.  

Методика ИТО Л. Собчик позволяет отнести каждого конкретного человека к определенному типу. 

 4) Форма проведения (индивидуальная/групповая,);

5) ограничения по выборке – взрослый вариант;

6) Структура методики;

В опроснике всего 91 простых и понятных утверждений.  Тест ИТО Л.Н. Собчик (Индивидуально типологический опросник / Методика Л. Собчик): Инструкция. Прочитав каждое утверждение, зачеркните "Да" перед номером соответствующего утверждения, если согласны с утверждением или "Нет" если не согласны.

7) Время проведения Время выполнения теста - 30 минут. 

8) Информация о стандартизации (валидна, надежна);

9) метод параллельного теста (методики, которые диагностируют похожие психологические явления) Личностные опросники Айзенка

10) Год издания и название издания.

В 2003 г. - в виде книги «Диагностика индивидуально типологических свойств и межличностных отношений».

ИТО 2.jpg

Б) Проведите само-диагностику акцентуаций личности по опроснику А.Е. Личко ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник).

Ход работы:

- Знакомство с инструкцией к опроснику А.Е. Личко ПДО;

- Самостоятельная работа с текстом опросника и заполнение протокола исследования;

- Обработка результатов: подсчет количества сырых баллов с помощью ключа и занесение их в бланк ответов; графическое изображение собственного профиля личности; интерпретация результатов

- Заполнение рубрикатора или мануала (паспорта методики) (см. по образцу)

Оформление рубрикатора методики (мануала, паспорта методики) включает:

1) Название методики и сокращенное название методики - Метод патохарактерологического исследования подростков, названный Патохарактерологическим Диагностическим Опросником (ПДО),

2) Автор методики (или автор адаптации, модификации)-А.Е. Личко

3) Цель исследования предназначен для определения в возрасте 14–18 лет типов акцентуации характера и типов психопатий, а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей (психологической склонности к алкоголизации, делинквентности и др.), перечисленных в предыдущем разделе. ПДО может быть использован психиатрами, медицинскими психологами, врачами других специальностей и педагогами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.

4) Форма проведения (индивидуальная/групповая, наличие компьютерной версии теста);

5) Ограничения по выборке 14–18 лет;

6) Структура методикиПДО включает 25 таблиц — наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.) В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. С испытуемым проводится два исследования.

В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе № 1 (образцы регистрационных листов приведены в Приложении). Если в каком-либо наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов.

Во втором исследовании предлагается выбрать в тех же таблицах наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационном листе № 2. В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, но негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы. Большое число 0 встречается при сенситивном типе — такие подростки предпочитают отмолчаться, чем сказать неправду.

7) Время проведения - Обычно для проведения исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться или подсматривать выборы друг у друга.

8) Информация о стандартизации (валидна, надежна, область применения – школьная диагностика);

9) Метод параллельного теста (методики, которые диагностируют похожие психологические явления) Опросник К. Леонгарда — С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности»

10) Год издания и название издания.

Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Ред. А.Е.Личко, Н.Я.Иванов. — Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1976.

В). Провести само-диагностику по личностному опроснику Р. Кеттелла 16-PF (A) (компьютерная диагностика).

Ход работы:

- Знакомство с инструкцией к методике Р. Кеттелла 16-PF (A)

- Самостоятельная работа с текстом опросника и заполнение протокола исследования (компьютерная версия);

- Обработка результатов: подсчет количества баллов по каждой шкале с помощью ключа и занесение их в лист ответов; графическое изображение факторов личности (профиль личности); интерпретация результатов (предоставления результатов компьютерной обработки обследования – можно скриншот личностного профиля и компьютерной интерпретации).

- Заполнение рубрикатора или мануала (паспорта методики) (см. рекомендации)

Оформление рубрикатора методики (мануала, паспорта методики) включает:

1) Название методики и сокращенное название методики;

2) Автор методики (или автор адаптации, модификации);

3) Цель исследования;

4) Форма проведения (индивидуальная/групповая, наличие компьютерной версии теста);

5) Ограничения по выборке (возраст, профессия или другое);

6) Структура методики;

7) Время проведения

8) Информация о стандартизации (валидность, надежность, область применения);

9) Метод параллельного теста или опросника (методики, которые диагностируют похожие психологические явления)

10) Год издания и название издания.

Задание 3. Исследование особенностей личности путем диагностики графическими проективными методиками (рисунка).

Знакомство с графическими проективными методиками:

- тест «Автопортрет»;

- тест «Дом-дерево-человек» в разработке Дж. Бука

Ход работы:

1) Выполните одну из представленных выше графических проективных методик (на выбор) и предоставьте рисунок;

2) проведите обработку и интерпретацию результатов с помощью схем для обработки данных, используя рекомендуемые литературные источники (см. в список литературы);

3) Составить рубрикатор к выбранной методике;

4) Рисунок прилагается.

Задание 4. Исследование личностных свойств проективными методами диагностики личности, с помощью методики «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга;

Ход работы:

1. Проведение диагностику личности с помощью проективной методики «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга;

2. проведите обработку результатов;

3) провести интерпретацию результатов;

4) Составить рубрикатор и заполнить протокол к методике «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга

Оформление рубрикатора методики (мануала, паспорта методики) включает:

- Название методики и сокращенное название методики;

-  Автор методики (или автор адаптации, модификации);

- Цель исследования;

-  Форма проведения (индивидуальная/групповая, наличие компьютерной версии теста);

- ограничения по выборке (возраст, профессия или другое);

- Структура методики;

- Время проведения

- Информация о стандартизации (валидность, надежность, область применения);

- метод параллельного теста или опросника (методики, которые диагностируют похожие психологические явления)

- Год издания и название издания.

Предполагаемая литература.

1. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Батаршев. – СПб.: Питер, 2016. – 368 с. — Режим доступа : https://ibooks.ru/reading.php?productid=22014

2. Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Психотерапия, 2006. – 288 с.

3. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. П. Елисеев. — М. : Юрайт, 2018. — 390 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/6B9CA1C5-2CD1-4553-B71C-BEECC034E904.

4. Практическая психодиагностика: методики и тесты : учебное пособие / ред. Д. Я. Райгородский. - Самара : Бахрах - М, 2017. - 672

5. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности / Л.Н. Собчик. - СПб Речь, 2003

6. ЮРАЙТ [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – Электрон.текстовые дан. – Режим доступа: https://biblio-online.ru/ – Загл. с экрана.

7. Романова Е. С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.


Методические рекомендации к выполнению Темы 1. Диагностика личностных свойств в консультативной практике: качественные и количественные методы

Задания к разделу.

Задание 1. Приведите примеры известных Вам методов диагностики черт личности и типов личности, наиболее часто используемые в консультативной практике.

Материал для ответа можно представить в виде таблицы и найти в книгах:

Таблица 1

Методики диагностики черт личности

Методики диагностики типов личности

1

2

3

4

5

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов.2-е издание. – СПб.: Питер, 2006.

2. Двинин А.П, Романченко И.А. Современная психодиагностика: учебно-практическое руководство.- СПб.: Речь, 2012 -283 с. (По теме см. 95-114 стр. Диагностика свойств личности. Опросники. И Диагностика свойств личности. Проективные методики)

3. Носс И.Н. Руководство по психодиагностике: учебное пособие М. (Глава 5. Диагностика характерологических особенностей 253-294 стр.).

4. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. СПб.: Речь, 2003.

Задание 2. Проведите диагностику личностных свойств с помощью стандартизированных методик психодиагностики: опросник Л. Н. Собчик (ИТО); опросник А.Е. Личко ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник, компьютерная версия диагностики) и личностного опросника Р. Кеттелла 16-PF (A) (компьютерная диагностика).

Результаты само-диагностики личностных свойств магистранта 1 курса очно-заочного отделения СпбГИПСР

ОБРАЗЕЦ

А). Проведите само-диагностику индивидуально-типологических свойств (ведущих тенденций) личности с помощью методики Л. Н. Собчик (ИТО).

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к методике Л. Н. Собчик (ИТО) – приведите текст инструкции;

Инструкция: прочитайте каждое утверждение, выберите один из двух вариантов ответов - Верно, если согласны с утверждением, или НЕВЕРНО, если не согласны с этим утверждением.

2) Самостоятельная работа с текстом опросника и заполнение протокола исследования – представить протокол исследования;

Бланк ответов к методике ИТО

Верно

Неверно

Верно

Неверно

Верно

Неверно

1

31

61

2

32

62

3

33

63

4

34

64

5

35

65

6

36

66

7

37

67

8

38

68

9

39

69

10

40

70

11

41

71

12

42

72

13

43

73

14

44

74

15

45

75

16

46

76

17

47

77

18

48

78

19

49

79

20

50

80

21

51

81

22

52

82

23

53

83

24

54

84

25

55

85

26

56

86

27

57

87

28

58

88

29

59

89

30

60

90

91

3) Обработка результатов: подсчет количества баллов по каждой шкале с помощью ключа и занесение их в лист ответов; графическое изображение индивидуально-типологических тенденций личности; интерпретация результатов.

         

Количество баллов по каждой шкале.

Шкалы:

1. Ложь =

2. Аггравация =

3. Экстраверсия =

4. Спонтанность =

5. Агрессивность =

6. Ригидность =

7. Интроверсия =

8. Сензитивность =

9. Тревожность =

10. Лабильность =


Образец

Обработка и интерпретация результатов

ИТО 2.jpg

Рисунок 1. Пример изображения индивидуально-типологического портрета при следующих количественных показателях: ложь — 2 балла, аггравация — 3, экстраверсия — 4, спонтанность — 6, агрессивность -6; ригидность — 4, интроверсия — 6, сензитивность — 7, тревожность — 5, лабильность — 4 балла свойств.

Количество баллов по каждой шкале.

Шкалы:

1. Ложь = 2

2. Аггравация = 3

3. Экстраверсия = 4

4. Спонтанность = 6

5. Агрессивность = 6

6. Ригидность = 4

7. Интроверсия = 6

8. Сензитивность = 7

9. Тревожность = 5

10. Лабильность = 4  


ОБРАЗЕЦ заполнения рубрикатора

4) Рубрикатор или мануал методики (паспорта методики)

1) Название методики и сокращенное название методики

Индивидуально-типологический опросник (ИТО)

2) Автор методики (или автор адаптации, модификации) 

Людмила Николаевна Собчик, ведущий специалист по психологии индивидуальности, действительный член Московской психотерпевтической академии, член-корреспондент Международной Академии информации при ООН, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии МГУ.

3) Цель исследования

Изучение индивидуально-типологических и профессионально-важных свойств личности и толерантности к стрессу на контингенте лиц, профессиональная активность которых проходит в рамках особо сложных и опасных видов деятельности.

4) Форма проведения

Индивидуальная и групповая форма, наличие компьютерной версии теста;

5) Ограничения по выборке (возраст, профессия или другие ограничения)

Возрастной интервал выборки – от подросткового возраста (13-14 лет) до 60 лет

Ограничения в связи с профессиональными требованиями – не указаны.

6) Структура методики

Опросник состоит из 8 основных шкал, оценивающих 4 пары полярных качеств: Экстраверсия - Интроверсия, Спонтанность - Сензитивность, Агрессивность - Тревожность и Ригидность - Лабильность.

Кроме того, возможно выделение вторичных, «дериватных» (по Собчик) качеств из сочетаний первичных качеств. Вторичных качеств также 8, и они тоже разделены на четыре пары полярных качеств: Лидерство - Зависимость, Конформность - Неконформность, Индивидуализм - Коммуникативность и Конфликтность - Компромиссность.

Кроме основных восьми шкал, методика содержит шкалы достоверности: «Ложь» и «Аггравация», позволяющие судить о надежности полученных результатов.

7) Время проведения

Время прохождения тестирования от 15 до 25 минут.

8) Информация о стандартизации (валидность, надежность, область применения);

Надежность методики подтверждена статистической обработкой данных, полученных на основе проведенных исследований в рамках изучения личностных особенностей психически здоровых людей разного пола, возраста и профессиональной направленности (свыше 1000 наблюдений) и при обследовании больных с пограничными психическими расстройствами преимущественно ситуативного генеза (более 450 наблюдений).

Достоверные связи показателей ИТО (r = 0,730**) подтверждены данными корреляционного анализа в процессе сопоставления баллов, отражающих степень выраженности типологических тенденций, с данными объективного обследования и результатами психодиагностического исследования тестами СМИЛ (ММPI), МВЦ (цветовой тест Люшера), МПВ (Сонди) и ДМО (ЛИРИ).

9) Метод параллельного теста (методики, которые диагностируют похожие психологические явления)

К методам параллельного теста можно отнести несколько методик: СМИЛ (ММPI), ДМО (ЛИРИ), тест Г. Айзенка EPI.

10) Год издания и название издания 

Методика ИТО разрабатывалась Л.Н. Собчик с 1970 года, опубликована в 1995 г. как методическое руководство, а в 2003 г. - в виде книги «Диагностика индивидуально типологических свойств и межличностных отношений» и далее «Психология индивидуальности» в издательстве Спб., Речь, 2003.

Б) Проведите само-диагностику акцентуаций личности по опроснику А.Е. Личко ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник, компьютерный варианнт диагностики).

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к опроснику А.Е. Личко ПДО;

Инструкция:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Самостоятельная работа с текстом опросника и заполнение протокола исследования;

Привести таблицу с готовыми результатами из материалов компьютерной обработки

Таблица 2

шкалы

Г

Ц

Л

А

С

П

Ш

Э

И

Н

К

баллы

Буквенные символы кода соответствуют баллам в пользу соответствующих типов:

1) Г — гипертимный

2) Ц — циклоидный

3) Л — лабильный

4) А — астено-невротический

5) С — сенситивный

6) П — психастенический

7) Ш — шизоидный

8) Э — эпилептоидный

9) И — истероидный

10) Н — неустойчивый

11) К — конформный

3) Обработка результатов: подсчет количества сырых баллов с помощью ключа и занесение их в бланк ответов; графическое изображение собственного профиля личности; интерпретация результатов

Представить профиль личности по результатам компьютерной обработки

Обработка результатов с помощью построения графиков

Для подсчета баллов удобно строить график. На нем баллы в пользу каждого типа и каждого показателя, полученные в 1–м и во 2–м исследованиях, суммируются арифметически, т.е. все они откладываются на графиках. К ним приплюсовываются дополнительные баллы на основании оценки построенного графика.

На приведенном ниже в качестве примера графике синим цветом отложены баллы в пользу каждого типа и каждого показателя за выборы в «Тексте ПДО», светло-желтым цветом отложены дополнительные баллы на основании оценки построенного графика (в пользу типа Ш 1 балл за К=1 и 1 балл за d=6). Красным цветом обозначено минимальное диагностическое число.

ПДО - график 1.png

4) Заполнение рубрикатора или мануала (паспорта методики) (см. по образцу)

Оформление рубрикатора методики (мануала, паспорта методики) включает:

1) Название методики и сокращенное название методики;

2) Автор методики (или автор адаптации, модификации);

3) Цель исследования;

4) Форма проведения (индивидуальная/групповая, наличие компьютерной версии теста);

5) Ограничения по выборке (возраст, профессия или другое);

6) Структура методики;

7) Время проведения

8) Информация о стандартизации (валидность, надежность, область применения);

9) Метод параллельного теста или опросника (методики, которые диагностируют похожие психологические явления)

10) Год издания и название издания.

В) Проведите само-диагностику по личностному опроснику Р. Кеттелла 16-PF (A) (компьютерная диагностика).

Ход работы:

1) Знакомство с инструкцией к личностному опроснику Р. Кеттелла 16-PF (A)

Инструкция:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Самостоятельная работа с текстом опросника и заполнение протокола исследования;

Привести таблицу с готовыми результатами из материалов Вашей компьютерной обработки

Таблица 3

Факторы

А

В

С

Е

F

G

H

I

L

M

N

О

баллы

Стэны

Продолжение таблицы

Факторы

Q1

Q2

Q3

Q4

баллы

Стэны

Название факторов:

А – общительность

+В – интеллектуальность

+С – эмоциональная устойчивость

Е – доминантность

F – беспечность

G – моральная нормативность

Н – смелость

I – эмоциональная чувствительность

L – подозрительность

М – мечтательность

N – дипломатичность

O – тревожность

Q1 – восприимчивость к новому

Q2 – самостоятельность

Q3 – самодисциплина

Q4 – напряженность

В книге Двинина А.П., Романченко И.А. Современная психодиагностика приведена сводная таблица названий и описаний факторов «личностного 16-факторного опросника Р. Кеттелла» по форме А и В

Обозначение

фактора

Название фактора

Содержание фактора

А

Аффектотимия - сизотимия

+Доброта, сердечность – обособленность, отчужденность (-)

В

Интеллект

Высокий - низкий

С

Сила Я – слабость Я

Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость

Е

Доминантность - конформность

Настойчивость, напористость – покорность, зависимость

F

Сургенсия – десургенсия

Беспечность – озабоченность

G

Сила сверх Я – слабость сверх Я

Высокая совестливость – недобросовестность

Н

Пармия – тректия

Смелость - робость

I

Премсия – харрия

Мягкосердечность, нежность– суровость, жестокость

L

Протенсия – алаксия

Подозрительность – доверчивость

М

Аутия – праксерния

Мечтательность – практичность

N

Искусственность – безыскусственность

Проницательность, расчетливость – наивность, простота

О

Гипотетия – гипертимия

Склонность к чувству вины – самоуверенность, адекватная уверенность

Q1 

Радикализм – консерватизм

Гибкость – ригидность

Q2

Самодостаточность – социабельность

Самостоятельность –зависимость от группы

Q3

Контроль желаний – импульсивность

Высокий самоконтроль поведения – низкий самоконтроль поведения

Q4

Фрустрированность –нефрустрированность

Напряженность – расслабленность

Группу коммуникативных свойств образуют следующие факторы:

  • А – общительность
  • Н – смелость
  • Е – доминантность
  • L – подозрительность
  • N – дипломатичность
  • Q2 – самостоятельность.

В группу интеллектуальных свойств входят следующие факторы:

  • В – интеллектуальность
  • М – мечтательность
  • N – дипломатичность
  • Q1 – восприимчивость к новому.

В группе эмоциональных свойств объединяются следующие факторы:

  • С – эмоциональная устойчивость
  • F – беспечность
  • H – смелость в социальных контактах
  • I – эмоциональная чувствительность
  • O – тревожность
  • Q4 – напряженность

В группу регуляторных свойств личности входят следующие факторы:

  • Q3 – самодисциплина
  • G – моральная нормативность

3) Обработка результатов: подсчет количества сырых баллов с помощью ключа и занесение их в бланк ответов; графическое изображение собственного профиля личности; интерпретация результатов

Представить профиль личности по результатам компьютерной обработки

16-PF - пример профиля.png

При интерпретации уделяется внимание в первую очередь «пикам» профиля, т. е. наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.

Задание 3. Исследование особенностей личности путем диагностики графическими проективными методиками (рисунка).

Знакомство с графическими проективными методиками:

- тест «Автопортрет»;

- тест «Дом-дерево-человек» в разработке Дж. Бука

Наиболее полное описание и примеры диагностики графическими проективными методиками, представлено в книге Романовой Е.С. Графические методы в практической психологии (Глава 5. Методы графической психодиагностики и Глава 6. Комплексный рисуночный тест «Дом-Дерево-человек»)

Ход работы:

1) Выполните одну из представленных выше графических проективных методик (на выбор) и предоставьте рисунок;

2) проведите обработку и интерпретацию результатов с помощью схем для обработки данных, используя рекомендуемые литературные источники (см. в список литературы);

3) Составить рубрикатор к выбранной методике;

4) Рисунок прилагается.

Задание 4. Исследование личностных свойств проективными методами диагностики личности, с помощью методики «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга;

Ход работы:

1. Проведение диагностику личности с помощью проективной методики «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга;

2. проведите обработку результатов;

3) провести интерпретацию результатов;

4) Составить рубрикатор и заполнить протокол к методике «Фрустрационный тест» С. Розенцвейга

Оформление рубрикатора методики (мануала, паспорта методики) включает:

- Название методики и сокращенное название методики;

-  Автор методики (или автор адаптации, модификации);

- Цель исследования;

-  Форма проведения (индивидуальная/групповая, наличие компьютерной версии теста);

- ограничения по выборке (возраст, профессия или другое);

- Структура методики;

- Время проведения

- Информация о стандартизации (валидность, надежность, область применения);

- метод параллельного теста или опросника (методики, которые диагностируют похожие психологические явления)

- Год издания и название издания.


Тема 2. Диагностика эмоционально-мотивационной сферы личности в ситуации кризиса развития и факторов риска (психоэмоциональной сферы личности)

Задания к разделу.

Задание 1. Перечислите известные Вам методики диагностики эмоционально-мотивационной сферы личности

Задание 2. Провести диагностику эмоционально-мотивационной сферы личности с помощью стандартизированных методик диагностики: САН, Шкала РSМ-25 Лемура—Тесье—Филлиона (Lemyr—Tessier—Fillion); Опросник выраженности психопатологической симпоматики (ОВППС), в разработке Тарабриной (компьютерный вариант); Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки (компьютерный вариант), методика социально-психологической адаптации Д. Роджерса Даймонда.

1. Провести само-диагностику личности с помощью методики 1) САН, 2) Шкала РSМ-25 Лемура—Тесье—Филлиона (Lemyr—Tessier—Fillion); 3) Опросник выраженности психопатологической симпоматики (ОВППС), в адаптации Тарабриной; 4) Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки (компьютерный вариант), 5) социально-психологической адаптации Д. Роджерса и Даймонда.

2. проведите обработку результатов;

3) провести интерпретацию результатов;

4) Составить рубрикатор и заполнить протокол к методикам: САН, Шкала РSМ-25 Лемура—Тесье—Филлиона (Lemyr—Tessier—Fillion); Шкала психологического благополучия, Опросник уровня агрессивности Басса – А. Дарки (компьютерный вариант), социально-психологической адаптации Д. Роджерса и Даймонда.

Задание 3. Исследование эмоционально-мотивационной сферы путем диагностики графическими проективными методиками (рисунка).

- тест «Несуществующее животное»;

- тест «Светофор»

--тест «Психосоматическое и эмоциональное состояние личности»

Задание 4. Исследование эмоционально-мотивационной сферы проективными методами диагностики личности, с помощью методики ТЦВ М. Люшера (компьютерный вариант)

1. Проведение диагностику личности с помощью проективной методики ТЦВ М. Люшера (Тест цветового выбора или тест цветового предпочтения)

2. проведите обработку результатов;

3) провести интерпретацию результатов;

4) Составить рубрикатор и заполнить протокол к методике ТВЦ М. Люшера

Предполагаемая литература.

1. Елисеев, О. П. Практикум по психологии личности [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. П. Елисеев. — М. : Юрайт, 2018. — 390 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/6B9CA1C5-2CD1-4553-B71C-BEECC034E904.

2. Практическая психодиагностика: методики и тесты : учебное пособие / ред. Д. Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 2017. - 672 с.

3. Моросанова В. И. Диагностика саморегуляции человека [Электронный ресурс]: научное издание / В. И. Моросанова, И.Н. Бондаренко. – М.: Когито-Центр, 2015. – 304 с. – Режим доступа: https://ibooks.ru/reading.php?productid=351392

4. Соломин Л. И. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования / Л.И. Соломин.- .СПб.: Речь, 2006.- 280 с. (проективные методы стр 106 - )

4 Романова Е. С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

5. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест Люшера: диагностика нервно-психического состояния. Методическое руководство / В.И. Тимофеев, Ю.И. Филимоненко. – СПб.: ИМАТОН, 2007. -40 с.


Тема 3. Диагностика познавательной сферы и креативности личности в профессиональной деятельности

Задания к разделу.

Задание 1. Назовите тесты измерения интеллекта, наиболее популярные в практике отечественной психодиагностики.

Задание 2. Провести диагностику обще-интеллектуальных способностей студента с помощью теста Равенна (компьютерный вариант), методики «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и методике эмоционального интеллекта. Н. Холла и ЭмИн в адаптации Люсина.

1) Знакомство с инструкцией к тесту Векслера, методики «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и методике эмоционального интеллекта ЭмИн.

2) Самостоятельная работа с текстом теста;

3) Обработка результатов:

- используя ключ к методике, подсчитать количество сырых баллов по субтестам и по тесту в целом;

- с помощью нормативных таблиц перевести сырые баллы в стандартные;

- графически представить индивидуальный профиль структуры интеллекта;

- проинтерпретировать полученные результаты.

Задание 3. Исследование интеллектуальной сферы и креативности путем диагностики графическими проективными методиками (рисунка).

- тест «Картина мира»;

Задание 4. Исследование креативности личности проективными методами диагностики личности, с помощью методики Е. Торренса

1. Проведение диагностику личности с помощью проективной методики Е. Торренса

2. проведите обработку результатов;

3) провести интерпретацию результатов;

4) Составить рубрикатор и заполнить протокол к методике Е. Торренса

Предполагаемая литература.

1. Баданина Л. П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. П. Баданина. —  Москва:  Флинта 2017.— 264 с. – Режим доступа: https://ibooks.ru/reading.php?productid=25350

2. Практическая психодиагностика: методики и тесты : учебное пособие / ред. Д. Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 2017. - 672 с.

3. Ильин Е.П. Психология творчества - .СПб.: Питер

4. Дружини В. Психология общих способностей

5. Акимова М.К. Психологическая диагностика


Тема 4. «Диагностика профессионально-важных качеств личности в области социономических профессий»

Задания к разделу.

Задание 1. Провести само-диагностику профессионально-важных качеств будущего психолога-консультанта с помощью стандартизированных методик: Эмоционального выгорания Бойко, Профессиональная идентичность Л. Б. Шнейдер, тест Способность к эмпатии Бойко,

Задание 2. Провести диагностику стилевой сферы личности в профессии; диагностика стилевой сферы личности студента, с помощью методик: «Стиль саморегуляции поведения» Маросановой (компьютерный вариант);

Ход работы:

1) Проведение диагностики стиля саморегуляции поведения с помощью методики «Стиль саморегуляции поведения» Маросановой; обработка и интерпретация результатов;

2. проведите обработку результатов, и проведите интерпретацию результатов;

3) Составить рубрикатор и заполнить протокол к методике ССПМ «Стиль саморегуляции поведения» Маросановой

Задание 3. Исследование профессионально-важных качеств психолога-консультанта проективными методами диагностики личности,

Тест Сонди (компьютерный вариант)

Предполагаемая литература.

1. Психодиагностика. Практикум по психодиагностике [Электронный ресурс] / ред. Д. А. Донцов. - М:  Человек, 2014. – 224. — Режим доступа :  https://ibooks.ru/reading.php?productid=342876

2.. Практическая психодиагностика: методики и тесты : учебное пособие / ред. Д. Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 2017. - 672 с.

3 Романова Е. С. Психодиагностика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

4. Рамендик, Д. М. Практикум по психодиагностике [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д. М. 4 Рамендик, М. Г. Рамендик. — М. :  Юрайт, 2018. — 139 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/C59615F4-33FC-4D12-95CF-448A49840251

5. Моросанова В. И. Диагностика саморегуляции человека [Электронный ресурс]: научное издание / В. И. Моросанова, И.Н. Бондаренко. – М.: Когито-Центр, 2015. – 304 с. – Режим доступа: https://ibooks.ru/reading.php?productid=351392

6. Собчик .л. .Н Психология индивидуальности СПб Речь, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический инструментарий педагога-психолога

материалы в помощь педагогу-психологугодовой план работы, анализ работы, материальнавя база....

Диагностический инструментарий педагога-психолога

Диагностический инструментарий педагога-психолога...

Диагностический инструментарий педагога-психолога "Психолого-профориентационная работа в период подготовки к государственной итоговой аттестации"

Психологическая поддержка выпускников во время сдачи ЕГЭ - это важный фактор психоэмоциональной подготовки. Цель занятий психологической службы  -  отработка стратегии и тактики поведе...

Диагностический инструментарий педагога - психолога

Диагностический инструментарий педагога - психолога...

Диагностический инструментарий педагога-психолога

Исследование познавательной деятельности обучающихся. Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей....

Диагностический минимум педагога-психолога ДОУ (Источник: диагностический комплект Павлова Н.Н., Руденко Г.Л, 2012 г.)

Диагностический минимум педагога-психолога ДОУ(Источник: диагностический комплект Павлова Н.Н., Руденко Г.Л, 2012 г.)...

Диагностический инструментарий педагога – психолога в работе с детьми «группы риска» по профилактике правонарушений

Диагностический инструментарийпедагога – психолога в работе с детьми «группы риска» по профилактике правонарушений...